Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 859
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.1. Проверка правильности формирования себестоимости
I
числения или сторнирования) реальной сумме соответствующих
I расходов за отчетный год. Эта же методика используется для кон-
I троля списания на себестоимость затрат по ремонту. В настоящее
I
время все предприятия или организации независимо от ведомст-
I венной подчиненности и форм собственности включают расходы
I на все виды ремонта в состав затрат на производство и реализацию
I продукции.
Для равномерного включения затрат на ремонт в себестоимость
I
экономические субъекты могут создавать ремонтный фонд за счет
[ отчислений, определяемых исходя из балансовой стоимости ос-
Г новных производственных фондов и нормативов, разрабатывае-
I
мых и утверждаемых самим предприятием.
При проверке правильности отнесения затрат на ремонт в из-
I
держки производства и сбыта необходимо убедиться в том, что в
расчет нормативов и состава затрат принимаются только основ
ные производственные фонды, а непроизводственные ремонтиру
ют за счет прибыли и других источников финансирования. Кроме
того, нужно проверить, не было ли двойного включения затрат на
ремонт в себестоимость продукции: один раз — при создании
ремонтного фонда, а другой раз — при списании расходов на ре
монт.
При аудиторской проверке правильности отнесения на затраты
накладных (общехозяйственных) расходов необходимо иметь в
виду, что существует два варианта их включения в себестоимость
готовой и реализованной продукции. У большинства предприятий
эти расходы ежемесячно распределяют между незавершенным
производством и различными видами продукции пропорциональ
но установленным базам распределения и полностью списывают
на себестоимость выпущенной продукции.
Другую методику учета общехозяйственных расходов применя
ют предприятия, использующие для исчисления затрат систему со
кращенной себестоимости. В этом случае не зависящие от объема
производства условно постоянные накладные расходы отделяются
от производственных затрат и в конце каждого месяца списывают
ся на себестоимость реализованной продукции.
Проверка правильности отражения в учете и отчетности стои
мости незавершенного производства осуществляется вначале пу
тем контрольного суммирования остатков по счетам 20 «Основное
производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства»,
23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие произ-
Практический аудит 181
8. Проверка затрат на производство, объемов выпуска, реализации продукции
водства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным
У
работам». Полученный итог должен соответствовать сумме одно-1
именной статьи баланса.
Важное значение для реальности итоговых данных о стоимости 1
незавершенного производства имеет оценка остатков незавершен-1
ной продукции, заказов и работ в зависимости от отраслевой спе-
цифики производства и принятого на предприятии варианта учет
ной политики. Остатки незавершенного производства оценивают
либо по полной производственной себестоимости (фактической
или планово-нормативной), либо по сокращенной (частичной) се
бестоимости, из которой исключены условно постоянные общехо- I
зяйственные расходы. В отдельных отраслях промышленности до
пускается оценка незаконченной продукции только по прямым за
тратам материалов и заработной платы на изготовление, например,
на предприятиях по производству метизов, инструментов, под
шипников, либо только по расходу сырья, материалов и полуфаб
рикатов (например, в прядильных производствах ткацких пред
приятий, на рыбоперерабатывающих комбинатах).
Существенную роль в затратах предприятия в условиях рыноч
ной экономики играют коммерческие расходы. За последние годы
на большинстве предприятий они увеличились в абсолютной сум
ме и в структуре затрат. При проверке достоверности отражения
коммерческих расходов в учете используют бухгалтерские записи
на собирательно-распределительном счете 44 «Расходы на прода
жу», данные аналитического учета этих расходов в ведомости № 15
журнально-ордерной формы счетоводства или заменяющей ее ма
шинограмме (регистре автоматизированного учета).
Проверяя правильность отнесения коммерческих расходов на
себестоимость продукции, необходимо иметь в виду, что общая
сумма затрат на рекламу, относимая в дебет счета 44 для налоговых
целей, не должна превышать предельных размеров, определяемых
по утвержденным нормативам в процентах к объему выручки от
реализации продукции, работ и услуг. В состав коммерческих рас
ходов нельзя включать затраты на транспортировку продукции,
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 23
если договорные цены предусматривают ее доставку до станции
(пристани, аэропорта) назначения. На предприятиях, учитываю
щих реализацию по мере отгрузки продукции, эти затраты списы
вают непосредственно на финансовые результаты реализации, де
бетуя счет 90 «Продажи» в корреспонденции со счетами по учету
денежных средств или расчетов.
182
Практический аудит
5.1. Проверка правильности формирования себестоимости
При учете реализации, по мере поступления платежей за про
дукцию и товары по ценам франко-вагон станция отправления,
транспортные расходы до оплаты счетов относят в дебет счета 45
«Товары отгруженные», а после получения платежа списывают в
дебет 90 счета, минуя счет 44 «Расходы на продажу». Таким обра
зом, затраты на транспортировку продукции, возмещенные поку
пателем, не влияют ни на общую сумму затрат предприятия, ни на
финансовые результаты его деятельности.
Решение вопроса о том, полностью относить коммерческие
расходы данного отчетного периода на затраты предприятия или
распределять их между отгруженной и оплаченной продукцией, за
висит от принятого и отраженного в приказе по предприятию вари
анта учетной политики. На практике расходы по сбыту чаще всего
включают в себестоимость лишь оплаченной продукции. Для этого
коммерческие расходы распределяют между отгруженной и реали
зованной продукцией пропорционально установленной базе. Если
учетной политикой предприятия избран вариант учета реализации
по отгрузке продукции, затраты по ее сбыту полностью списывают
на счет 90 «Продажи». На продукцию, отпущенную для внутренне
го потребления подразделениями и дочерними предприятиями ор
ганизации, коммерческие расходы списываться не должны.
