ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теперь я понимаю, почему вы не писали все это время…
Комментарий в блоге Федора авторитетные финансовые эксперты сохраняли безмятеж- ность, пока не наступило 15 сентября 2008 года.
И хотя в этот день инвестиционный банк Lehman Brothers подал в суд заявление о банкротстве на совершенно другом континенте в совершенно другой стране под названием
Соединенные Штаты Америки, волна от взрыва этой бомбы
(Lehman Brothers был четвертым по величине американ- ским банком) быстро достигла даже города с двумя Ы. Банк перестал давать кредиты на десять лет, заменив их на пяти- летние. Кроме того, повысил ставку с шестнадцати до девят- надцати процентов годовых. В расчетах Федора ежемесяч- ный платеж за помещение тут же поднялся на двести тысяч рублей.
Платить столько значило просто потопить свой бизнес.
То есть, купив помещение, Федор не только не улучшил бы положение в компании, как задумывал, но просто-напросто привел бы ее к банкротству. По всему миру начался обвал фондовых рынков, массовые сокращения, судьба незыбле- мых прежде корпораций оказалась под вопросом.
Спрос упал катастрофически. Если столичные жители далеко не сразу почувствовали на себе изменение мировой конъюнктуры и по-прежнему технично пережевывали стей- ки в фешенебельных московских ресторанах, то в провин- ции кризис проявился буквально сразу, как будто не какие- то там американцы, а именно жители города с двумя Ы держали свои сбережения в акциях Lehman Brothers. Мага- зины, кафе и кинотеатры опустели: все расходы горожан, кажется, сократились до покупок, необходимых для выжива- ния. И книжки явно не входили в шорт-лист.
Однако отыграть сделку назад было уже нельзя. Когда
Федор предложил Андрею просто вернуть пять миллионов и оставить помещение себе, тот только развел руками: денег
149
Большой взрыв у него уже не было. Больше того, не дожидаясь решения о выдаче кредита, Андрей стал делать в помещении бывшего мясокомбината ремонт под будущий логистический центр, ломать стены и заливать полы, как то и было условлено с самого начала. Тем самым он будто старался подчеркнуть, что нет у партнеров другого выхода, кроме как следовать намеченному плану.
При этом следовать намеченному плану представлялось совершенно невозможным. По плану предполагалось вер- нуть пять миллионов, взятые в другом банке для аванса
Андрею, в самом начале осени. Но ВТБ, даже после того, как поднял ставки и сократил срок кредитования, тянул с реше- нием. У депутата Васи, который отвечал за пять миллионов перед другим банком, началась паника. Он то требовал что- нибудь сделать и вернуть кредит, то обвинял Федора в том, что тот втянул его в эту историю.
Но депутат и сам был хорош. Взятые у Федора два милли- она он обещал вернуть в августе, но не вернул ни в августе, ни в сентябре, ни в ноябре. Федор начал платить проценты за чужой кредит. Притом что отнюдь не был уверен в том, что разберется со своими.
И весь этот чарующий букет неприятностей мироздание вручило Федору ровно в тот момент, когда в храме его мечты прорвало канализацию, которую давно надо было бы по- чинить, но за молитвами и крестными ходами с хоругвями наперевес все было недосуг. И теперь Федор стоял с этим букетом в руках по колено в мутной жиже собственных управленческих ошибок и роковых просчетов.
К осени 2008 года проблемы с поставками учебников по республике достигли эпических масштабов. На массовом книжном рынке магазин сначала получал книги, а по- том расплачивался за них перед издательством. На рынке
Чтобы привлечь к себе внимание, бывший распространитель «Лимонки»
завел блог… Ход оказался удачным… Овчинников стал местным celebrity:
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 26
в сыктывкарской газете опубликовали фотографии, на которых он пляшет
пого на панк-концерте.
Журнал Forbes учебной литературы для школ все было ровно наоборот: чтобы закупить литературу для школы, требовалось за- платить за нее сразу или даже оплатить поставку вперед, при этом школы не оплачивали поставщику учебники, пока не получали всю партию. Поняв, что такая схема работы просто разрушит бизнес, Федор еще летом начал перегово- ры с крупнейшими издателями, и ему в результате удалось договориться с некоторыми о небольшой отсрочке. Чтобы прикрыть остальные финансовые проблемы, он открыл воз- обновляемую кредитную линию на полмиллиона рублей.
Но когда начался финансовый кризис, возобновляемая кре- дитная линия закрылась.
