ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоги первого месяца.
Выручка: 306 500 рублей.
Средняя выручка в день: 9917 рублей 63 копейки.
Выручка с одного квадратного метра: 8155 рублей 08 копеек в месяц.
Блог Федора на встречу с киллером расплачиваться за «успешно проде- ланную» работу. Максим Жуков был племянником Виктора
Жукова.
История могла бы закончиться вполне благополучно для
Николая Норова, если бы дядя не выпил лишнего, не стал звонить своему бывшему другу и партнеру и не сказал бы ему, что он неудачник, который остаток жизни проведет на нарах, причем за убийство, которое у него не удалось.
На следующий день на Барумбайском мосту убийство Викто- ру Жукову вполне удалось.
После этого случая мама Федора стала предостерегать сына от работы с партнерами. Но Федор не проецировал судьбу дяди на свою и даже не думал, что с ним может слу- читься что-то подобное. Потому что считал произошедшую с дядей трагедию в чем-то закономерной: нечто подобное могло случиться намного раньше.
Дядя был человеком талантливым, предприимчивым и смелым. Эти качества сильно выручали его в девяностые, но в новое время, кажется, их было уже недостаточно. Ведь его благополучие оказалось построено не на знании по- требностей рынка, а скорее на безысходности покупателей и отсутствии реальной конкуренции. Не на передовых технологиях или выдающихся управленческих процедурах, а на непрозрачных схемах и административном ресурсе.
Не на корпоративных правилах и четком разграничении полномочий, а на авторитете и запутанных личных отно- шениях.
Себя Федор считал предпринимателем принципиально другого типа.
Он вернулся в Сыктывкар еще более полным решимости делать свой новый бизнес, строить другую, новую жизнь.
Тогда он не думал, что, может быть, «та эпоха» на самом деле
53
Нереальное возможно, невозможное реально так и не стала «той», а по-прежнему оставалась «этой», а вера в новую жизнь, которая постепенно побеждает старую, была лишь иллюзией и самообманом. Он не думал о том, что никогда не было в России «той» жизни, а во все времена всегда была только «эта». И не существовало, может быть, в действительности никаких предпринимателей «нового типа», кроме самого Федора и похожих на него одиночек, разбросанных по городам этой непостижимой территории от Калининграда до Чукотки.
Глава 4
Гарлем, НДС, шоколадка
Когда Федор вернулся в город с двумя Ы и пришел в свой магазин, он обнаружил, что за время его отсутствия в «Силе ума» многое изменилось. На полках зияли пустоты, а луч- шие книги лежали на складе — вместо того чтобы стоять на самых видных местах.
Складом Федор называл подсобку, отгороженную от остального магазина перегородкой. То есть продавцам нужно было всего-то распаковать привезенные бестселлеры и расставить их тут же на места.
Федор экономил каждый рубль, чтобы закупать боль- ше книг, поднимать продажи. Федор понимал, что бизнес, созданный без капитала, должен быть сверхэффективным.
Но такое отношение делало его усилия бессмысленными: о какой сверхэффективности могла идти речь, когда продав- цы забывали выставить на полки самые нужные читателю книжки?
То есть прежде чем построить в Сыктывкаре другую жизнь, предпринимателю новой эпохи сначала предстояло разобраться со старыми проблемами. Такими как лень, без- ответственность, равнодушие, зависть и авось.
Когда вскоре пришло время продлевать полугодовой до- говор аренды «Силы ума», хозяин помещения вдруг заявил, что повышает арендную ставку. Федор спросил почему. Хозя- ин ответил: потому что дела у тебя идут хорошо.
55
Гарлем, НДС, шоколадка
Очевидно, он почитал блог Федора, изучил цифры. Зашел в магазин, увидел, что на шестом этаже толпится народ.
И ему пришла в голову нетривиальная мысль: а почему бы
Федору теперь не платить больше? Не обеднеет.
