Файл: Планируемые результаты освоения ооп ноо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

  1. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

  2. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.

  3. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других

стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательной организации. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах).


При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.


блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

0,5—2 уч.

часа

Весь мир звучит

Звуки музыкальные и шумовые.

Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр

Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.

Игра — подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации.

Артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков

Б)

0,5—2 уч.

часа

Звукоряд

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.

Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до».

Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда

В) 0,5—2 уч.

часа

Интонац

ия

Выразительные и изобразительные интонации

Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и др.) характера.

Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций.

Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций

Г)

0,5—2 уч. часа

Ритм

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.










Д) 0,5—4 уч.

часа1

Ритмичес кий рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые.

Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся










партитуры.







Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул,

состоящих из различных длительностей

Е)

0,5—2

часа

уч.

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли.

Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах). Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4,

3/4, 4/4.

Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами.

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Вокальная и инструментальная импровизация в

заданном размере

Ж)

1—4

часа

уч.

Музыкал ьный язык

Темп, тембр.

Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато,

легато, акцент и др.)

Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.

Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.).

Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.

Использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.

Исполнительская интерпретация на основе их изменения.

Составление музыкального словаря

З)

1—2

уч.

Высота звуков

Регистры. Ноты

певческого

Освоение понятий «выше-ниже». Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров.





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

часа







диапазона.

Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары)

Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.

Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре

И) 1—2

часа

уч.

Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок

Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.

Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков. На выбор или факультативно:

Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива.

Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

К)

1—2

часа

уч.

Сопрово ждение

Аккомпанемент.

Остинато. Вступление, заключение, проигрыш

Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента.

Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы.

Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).

На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах).

Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах

Л)

1—2 уч.

часа

Песня

Куплетная форма.

Запев, припев

Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы.

Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений. На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся










песне

М) 1—2

часа

уч.

Лад

Понятие лада.

Семиступенные

лады мажор и минор. Краска звучания.

Ступеневый состав

Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра «Солнышко — туча». Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.

Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской.

На выбор или факультативно:

Импровизация, сочинение в заданном ладу.

Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах

Н) 1—2

часа

уч.

Пентатон ика

Пентатоника — пятиступенный лад, распространённый у многих народов

Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике.

Импровизация на чёрных клавишах фортепиано.

На выбор или факультативно:

Импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта,

штабшпили со съёмными пластинами)

О) 1—2

часа

уч.

Ноты в разных октавах

Ноты второй и малой октавы.

Басовый ключ

Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве. Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне.

Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах.

Определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент. На выбор или факультативно:

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

П)

0,5—1 уч.

час

Дополни тельные обозначе ния в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы

Р)

1—3 уч.

часа

Ритмичес кие рисунки в размере

6/8

Размер 6/8.

Нота с точкой.

Шестнадцатые.

Пунктирный ритм

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

На выбор или факультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8