Наиболее распространенными ошибками в учете затрат на про
изводство и исчислении себестоимости продукции являются:
— неправильное отнесение затрат на себестоимость продукции
и издержки обращения;
— нарушение правил ведения бухгалтерского и налогового уче
та затрат, предусмотренных приказом об учетной политике;
— отсутствие аналитического учета затрат по видам продукции,
работ, услуг и, соответственно, калькулирования их фактической
себестоимости;
— неправильное применение методов оценки и списания от
дельных затрат на производство и продажу продукции и товаров;
— отсутствие в течение длительного периода или полный отказ
от инвентаризации незавершенного производства.
Завершать проверку правильности формирования себестоимо
сти продукции аудитор должен оценкой эффективности затрат на
производство и продажу. Для этого осуществляется анализ рацио
нальности использования материальных, трудовых и денежных ре
сурсов предприятия, потребленных в его производственно-хозяй
ственной деятельности, выявляются резервы снижения расходов
Практический аудит
183
8.
Проверка затрат на производство, объемов выпуска, реализации продукции по изготовлению и сбыту на единицу продукции, возможности до
полнительной загрузки производственных мощностей, выясняют
ся причины удорожания по отдельным видам затрат. Особое вни
мание уделяется накладным расходам, уровень которых должен оп
тимально соответствовать объемам производства и продаж.
Себестоимость единицы продукции в решающей степени за
висит от оприходованного количества готовых изделий, работ и услуг. Полнота их учета составляет самостоятельный раздел ау- | диторской проверки. При ее осуществлении изучают первичные документы по оформлению операций движения готовой продук
ции, карточки и другие аналитические регистры учета готовых изделий, регистры синтетического учета, бухгалтерскую отчет
ность. При анализе положений приказа об учетной политике в части готовой продукции аудитор знакомится с предусмотрен
ным в нем порядком ведения счетов 40 «Выпуск продукции (ра
бот, услуг)», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу»,
45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи». Обращается внимание на избранный вариант учета выпуска готовых изделий из произ
водства, их оценки в текущем учете и доведения ее до фактиче
ской себестоимости.
Программа аудита включает проверку правильности отнесения активов к готовой продукции, ее оценки, определения фактиче
ской себестоимости полноты оприходования на склад, правильно
сти учета и своевременности документального оформления, со
стояния складского учета готовых изделий. Выясняется также, как часто проводится инвентаризация готовой продукции, соответст
вуют ли показатели отчетности о ее движении данным аналитиче
ского и синтетического учетов.
Прежде всего необходимо проверить наличие тождества пока
зателей общей стоимости фактических остатков изделий данным бухгалтерского баланса, подтверждаются ли они результатами ин
вентаризации. Объемы готовой продукции в стоимостном выраже
нии должны соответствовать информации, отраженной на счете 43
«Готовая продукция». При выявлении несоответствия и выясне
нии его причин следует ориентироваться на данные инвентариза
ции остатков готовых изделий на складах и в выпускающих цехах на определенную дату.
Остатки готовых изделий в текущем учете оценивают по учет
ным ценам (нормативной или плановой себестоимости), а затем доводят их до фактической себестоимости. Это достигается путем
184
Практический аудит
.2. Проверка полноты учета и отражения в отчетности объемов реализации продукции
расчета отклонений от учетных цен и присоединения их алгебраи
ческой суммы к остаткам продукции. Аудитору следует проверить
правильность этого расчета, используя данные счета 40 «Выпуск
продукции (работ, услуг)» либо результаты учета отклонения на
счете 43 «Готовая продукция» по каждому ее наименованию, виду
изделий и в целом по всему объему готовой продукции. Кроме
того, итоговые показатели себестоимости выпущенной из произ
водства продукции сверяют с аналогичными данными в регистрах
синтетического учета по счетам 20 «Основное производство»,
40 «Выпуск продукции» и 43 «Готовая продукция».
Полнота оприходования произведенной продукции может
быть проверена:
— путем составления альтернативного баланса расхода сырья и
материалов в сопоставлении с выходом готовой продукции исходя
из нормативных затрат;
— путем сопоставления данных на оплату конечной продукции
на заключительной стадии ее изготовления и показателей наклад
ных, актов приемки и других документов по оприходованию гото
вых изделий.
При необходимости аудитор изучает записи в карточках, кни
гах складского учета и других регистрах, выясняет, производятся
ли в них ежедневные записи по приходу и отпуску готовой про
дукции.
Наиболее часто встречающимися ошибками в учете готовых из
делий являются неполнота их оприходования, неправильная оцен
ка в текущем учете, отступления от учетной политики, некоррект
ная корреспонденция счетов, особенно при использовании сче
та 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
8.2. Проверка полноты учета и отражения
в отчетности объемов реализации продукции
и другого имущества предприятия
Аудит объема продаж — важнейшая часть аудиторской проверки,
определяющая достоверность показателей выручки от реализации
продукции и другого имущества организации, финансовых резуль
татов деятельности и налогообложения.
Для проверки полноты и правильности оприходования факти
ческой выручки (валового дохода) от реализации основной продук-
Практический аудит
185