Файл: Урок азбука первая учебная книга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока 41, 42.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа

  • Игра «Твердый–мягкий».

Слова: дерево, садовник, водолаз, Денис, звезда, дом, дуб, дети, Дима, орден, дым, плод.

  • Игра «Покорение вершин».

На доске напечатаны слоги, дети на магнитной доске выкладывают слова.



1. По слоговой таблице (с. 108) устанавливается сходство и различие в произношении [д] и [т], [д’] и [т’] – [д] и [д’] звонкие; [т] и [т’] – глухие.

2. Дети читают пары слов.

Л4, Р4, К4.

Дети поднимают синюю карточку, если в названии предмета согласный [д] твердый, и зеленую – если мягкий.
Дыра, рада, дали, Лида, дама.
Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа.

  1. Работа по теме урока

Самостоятельная работа

  • Чтение рассказа «Реки», с. 108.

Вопросы:

– Какие реки вы знаете?

– Какой транспорт ходит по рекам?

– Что возводят через реки? Для чего?

– Какие грузы перевозят по рекам?

  • Игра «Наоборот».

Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).




3. Зачитываются пары слов (с. 108) и устанавливается, что на месте букв т и д в конце слова произносится звук [т].

Чтобы определить, какую букву нужно писать, надо изменить слово.

плот – плоты

плод – плоды

труд – труды

Самостоятельная работа

  • Чтение рассказа «Кто кем работает», с. 109.

Вопросы:

– Где работает папа Тимы?

– Кем работает мама Димы?

– Чей брат музыкант?

– Какие профессии вы знаете?

– Кем работают ваши родители?

Работа в парах, с. 109 учебника

Фронтальная работа

Повторяются все изученные буквы, с. 109. Определяется место буквы д на «ленте букв».

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Злой – … (добрый)

дикий – … (домашний)

короткий – … (длинный)

мальчик – … (девочка)

бабушка – … (дедушка)

враг – … (друг)

городской – …(деревенский)

Дети рассматривают рисунки с изображением людей разных профессий. Составляют предложения.

Врач лечит больных

Повар готовит обеды.

Художник рисует картины.


Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Фронтальная работа

  • Чтение текста на с. 107.

Вопросы:

– Что увидели дети?

– Куда полез Денис?

– Что сделала садовник?

– Что случилось с Денисом? Почему?

6. Работа со словами антонимами, с. 107.

Л4, П6, К2.
Дети читают слова-антонимы.

Определяют, что антоним слова медленно – быстро.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».



Урок № 43, 44.


Тема: Гласные буквы Я, я.

Цель: познакомить учащихся с гласной буквой Я я; развивать речь, логическое мышление, память.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, проектор, экран, компьютер.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока 43.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Формирование новых знаний, умений и навыков.




Фронтальная работа

Вспоминаются все изученные гласные буквы.

Фронтальная работа

– Произнесите слово яблоки по слогам.

– Сколько слогов в слове? (3).

– Какой первый? (яб).

– Какой второй? (ло). Третий? (ки).

Рассматривается начерченная на доске схема к слову яблоки. Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния. Медленно произносится первый слог [й’аб]. Выясняется, что он состоит из трех звуков. Учитель сообщает, что два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова яблоня.

Учитель показывается карточку с буквой Я я.

– Какая это буква?

- На что похожа эта буква?

Читать слова с буквой я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

  • Игра «Кто внимательный?».

На доске – предметные картинки.

– Какая буква стоит в начале всех этих слов?

– Сколько звуков вы слышите, произнося букву Я? Назовите их? [й’а].

Л4, Р4, К4; П4, 7.
На предметных картинках дети рассматривают яблоки и яблоня, произносят эти слова.

Производится слого-звуковой анализ этих слов.

Дети вспоминают, какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой (е).

Делается вывод, если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а].


Дети называют слова: яблоко, ягоды, ягненок, яблоня, яйцо.


  1. Работа по теме урока

Беседа с. 110

- Мы все с вами живем в России.

Россия – наша Родина. Столица нашей Родины – Москва. Каждое государство имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Учитель рассказывает о государственной символике и показывает изображение флага и герба.

Индивидуальная работа

  • Нечитающие ученики (с.111)

Вопросы:

– Что посадим у дома?

– Какие фрукты вырастут у нас?

– Кто будет рад нашим успехам?

– Чем славятся русские?

  • Читающие ученики (с.110)

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Чтение слогов-слияний, с. 97

Делается вывод, что в слогах-слияниях бе, би согласный звук [б’] – мягкий, а в слогах-слияниях ба, бо, бу, бы согласный звук[б] твердый.


Учащиеся читают слоги, слова, текст и отвечают на вопросы.

