Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 841
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.2. Аудиторская проверка в организациях торговли и общественного питания
Аудитору следует убедиться в том, что оборот по дебету счета 41
«Товары» по каждой строке учетного регистра равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете материально ответст
венного лица, а оборот по кредиту — общей сумме расхода (отпус
ка) товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец проверяемого периода также должны совпадать.
Поступление товаров в розничных предприятиях отражают бухгалтерской записью:
Д-т сч. 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
— по розничным ценам
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— на по
купную стоимость
К-т сч. 42 «Торговая наценка» —
на сумму торгового наложения
(скидки).
Счет «Торговая наценка» является контрактивным, отражаю
щим торговую скидку по оприходованным, но еще не реализован
ным товарам. С использованием его данных регулируется оценка остатка товаров в балансе.
На основании товарных и кассовых отчетов торговый оборот розничных предприятий должен быть учтен на дебете счетов учета денежных средств и расчетов и кредите счета 90 «Продажи». Стои
мость проданных товаров списывается с кредита счета «Товары» по розничным ценам с одновременным сторнированием сумм торго
вого наложения, относящихся к проданным товарам в корреспон
денции со счетом 42 «Торговая наценка». Аудитор проверяет пра
вильность и полноту оприходования денежных средств, списания стоимости проданных товаров и расчета реализованных торговых скидок.
Расчет этих скидок должен производиться в сроки, определен
ные учетной политикой организации по следующему алгоритму, тыс. руб.:
Реализация товаров за сентябрь................................................
1862
Остаток товаров на 1 октября.......................................................
550
Всего с остатком.......................................................... ................
2412
Кредитовое сальдо по счету 42 на 1 сентября.............................
36
Оборот за сентябрь (кредит сч. 4 2 ) .............................................
182
Практический аудит
233
10. Особенности практического аудита в отраслях экономики
Списано торговых скидок в связи с внутренним отпуском товаров и списанием недостач (Д-т сч. 42 «Торговая наценка»).................
25
Предварительное кредитовое сальдо сч. 42 на 1 октября •
•
•
■
193
Средний процент торгового наложения (193 х 100 : 2412) * •
■ •
8,0
Нереализованные торговые скидки (59 х 8 ,0 % )..........................
44
Реализованное торговое наложение (193 — 44)..........................
149
Более точный расчет реализованной скидки производится, если он составлен по данным инвентаризации в разрезе товарных групп или отдельных наименований товара.
Издержки обращения розничных торговых предприятий состо
ят из расходов, связанных с приобретением, хранением, подработ
кой, реализацией товаров и затратами на управление магазином, обеспечением условий для его функционирования. В целом состав расходов по основной деятельности (заработная плата персонала, арендная плата и амортизация основных средств, оплата сторон
них услуг и текущего ремонта, транспортные расходы по завозу то
варов и т.п.) и порядок их признания в бухгалтерском учете и ауди
те мало чем отличаются от других отраслей. Определенная специ
фика связана с учетом товарных потерь и распределением издержек обращения между реализованными и непроданными то
варами.
Товарные потери выявляются в основном путем инвентариза
ции. Различают потери в пределах норм естественной убыли и не
корректного поведения покупателей и сверх этих норм. Потери первого рода включают в издержки обращения. Потери товаров сверх этого списывают в убытки только в случаях, когда не выявле
ны их виновники. Как правило, они взыскиваются с виновных по розничным ценам.
Особое значение имеет аудиторская проверка правильности распределения издержек обращения между реализованными това
рами и их остатками на складах и магазинах. Это позволяет пра
вильно определить себестоимость остатков товаров и выявить ре
альный финансовый результат продаж.
Издержки обращения отражают по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счетов 70,69,02,10,76 и т.д. В конце отчетного периода учтенные суммы за минусом издержек обращения на оста
ток товаров списываются с кредита счета 44 в дебет счета 90 «Про-
234
Практический аудит
10.2. Аудиторская проверка в организациях торговли и общественного питания дажи». Обычно из всей суммы издержек обращения на остаток н е
проданных товаров относится по среднему проценту только часть транспортных затрат по завозу товаров и (при значительных сум
мах) доля процентов, уплаченных за банковский кредит.
