ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что-то с трудом верится в предстоящий триумф «сети». По цифрам
картинка невеселая, а вы, Федор, все, как боевой петух, бренчите шпорами.
Комментарий в блоге Федора дился. Многие ведь не могли исправить ошибки только по- тому, что не хотели их признавать. Федор ни разу не слышал, чтобы депутат Вася сказал: я принял неверное решение, я неправильно оценил ситуацию, я облажался. Но в отличие от корреспондента журнала Forbes, обозревая пройденный путь, предприниматель Федор Овчинников видел не только достижения и победы, но и череду ошибочных решений, которые и привели его в итоге в то незавидное положение, в котором он оказался.
Не нужно было, наверное, пускать в свой бизнес людей, не узнав их хорошенько. Не нужно было торопиться с рас- ширением сети, не отточив бизнес-процессы. Не нужно было распылять ресурсы и увлекаться открытием новых направлений. Не нужно было набирать кредиты и пускаться в авантюры. Нужно было не только демонстрировать сме- лость и трудолюбие, но и осторожность.
Решив исправлять ошибки, Федор задумал сосредото- читься на книжной рознице, которая при определенных уси- лиях по-прежнему могла генерировать прибыль. Для этого надо было закрыть непрофильные направления, пусть даже с убытками. А освобожденные ресурсы пустить на новые магазины.
Наличие плана позволяло создать иллюзию контроля над хаосом. А медленное, но упорное продвижение по этому плану давало надежду на то, что цель будет достигнута.
Закрыть «Сенсацию!» не составило труда. Стойки ис- чезли из магазинов «Ассорти», единственный мини-маркет закрылся, а его оборудование отправилось в Ухту, где Федор планировал продолжить республиканскую экспансию.
Выйти из контракта на поставку прессы в библиотеки и избежать суда оказалось сложнее: Федору пришлось до- говориться с компанией «Урал-Пресс», которая занималась
157
Время великих бедствий доставкой прессы, чтобы она привозила газеты библиоте- кам, пока не будет найден новый официальный поставщик.
Кроме того, он вернул деньги библиотечной системе и в ка- честве компенсации предложил выдать призы для библио- течных викторин и предоставить большие скидки на книги.
Разобраться с самой сложной проблемой — поставкой учебников школам — он попросил наиболее ценного своего сотрудника Наталью Одинцову. Когда-то она пришла рабо- тать продавцом в «Силу ума» просто для того, чтобы прийти в себя после длительного декретного отпуска. Она планиро- вала пересидеть в магазине несколько месяцев и при по- явлении первых проблем уволиться, найти себе что-нибудь получше. Спустя два года она по-прежнему работала в ком- пании Федора Овчинникова.
За это время Наталья Одинцова превратилась из про- давца в топ-менеджера и каждую проблему фирмы воспри- нимала как личную. Когда она до поздней ночи сидела над экселевскими таблицами, в то время как дочка оставалась с отцом или бабушкой, она уже не воспринимала это как ра- боту — для нее это превратилось в удовольствие. Очевидно, благодаря знакомству с Федором она тоже нередко попада- ла теперь в «поток», хотя и стала бояться любимой фразы
Федора «как дела?», потому что эти слова могли значить что угодно — от дежурного приветствия до пристрелки перед непростым разговором.
Федор знал, что Одинцовой можно поручить любую про- блему и при этом быть уверенным в том, что эта проблема будет решена. Он благодарил судьбу, что не остался с кризи- сом один на один и такие люди оказались рядом с ним.
Только теперь он стал осознавать, как наивно и глупо с его стороны было ввязываться в большой бизнес, не имея вокруг команды надежных, проверенных в бою людей. Хотя
Ощущение горящей задницы для предпринимателя очень полезно.
Комментарий в блоге Федора если ведь не ввязываться в большой бизнес, откуда у челове- ка возьмутся надежные соратники? Невозможно же понять, способен ли человек окунуться с тобой в один «поток», не оказавшись вместе с ним перед лицом великих бедствий и больших потрясений.
Однако Михай Чиксентмихайи неслучайно утверждал, что человек в «потоке» отнюдь не контролирует хаос — про- сто у него создается такая иллюзия. Потому что невозможно контролировать хаос, который представляет собой жизнь человека. Особенно если этот человек — предприниматель, вложивший деньги, которых у него не было, в помещение, которое ему не нужно.
Стоило Федору только отвлечься от текущих забот и по- пытаться заглянуть в будущее дальше, чем на ближайший месяц, как ощущение «потока» пропадало и вместо него появлялось липкое чувство страха.
Как он сможет платить проценты за кредит в услови- ях кризиса? Даст ли вообще банк этот кредит? И на каких условиях? И будут ли они достаточными, чтобы протянуть хотя бы еще полгода? И что делать, если он так и не дождется от банка денег?