Ученики читают пословицы и объясняют их значение

Физминутка

  1. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Работа в парах с. 112

- Прочитайте слова. Объясните, почему в слове маяк четыре буквы, а звуков – пять?

- Прочитайте слова с буквой я в начале слова, затем с буквой я в середине слова, в конце слова.

Самостоятельная работа, с. 112

Чтение текста «Маяк»

Работа в парах

Задайте друг другу вопросы по тексту.


Л4; П6, 2; К2.


Возможные вопросы:

- Почему на море стало темно?

– Куда торопятся суда?

– Что им встречается на пути?

– Что помогает судам смело идти в порт?

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».




Ход урока 44.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

  • Игра «Угадайте слово».

Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).

– Произнесите первый слог слова. Сколько звуков обозначает буква Я. (2 – [й’а]).

Л1; Р4; П1, 2; К2.

Определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге.

  1. Закрепление опорных знаний.




Самостоятельная работа, с. 115 учебника

  • Чтение слов в столбиках

– С какой буквы начинаются все слова?

– Сколько звуков обозначает буква я?

Работа в парах, с. 115 учебника

Соотношение картинок со словами

Учащиеся стрелками соединяют названия фруктов и ягод с картинками.

Индивидуальная работа

Слабо читающие дети

  • Чтение текста «Сад», с. 115.

- Придумайте вопросы по тексту.

Хорошо читающие дети

с. 114 – прочитать и объяснить значение пословиц.

Л4, Р4, К4; П4, 7.

Обозначать слияние j’а буквой я. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я(обозначать целый слог-слияние — два звука).

Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой яв начале слова.


Читать текст и задавать вопросы по его содержанию.

Выявлять способ чтения буквы яв начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Возможные вопросы:

– Что делали дети в саду?

– Зачем им лопаты?

– Что посадили дети в саду?

– Что вырастет в саду?

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

Фронтальная работа, с. 116 учебника

Определение многозначности слова язык, с. 120.

  • Чтение текста «Языки».

Учитель выясняет, как поняли ученики различные значения слова язык.


Индивидуальная работа, с. 116 учебника

Хорошо читающие дети

  • с. 116 – Выразительное чтение стихотворения, заучивание наизусть.

Самостоятельная работа, с. 117 учебника

Л4; П6, 2; К2.

Иностранный язык – на нем говорят люди других стран;

Язык пламени – пламя – похоже, как будто лижет языком дрова.

Язык колокола – молоточек, который ударяется о края колокола.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».



Урок № 45.

Тема: Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии..

Цель: закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги, проектор, экран, компьютер.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний

  • Игра «Слоговое лото».

а) Составление слов из слоговых карточек: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем.

б) Составление имен со слогами: я, ся, ля, то, ра, ва, ря, ва, ва, на, ня, ва, ля, я, ка, тя, ня, та.

Игра «Прочитайте слово» (акростих).

Текст заранее записан на доске. Первые буквы каждой строки написаны цветным мелом. Учитель читает текст.

Я ельником шла,

Гостинец нашла –

Отличный, отличный, отличный!

До самых краев

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.

(Ответ: ягодки.)

Назовите ягоды, которые вы знаете.

Л1; Р4; П1, 2; К2.

Яблоко, ребята, земля, знамя
Яна, Вася, Валя, Ваня, Варя, Толя, Рая, Катя, Таня


Дети находят слово, прочитав выделенные буквы.

Брусника, малина, черника, крыжовник, земляника

  1. Закрепление опорных знаний.




Фронтальная работа, с. 113

  • Чтение слогов-слияний

Определение твердости – мягкости согласных.

  • Произношение скороговорок (можно в виде конкурса).




Л4, Р4, К4; П4, 7.

Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делатьвывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ’а, то пишется буква я. Обозначать буквой я гласный звук ’а после мягких согласных.

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа в парах, с. 113

  • Чтение текста «Земля»

– Подчеркните слова, в которых встретилась буква я.

– Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему они так написаны?

Определяется многозначность слова «Земля».

Самостоятельная работа, с. 117

  • Прочитайте столбики слов и определите, в каком слове буква я обозначает один звук, а в каком – два.

  • Соотнеси рисунки и названия птиц.

Фронтальная работа, с. 117

Повторяются все изученные буквы «Лента букв».

Дети отвечают на вопросы:

– Сколько букв вы уже знаете?

– Сколько гласных? Перечислите их.

– Сколько согласных? Назовите их.

– Какие согласные глухие? Какие звонкие.

– Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?

Л4; П6, 2; К2.

Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.


Ученики стрелками соединяют названия птиц с соответствующими картинками.
Определять место буквы я на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.


  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».