Пример
(руб.)
1. Издержки обращения на остаток товаров на начало месяца
(начальные сальдо счета 44 в части транспортных расходов и процентов за кредит)
10 ООО
2. Издержки обращения в текущем месяце (заработная плата, аренда, реклама, транспортные расходы, оплата услуг, процен
тов за кредит и т.п.), в том числе транспортные расходы
45 ООО руб., проценты за кредит — 65 ООО руб.
500 ООО
3. Реализовано товаров за месяц
4 200 ООО
4. Остаток нереализованных товаров
800 ООО
5. Средний процент издержек обращения к общей стоимости
(10 ООО + 45 ООО + 65 ООО 120 ООО 100% 1
товаров: ---------------------------------------------- = --------------------------- I
^
4 200 000 + 800 000 5 000000
)
2,4 6. Издержки обращения на остаток нереализованных товаров
(2,4% 800 ООО)
19 200 7. Транспортные расходы и оплата процентов, относимые на счет 90 «Продажи» (120 ООО - 19 200 )
100 800 8. Другие издержки обращения
[500 ООО - (45 ООО + 65 ООО)]
390 ООО
9. Списано издержек обращения на продажу товаров
(390 ООО + 100 800)
490 800
Расходы на остаток непроданных товаров со счета «Расходы на продажу» не списывают. При составлении баланса на их общую сумму уменьшаются (без бухгалтерских проводок) издержки обра
щения отчетного периода.
При выявлении изменения первоначальной стоимости товаров аудитору нужно проверить правильность внесения изменения их оценки в учет в зависимости от того, в текущем году или в предыду
щие периоды была осуществлена поставка товара. Если в торговой организации отсутствует аналитический учет выручки от реализа
ции отдельных видов товаров, его определяют по данным инвента-
Практический аудит
2 3 5
10. Особенности практического аудита в отраслях экономики ризации их остатков, а в межинвентаризационный период — рас
четным путем по данным товарного баланса.
Аудит в предприятиях общественного питания
Предприятия общественного питания (рестораны, бары, кафе, сто
ловые, закусочные) предназначены для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, реализации и организации потребления блюд по заказам и в соответствии с предлагаемым меню. Внешний аудит проводится главным образом в крупных ресторанах, основанных на коллективной собственно
сти нескольких учредителей. В остальных предприятиях время от времени осуществляют внутренний аудит (ревизию).
В организациях общественного питания сохраняются основ
ные правила торгового учета, в основе которого — принцип эконо
мической общности затрат независимо оттого, имеют ли они место в изготовлении блюд, приобретении товаров для перепродажи или относятся к процессу реализации. Здесь не составляют калькуля
ции полной себестоимости, не ведут бухгалтерского учета выпуска продукции в натуральном выражении, не распределяют расходы по функциям производства, реализации, обслуживания и потребле
ния.
Себестоимость услуг предприятий общественного питания обычно формируется на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», но в крупных ресторанах можно использовать и счет 20
«Основное производство».
Покупные продукты, отпущенные для приготовления блюд, списывают с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 29 по учетным ценам и записывают в подотчет заведующему производством, а пе
реданные на кухню — старшему повару или другому материально ответственному лицу кухонного персонала. Учет продуктов, посту
пивших под отчет на кухню, и их расход на приготовление блюд осуществляют в суммовом выражении. Фактическая себестои
мость реализованных изделий и блюд списывается в дебет счета 90
«Продажи» с кредита счета 29, а выручку по отпускной цене, вклю
чающей наценку, приходуют с кредита счета 90 в дебет счета 50
«Касса».
Основанием для аудиторской проверки расходов и доходов в организациях общественного питания служит первичная докумен
тация, среди которой много специализированных форм, например
236
Практический аудит
10.3. Особенности аудита в потребительской кооперации таких, как «Закупочный акт», «Дневной заборный лист», «Кальку
ляционная карточка», «Акт о реализации и отпуске изделий кух
ни», «Контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия» и др.
