Файл: Манн, иванов и фербер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

255
Письмо Федора
Овчинникова автору
Есть очень важный момент, который, как мне кажет- ся, в книге не совсем точно отражен (мне так показалось, но, может быть, я на этом зациклен). А это очень важно.
На протяжении всей книги ты много раз пишешь о том, что компания всегда была убыточной и по уши в долгах.
Да, мы были в долгах всегда, но не всегда были убыточными.
Читатель задаст вопрос: как компания открывала магазины, почему партнеры вкладывали деньги, почему у меня купили долю за четыре миллиона, а банки и поставщики нас креди- товали на протяжении четырех лет? Может, у меня гипер- трофированное чувство восприятия слова «убыточный»…
До начала 2009 года компания была операционно при- быльной: рентабельность была небольшая, но мы не были убыточными (иначе нам бы не дал кредит ВТБ24 — они ре- ально изучали все цифры, так как в ту осень просто так таких кредитов не давали). Более того, в начале 2009 года (до полу- чения кредита от ВТБ24) мы выплатили все кредиты банку
МБРР, которые брали ранее (это около 2,5 миллиона). Учеб- ники (тендеры), несмотря на все проблемы, также принесли нам небольшую прибыль. Мы стали убыточными после при- обретения «Карандаша», когда стал резко снижаться спрос на книги и нам нужно было обслуживать дополнительные кредиты, вкладываться в новое помещение. В 2009–2010 го- дах компания была убыточной (в том числе и потому, что мы постоянно должны были вкладывать деньги в недостроен- ную инфраструктуру, товарные остатки).
Просто может сложиться впечатление, что бизнес был изначально безнадежным, а мои действия — нелогичными метаниями (открытие и закрытие магазинов). А логика была всегда. Просто мы (я!) не оценили наши инвестиционные возможности, а я принял слишком рискованную стратегию роста. Я слишком много рисковал.

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

256
Возможно, я бы и вытянул этот бизнес, ведь точно такой же путь проходили многие компании, которые сначала создавали (вкладывали в) инфраструктуру (систему, органи- зацию, логистику), а потом выходили на прибыль. Я пошел на риск, а потом думал, что с помощью изворотливости и не- человеческих усилий вытяну эту махину на прибыль, но про- играл, в том числе (объективно) из-за моей «пятой колон- ны» и кризиса, ну и стратегических ошибок. Мне казалось, что без этого этапа нельзя построить великую компанию
(а я всегда искренне думаю о ней).
Точно так же рисковал и Wal-Mart, когда у него была куча долгов (они закрывали одни кредиты другими), но в отличие от Сэма Уолтона я подумал, что можно совершить большой скачок за четыре года, без развитой инфраструктуры, без большого опыта… Вот это была ошибка. Именно поэтому я пошел на приобретение «Карандаша». Нет, не Андрей меня тут убедил. И в эту идею поверил Вася — он также был в эйфории от роста, он тоже верил, что я смогу создать для него «дорогую конфетку», которую можно будет потом про- дать, — и пошел на приобретение «Карандаша».
Я просто видел в «Карандаше» шанс для большого скачка.
Я думал, что у меня получится (хватит сил, ресурсов), чтобы сразу стать большой компанией. Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья (Мао). Именно поэтому я вклады- вал все в компанию, потому что верил, что компания вырас- тет, я сжег мосты «Карандашом»… Именно поэтому я жил будущим — не покупал квартиру, брал деньги в долг лично для компании, продал машину — я хотел достичь макси- мального результата, зубами вцепиться и вытащить бизнес в высшую лигу. Но не получилось. Не получилось, потому что партнеры на самом сложном этапе сломались, у них не хватило духа, они запаниковали. Я мог пережить любые

257
Письмо Федора
Овчинникова автору проблемы и трудности в компании, выкрутиться, но «пятая колонна» убивала всю перспективу. Главная причина, поче- му я вышел из бизнеса, заключается в том, что я увидел: они безнадежны, мы с ними уже не будем командой и они будут мешать. Я потерял веру. Будь все по-другому, не ясно, кто бы еще победил — мы или Румянцев.
При чтении книги может показаться, что все мои дей- ствия были хаотичными: непонятно, почему магазины то открываются, то закрываются, занимаемся то прессой, то учебниками, и куча ошибок. Логика всегда была. Исто- рия нашей компании — это история роста и оптимизации.
Мы пробовали, обжигались и вовремя прекращали то, что было ошибочным. Дело в том, что, пока не попробуешь, не поймешь, будет это прибыльно или нет. Например, логика подсказывала, что надо заниматься прессой и тендерами, но до тех пор, пока мы на практике не попробовали, меня бы никто не убедил, что это будет убыточным. Конечно, я слиш- ком много рисковал. Характер такой, наверное. Сейчас я из- менился немного.
Но при этом было очень много того, что было успешным.
Просто ошибки заметнее и я не боюсь о них говорить. Наши книжные магазины ведь сами по себе в конце стали очень эффективными, в итоге через ошибки была построена си- стема управления ассортиментом, закупками, финансами.
И много чего другого… Была создана организация и си стема.
А насчет образа потерпевшего крах идеалиста — я думаю о себе так: для меня это только начало, я бизнесом занима- юсь всего пять лет, это немного, этой мой опыт. Главное — каждый день быть счастливым. А я счастлив.
28 января 2011 года


