Файл: Манн, иванов и фербер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В глазах людей я стал «успешным предпринимателем». Те, кто видит меня
первый раз, ждут ярких атрибутов и удивляются, что я сам работаю на кухне,
и падают в шоке от слов, что мою посуду вместе с персоналом.
Блог Федора
Спустя три месяца Алексей подал заявление об уволь- нении. Он скучал по прежней жизни. Ему поднадоел этот унылый, в общем-то, город. Но прежде всего он разочаровал- ся в главном — в инновационном предпринимателе Федоре
Овчинникове.
Последние недели перед отъездом они общались нечасто.
Федор уехал в Киев выступать на очередном семинаре, и по- этому даже о грядущем увольнении Алексей сообщил таким же способом, каким устраивался на работу, — по электрон- ной почте. В день отъезда, однако, предприниматель по- звонил и предложил подбросить до аэропорта. По дороге спросил: почему решил вернуться в Москву?
«Я думал, ты Рэй Крок, — ответил Алексей. — А ты не Рэй
Крок».
Обыкновенный человек
«Леша думал, что Федор Овчинников — это какой-то мега- человек, а оказалось, это совершенно обыкновенный чело- век», — говорит Федор Овчинников.
Мы сидим на школьной скамейке. Ждем, когда закончит- ся урок дошкольной подготовки, чтобы отправиться в центр творчества, где у Федора сегодня по расписанию еще танцы и хоровое пение. Кому он Рэй Крок, а кому папа.
Правда, мир теперь так устроен, что человек способен мгновенно менять роли. Пока дочь на занятиях, Федор успе- вает не только поговорить со мной, но и решить проблемы перевода застрявших на счете денег, ответить на сообщения в «Твиттере» и проверить дневную выручку пиццерии через мобильный веб-браузер в своем айфоне.
Когда обыкновенный человек Федор Овчинников продал сеть книжных магазинов «Книга за книгой» и вернул долги,

265
Ботаники делают бизнес.
Год спустя у него осталось всего четыреста тысяч рублей. По странному стечению обстоятельств почти столько же было у него на ру- ках за четыре года до этого, когда он только начинал свою предпринимательскую одиссею.
Правда, тогда это были кредитные деньги, а теперь свои.
Но после всех жертв и борьбы на пределе возможного резуль- тат оказался совсем не таким, на какой рассчитывал изобре- тательный и трудолюбивый предприниматель, начитавший- ся книжек о легендарных коммерсантах.
Но в предпринимательском мифе нет места неуспеху.
Когда Федора приглашали куда-нибудь выступить с докла- дом, его почему-то представляли публике как успешного бизнесмена. Хотя от любого другого в зале его по большому счету отличал только богатый, но противоречивый опыт ошибок и неудач.
Его «история неуспеха», описанная в книге «И ботаники делают бизнес», сделала из него знаменитость. Даже офици- анты в столичной «Шоколаднице» его узнавали. И это тоже была своего рода победа, хоть и весьма неоднозначная.
Федор Овчинников получил успех авансом. И оказался в непростой ситуации. Известность открывала перед ним вол- нующие возможности. Но чтобы ими воспользоваться, требо- валось начать все с чистого листа. А запускать новый бизнес на глазах у праздной публики — все равно что, едва получив права, парковать автомобиль на тесной, но бойкой улице, собрав за собой длинную очередь благодарных зри телей.
«Когда у вас есть в голове большие планы и цели, лучше не говорить о них всем подряд. Ведь может так сложиться, что у вас ничего не получится. Но мне уже поздно так ду- мать», — написал Федор в блоге sila-uma.ru.
Четыре года назад Федор Овчинников завел этот блог и стал честно и без прикрас описывать свой


Мне нужен бизнес, который можно начать с моими стартовыми
возможностями. Финансовых возможностей немного. Главный ресурс — мозг.
Блог Федора предпринимательский эксперимент. Но тогда он был перво- классником, который имел право на ошибку. Второй ошибки ему не простят. Еще одна история неуспеха? Пожалуй, это слишком.
Многообещающий подвал
Федор взялся за новое дело с завидной решимостью. Он за- думал построить сеть доставки пиццы. Предприниматель давно мечтал о фастфуде — этот рынок манил перспектива- ми. В 2009-м исследовательское агентство «Бизнес Аналити- ка» оценивало его в России в сорок пять миллиардов рублей, притом что в начале двухтысячных эта цифра едва превыша- ла десять миллиардов.
Предприимчивому человеку было где развернуться — даже в Москве доля сетевого фастфуда не доходила до по- ловины рынка, а в регионах не превышала и трети (причем в некоторых из них, например на Дальнем Востоке, и вовсе держалась лишь на уровне пяти процентов). Дешевая и бы- страя еда — это вечная ценность: в кризис в ресторанном деле только на рынке фастфуда компании не потеряли свою выручку.
Но для запуска сети с традиционными ресторанами бы- строго питания требовались большие деньги — на открытие точек в людных местах.
Другой вариант — доставка — позволял начать игру с небольшим капиталом, но при этом куш сулил столь же крупный. В 2010 году выручка одного из лидеров мирового рынка, американской сети Papa John's, превысила миллиард долларов. При этом на Россию приходилось всего семнад- цать пиццерий «Папы» из более чем трех тысяч. Нацио- нальных сетей доставки пиццы в России не было вовсе.