Федор просидел с ним в кафе два часа, пытаясь отстоять прежнюю ставку. Он говорил, что впереди летний спад про- даж и магазин просто не потянет новую цену аренды. Он объяснял, что на бизнесе висит высокая кредитная нагрузка и нельзя повышать цену только потому, что у покупателя
«дела идут хорошо». Он намекал, что мало найдется без- умцев, которые захотят снимать по такой цене помещение в новом торговом центре на шестом этаже.
Все было впустую. Договориться о снижении цены не удалось, платить больше Федор не согласился. «Сила ума» должна была закрыться, едва проработав полгода. Федору предстояло искать для магазина новое помещение.
Коммерческий бог как будто испытывал Федора и про- верял его на прочность: сколько в его донкихотстве и шап- козакидательстве настоящего идеализма и истинной реши- мости?
После возвращения из Троицка судьба давала Федору мало поводов верить, что у него получится построить но- вую жизнь. К весне продажи в «Силе ума» упали драмати- чески. К апрелю дневная выручка снизилась до рекордной отметки в шесть тысяч четыреста рублей в день, хотя еще несколько месяцев назад она едва не достигла тридцати тысяч. На фирменных стойках в супермаркетах «Ассорти» книги продавались не лучше, а прибыли приносили еще меньше, потому что супермаркеты делали на них свои на- ценки, из-за чего самому Федору приходилось наценивать меньше, чем в «Силе ума», — иначе книги стали бы слиш- ком дорогими.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
На любом складе грузчики размещают на стенах изображения
обнаженных женщин. Стены нашего помещения также украшены
уже изрядно выцветшими телами.
Блог Федора
Он, конечно, пытался выкрутиться. Пробовал компен- сировать упущенную в «Ассорти» прибыль, вводя в оборот беспардонно дешевые книги, на которые наценки можно было сделать больше, потому что все равно получалась при- емлемая цена.
Книгу-брошюру «Тридцать видов бульонов» он покупал у оптовика за десять рублей, еще по десять набавляли и «Ас- сорти», и «Сила ума». За двадцать рублей продается книга или за тридцать, покупателю по большому счету было все равно, а зарабатывал Федор на ней почти столько же, сколь- ко на бестселлерах Донцовой.
Эти ходы, может, и принесли бы какой-нибудь результат, если бы не роковая ошибка, совершенная в самом начале этого многообещающего проекта. С самого начала Федор с партнером договорились, что бухгалтерию возьмет на себя именно партнер — как человек с финансовым, а не гумани- тарным, как у Федора, образованием.
Дело было в том, что сеть «Ассорти» поставила перед
«Силой ума» условие: выделять в расчетах отдельной строкой налог на добавленную стоимость. В своем магазине Федор обходился без бухгалтера и работал на упрощенной системе налогообложения. И для поставок в «Ассорти» и учета налога на добавленную стоимость требовался подкованный че ловек.
Через несколько месяцев после начала работы выясни- лось: этот подкованный человек посчитал, что «Силе ума» для учета налога достаточно просто начать отражать его в отчетности. На самом же деле надо было перерегистри- ровать фирму в налоговой инспекции, причем сделать это можно было только в определенное время и при определен- ных условиях.
Таким образом, получилось, что в течение нескольких месяцев отчетность велась с нарушениями и в результате
57
Гарлем, НДС, шоколадка фирме пришлось заплатить два налога вместо одного: не только налог с оборота, но и налог на добавленную стои- мость. Это стоило бизнесу лишних сорок тысяч рублей.
Федор и раньше видел, что партнер его не очень увлечен их совместным делом, поскольку у него есть свое, и история с налоговой ошибкой только подтвердила его подозрения.
Поэтому Федор выкупил долю и снова стал единственным хозяином своего дела.
А сколько приходилось возиться с этими злосчастными супермаркетами «Ассорти»… Федору нужно было ездить на склад за железную дорогу, забирать доставленные из Мо- сквы книги. Потом сортировать и снабжать штрихкодами.
Потом развозить по магазинам, дожидаться приемки и рас- кладывать на стойках. И так каждую неделю.