Если бы компании удавалось работать в рамках полу- ченной отсрочки, можно было бы сказать, что Федор прошел по краю. Но пройти по краю не удалось. Каждую партию приходилось комплектовать из учебников разных изда- тельств. Отсутствие хотя бы одной позиции в лоте не позво- ляло отправить книжки заказчику. Не отправив заказчику книжки, нельзя было требовать за них деньги. При этом у издательств все время не оказывалось нужного количества книг и наименований, партии формировались долго и мучи- тельно, отнимая у менеджеров драгоценное время и силы, а путаница на складе завязывала все эти проблемы в тугой морской узел. Вместо Ижмы партия учебников запросто могла отправиться в Печору. Это приводило к крайне непри- ятным и затратным хлопотам по возврату груза и формиро- ванию новой партии.
Все былые проблемы тут же показались Федору цветоч- ками. Он не мог заплатить поставщику учебников, так как ему не платил муниципалитет. Муниципалитет не платил
Федору, потому что его компания не прислала один учеб- ник из двухсот. Издатель не поставлял оставшийся учебник
151
Большой взрыв потому , что у Федора не было на него денег, а была просро- ченная задолженность. Многие муниципалитеты грозились подать в суд и внести компанию в черный список. И дирек- тор библиотечной системы, которой Федор обязался постав- лять прессу, грозила судом за невыполнение условий кон- тракта, поскольку в суматохе больших проблем с доставкой прессы все время возникали какие-то досадные нестыковки и сложности.
При этом продажи книжек в рознице упали и магазины в северных городах ушли за грань убыточности. Фирма Фе- дора задыхалась без денег и билась в конвульсиях на глазах у своего создателя.
В этот момент ему позвонил корреспондент журнала
Forbes Николай Кононов, который по заданию редакции со- бирал материал для очерка про Республику Коми. По замыс- лу, предполагалось, что его статью украсят четыре портрета предпринимателей, олицетворяющих бизнес в республике.
Корреспондент попросил Федора об интервью, потому что одним из этих четырех героев республики должен был стать молодой владелец книжной сети.
Федор показал журналисту свою маленькую империю.
Первый магазин «Сила ума». «Книгу за книгой» в «Городе мастеров». Будущий склад, в котором шел ремонт, хотя денег на покупку по-прежнему не было. Он рассказывал в кафе
Lounge о достижениях и планах открыть в помещении мясо- комбината логистический центр и построить федеральную книжную сеть и позировал для фотографа на фоне книжных полок с уверенной улыбкой на лице.
А сам в это время думал о том, как ему выбраться из той задницы, в которую он залез.
Глава 11
Время великих бедствий
На исходе осени город с двумя Ы особенно хорош.
Это время, когда коррумпированная небесная канцеля- рия снова до самого лета сдает город в субаренду облакам и осадкам. Это время, когда снова нужно мужество, чтобы хотя бы встать утром с постели.
Особенно если каждый новый день тебя ждет впереди не радость созидания и новых открытий, а изнуряющий труд и великие бедствия.
Но к своему удивлению, Федор обнаружил, что даже в той кромешной заднице, в которой он оказался из-за собствен- ных ошибок и мировых катаклизмов, человек способен получать от жизни удовольствие.
Больше того, оказавшись спустя два года после откры- тия «Силы ума» на грани банкротства, он снова просыпал- ся и вставал в городе с двумя Ы практически счастливым человеком, или если не совсем счастливым, то как минимум близким к эйфории.
Американский психолог Михай Чиксентмихайи ис- пользовал термин «поток» для определения состояний так называемого оптимального опыта, при которых человек ис- пытывает ощущения, наиболее близкие к тому, что принято понимать под счастьем.
Попавший в «поток» теряет чувство времени и на ка- кой-то период практически забывает о существовании
153
Время великих бедствий посторонней реальности со всеми ее противоречиями, парадоксами и драмами, поскольку полностью погружается в некое захватывающее действие, которое увлекает его це- ликом и полностью и требует концентрации всех его интел- лектуальных усилий. И хотя многие люди тщетно пытаются найти счастье в потреблении, развлечениях и удовольстви- ях, гораздо чаще попадание в «поток» оказывается связано с ситуациями, в которых человеку приходится бороться с трудностями и лишениями.
Чиксентмихайи утверждал, что для попадания в «поток», как правило, необходимо соблюдение нескольких условий.