Ответов на эти вопросы он не знал. Банк тянул с реше- нием, запрашивая все новые и новые документы о ком- пании, заемщиках и залогах. Федор старался отвозить бумаги по первому требованию, но это никак не ускоряло процесс.
Остаток осени ушел на открытие очередного магазина в Ухте, куда было направлено торговое оборудование из за- крытой «Сенсации». Таким образом, несмотря на кризис,
Федор довел до логического конца свой завиральный план строительства республиканской книжной сети. Теперь его магазины работали во всех крупнейших населенных
159
Время великих бедствий пунктах Коми. Вместе с Ухтой количество магазинов в сети достигло счастливого числа семь.
Тем не менее в конце года компанию явно ждал очеред- ной кассовый разрыв. Поэтому в ноябре на внутреннем форуме компании Федор опубликовал обращение ко всем сотрудникам:
«В этот Новый год перед нами стоит самая амбициозная цель: добиться в декабре оборота не менее 5,5 млн рублей. Это очень сложно! Это нереальная цифра?! Но ставить перед собой сложные задачи — самое интересное. А главное, у нас нет вы- бора. Эта цифра нужна нам для того, чтобы двигаться дальше.
5,5 млн рублей — это цель нашей компании на декабрь.
Это цель каждого, кто работает сейчас в “Бук-Трейде”. Дело даже не в цифрах… Сможем ли мы работать так сплоченно и эффективно? Сможем ли мы поддержать друг друга, вза- имозаменить, воодушевить? Мы сейчас стоим у подножия горы, смотрим наверх, на вершину, и говорим: “Сможем ли мы туда подняться?” Кто-то не верит, кто-то думает про себя:
“Не в этой жизни…” Но восхождение уже не остановить…
Кто со мной?
Возможно, кто-то подумает: “Зачем этот пафос, ведь это просто зарабатывание денег…” Нет, бизнес — это не просто зарабатывание денег. Это достижение целей, преодоление, развитие. Это спорт, борьба, а иногда и война. Это движение вперед компании и лично каждого из вас.
Итак, вперед, на вершину! Победа зависит от каждого.
P. S. Как мы будем достигать поставленной цели? У меня есть для этого хитрый план :)»
Хитрый план Федора заключался в том, чтобы в непро- стое кризисное время выгодно представить книгу как эконо- мичный, но все же стоящий новогодний подарок. Для этого он решил дать залп из всех пушек, которые у него были.
Наталья Одинцова работает со мной с первого магазина. Я сказал ей,
что надо «взять учебники» — сложный участок, в котором была куча бардака,
сделанного другими людьми. Она взяла и сделала.
Блог Федора
Он напечатал бесплатный каталог книжных новинок с ку- понами на скидки. Пообещал подарки за покупки на сумму свыше пятисот рублей. Разработал подарочные сертификаты в виде новогодних открыток (причем сертификаты были
«с роумингом»: принимались во всех магазинах «Книга за книгой» по всей республике). Внедрил новую систему моти- вации для продавцов, которая поощряла активные продажи подарочных сертификатов. Запустил специальный сайт с прицелом на корпоративных клиентов, чтобы предложить книги как хорошую альтернативу набившим оскомину кор- поративным сувенирам. И в последние дни года организо- вал прогрессивную скидку на весь ассортимент: чем ближе была традиционная президентская речь под салат оливье и шампанское, тем меньше стоили книги.
Он использовал все свои маркетинговые знания, чтобы привлечь людей в книжные магазины, превратить их из по- сетителей в покупателей и вдохновить собственных сотруд- ников на борьбу за каждый рубль.
Если за последние полгода он обновил свой блог один раз, да и то когда был летом в отпуске в Сорочинке, то теперь, хотя времени не оставалось даже на то, чтобы есть и спать, стал писать чуть ли не каждый день. Он хотел выжать все соки из былой своей известности.
Снова, как и два года назад, он превратил собственный бизнес в реалити-шоу, чтобы привлечь внимание к своим книжным магазинам. Он не только объявил о плане продать за месяц книг на пять миллионов рублей, но и каждый день- два публиковал цифры продаж и фиксировал приближение к заветной цели, рассказывал о принятых мерах и спраши- вал у читателей советов.
Отличие нового реалити-шоу от прежнего заключа- лось только в том, что первые продавцы в «Силе ума» даже
161
Время великих бедствий не подозревали , что их начальник ведет блог в интернете, а теперь Федор точно знал, что его блог читают все его со- трудники. Он использовал онлайн-дневник в том числе для того, чтобы донести до каждого продавца своей расползшей- ся по республике сети, насколько важно добиться цели.
