Файл: Структурносемантические особенности пейзажных описаний в современных английских романах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо обычных традиционных названий, как например, «Ирландская культура», «Концепция Ренессанса», «Образы Лондона в современной британской прозе», «Литература и философия», в проблематике семинаров появились новые, современные подходы к рассмотрению литературных текстов, не говоря уже о проблемах перевода. После прослушанной лекции известного английского ученого профессора Д. Пантера ситуация явно прояснилась. Речь идет о всеобщей глобализации литературного и культурного процессов. В теоретическом осмыслении литературных фактов, явлений и стилей преобладали оригинальные подходы, базирующиеся на психоаналитической поэтике, литературной и культурной истории, британской эстетике и ее взаимодействии с континентальной.

В современной лингвистике существуют разные понимания того, как могут решаться задачи, связанные с описанием семантики «мира цвета», - так начинает главу «О цветном и бесцветном» в книге «Когнитивный анализ предметных имен» Е.В. Рахилина. «В настоящий момент сравнительное литературоведение в некотором роде мертво». Рубеж XX – XXI веков показал, сколь сложна литературная эпоха истекшего столетия [Томо Вирк, 2003, 168].

Постмодернизм относится к прошлому весьма скептически, полагая, что история не является историей в прямом смысле этого слова. В работах периодических конференций не раз намечались блоки проблем, которые стали естественными названиями секций – Английская литература; Средневековье и Возрождение; Английская литература XX века, и др.

Пейзажи с руинами «Современной сознание и культура (в отличие от античной) вступают в конфликт с природой, но при этом бессильны ей противостоять («…равнодушная природа вновь завладеет клочком земли, на который притязало искусство…») [Божович, 1996, 34].

В заключение следует отметить, что экзистенциональная парадигма художественности, одна из актуальных проблем, требует дальнейшего изучения.
    1. Пейзаж как объект эстетического воздействия


Пейзаж в литературе (франц. Paysage, от pays - страна, местность), один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы - шире любого незамкнутого пространства внешнего мира. Эстетическое отношение к природе довольно позднее завоевание человечества: в фольклоре пейзаж антропоморфичен, в древнем эпосе мифологичен, т.е. в обеих картинах мира он самостоятельной ценности не несет. Пейзаж в современном понимании как объективно-реального изображения природы до 18 века в литературе не было. Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения человека во Вселенной.


Пейзаж – изображение природы в литературе и живописи, или образ природы в художественном произведении. Из области пространственных искусств термин пейзаж перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к пейзажу со стороны формальной и эстетической, конечно, не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появления интереса к пейзажу, так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали пейзаж как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой заинтересованности в изображаемом. Однако пейзаж теснейшим образом связан с теми социально-историческими условиями, в которых он создавался.

Пейзаж является отношением к природе в литературе. В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения. Он занимает специфическое для данного стиля место и характеризуется специфическими особенностями. Отсюда – различное качество пейзажа в различных литературных стилях. Например, в русской былинной эпохе, в средневековой повести развернутые описания природы отсутствуют. А те явления природы, которые по ходу действия должны служить фоном для героев, изображаются при помощи условных повторяющихся эпитетов, иногда очень выразительных, метких, но мало индивидуальных, например, (“светло-струйные ключи, кровавые зори, синие молнии” Слово о Полку Игореве). Элементы развернутого пейзажа можно встретить в сравнениях, когда описание явления природы нужно для уподобления ему действия или состояния героя (“словно как мак…”). Элементы пейзажа в сравнениях, часто построены на отрицании. Затем возникают жанры, где при малом объеме пейзажа качественно приобретает большой вес и значение, например «буколическая поэзия», в прозе 19 века изображении сельского пейзажа входит как основной необходимый элемент в произведении. В 16-17 веках по всей Европе в связи с подъемом дворянско-аристократической культуры, наблюдается расцвет идиллической, «описательной» прозы и поэзии, делающей своим объектом сельскую жизнь и природу, ее окружающую. С этого времени пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, в литературе 18-19 веков. Причем характер пейзажа, определяясь характером стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом конкретном произведении.

