Файл: Урок азбука первая учебная книга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № 59.

Тема: Звук [j'], буквы Й, й.

Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й’], буквой й; развивать речь, логическое мышление, память.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Формирование опорных знаний.

Фронтальная работа

Фонетическая зарядка.

– Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

Учитель предлагает детям назвать транспорт, который перевозит пассажиров.

Рассматривается предметная картинка с трамваем и схема к этому слову.

Учитель напоминает детям, что этот звук они уже встречали в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с последующими гласными одной буквой:

е – ли – [й’э], маяк – [й’а], ё – жик – [й’о].

Ставится цель – научиться распознавать й в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научиться обозначать звук [й’] буквой й.

  • Игра «Где звук?».

Детям предлагается определить позицию [й’] в словах:

сильный, хоккей, шайка, йод, линейка.

  • Игра «Узнайте звук».

Учитель показывает карточку с буквой й.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

В. Степанов

Фронтальная работа, с. 35

  • Чтение текста

Вопросы:

– Кем был дедушка на войне?

– Что есть у дедушки?

– Что говорит мама о дедушке?

– Как вы понимаете эту фразу?

Работа в парах, с. 34

Дети рассматривают на рисунке воинов разных времен.

– Опишите одежду и оружие солдат.

– Опишите знамена и гербы.

Прочитайте пословицы и попытайтесь их объяснить.

Л4, Р4, К4.


Такси, автобус, поезд, электричка, самолет, трамвай.
Звук [й’] выделяется из слова трамвай, которое анализируется с помощью схемы.
Выделять звук j’ в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука j’ в словах.

Дети хлопают в ладоши, если услышат [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай, трамвай.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.


  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

На магнитной доске составляются и преобразуются слова:

моя – моё – мой твоя – твоё – твой
Работа в группах, с. 36

Проводится словарно-логическое упражнение: установить, какие из данных слов в теме «Транспорт» лишние, почему.

Фронтальная работа, с. 36

Проводится беседа на тему «Умей переходить улицу». Объясняются некоторые дорожные знаки с опорой на рисунки.

  • Чтение стихотворения С. Маршака.

Вопрос:

– Что потом случилось с мячом?

Учитель читает концовку стихотворения С. Маршака «Мяч», в которой дается ответ на вопрос.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и всё!

– Почему мяч попал под колеса машины?

– Где должны играть дети?

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Преобразовывать слова (мой — моё — моя, твой — твоё — твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук j’ слога не образует.

Контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Дети читают слова, данные на доске:

красный жёлтый зелёный

Переезд без шлагбаума; езда на велосипеде запрещена, переход запрещен; место для перехода; осторожно, дети!; место стоянки, или стоянка разрешена.


Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Фронтальная работа, с. 37

  • Игра «Превращения слов».

Добавить в слова по одной букве.

а) Как из _айка и _ейка получить слова?



б) Изменить каждое слово так, чтобы в нем была буква й.

строитель – (стройка); лить – (лейка);

заяц – (зайка); зима – (зимой).

  • Чтение текста 37.

Вопросы:

– Что смотрели по телевизору?

– Чему учил Степашка?

– Назовите вежливые слова.

  • Выразительное чтение стихотворения В Берестова.

Заучивание наизусть.

  • Повторение всех изученных букв. Определение места буквы й на «ленте букв».

Л4, П6, К2.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».



Урок № 60, 61, 62.


Тема: Согласные звуки [х], [х′], буквы Х, х.

Цель: познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х], [х′], буквой Х х; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока 60.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Формирование опорных знаний.

Фонетическая зарядка.

– Как мы смеемся? (Ха-ха-ха!)

1. Дети рассматривают предметный рисунок и схему.

Пастух

– Измените слово, поставив его во множественном числе.

Пастухи

Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].

В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

2. Проводятся упражнения в слушании и распознавании звуков [x], [x’].

  • Игра «Где звук?».

– Определите место звука [x] в словах:

ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

  • Игра «Кто внимательный?».

Запомните слова со звуком [x], которые встретятся в рассказе.

УТРО В ДЕРЕВНЕ

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне!

Самостоятельная работа, с. 39

  • Чтение слогов-слияний.

Обращается внимание на то, что в слогах хи и хе согласный звук мягкий. Слогов с буквами х и ы, я, ё не бывает.

5. Беседа о тех людях, которые трудятся на полях и фермах, обеспечивая жителей города хлебом, молоком, мясом, овощами и фруктами.

6. Работа по картинке, с. 38 - 39

Составление предложений. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе».

Примерный текст.