Он публиковал не только цифру общей месячной выруч- ки, но и показатели каждого магазина по продажам серти- фикатов, чтобы превратить изнуряющую рутинную работу в захватывающее соревнование. Федор обещал сотрудникам, что бонусы, которые получали продавцы за каждый про- данный сертификат, увеличатся с семи до десяти процентов в том магазине, который продаст больше всего подарочных карт по итогам декабря.
Федор не читал книгу «Поток» и ничего не знал об иссле- дованиях Михая Чиксентмихайи, но интуитивно создавал для себя и своих сотрудников идеальные условия для «пото- ка»: ставил реальную, выполнимую задачу и давал возмож- ность отслеживать прогресс и приближение к цели.
Вечерами он часто встречался с Андреем Бойко. Они пили чай и пытались найти выход из ситуации, в которой оказались. Главный вопрос заключался в том, что делать, если банк откажет в кредите. Вариантов особенно не было: если банк не даст кредит, Андрею ничего не останется, как войти в бизнес и внести в качестве своей доли помещение, а полученный аванс учесть при расчете долей. Однако для того, чтобы воплотить эту идею, нужно было убедить парт- неров Федора снизить свою долю. Но, как и прежде, молодой депутат Вася не хотел идти ни на какие уступки. Федор при- кладывал всю силу убеждения, чтобы доказать ему, что его упертость приведет к тому, что делить просто будет нечего.
Кризис — не лучшее время для упертых.
Вася был непреклонен.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 26
Это капец.
Комментарий в блоге Федора
Федор понял, что он просто боится Папы, и на время от- стал от него — по крайней мере, до тех пор, говорил он себе, пока не разрешится ситуация с кредитом.
А ситуация с кредитом все никак не разрешалась. Вну- три ВТБ, судя по всему, шло развертывание антикризисной программы. Банк отобрал право принимать решения о вы- даче крупных кредитов у местных отделений. Судьбу займа должна была решить московская комиссия. Территориаль- ные органы на местах лишь выдавали этой комиссии свою рекомендацию. При этом сыктывкарское отделение поре- комендовало кредита Федору не давать. Шансы на благопо- лучный исход таяли. Однако предприниматель уже ничего не мог поделать, и он расслабился, погрузившись с головой в текущие проблемы, решение которых зависело от его соб- ственных усилий, а не от фортуны.
Каждый день-два в блоге появлялся новый отчет о движе- нии к пяти миллионам. Шестое декабря — пятьсот четыре тысячи. Десятое — шестьсот девяносто пять. Пятнадцатое, половина намеченного срока, — миллион четыреста, то есть всего чуть больше четверти плана. Федор не отчаивался: с каждым днем Новый год был ближе, и с каждым днем рос- ла суточная выручка.
На последней неделе он объявил всеобщую мобилизацию и выгнал всех менеджеров из офиса работать в магазины простыми продавцами, потому что в офисе уже не могло быть дел, которые нельзя было бы перенести на следующий год, а в магазинах в это время не хватало людей. Накануне праздников никто не должен был остаться без внимания.
Ни один человек не мог выйти из магазина без покупки.
Ведь каждая покупка приближала компанию к поставлен- ной цели, и каждое поражение в этой игре покупателя и про- давца могло свести все усилия на нет.
163
Время великих бедствий
Жизнь стала значительной. В ней больше не было мело- чей и несущественных деталей. Каждое действие каждого сотрудника компании обретало эпический смысл. Словно они больше не были простыми жителями города с двумя Ы, продавцами и менеджерами, начальниками и подчиненны- ми, словно они стали героями «Старшей Эдды», вступивши- ми в величайшую в истории человечества битву с богами и предопределением.
Сам Федор отправился работать в «Книгу за книгой» в «Городе мастеров». В первый же день он набегался и устал так, как не уставал, даже когда археологом ходил сорок километров по тайге. Он не очень хорошо ориентировался в магазине и часто не мог найти нужную книгу, из-за чего приходилось носиться по магазину вдвое больше обычного.
Путался, извинялся, представлялся стажером. Приходил поздно вечером домой и валился с ног.
Но ему нравилось общаться с покупателями, копаться в книгах, пробивать товар. Чувствовать себя снова так, как будто все только начинается. Понимать, как работает и дышит бизнес, который он создал. Нравилось быть просто занятым — быть в «потоке».
Прямо посреди этой новогодней гонки ему позвонил кре- дитный инспектор и сказал, что Москва одобрила кредит.
Не было еще в его жизни известия, которого он ждал бы с бо´льшим нетерпением. Но только когда он его наконец до- ждался, Федор понял, что еще не было в его жизни известия, которое обещало бы ему столько бед, хотя он и ждал его как чуда.
За три месяца, пока шла волокита, кредит оброс допол- нительными условиями, ограничениями и обременениями.
Банк дал пятнадцать с половиной миллионов, а не двадцать, и не на десять лет, а на пять, и не под шестнадцать, а под