Файл: Урок азбука первая учебная книга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Урок № 46, 47.

Тема: Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.

Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г′], буквой Г, г; развивать речь, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, ПК, проектор, экран.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока 46.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Формирование новых знаний, умений и навыков.




Фонетическая зарядка.

– Как гогочет гусь? (Га-га-га…)

Звуки [г] и [г′] выделяются из слов грибы и круги.

  • Игра «Звук заблудился».

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Л4, Р4, К4.

Дети рассматривают предметные картинки с изображением грибов и кругов; под картинками начерчены схемы к этим словам.

Делается вывод, что в слове грибы звук [г] – согласный, звонкий, твердый (так как за звуком [г] следует согласный звук [р]).

В слове круги звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий (так как гласный звук [и] показывает мягкость предшествующего звука [г]).

Выделять звуки г и к’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки,

  1. Работа по теме урока

Учитель показывает букву Г г, которой обозначаются изучаемые звуки.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

С. Маршак

Фронтальная работа, с. 119 учебника

  • Чтение слогов




  • Чтение слов в столбиках.

  • Определяется твердость – мягкость согласных звуков [г].

Самостоятельная работа

  • Чтение текста

  • Вопросы:

– Что собирали Галя и Гена?

– Как их можно назвать? (Грибники.)

– Какие грибы нашла Галя? А Гена?

– Как можно назвать Гену? (Горе-грибник.)

Проводится словарная работа:

На доске записываются отдельные слова:

Грибники – те, кто собирает грибы.

Грибные места – там, где много грибов.

Горе-грибник – грибник-неудачник.

Индивидуальная работа, с. 118

  • Чтение пословиц

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.


Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Читать слоги и слова с изученной буквой, выявлять отсутствие слияний с гласными буквами ы и я.
Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах.

По рисункам ученики называют съедобные и несъедобные
грибы.


Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа, с. 120

Соотношение картинок со словами.
Работа в парах, с. 120

Составление рассказа о зиме по опорным словам.

  • Выразительное чтение стихотворения А. Барто. Заучивание наизусть.

Самостоятельная работа, с. 121


Л4, П6, К2.

Учащиеся стрелками соединяют названия деревьев с рисунками листьев этих деревьев.
Находить в текстах слова с буквой г.

Читать текст и задавать вопросы по его содержанию.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».




Ход урока 47.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Закрепление опорных знаний.

Фронтальная бота

  • Игра «Доскажите словечко».

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Лодки по морю плывут,

Люди веслами … (гребут).

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый … (гусь).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица … (грач).

Вопрос:

– С наступлением какого времени года возвращаются из теплых стран грачи?

Работа в парах, с. 121

  • Чтение рассказа «Весна».

Вопросы:

– Когда тает снег в лесу?

– Куда сбегает талая вода?

– Что вырастет на лугу?

    1. Проговаривание скороговорок, с. 121.

Конкурс на лучшее проговаривание скороговорок.

2. Определить у кого что? (с. 123).

Дети стрелками соединяют соответствующие пары слов. Читают полученные предложения.

Л4, Р4, К4.

Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.


У гуся лапы.

У тигра когти.

У оленя рога.

У коня грива.

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа, с.122

  • Чтение рассказа «Подарки к празднику» Вопросы:

– Кому первоклассники приготовили подарки?

– Что сделали Катя и Галя?

– Кто сплел коврик?

– Кто вырезал солдатиков?

– Кто вылепил Буратино?

– Что сделали Вера и Ваня?

– Кто будет рад подаркам?

Работа в парах, с.123

Разгадывание ребусов

По слоговой таблице, начерченной на доске, проводится сопоставление звуков [г] и [к], [г’] и [к’]




А

О

У

Ы

И

Е

Я

Г

ГА

ГО

ГУ



ГИ

ГЕ



К

КА

КО

КУ



КИ

КЕ



Учитель обращает внимание учащихся на отсутствие слияний под гласными буквами ы и я.

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Дети на рисунке узнают розу, добавляют перед словом букву г, получая слово гроза. Слово выкладывается на магнитной доске, дается характеристика звукам.

Определяют второе слово – радуга. Выкладывается слово из букв на магнитной доске, дается характеристика звуков.

Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных г, г’ и глухих согласных к, к’ в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении г и к, г’ и к’. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки г — к и г’ — к’ в словах.

Дети делают вывод, что в слогах-слияниях га, го, гу – согласный звук [г] – звонкий, твердый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку – согласный звук [к] – глухой, твердый.