267
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
И если в столице еще работали сильные компании, то в про- винции рынок дремал.
Федор задумал его разбудить. Но о пиццах и фастфуде он не знал ровным счетом ничего, да и готовил-то не очень.
Чтобы избежать провала, требовались экстраординарные меры. Поэтому Федор отправился в Петербург и под видом бывшего учителя истории из деревни (он ведь окончил истфак) устроился разнорабочим в известные компании, такие как Papa John's, McDonald's, Sbarro и «Теремок», чтобы изучить кухню фастфудов изнутри. Днем бывший генераль- ный директор мыл полы, жарил картошку, выпекал пиццу.
Вечерами заносил в блокнот расположение оборудования, анализировал менеджмент и разбирал сделанные тайком фотографии. Вернувшись в Сыктывкар спустя месяц, автор блога «Сила ума» арендовал неприметный подвал в центре города и начал готовиться к открытию своей «Додо пиццы».
Стал искать поставщиков. Заказал в Москве оборудова- ние. Обучил первых сотрудников выпекать пиццу. Вместе с ними вывел рецепт фирменного теста, изучив все, что уда- лось найти о тесте в интернете. Сам развозил первые заказы.
И в то же время мотался в Москву и другие города на презен- тации книги, успевая на ходу читать отзывы на новый бест- селлер, в котором рассказывалась история его «неуспеха».
«Искренне желаю, чтобы новый бизнес с пиццей закон- чился не так плачевно!» — писали сочувствующие у него в блоге, где он рассказывал о своей новой затее. «Думаю, в этот раз вы обосрётесь даже быстрее», — пророчили знато- ки, не ленясь вставлять букву «ё» в соответствующее слово.
И вот прошел год. Не так уж и много, если вдумать- ся. Во всяком случае, оглядываясь назад, лично я не могу толком вспомнить, на что ушли эти триста шестьдесят пять дней моей неповторимой жизни. Ведь даже если у вас


1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

В казахских тенге это 8 736 840, это реально большая сумма,
поздравляю, Федор!
Комментарий в блоге Федора имеются кое-какие сбережения и есть возможность де- лать, что задумано, изо дня в день надо мыть башку, водить ребенка на занятия, платить по счетам, менять перегорев- шие лампочки, посещать спортзал, вкусно обедать, чинить машину, отвечать на почту, звонить родителям, болеть и лечиться, покупать подарки, смотреть кино, перечитывать классику, следить за событиями в мире, строить планы, так жизнь и проходит. У обыкновенного человека Федора Ов- чинникова не так. Болезни, перегоревшие лампочки и счета не мешают ему двигаться вперед.
Весь этот год в гонке за собственным успехом, изряд- но опередившим его на старте, Федор уверенно сокращал дистанцию. Последний раз, когда мы виделись, он расха- живал по пустой пиццерии в подвале. Рассуждая о миро- вых перспективах на рынке доставки пиццы, сам драил пол шваброй — поскольку был единственным сотрудником собственной компании. Теперь в подвале не протолкнуться от поваров и менеджеров, а с парковки перед пиццерией то и дело стартуют машины курьеров, которые развозят по го- роду по несколько сотен горячих пицц ежедневно. Пустовав- ший прежде подвал ожил.
Поначалу «Додо пицца» продавала на восемь тысяч руб- лей в день, сейчас продает на шестьдесят. Месячная выруч- ка меньше чем за год выросла в пять раз — с трехсот шести- десяти тысяч до двух миллионов.
Как и у любого нормального бизнесмена, у Федора Овчин- никова имелся бизнес-план. В соответствии с ним пиццерия через год должна была приносить шестьсот-семьсот тысяч в месяц. Причем партнер, который вместе с Федором вклады- вал деньги в стартап, не верил даже в такие цифры, которые казались ему слишком амбициозными. Семьсот в месяц на какой-то пицце в городе с двумя «Ы», где уже и так на две-

