Файл: Манн, иванов и фербер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 13
Противник появляется на ринге
Нет такой радости, за которую потом не приходилось бы рас- плачиваться тоской, нет ничего хорошего, что при ближайшем рассмотрении не оборачивалось бы чем-то малоприятным, и нет такой новой жизни, которая не вела бы к смерти. Начав борьбу с кризисом, предприниматель Федор Овчинников по- нял, что и в бизнесе точно так же нет ничего положительного и отрицательного, а есть лишь переплетение взаимозависимо- стей. И невозможно выпутаться из этого переплетения — его можно лишь научиться наблюдать со всем мужеством, кото- рое человек только способен вычерпать со дна своей души.
Еще когда Федор подписывал договор аренды на помеще- ние на улице Чернова, он уже понимал, что после появления гипермаркета «Силу ума» придется закрыть. Для него это было сложное решение, и не только потому, что Федор пре- жде никогда не закрывал своих магазинов. Просто «Сила ума» занимала в его бизнесе особое место.
С этого магазина все началось. Здесь не торговали ба- рахлом, а продавали лучшие на свете книжки. Тут молодой предприниматель Овчинников впервые сам встал за при- лавок. Его личный блог в интернете, где он нередко делился с миром сокровенными мечтами и переживаниями, так и назывался — sila-uma.ru.
Но улица Чернова находилась совсем рядом с торговым центром, в котором на шестом этаже два с половиной года

183
Противник появляется на ринге назад открылась книжная лавка. Держать два магазина так близко друг от друга казалось абсолютно бессмыслен- ным, даже несмотря на то, что «Сила ума» по-прежнему приносила прибыль. Скудным ресурсам компании можно было найти лучшее применение. Как бы ни хотел Федор сохранить «Силу ума», он должен был сказать себе «нет».
Если только он и вправду всерьез усвоил уроки кризиса, он просто обязан был не поддаваться эмоциям, а поступать рационально.
После этого не так уж сложно было решиться на то, чтобы закрыть и «Книгу за книгой» в «Городе мастеров». В кризис в строительном гипермаркете резко снизился поток, прода- жи у Федора упали больше чем на треть, притом что в самом начале магазин в «Городе мастеров» был одним из самых оборотистых во всей сети.
Федор предложил Дегтяреву несколько вариантов реше- ния проблемы.
Снизить аренду вдвое на время рецессии, а потом повы- шать постепенно, по заведомо согласованному плану. Расши- рить ассортимент за счет канцтоваров и игрушек, которыми
«Книге за книгой» запрещал торговать договор, поскольку их продавал сам гипермаркет. Наконец, Федор просил хотя бы закрыть отдел детской литературы в «Городе мастеров», который отбирал его выручку.
Но Дегтярев снова перепоручил переговоры своему тур- ку, а тот отверг все предложения. Федор думал, что сделал рациональные, взаимовыгодные предложения, но не знал, что в этом случае, как и в прошлый раз, все решали эмоции, а не спокойный анализ ситуации. Он не знал, что турок спрашивал совета у Дегтярева, а тот поддержал его реше- ние не идти навстречу арендатору, потому что обиделся на Федора. Когда несколько лет назад Иван Владимирович


Чувак, ты монстр!
Комментарий в блоге Федора заказывал ему каталог для Соснового Берега, Дегтярев чуть ли не умолял снизить цену, но Федор этого не сделал, а теперь, когда ситуация поменялась и уже Федор просил снизить цену, Дегтярев решил, что будет справедливо на- стоять на своем.
«Книга за книгой» в «Городе мастеров» закрылась вслед за «Силой ума». Федор оставил помещение без боя, хотя так отчаянно бился за него всего лишь год назад.
Бизнес в городе с двумя Ы оказался улицей с двусторон- ним движением — и если можно было за пару лет постро- ить из ничего сеть магазинов, то оказалось достаточно нескольких месяцев, чтобы лишиться одного магазина, другого, а потом, кто знает, может, и всего бизнеса. И хотя открытие «гипермаркета» позволило компании избежать немедленной гибели, призрак банкротства по-прежнему бряцал цепями под дверью маленькой квартирки на улице
Коммунистической и даже появлялся иногда в новом офисе на Чернова, если Федор засиживался за компьютером до- поздна в компании веселых разноцветных динозавриков, нарисованных на стене прежними арендаторами поме- щения. Нужно было как можно быстрее открывать «мясо- комбинат», чтобы потраченные миллионы начали наконец приносить прибыль, а веселые динозаврики, которые без- мятежно ловили бабочек, не стали свидетелями еще одного банкротства.
Изначально Федор задумывал использовать помещение мясокомбината как большой логистический центр для обеспечения региональный экспансии. Но после кризиса спрос на книги в региональных магазинах упал, дальней- шее расширение сети было под вопросом, а на фирме по- висли неподъемные долги. Открывать еще один книжный на отшибе представлялось бессмысленным: книгам нужна