ги, ге – звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий.

ки, ке – звук [к’] – согласный, глухой, мягкий.

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа, с. 123

Разгадывание загадок.

Выслушав отгадки трех загадок, данных в букваре, учитель просит детей загадать известные им загадки.

  • Игра «Доскажите предложение».

Вместо точек придумать слова на букву г.

Машина стоит в … (гараже).

Гость проживает в … (гостинице).

Мама купила сочные, сладкие … (груши).

Папа любит читать … (газеты).

Фронтальная работа, с. 123

Повторяются все изученные буквы.

Определяется место буквы г на «ленте букв».

Л4, П6, К2.
Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова).


Определять место новой буквы на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».



Урок № 48, 49, 50.


Тема: Мягкий согласный звук [ч'], буква Чч.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ч’], буквой Ч ч; развивать речь, память, логическое мышление. Закрепить знания учащихся о согласной букве ч, сочетании ча в словах.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний.

Фонетическая зарядка.

– Как чирикает воробей? (Чик-чирик-чирик.)

Учитель сообщает, что этот звук всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает.

Дети устанавливают, что звук [ч’] глухой согласный.

  • Игра «Кто больше?».

Придумайте слова, где звук [ч’] в конце. (Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь и т. д.).

  • Игра «Звук заблудился».

На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) –

скок да скок!

Синеет море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

Л4, Р4, К4.
Дети рассматривают предметные картинки с изображением ручки и мяча и начерченные к этим словам схемы.

Из предложенных слов ручка и мяч выделяется изучаемый звук.
Выделять звук ч’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук ч’ всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.

Дети знакомятся с печатной буквой Ч ч,

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа, с.4 (часть 2 «Азбука»)

  • Чтение слогов-слияний, слов.

4. Разгадывание загадки. (Часы.)

Вопрос:

– Какие бывают часы?

Самостоятельная работа, с.5

  • Чтение текста на с. 5.

Вопрос:

– О каких еще часах узнали?

Фронтальная работа (на доске)

Какая гласная пропущена?

ч_с ч_б

ч_сы ч_до

ч_сики ч_лок

(гласная А) (гласная У)

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Дети приводят загадки о часах, которые они знают. Рассматривают рисунок на с. 4.

Наручные, настольные, настенные, песочные, будильник, солнечные. Часы могут быть механические, кварцевые, электронные.

Дети читают слова, выделяя сочетания ча и чу. Учащиеся вспоминают, как им было объяснено, почему в сочетании ча пишется буква а.



Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

  • Чтение слов в столбиках, с. 6.

Образование слов (с уменьшительно-ласкательным значением).

река – речка рука – ручка туча – тучка

  • Чтение текста на с. 6.


. Наблюдение за различными значениями слова ручки.

В первом значении ручки – ручки маленькой Верочки.

Во втором случае – ручки – школьная принадлежность, которой ученики пишут в тетрадях.

В третьем – ручки – у входной двери.

Делается вывод: слово ручки имеет несколько значений, значит оно многозначное.

  • Чтение рассказа «Мы учимся», с. 7.

Вопросы:

– Что ученики делают на уроке математики?

– Какие слова читают дети на уроке чтения?

– Какие буквы прописывают дети?
Индивидуальная работа, с.7

Читающие ученики.

Самостоятельная работа, с.8

  • Чтение стихотворения В. Берестова.

– В какую игру играют девочки?

Работа в парах, с.8

2. Соотношение картинок со словами.

– Что можно приготовить из ягод? (Ответы детей.)

Индивидуальная работа, с.8

Читающие дети

Самостоятельная работа, с.9

  • Чтение рассказа «Приятели-лодыри».

Выясняется понимание его содержания и шутливого характера.

  • Чтение поговорок.

Выясняется, можно ли отнести эти поговорки к только что прочитанному рассказу.

- В каких других случаях в жизни их уместно употребить?

Фронтальная работа (при наличии времени)

  • Игра «Наоборот». (Подбор к словам антонимов.)

Учитель называет слово, дети – антоним.


Л4, П6, К2.
Дети выкладывают слова на магнитной доске, объясняя, каким образом получают уменьшительное к данному слову.
Дети находят слова с уменьшительно-ласкательным значением. Читают только эти слова (мосточка, кусточком, лисички, сестрички).

Дети называют слова, от которых были образованы уменьшительно-ласкательные слова (мост, куст, лиса, сестра).

Дети читают предложения, с. 5.


Дети перечитывают текст, подчеркивая слова, в которых встречается буква ч.