ХЛЕБ НА НАШЕМ СТОЛЕ

Люди сеют пшеницу, рожь и овес. Когда зерна в колосьях поспевают, косари их скашивают. Колосья собирают в снопы и просушивают. Зерна хранят в зернохранилище. Из зернохранилища зерна везут на мельницу. Здесь их перемалывают в муку. Мука поступает на хлебозаводы и пекарни. Пекари пекут хлеб и другие кондитерские изделия.

Таким образом хлеб оказывается на нашем столе.


Л4, Р4, К4.

Выделять звуки х и х’ из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой.

Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.


Дети хлопают в ладоши, если услышат звук [x]:

Делано наспех – сделано на смех.

Хлеб – всему голова.



  1. Работа по теме урока

Индивидуальная работа, с. 39

  • Чтение текста.

Вопросы:

– Какое время года наступит после осени?

– Что дрожит от холода?

– Какими становятся дни?

– Где появился ледок?

– Что надо убрать с полей до холодов?

  • Чтение пословиц, с. 38.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.


Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

  • Игра «Доскажите словечко».

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я – … (хоккей).

Хлоп – и конфета стреляет,

Как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

  • Игра «Звук заблудился».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

Не делай из муки (мухи) слона.

Голода (холода) не бойся,

По пояс мойся.

Фронтальная работа, с. 40

  • Чтение загадки-шутки (по ролям).

Вопросы:

– Кто сидит в лодке?

– Что приговаривает хозяин?

– Что бормочет кот Васька?

– Почему он так говорит?

Чтение загадки-шутки в лицах.


Л4, П6, К2.
Распознавать в словах новые звуки.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

Д/з (по желанию) с. 40 «Страх и смелость»

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».



Ход урока 61.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Формирование опорных знаний.

Фронтальная работа

  • Игра «Слоговой аукцион»

На магнитной доске выложены слоги:

– рый – рый

хит… – рец храб… – рец

– рость – рость

  • Чтение текста «Страх и смелость».

Обратить внимание на правильность чтения вопросительных предложений.

Чтение текста в лицах.

– Какой вопрос интересовал внука?

– Что ответил ему дед?

  • Игра «Подберите рифму».

Учитель произносит слово храбрец, а дети подбирают к нему рифму.

Л4, Р4, К4.
Дети должны придумать концовки слов.


Молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

  1. Работа по теме урока

Индивидуальная работа, с.41

  • Чтение текста «Два мужика».

Вопросы:

– Откуда ехали мужики?

– Что с ними случилось?

– Почему ни один из них не хотел уступать?

– Кто их рассудил?

Чтение текста в лицах.

  • Чтение текста «Заботливая внучка».

Чтение текста в лицах.

Вопросы:

– О чем спросила внучка бабушку?

– Что ей ответила бабушка?

– Почему огорчилась внучка?

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст.


Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа, с.42

  • Чтение стихотворения «Хлеб».

– Кому и чему возносится слава?

Фронтальная работа, с. 42

  • Чтение текста «Хлеб – всему голова»

Л4, П6, К2.

Заучивание стихотворения наизусть.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?


К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».




Ход урока 62.


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Закрепление опорных знаний.

Фронтальная работа

    1. Игра «Буква потерялась».

На доске печатаются слова, в которых не хватает одной буквы.

_алва, _леб, _итрец, _олод, _оккей,

_ризантемы, _олодильник, _лопок.

    1. Разгадывание загадки.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

  1. Чтение текста, с. 42

Л4, Р4, К4.


Читать текст. Задавать вопросы по содержанию текста.

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа, с. 43

  • Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка».

Вопросы:

– Что случилось с кошкой?

– Зачем нужны воздушные шары?

– Почему народ столпился на дороге?

Работа в парах, с. 43

  • Нахождение антонимов к словам.

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Дети придумывают свои пары слов и составляют с ними предложения.

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Фронтальная работа, с. 44

  • Чтение стихотворения «Первый снег».

Вопросы:

– Что утром принес на лапах кот?

– Какой он, первый снег?

– Что он имеет?

– Что расстелил снег на мостовой?

– Что можно строить из снега?

Работа в парах

Придумайте с другом рассказ о зимних играх.

Фронтальная работа, с. 45

  • Чтение стихотворения «Игра в слова».

Все выделенные слова в тексте набрать на магнитной доске.

Работа в группах, с.45

Подобрать нужные слова из текста и вписать в пустые клеточки.

Поиграйте с друзьями в слова.

Л4, П6, К2.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.


  1. Итог урока

Фронтальная работа, с. 45 («лента букв»)

Повторение всех изученных букв.

Вопросы:

– Сколько согласных букв вы знаете? Назовите их.

– Какие из них звонкие? Глухие?

– Какие из них только твердые? Только мягкие?

– Сколько знаете гласных? Назовите их.

– Какие из них обозначают мягкость согласного?


К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв».


  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».