269
Ботаники делают бизнес.
Год спустя сти сорок тысяч небогатых жителей больше двадцати пицце- рий, пусть не самых известных в мире и не самых растороп- ных даже по российским меркам? Нереально. «Каждый месяц раз за разом мне казалось: мы здорово выросли, — говорит
Федор, улыбаясь. — А потом мы снова росли».
Чтобы получше объяснить, как много это, два миллио- на в месяц, Федор приводит в пример свой прошлый опыт.
В книжном бизнесе два миллиона приносил флагманский книжный магазин сети «Книга за книгой» на улице Черно- ва, открытый от безысходности в разгар кризиса и ставший в свое время предпринимательским шедевром Федора
Овчинникова. Но то был большой магазин на шестьсот ква- дратных метров, а не маленький цех на шестьдесят. Чтобы его открыть, пришлось добыть книг и канцтоваров на десять миллионов рублей, а в пиццерии месячные вложения в за- пасы ограничивались едва ли двумястами тысячами. Нако- нец, рентабельность книжного бизнеса болталась в лучшем случае в районе трех-пяти процентов, а пиццерия давала тридцать.
Федор говорит, что в прошлой жизни, когда он занимал- ся книгами, у него было ощущение, будто он ворочает кам- ни. Какие ощущения теперь? «Теперь мне кажется, я нашел золотую жилу», — улыбается он.
Книги покупали только умники, а пиццу заказывает и бизнесмен, и студент, и офисный клерк. Человек не готов тратить на книгу пятьсот рублей, а на пиццу легко, еще и за колу доплатит. При этом пицца — как кофе, продукт с высокой наценкой, это позволяет предоставлять клиентам хороший сервис и выигрывать у более нерасторопных со- перников, тем более что в регионах конкуренция в фастфуде вялая и потребитель счастлив, если его просто хорошо об- служивают. «Когда курьер называет клиента по имени, это


Федор, мне вас очень жаль. Книга была интересна, но закончите вы плохо,
и я, есть грех, очень этому порадуюсь.
Комментарий в блоге Федора производит магический эффект, — говорит Федор. — Люди чуть ли чай пить не пытаются усадить».
Чтобы радоваться успехам Федора Овчинникова, надо при этом обладать известной восторженностью и развитым абстрактным мышлением, которого, может быть, не хватило
Алексею Мельникову, прибывшему в Сыктывкар спустя пол- года после открытия пиццерии. Цифры впечатляют, но пока
«Додо пицца» — это лишь многообещающий подвал. Все еще может пойти не так. Успех изменчив, как сон, и своенравен, как кошка. И Федору это известно как никому другому.
Посудина без капитана
Главной достопримечательностью флагманского магазина
«Книга за книгой» является урна перед входом. Она выглядит так, словно ее столь давно не опустошали, что там в резуль- тате зародилась жизнь и однажды ночью кто-то выбрался наконец наружу, разбросав вокруг пустые пивные бутылки, бесплатные газеты и рваные полиэтиленовые пакеты.
В свое время магазин, перед которым стоит эта урна, был самым большим в Сыктывкаре медиамаркетом. В разгар финансового кризиса он спас своего создателя от банкрот- ства. Именно его приводил в пример Федор Овчинников, когда рассказывал об успехе своей пиццерии. Именно этот магазин приносил два миллиона в месяц. Теперь тут пустота и пыль, а на мутном стекле — объявление об аренде.
В истории любого бизнеса уход лидера — сложная тема.
Когда человек покидает компанию и она погибает, как к этому относиться? Он настолько хорош, что только на его могучих плечах все и держалось? Или он настолько плох, что так и не смог построить посудину, способную плыть без сво- его создателя?

271
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Впрочем, «Книга за книгой» еще не потонула (некоторые магазины сети пока работают), но судно уже накренилось и вот-вот зачерпнет воду. Осенью 2011 года Федор Овчин- ников завершил сделку по продаже своей доли в книжно- канцелярской компании заклятым конкурентам — фирме
«Ликор». Хозяин «Ликора» Константин Румянцев казался ему толковым управленцем. Федор продавал бизнес против своей воли и утешал себя тем, что передает дело своей жиз- ни в надежные руки и его детище ждет счастливая судьба.
А Константина Румянцева судьба детища Федора Ов- чинникова интересовала в последнюю очередь — он соби- рался просто перепродать актив и начал искать покупателя на «Книгу за книгу» еще до того, как Федор подписал доку- менты о продаже.
Покупатель скоро нашелся — «АСТ», одна из крупнейших российских книжных компаний. Однако события, последо- вавшие за первоначально достигнутым соглашением о по- купке, сам Константин Румянцев называет не иначе как «де- тективом». Уточнение деталей сделки с «АСТ» растянулось на несколько месяцев. Костью в горле встал «Карандаш» — канцелярский гипермаркет, помещение под который Федор купил на банковский кредит прямо накануне финансового кризиса 2008 года (по мнению Румянцева, раз в пять дороже нынешней рыночной цены). Покупателю не нравилась высо- кая долговая нагрузка, к тому же в непрофильном для него бизнесе. Чтобы оставить «АСТ» за столом переговоров, про- давцам пришлось пойти на существенные уступки. В январе
2012-го, однако, стороны согласовали все детали и ударили по рукам.
Но следом в Сыктывкаре десантировались аудиторы по- купателя и обнаружили, что значительную часть выручки компании составлял безналичный оборот. И тут все пошло