Отдельно читаются уменьшительно-ласкательные слова, называются слова, от которых они образовались.

Дети стрелками соединяют рисунки с названиями ягод. Называют ягоды, которых нет на картинках.
Дети читают стихотворение Е.Благининой «Голодно, холодно…» Объясняют главную мысль текста.

Повторно чтение рассказа проводится в лицах.

Грязный… (чистый).

Трусливый… (смелый).

Мягкий… (твердый).

Грубый… (нежный).

Замкнутый… (открытый).

Слабый… (сильный).

Светлый… (темный).

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».



Урок № 51, 52.

Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Цель: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Мотивация учебной деятельности

Проблемный вопрос

- Подумайте, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звука?

Л1; П7; К2.

Свободные высказывания детей

  1. Формирование опорных знаний.

Фронтальная работа, с. 11

Выделение мягких согласных в словах гусь, гуси

Выясняется, что согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.

Устанавливается, что слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, образующих один слог).

Учитель показывает букву ь.


2. На доске – предметные картинки с изображением леса и лося.

Учитель предлагает прочитать слово лес, напечатанное на доске, и разобрать его. (Оно состоит из слияния и твердого согласного звука; три звука образуют один слог.)

Вопрос учителя:

– Как мы узнаем, что последний звук в этом слове твердый согласный?

– Как произносится последние звуки в слове лось?

– Как узнали, что последний звук в слове лось при чтении этого слова надо произносить мягко?

Чтение текста, с. 11

Самостоятельная работа, с. 11

  • Чтение слов в столбиках.

Образование слов единственного и множественного числа.

Индивидуальная работа, с.10

Прочитать и объяснить пословицы.

Л4, Р4, К4.

Дети рассматривают предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся. Под картинками начерчены схемы к этим словам. гуси гусь

Дети внимательно рассматривают схемы к словам.

Дети называют её и объясняют роль этой буквы в словах. (Эта буква сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.)

После буквы С никаких других букв нет.
Мягко.

После буквы с особая буква – ь, знак мягкости согласного.

Читать текст. Задавать вопросы по содержанию текста. Находить в тексте слова с новой буквой.

Называют слова, которые обозначают один предмет и несколько предметов. Приводят свои примеры.

  1. Работа по теме урока

Работа в парах, с. 12

  • Чтение слов в столбиках.

Образование слов единственного и множественного числа.

Индивидуальная работа, с. 12

Чтение текста
Фронтальная работа, с. 13

  • Чтение слов.

– Задайте вопрос к каждому прочитанному слову.

Придумайте предложение со словом думать.

2. Проговаривание скороговорки (можно в виде конкурса).

3. Кто? или Что?

Закончите предложения. Замените несколько слов одним.

Снегирь и гусь – птицы.

Тополь и ель – деревья.

Учитель объясняет, что к словам, которые обозначают животных, можно задать вопрос кто? а вопрос что? – к словам, обозначающим растения и неживые предметы.

Фронтальная работа, с.13

Образование новых слов с использованием буквы ь.

  • Чтение слов.

  • Чтение текста. Подчеркнуть слова, в которых встречается буква ь.

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Придумывать окончание рассказа. Находить в тексте слова с новой буквой.

Читать текст. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой.

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа, с.14

  • Чтение текста.

Вопросы:

– Кто был на лугу?

– Что делал Петя?

– Что умеет гусь?

– Правильно ли поступил Петя?

– Как наказал его гусь?

Фронтальная работа, с.14

  • Чтение и заучивание считалки.

Подчеркнуть слова, в которых на конце буква ь. Определить, мягкость каких согласных обозначена буквой ь. Назвать их.

Работа в группах, с. 14

  • Загадка-игра.

– Как спрятать ь в середину слова?

пень – … (пеньки) день – … (деньки)

окунь – … (окуньки) уголь – … (угольки)

зверь – … (зверьки) огонь – … огоньки

Самостоятельная работа, с.15

  • Чтение текста.

Обратить внимание учащихся на вопросительные предложения, умение правильно читать эти предложения.

Фронтальная работа, с.15

Повторение всех изученных букв.

Вопросы:

– Сколько гласных вы знаете? Назовите их?

– Какие из них обозначают мягкость согласного звука?

– Какая еще буква обозначает мягкость согласного звука?

Л4, П6, К2.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой.

Делается вывод, что буква ь для обозначения мягкости употребляется не только в конце слова, но и в середине.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой.

Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь.


  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».