При аудиторской проверке необходимо оценить степень осна
щения предприятий оборудованием, инвентарем, посудой, вы
явить эффективность их использования. Следует обратить внима
ние на состояние весоизмерительного хозяйства, правила эксплуа
тации контрольно-кассовых аппаратов, правильность ведения книги кассиром-операционистом, составление калькуляций про
дажных цен на продукцию кухни, на полноту оприходования вы
ручки от продаж.
10.3. Особенности аудита в потребительской кооперации
Согласно Гражданскому кодексу РФ потребительским кооперати
вом признается добровольное объединение граждан и юридиче
ских лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объедине
ния его членами имущественных паевых взносов. В нашей стране существуют три основных разновидности кооперативов:
— потребительские общества, осуществляющие закупочную, производственную, торговую и иную деятельностью в интересах своих участников;
— сельскохозяйственные потребительские кооперативы, обес
печивающие сельскохозяйственных товаропроизводителей сред
ствами производства и другими услугами, занимающиеся перера
боткой и сбытом произведенной ими продукции и покупных то
варов;
— специализированные потребительские кооперативы, заня
тые оказанием страховых, консультационных и иных услуг, пре
доставляющие своим членам кредиты, строящие для них дома, га
ражи и т.п.
Отличительными особенностями производственных коопера
тивов, влияющими на организацию и методику проведения их ау
дита, являются: отнесение их согласно действующему законода
тельству к некоммерческим организациям; многопрофильный и многоотраслевой характер деятельности; специфический харак
тер формирования основного и оборотного капитала, доходов и
Практический аудит
237
10. Особенности практического аудита в отраслях экономики расходов, финансовых результатов деятельности и их распреде
ления.
В отличие от коммерческих организаций потребительские ко
оперативы создаются не для извлечения прибыли, а для удовлетво
рения целей, для которых они созданы. Если обычное коммерче
ское предприятие может в любое время по конъюнктурным усло
виям рынка изменить ценовую политику или другие условия своей работы в неблагоприятную для клиентов сторону, прекратить свою деятельность или отдельные ее виды в случае их убыточности, то кооперативные организации, принадлежащие потребителям, сде
лать это не имеют права.
Вместе с тем кооперативное предпринимательство осуществля
ет хозяйственную деятельность полностью на свой страх и риск и под имущественную ответственность различных групп участников, объединенных в кооперативы и их союзы. Основной и оборотный капитал потребительского общества формируется за счет паевых взносов его членов. Эти средства являются собственностью коопе
ратива как единого целого, а не собственностью его участников.
Финансовый результат, полученный обществом от предпринима
тельской деятельности, должен оцениваться аудитором как доход потребительского кооператива, подлежащий распределению меж
ду его членами. Убытки кооператива его члены обязаны покрыть в течение трех месяцев после утверждения ежегодного бухгалтерско
го баланса путем дополнительных взносов.
По-иному осуществляют распределение доходов потребитель
ского кооператива. Если в других хозяйственных обществах, также основанных на коллективном владении, прибыль распределяют пропорционально величине вложенного капитала и выплачивают в виде дивидендов, в кооперативах при распределении полученного дохода по итогам работы за год учитывается не только стоимость внесенных паевых взносов, но и степень участия его членов в дея
тельности кооператива. При аудиторской проверке необходимо обратить на это внимание.
Экономика потребительской кооперации включает торговлю, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, производство товаров народного потребления, подсобное сельскохозяйственное производство, бытовые услуги, строительст
во, транспорт, кредитные и внешнеторговые операции. В боль
шинстве из перечисленных отраслей и операций применительно к
238
Практический аудит
10.3. Особенности аудита в потребительской кооперации системе потребительской кооперации нет каких-то принципиаль
ных отличий в организации и методах аудита. Следует, однако, иметь в виду, что поскольку потребительские кооперативы по зако
ну не являются коммерческими организациями, на них не распро
страняется обязательность внешнего независимого аудита. Про
верку обычно осуществляют службы внутреннего аудита (ревизии и контроля) вышестоящих организаций (республиканских, крае
вых, областных союзов потребительских обществ). Вместе с тем от
дельные производственные кооперативы по собственному жела
нию могут принять решение о проведении инициативного внеш
него аудита, заключив об этом договор с независимой аудиторской фирмой.