Образ природы принимает самостоятельное значение. Через пейзаж автор выражает антитезу «город/деревня». Пейзаж в романтическом произведении служит средством выражения буйных страстей романтика. Например, русский байронический пейзаж с неукротимой дикой стихией на первом плане (море, мрачные горы, пустыня), гармонизируют с переживаниями героя. Пейзаж используется романтиками для утверждения идеи непокорности, стремления к свободе, как фон для действия героя, созвучный его характеру.



В романтической лирике можно встретить пейзаж, как основную тему, выражающую основную тенденцию романтического стиля при отсутствии героя и сюжета (Лермонтов, «Парус»).

Со снижением романтизма пейзаж изменяет свой характер и назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи Тургенева, Толстого Фета, Аксакова, Григоровича – выполняют сложные и разнообразные функции. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присущи интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтического.

Пейзаж – это все естественное многообразие окружающего мира. Пейзаж родного края кажется человеку самым красивым, будь то тундра, горы, пустынная степь. Известный советский писатель Василий Белов в книге «Лад», посвященной народной эстетике, пишет: «Родная природа, как и родная мать, существует только в единственном числе: все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба». Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда и творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть ее пейзажей, восходов и закатов, звездного неба разных времен года, эстетическое в животном мире [Суворов, 2001, 84]. Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает пред нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть в ней только самое броское, яркое, громадное, величественное мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно жизнь и труд человека в природе. Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, жизнью животного. Воспитывая умение видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, мы учим друг друга дорожить миром естественной красоты и гармонии.

Педагогика всегда обращала внимание на особые возможности воздействия природы на чувства и поведение человека. В.А. Сухомлинский приводил школьников в поле и рощу, и они учились понимать природу, видеть, переживать ее красоту.

Искусство и эстетика уже на заре человеческой истории открывали и воспевали красоту природы Земли – родной колыбели человечества и раскинувшегося вокруг него космоса. Само слово «космос» у древних греков обозначало два родственных понятия: «мир» и «красота». Прекрасное в природе человек воспринимает, прежде всего, зрением, его восхищают гармония и естественность ее цветовых сочетаний и форм, их изменение в течение дня, в разное время года. Сердцу каждого жителя Земли дорого весеннее цветение, зеленые леса летом, осенние оранжевые, красные и бурые листопады, зимние контрасты черных силуэтов деревьев с белой заснеженной землей.


Для Л.Н. Толстого как художника никогда не вставал вопрос о том, каким типам отдать предпочтение – исключительным или обыкновенным. В год выхода в свет своего первого произведения Толстой записал в дневнике: «Описывая типы и пейзажи необыкновенные для большинства читателей – никогда не выпускать из виду типы и пейзажи – обыкновенные – взять их за основание, сравнивая с ними необыкновенные, описывать их» [Пришвин, 1978, 235].

И вполне в духе высоконравственной русской литературы А. Ткаченко в рецензии на повесть В. Сапожникова говорит о том, что для многих людей последняя охота еще впереди, когда они поймут, что самый браконьер не тот, «что зверовать бродит во тьме лесов и болот, а тот, что в душе каждого из нас. Его-то и надо побороть. На пользу себе и природе» [Ткаченко, 1978, 61]. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине; именно так ставят его сейчас российские писатели-патриоты. Это вопрос о том, каков человек есть и каким он должен стать.

В последнее время проблема ландшафта и пейзажа как его отражения в искусстве начала привлекать все большее и большее внимание.

Это связано, прежде всего, с обострением интереса к вопросам экологии, требующей рассмотрения взаимоотношений человека и природы, а также в связи с новым подходом к ландшафту с точки зрения философии восприятия человеком окружающей его среды.