Как была написана эта книга
Я познакомился с Федором Овчинниковым в начале 2007 года, вскоре после того, как он начал свой смелый эксперимент. Про- читав его блог, я сел в самолет и полетел в Сыктывкар. Резуль- татом этой поездки стала пара статей в журнале «Секрет фир- мы» о смелом предпринимательском реалити-шоу, устроенном на фоне противоречивого ландшафта небольшого северного города. С тех пор мы держали связь по телефону и скайпу.
Замысел книги окончательно сложился у меня в конце
2009 года, когда я задумал на примере Федора показать судьбу представителя новой волны российских предпри- нимателей. Мне показалось, что в экстремальных условиях города с двумя Ы наиболее ярко проявлялись все драмы этого поколения.
В течение 2010 года я постоянно летал в Сыктывкар, чтобы проводить с Федором интервью. Таким образом, я одновременно стал свидетелем многих обстоятельств, описанных в тексте: переговоров с «АСТ», открытия ново- го магазина в Эжве, обострения конфликта с партнерами, продажи компании и начала нового проекта. При открытии
«гипермаркета» в Эжве я даже помог заполнить пару полок бестселлерами Донцовой (я посчитал, что это не будет боль- шим вмешательством репортера в жизнь героя).
События, которых я не видел своими глазами, восстанов- лены по рассказам очевидцев (партнеров Федора, коллег,

259
Как была написана эта книга друзей и конкурентов). Кроме того, я посетил практически все места действия, чтобы лучше представить, где происхо- дила эта история. Огромным подспорьем в работе оказался блог Федора, который помог восстановить полную картину происшедшего и добиться нужной степени детализации.
Однако главный вклад в книгу сделала готовность Федо- ра откровенно рассказывать обо всем, что с ним случилось.
Будучи журналистом, я хорошо знаю, как тяжело дается лю- дям публичное признание своих ошибок и неудач. Поэтому сложно выразить, насколько я восхищен этим поступком Фе- дора. Я думаю, им двигала не только его фирменная (и пара- доксальная для российского предпринимателя) открытость, но также и искреннее убеждение в том, что узнать историю его борьбы будет полезно многим предпринимателям, на- чинающим бизнес в современной России.
Максим Котин,
Москва, 18 марта 2011 года


Ботаники делают бизнес. Год спустя
А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-,
ты настоящий!
Я-то думал, книжка художественная,
а ты на самом деле есть, обалдеть.
Комментарий в блоге Федора
Путешествие из Москвы в Сыктывкар
«Жаль, что я не живу в Сыктывкаре», — подумал Алексей
Мельников, закрыв книгу. Он купил ее в книжном на стан- ции «Пушкинская». Начал читать в метро по пути домой.
И не смог остановиться, пока спустя семь часов не дочитал до конца.
Обычно книги пишут о миллионерах, звездах и полити- ках, а эта рассказывала реальную историю побед и пора- жений простого сыктывкарского предпринимателя Федора
Овчинникова. А о поражениях и победах Алексей и сам знал не понаслышке.
Когда несколько лет назад родители хотели подарить ему автомобиль, он отказался и попросил отдать деньгами, по- тому что уже давно мечтал начать свое дело.
Он продавал необычные гаджеты и мобильные телефоны.
Запускал интернет-магазин восточных сувениров и нала- живал распространение «говорящих цветов». Кормил кашей продавцов на Горбушке и даже думал построить федераль- ную сеть интим-салонов.