Продолжать сортировку в «Силе ума» и каждый раз наво- дить после этого порядок стало совсем уж невыносимо, и Фе- дор снял под склад угол в типографском цеху. От основного помещения угол был отгорожен листовым железом, а его окна были закрыты фанерой. Там было холодно и тоскливо, но зато стоило это помещение всего пять тысяч рублей в ме- сяц, а находилось недалеко от магазина.
Федор называл помещение не складом, как он именовал пространство за перегородкой в «Силе ума», а более реали- стично: бичевским уголком.
Он приезжал в бичевский уголок поздно вечером, всю ночь клеил штрихкоды, слушал, как ухают типографские станки, и курил, чтобы согреться. Этими долгими холодны- ми ночами, освещенными резким светом ламп накалива- ния, Федор частенько задумывался о том, стоит ли хвататься за любую возможность, которую дает тебе случай. Ведь, может быть, этот случай — слепой, с перспективой стать несчастным ?
Маленький ты еще, идеалист…
Комментарий в блоге Федора
Однако Федор продолжал клеить и курить, курить и клеить .
Но неудачи и ошибки последних недель, все вместе взятые, не шли ни в какое сравнение с той бедой, которую
Федор сотворил для себя своими собственными руками, причем пребывая в твердой уверенности, что творит буду- щее благополучие.
В начале года он набрался смелости и стал просить поставщиков об отсрочке оплаты. Ведь он был уже не про- сто мечтательный молодой человек в очках, вооруженный планом открытия книжного магазина. «Сила ума» работала с десяти до восьми каждый день без перерывов на обед и вы- ходных. Люди приходили, покупали дорогие книжки. План стал реальностью.
Тем не менее, когда поставщики согласились отгрузить книги в кредит, Федор удивился, как прежде удивлялся, что люди покупают книги в магазине, который он придумал и открыл. Раньше Федор сначала платил и только потом получал книжки, теперь же ему сначала присылали товар, а платить за него нужно было потом.
Он так обрадовался этому «потом», что воспользовался новыми возможностями совершенно бездарно. Хотя и осоз- нал это только спустя несколько месяцев после возвращения из Троицка.
На радостях Федор набрал много книг, движимый в общем-то верной идеей расширить ассортимент и таким образом увеличить выручку с квадратного метра — ведь чем больше в магазине книг, тем выше шанс, что посетитель найдет что-нибудь по вкусу.
Но Федор не подумал, что будет, если отсрочка закончит- ся, а книги не продадутся.
Он еще не знал элементарного правила, которое знает любой опытный торговец: если берешь товар на условиях
59
Гарлем, НДС, шоколадка отсрочки платежа, то брать его надо ровно столько, сколько ты можешь продать за время отсрочки. Иначе тебя настиг- нет «кассовый разрыв». Иначе придет время, когда ты не смо- жешь расплачиваться с поставщиками, потому что у тебя просто не хватит денег.
И вот это время пришло. Книг Федор набрал много, а про- давались они все хуже и хуже. Платить было нечем.
Пережитое после этого Федор впоследствии называл не иначе как инициацией.
Чтобы стать полноправным членом общества, первобыт- ному молодому человеку нужно было пройти через очища- ющий опыт болезненных обрядов вроде выбивания зубов, выщипывания волос, обжигания огнем или обрезания крайней плоти, а иногда всех этих процедур, вместе взятых.
Чтобы стать полноправным членом бизнес-сообщества, в нынешние времена нужно было пройти через опыт на- рушения своих обязательств и обещаний. И Федору такая инициация представлялась не менее болезненной, чем обрезание плоти или выщипывание волос.
С первого дня своей трудовой карьеры бывший аспирант и археолог Федор крайне щепетильно относился к своим обязательствам перед партнерами, перед клиентами, перед работодателем.
Когда Федор занимался рекламой в «Городе мастеров», потенциальные исполнители рекламных заказов периоди- чески предлагали ему откаты, как образно называли люди в постсоветской России банальные взятки, которые пред- ставлялись вполне дежурным элементом деловых отно- шений.
Автор романа «Околоноля», которым считают главного кремлевского идеолога Владислава Суркова, даже назы- вал мздоимство и откаты «вековыми скрепами державы».