Рассмотрим некоторые аспекты внешней и внутренней ауди
торской проверки наиболее специфических для потребительской кооперации видов деятельности и операции.
Аудит заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья
Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и про
дукции личных подсобных хозяйств, народных промыслов произ
водят у граждан и юридических лиц со значительным привлечени
ем наличных денежных средств. Для приближения закупок к местам приобретения и переработки сырья создается сеть универ
сальных приемо-заготовительных, квасильно-засолочных, ското
убойных и грибоварочных пунктов, хранилищ, сушилок и складов по видам продукции.
Заготовка продукции растениеводства, овощей, фруктов, гри
бов, лекарственных трав, меда и т.п. носит сезонный характер.
Объемы закупок и цены во многом зависят от урожайности, по
годных условий и предприимчивости заготовителей. Каждому за
готовителю должно быть выдано удостоверение о том, что он дей
ствует по поручению потребительского общества, а также бланки приемных квитанций, прейскуранты закупочных цен, стандарты, технические условия на приобретаемую продукцию и сырье, весо
измерительные приборы. В расчетах с населением и сельскохозяй
ственными организациями может применяться давальческая фор
ма расчетов или платеж производится готовой продукцией, дру
гим товаром, оказанием услуг. Часто поставщикам и кооперативу выгоднее расчеты по стоимости переработки исходного сырья, по-
Практический аудит
239
10. Особенности практического аудита в отраслях экономики скольку именно она входит в расчет налогооблагаемой базы, а входной НДС на сырье (молоко, например) не начисляется. Ауди
тор должен оценить степень этой выгодности и высказать свои ре
комендации по совершенствованию форм расчетов потребитель
ского кооператива с клиентами, в том числе и с позиций налого
обложения.
Цены заготовления и продажи в потребкооперации макси
мально приближены к рыночным. При необходимости коопера
тивы могут создавать фонд компенсации изменения цен и ауди
тор обязан проверить правильность его образования и использо
вания.
Одним из условий контроля за полнотой и правильностью оп
риходования заготовленного сырья и продукции является его обя
зательное взвешивание и документирование. Оно проверяется по показателям реестров их поступления на склады, в места перера
ботки и продажи. При этом изучаются данные, отраженные в кни
гах складского учета. Основным документом учета овощей, плодов и ягод является дневник поступления этих продуктов. В нем указы
ваются дата и место заготовления, качество и масса продукции, фа
милии ответственных лиц, от которых она принята. Основанием для проверки правильности учета отправки продукции в торговые и перерабатывающие организации служат товарно-транспортные накладные.
Важное значение имеет учет движения сельскохозяйственной продукции и сырья, оценка аудитором реальности его естествен
ной убыли и порчи. Детально проверяются расчеты со сдатчиками и покупателями этой продукции.
Проверка правильности определения фактической себестои
мости заготавливаемого сырья, фруктов и овощей осуществляется по данным синтетического счета по учету заготовления сельскохо
зяйственной продукции. На дебете этого счета показывают факти
ческую себестоимость заготавливаемой продукции, которая вклю
чает закупочные цены и установленные к ним доплаты, а по креди
ту — количество заготовленных продуктов и их стоимость.
Расходы по заготовкам предварительно группируются на счете
«Заготовительно-складские расходы». Они включают затраты на приобретение и заготовку сельскохозяйственной продукции, в том числе и доплаты. Учет доплат к заготовительной стоимости сырья ведется по их видам. Доплаты производят за повышение сахаристо
сти, раннюю поставку сырья, складирование сельскохозяйствен-
240
Практический аудит
10.3. Особенности аудита в потребительской кооперации ной продукции, за ее сверхплановую сдачу и т.п. Расходы по дос
тавке сырья с полей, огородов и садов также относятся на расходы по заготовлению сельскохозяйственной продукции.