Мы все рождаемся и растем в определенном жизненном пространстве, окруженные не только природой с ее определенными характеристиками – контуром земли и формами растений, - но также с продуктами человеческой деятельности. Каждый вид животного формирует для себя свой собственный окружающий мир, и только у людей нет закрепленного за их видом мира. Зато в отличие от животных они обладают способностью создавать другие миры. Эту способность философ Мартин Бубер называет символической природой человеческого существования [Интернет].

Одним из важнейших способов создания искусственного природного мира человеком является зрительное восприятие им ландшафта. С помощью зрения природа преобразуется в пейзаж. В результате того, что мы входим в определенные взаимоотношения с природой, возникает необходимость интерпретации этих аспектов. Мы может также включить себя в ландшафт и принять участие в его жизни.

Пейзаж всегда приветствует нас как пространство, как окружение и среда, как нечто, в чем мы (как фигуры в пейзаже) находим или теряем себя. Пейзаж – это среда в самом полном смысле этого слова. Это материальное «средство» (язык или краска), покоящееся в традиции культурной сигнализации и коммуникации и одновременно тело/набор символических форм, к которым можно обратиться и которые можно видоизменить, чтобы выразить их значение и ценности.


Всемирно популярный семиотик Умберто Эко в своей книге «Шесть прогулок в вымышленных лесах» предлагает пройтись с ним в качества гида «по густолиственным полянам повествования» [Eco, 1994, 036]:

(1) By eleven they were en route. The girls with baskets, down and long forest ride (F.81).

В детальном анализе новеллы Жерара де Нерваля «Sylvie» Эко разбирает применение временных двусмысленностей, деминистифицируя «туманы» в литературных лесах:

(2) ...the fog in the forest had gone. It was surprisingly warm more like August than September... (F.82).

В другой главе исследователь обращается к детективной и порнографической литературе, как жанрам, обеспечившим ускорение повествования. Сопровождая мушкетера Д’Артаньяна в прогулке по улицам Парижа 17 века, Эко рассуждает о нечеткости границ между литературой и историей. В заключение он утверждает, что для того, чтобы отвечать за свои поступки, мы должны научиться быть искусными и проницательными читателями, способными найти правильный путь в темном лесу литературного повествования.

В книге «Зрительные элементы пейзажа» Джон Джейкл утверждает, что его основная функция заключается в пробуждении у зрителя эстетических чувств, главным проводником которых являются зрительные элементы пейзажа [Jakle, 1987, 158].

В своей книге «Мир с видом» Кристофер Таннард рассуждает об утратах эстетического самосознания в отношении современного человека к окружающей среде и призывает к возвращению к «миру с видом», т.е. такому миру, в котором эстетическое восприятие утверждает себя не только в сохранении исторического прошлого, но и в развитии современного ландшафта [Tunnard, 1978, 56].

Заслуженный профессор биологии Крафт фон Малтзан в книге «Природа как ландшафт» фокусирует свое внимание на том, как люди воспринимают различные аспекты пейзажа в его внешнем проявлении, например, в ландшафте. Опираясь на феноменологию, семиотику, зрительное мышление, гештальтпсихологию, он предлагает альтернативный подход к восприятию природного мира, который восстанавливает единство природы и человека [Von Maltzahn, 1994, 101].

В чем заключается взаимоотношение между стихотворениями, написанными, например, о Канаде и канадским ландшафтом? Это - вопрос, разбираемый в сборнике статей Д.М.Р. Бертли «Веселый, серый лось: статьи по экологии и мифологии канадской поэзии». Книга дает также исчерпывающий обзор англоязычной канадской поэзии с раннего колониального периода до эпохи постмодернизма [Bertley, 1992, 69]. Джеральд Мосман, рассматривая топографию образов из книг южно-африканской писательницы Оливии Шрайдер, дает в то же время первый серьезный анализ ее творчества [Monsman, 191, 98].