185
Противник появляется на ринге атмосфера , это не товар первой необходимости, ради которого люди потащатся на окраину, пусть даже ради большого ассортимента и хороших цен. Другое дело — кан- целярские товары. Детям нужны тетради и ранцы, офисам нужны степлеры, бумага и папки. Без тетрадей не пойдешь в школу, без бумаги не напечатаешь договор. А стоит все это недешево.
Федор думал открыть при складе магазин канцтоваров еще до кризиса. Но тогда ему казалось, что большую часть помещения займет логистический центр, а при нем будет магазин. А теперь он решил отдать складу, который ничего не зарабатывает, меньшую часть площади, а большую сде- лать торговой.
Однако в Сыктывкаре «канцами» многие годы торговала фирма «Ликор», которая держала рынок и считала себя хо- зяином положения. Открывая небольшую лавку при складе,
Федор еще мог надеяться, что останется незамеченным.
Замыслив теперь большой магазин, он не мог не вступить в противостояние с «Ликором». Схватка с царем горы была неизбежна. И для Федора она обещала совершенно новое, незнакомое испытание.
Хотя он занимался бизнесом уже больше двух лет и имел все основания считать себя опытным коммерсантом
(он даже чуть не разорился), до этого он ведь еще ни разу не сталкивался с настоящей конкуренцией. Конечно, в Сык- тывкаре можно было найти книжные магазины, которые формально считались его конкурентами. Помимо государ- ственного «Дома книги», который пребывал в коме, имелся и частный магазин «Букинист», который на фоне живого трупа советской торговли, конечно, выглядел бодрячком.
Вот уже который год он успешно работал и заслужил призна- ние горожан, умудряясь на небольшой площади оборачивать


1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   26

Швы между листами ГКЛ желательно армировать серпянкой и затереть.
Влажность, много людей — открытый гипс гигроскопичен, листы могут отойти.
Комментарий в блоге Федора довольно широкий ассортимент художественной и учебной литературы. Но его владельцы, в отличие от Федора Овчин- никова, не страдали излишней мечтательностью. Они даже не пытались превратить свою книжную лавку в большой системный бизнес. В то время как «Книга за книгой» ста- новилась региональной сетью магазинов, «Букинист» так и оставался лавкой.
Наверное, именно из-за отсутствия реальных соперников
Федору удалось построить бизнес из ничего. Все это время ему не с кем было сравнивать себя, кроме как с аутсайдера- ми. Все это время он боролся только с самим собой, с хо- лодом и равнодушием, с бюрократией и страхом. Но ведь конкуренция не зря считается главной движущей силой экономического развития. Чтобы преуспеть, нужны не толь- ко талант и усердие, но и достойный соперник. Такой сопер- ник, которого сложно и интересно победить, который может дать сдачи, который способен стать лучшим твоим учителем и другом.
У Федора такого учителя не было, и прежде он и сам не понимал, как это плохо. Может быть, если бы Федор слышал за спиной дыхание соперника, он никогда бы не пу- стился в авантюру с покупкой помещения, которая едва не погубила все его предприятие. Впрочем, в отсутствии достойных соперников ему некого было винить, кроме себя. Враг, друг и учитель вполне мог появиться у него по- сле прихода «Топ-книги», но Федор тогда перепугался, хотя должен был радоваться, как самому чудесному событию в жизни. И если бы он не убедил буржуя Дегтярева отдать помещение «Книге за книгой», а не федералам, все было бы иначе.
Только теперь, столкнувшись с «Ликором», Федор понял, как же много он упустил, пытаясь избежать конкуренции.