Перед человеком должна стоять четкая и понятная цель. На- выки и умения должны соответствовать сложности постав- ленной задачи. Ситуация должна позволять сосредоточить- ся на их решении. Человек должен получать немедленную ответную реакцию и информацию о том, насколько успешно он справляется с задачей. Наконец, продвижение к цели должно давать человеку иллюзию контроля над окружа- ющим его хаосом.
Это описание «потока» очень походило на то, что испыты- вал теперь Федор. Парадокс, но именно в кромешной задни- це, в которую он попал, условия для возникновения «потока» практически приближались к идеальным.
После того как Федор влетел в кризис, неопределенные мечты о будущем величии и препятствиях к достижению оного уступили место очень простой и конкретной цели: спасти компанию от банкротства. На мучительный по- иск своего предназначения, на бессмысленную борьбу с партнерами, на болезненные рефлексии просто не оста- валось времени, потому что надо было быстро разгребать завалы, чтобы спасти предприятие. Временной горизонт резко сократился до ближайшего месяца, текущей недели,
Магазин на ул. Карла Маркса — наиболее показательный.
Снижение на 3,39% в 2008 году относительно 2007 года.
Этот спад я могу объяснить только кризисной депрессией покупателей.
Блог Федора завтрашней важной встречи. Федор методично, шаг за ша- гом погружался в каждую проблему и для каждой проблемы пытался найти решение. Все требовало его внимания. Ничто без него не могло разрешиться.
Даже такая, казалось бы, банальная задача, как поиск во- дителя для развозки прессы по библиотекам, оборачивалась колоссальными сложностями. Федор просто не мог найти подходящего человека. Люди, которые приходили по объяв- лениям, либо уходили в запой, либо все время опаздывали и путали корреспонденцию, либо вовсе вскоре увольня- лись, посчитав нагрузку чрезмерной. Федора это поражало: на дворе кризис, а людям работа не нужна.
Он встречал нового кандидата утром, тратил на него час энергии, пытаясь объяснить задачи и сделать частью своей команды человека, которого видел первый раз в жизни.
А днем водитель звонил и спрашивал: «Куда вам прессу выкинуть? Я увольняюсь».
Федору приходилось садиться в машину и на своем японском автомобиле «Тойота Камри» с автоматической ко- робкой передач, кожаными сиденьями и встроенным DVD- плеером самому развозить газеты в библиотеки. Офисные вопросы он при этом разруливал по телефону.
И тем не менее даже такое совершенно неоправданное разбазаривание времени генерального директора позволяло почувствовать себя в «потоке». Каждый шаг приближал из- бавление. Каждое действие позволяло продвигаться вперед.
Федор неожиданно ощутил прилив сил. Он чувствовал, что способен справиться с ситуацией. Более того, он ощущал, что никто, кроме него, просто не способен действительно вывести компанию из кризиса.
Вокруг по-прежнему было мало людей, на которых он мог бы положиться.
155
Время великих бедствий
Менеджер, ответственный за учебники, получал бонусы за количество заключенных контрактов. Поэтому проблемы с их исполнением его не волновали, а совесть, очевидно, позволяла не замечать, что все новые и новые заключенные контракты могут привести компанию к краху. Осенью, полу- чив бонусы за выигранные тендеры, автор этого маленького апокалипсиса просто-напросто уволился, оставив своих бывших коллег на растерзание разгневанным муниципали- тетам, не получившим к началу учебного года необходимой литературы.
Заведующего складом Федор уволил сам — за системати- ческие ошибки с поставкой учебников, которые постоянно уезжали не вовремя, не туда и не в той комплектации, какая требовалась. В отместку в последний день работы тот уда- лил сводную таблицу с данными о распределении учебников по школам. Копии найти не удалось. Пришлось восстанавли- вать все заново по документам и договорам. После увольне- ния завскладом Федор сам стал завскладом. Начал разгонять лодырей, набирать новых кладовщиков, распутывать логи- стические узлы и вникать во все детали.
Конечно, Федор исправлял свои ошибки. Обвинять других в проблемах было бы глупо. В конце концов, гене- ральный директор отвечает за все, что происходит в его компании. Это ведь он создал несбалансированную систему мотивации, которая поощряла участие в новых тендерах, но не учитывала реальную доходность этих побед. И это он распылил ресурсы компании — финансовые и организаци- онные — по разным направлениям. И это он не заметил, что потерял контроль над происходящим.
Но теперь исправление ошибок возвращало Федору уверенность в своих силах. Он не боялся признаться самому себе, что ошибся, и этим своим качеством даже отчасти гор-