261
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Ничего не получилось. А вот у героя книги Федора
Овчинникова что-то получилось. Хотя родители никогда не предлагали ему подарить автомобиль, а жил он в городе с двумя «Ы» в названии.
Изобретательный провинциальный предприниматель без связей и экономического образования каким-то чудом за пару лет построил крупную региональную сеть книжных магазинов. При этом он вел блог, в котором каждый месяц публиковал выручку и прибыль. Заявлял, что за все время не заплатил ни одной взятки. И называл себя «настырным идеалистом», хотя автор книги посчитал, что ему больше подходит эпитет «ботаник».
Как и Алексей, Федор Овчинников в результате остался ни с чем. Из-за допущенных просчетов и рокового стечения обстоятельств ботаник вынужден был продать бизнес за бес- ценок. Но в отличие от Алексея он не сдался и начал все за- ново. И по-прежнему верил в то, что даже в наши дни, когда все вроде бы поделено, можно добиться успеха без связей, взяток и стартового капитала, о чем и говорил всем и каждо- му с самого начала.
«Жаль, что я не живу в Сыктывкаре», — думал Алексей
Мельников.
И решился на немыслимое.
Чтобы сделать карьеру и заработать денег, все нор- мальные люди едут из провинции в Москву. Мельников двинулся в противоположном направлении. Под впечатле- нием от книги он написал Федору письмо, поговорил с ним по скайпу, запершись на кухне от родственников, и вскоре уже сидел в кресле старенького «Боинга», который летел в Сыктывкар.
Для Алексея Мельникова, как и для многих других лю- дей, Федор Овчинников стал символом нового поколения


Федор, привет с далекого Сахалина. Книгу прочитал — был в шоке от того,
что пережил. Семье твоей особый респект. Все-таки у бойца главное тыл.
Комментарий в блоге Федора предпринимателей-интеллигентов, пришедших на смену приватизаторам и авантюристам недавнего прошлого. Из- вестный коммерсант Евгений Чичваркин назвал его «само- родком». Солидный банкир и телеведущий Олег Тиньков пригласил на свое шоу о бизнесменах, где прежде выступал даже прославленный Ричард Брэнсон. Книгу об удачах и по- ражениях Федора Овчинникова прочитали больше десяти тысяч человек, а за новыми успехами через его личный блог следили пятнадцать тысяч читателей.
Для Алексея Федор был настоящей знаменитостью, и Мельников сидел в «Боинге», потому что верил: встреча с таким человеком может полностью изменить жизнь.
Сказка для предпринимателя
Знаменитость сама встретила Алексея в аэропорту на не- взрачном сером автомобиле. Отвезла в тесный подвал в центре города. И выделила телефон и компьютер, чтобы новобранец смог найти себе жилье.
«Большая мексиканская, — кричали за спиной Алексея, пока он просматривал объявления. — Большая мексикан- ская, принято!» Подвал этот был переоборудован в кухню, и тут вовсю кипела работа: трещали телефоны, шумела вода, хлопали дверцы холодильников, стрекотали докеры, шипела в печке салями и пузырилась моцарелла. Композицию до- полняла музыка, стучащая за стеной: в соседнем помещении работала школа танцев (Алексею рассказали, что иногда, если повезет, можно в окошко с улицы подглядеть уроки стриптиза).
В финале книги литературный герой Федор Овчинников мечтал открыть пиццерию. В реальности живой человек
Федор Овчинников открыл. И уже грозился задать жару

263
Ботаники делают бизнес.
Год спустя мировым лидерам доставки пиццы, таким как Papa John’s и Domino’s. Мельников бросил все и приехал в Сыктывкар, чтобы в этом поучаствовать.
Когда Алексей говорил столичным знакомым, что остав- ляет не самую плохую на свете работу продавца-консуль- танта в московском салоне сотовой связи, чтобы переехать в никому не ведомый Сыктывкар и работать простым пиццемейкером в стартапе у какого-то чудика, сверст ники обычно просто ржали. С пониманием относились только те немногие, кто осознавал, что Алексей Мельников не мечтал быть продавцом-консультантом.
Алексей не обманулся. Первые дни в Сыктывкаре идиот- ская улыбка не сходила с его лица. Так ему понравилась эта его новая жизнь. Ему приглянулся город с улицами из по- косившихся деревянных двухэтажек. Люди здесь казались ему открытыми, не испорченными соблазнами мегаполиса.
В отличие от столичных знакомых Алексея новые коллеги и друзья были искренне увлечены своим делом. Энергия, упорство и смелость Федора поражали. Не пугало даже то, что Алексею пришлось начинать с самых азов и зарабаты- вать вдвое меньше, чем прежде. Наоборот, после московской иллюзорности бытия работа руками, возможность из кучки ингредиентов создать нужный людям продукт приносила неподдельную радость.
Мельников вспоминает, что в Сыктывкаре ему поначалу казалось, будто он попал в сказку. Или прямиком в историю успеха какого-то легендарного бизнесмена, вроде Ричарда
Брэнсона, придумавшего Virgin, или Рэя Крока, который создал «Макдоналдс». Прилетев сюда, взамен однообразным московским будням он обрел увлекательное сегодня и еще более волнующее завтра. Местная газета даже написала заметку про самого Мельникова.