Важное значение имеет качество заготовленного сырья и дру
гой продукции. При этом состав сырья, его структура, сахаристость и другие характеристики должны соответствовать действующим стандартам или техническим условиям.
Отклонения от планово-заготовительной стоимости или суммы транспортно-заготовительных расходов исчисляются по каждому виду сырья и материалов отдельно.
Особое внимание при аудиторской проверке обращается на со
стояние расчетов со сдатчиками и покупателями заготовленной сельскохозяйственной продукции и сырья. Здесь недопустимы су
щественные размеры дебиторской и кредиторской задолженности, их значительное увеличение. Необходимы гибкие формы расчетов, применение ценовых скидок и наценок. Вполне приемлемо аван
сирование в счет предстоящих поставок и продажи, контрактация закупок. Этим заготовительные кооперативы могут упрочить свои позиции в конкуренции с индивидуально-частными предприни
мателями, городскими и сельскими рынками.
Особенности аудита на предприятиях по производству сельскохозяйственной продукции
К основным перерабатывающим производствам в потребительской кооперации относятся переработка сельскохозяйственного сырья, консервные, кондитерские производства и хлебопечение. Форми
рование экономических показателей для оценки эффективности деятельности этих предприятий связано со спецификой учета рас
ходов, которая, в свою очередь, зависит от технологических осо
бенностей производства, реализации и потребления готовой про
дукции.
Существенными технологическими особенностями, влияющи
ми на учет затрат и формирование информации о финансово-хо- зяйственной деятельности этих производств, являются:
— высокая пищевая ценность исходного сырья и его изменяю
щиеся под влиянием времени и условий потребления характери
стики;
— необходимость комплексного использования сырья и цен
ных отходов;
Практический аудит 241
10. Особенности практического аудита в отраслях экономики
— перерабатывающий характер большинства производств, их рецептурный характер и многоассортиментиость;
— аппаратурная технология изготовления продукции, высокий уровень автоматизации;
— ограниченные сроки реализации и потребления многих про
дуктов, повышенные требования к ее качеству, санитарно-гигие- ническим условиям производства и использования.
Высокая ценность пищевого сырья обязывает работников бух
галтерии вести тщательный учет его движения по всем статьям тех
нологического процесса. По производственным подразделениям учитываются и возвратные отходы. Они подразделяются на ис
пользуемые в основном производстве и реализуемые на сторону.
Отходы, используемые в производстве, оценивают, как правило, по стоимости исходного сырья, а реализуемые — по ценам реали
зации.
Часть пищевого сырья и материалов подвергается лаборатор
ным испытаниям или технической экспертизе. Их поступление учитывается в особом бухгалтерском регистре (журнале). Такие ма
териалы хранятся на складах обособленно и не могут расходоваться до окончания технического осмотра или лабораторного испыта
ния. После этого их поступление оформляется приходным орде
ром, отпуск — по лимитным картам, требованиям и т.п.
Аудитор оценивает состояние учета и контроля расходования сырья и другой сельскохозяйственной продукции главным образом по первичным документам и актам инвентаризации их остатков в местах хранения и в незавершенном производстве.
Величина незавершенного производства на начало и конец от
четного периода в большинстве предприятий пищевой промыш
ленности определяется по количеству сырья, полуфабрикатов, ма
териалов, жидких продуктов и полупродуктов, находящихся в ап
паратах и емкостях в процессе производства. Сюда же относится продукция цехов, не прошедшая всех стадий обработки, не приня
тая ОТК или не сданная на склад.
Оценка незавершенного производства в большинстве случаев осуществляется по себестоимости сырья и материалов, загружен
ных в аппараты, с добавлением плановых затрат на обработку по соответствующим стадиям производства. В кондитерской про
мышленности все расходы по обработке относятся на себестои
мость товарной продукции.
242
Практический аудит