187
Противник появляется на ринге
Бороться с реальным и сильным соперником оказалось интересно, весело и легко.
Враг приносил в сложную жизнь простую цель (отнять у него полрынка). Враг подсказывал, что делать, чтобы до- биться цели (точно не то, что делает он). Враг придавал силы и наполнял энергией (даже у флегматиков перед хорошей дракой учащается пульс). «Ликор» был хорошим врагом.
Он успешно продавал канцтовары и в розницу, и корпора- тивным клиентам, фирма гордилась качеством своего сер- виса и известностью своего бренда. Правда, и цены держала не самые гуманные.
Федор решил делать бизнес от противного: торговать только в розницу, не предоставлять вообще никакого сер- виса, но поэтому и цены выставить убийственно низкие.
Он был убежден, что в кризисные времена в северном про- винциальном городе не может быть более эффективной бизнес-модели, чем дискаунтер.
«Ликор», например, сам привозил товар корпоративным клиентам. Комплектация и транспортировка в итоге били по карману покупателя, который, может, совсем не хотел тратиться, особенно когда мир вокруг трещал по швам.
Многим клиентам, размышлял Федор, будет и удобнее, и вы- годнее вместо того, чтобы заказывать дорогие канцтовары у компании «Ликор», просто-напросто прислать своего води- теля в магазин на окраине города, набрать дешевый товар, оплатить и тут же увезти.
Федор задумал выкладывать товар прямо на паллетах — как на складе, чтобы покупатели сами набирали «канцы» и сами их увозили. Он таким образом сокращал до миниму- ма перемещения товара и экономил на торговом оборудо- вании и персонале, а покупателям это было даже удобнее.
Клиентам «Ликора» приходилось выбирать ручки и папки


Очень похоже на сельский рынок-базар, но ход очень правильный.
Я в восторге !
Комментарий в блоге Федора вслепую, по прайс-листу, но куда приятнее ведь видеть свои- ми глазами, что покупаешь.
В самой идее не было ничего оригинального, оптовый магазин-склад не являлся изобретением молодого предпри- нимателя Федора Овчинникова: торговые центры такого формата успешно работали по всему миру. Другое дело, что никому прежде не приходило в голову использовать этот формат на рынке канцелярских товаров в Сыктывкаре.
Но Федор и не стремился оригинальничать — он просто хотел спасти свою компанию.
Не прошло и недели после открытия магазина на Черно- ва, как предприниматель Овчинников собрал своих менед- жеров, чтобы объявить о начале новой капиталистической стройки. Открывая магазин на Чернова, люди весь месяц вкалывали сверхурочно. По-хорошему, половину из них надо было бы просто взять и отправить в отпуск. Однако вместо этого их ждало новое испытание. Чтобы успеть к школьному сезону, нужно было открыть дискаунтер за три месяца. Для магазина на Чернова им потребовал- ся месяц, но они тогда открывали книжный супермаркет в уже отремонтированном помещении и могли исполь- зовать наработанные за два года связи с поставщиками.
А тут предстояло в условиях разрухи сделать с нуля боль- шой канцелярский магазин-склад, а для этого не только организовать работу по новым правилам с малознакомым товаром, но и наладить взаимоотношения с новыми по- ставщиками.
Ремонт на мясокомбинате тянулся еще с осени. К концу года Андрей Бойко, как и обещал, залил полы цементом и снес перегородки. Пока банк не одобрил кредит, Федор как мог оттягивал начало других работ, тем более что он и не планировал делать ничего фантастического. Снести

189
Противник появляется на ринге потолок , который лежал на голове, перенести туалет и за- крыть стены гипсокартоном, даже не тратясь на краску.
Но нет такого строительного проекта, который уложился бы в срок и не вылез за смету. И проект реконструкции мясо- комбината не стал исключением.
Когда приступили к работам, выяснилось, что помеще- ние обойдется Федору еще дороже, чем он думал: пришлось менять все коммуникации и систему отопления. Все послед- ние месяцы мясокомбинат тянул и тянул из бизнеса деньги, не принося ничего. Федор уже не верил, что стройка эта ког- да-нибудь вообще закончится. И тут она закончилась. Нужно было открываться.
Многие новые поставщики отказывались работать на от- срочке с незнакомым клиентом и требовали предоплаты.
Чтобы заполнить магазин товаром, снова пришлось привле- кать кредиты, хотя долговая нагрузка и так была предель- ной. Федор опять собрал совет акционеров и объяснил, что под канцелярский сезон нужны краткосрочные займы, чтобы наполнить магазин товаром. Совместными усилиями наскребли свыше трех миллионов рублей.
То ли в награду за мужество и несгибаемость, а то ли просто так, но мироздание снова стало приносить Федору одну удачу за другой. Прямо перед открытием дискаунтера канцтоваров к нему на работу устроилась Нина Вязова, кото- рая прежде работала в «Ликоре» и знала всех поставщиков.
С прежним работодателем у нее вышел конфликт, она уво- лилась, а когда узнала об открытии нового канцелярского магазина, сама предложила свои услуги. Ее приход сильно облегчил дело и перевел задачу из разряда невозможных и безумных в ранг трудноисполнимых, но реальных .
Кроме того, хотя Федор и не выбирал время, когда откры- вать магазин-склад, лучшего момента для выхода на рынок