Файл: Планируемые результаты освоения ооп ноо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся










молитвы.

Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений

В)

1—3

часа

уч.

Инструм ентальна я музыка в церкви

Орган и его роль в богослужении.

Творчество

И. С. Баха




Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении. Ответы на вопросы учителя.

Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств.

Игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания).

Звуковое исследование — исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа. Наблюдение за трансформацией музыкального образа.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта органной музыки.

Рассматривание иллюстраций, изображений органа. Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента.

Просмотр познавательного фильма об органе.

Литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки

Г)

1—3

часа

уч.

Искусств

о

Русской правосла вной церкви

Музыка в

православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые

святым. Образы

Христа, Богородицы

Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.

Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т. д.

Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице.

На выбор или факультативно:

Посещение храма.

Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах

Д)

1—3 уч.

часа

Религиоз ные

праздник

и

Праздничная

служба, вокальная

(в том числе хоровая) музыка религиозного содержания1

Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания.

Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки.

На выбор или факультативно:

Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам.

Посещение концерта духовной музыки.

Исследовательские проекты, посвящённые музыке религиозных праздников


Модуль № 5 «Классическая музыка»

Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.


блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

0,5—1 уч.

час

Компози тор — исполнит ель — слушател

ь

Кого называют

композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал.

Правила поведения в концертном зале

Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).

Освоение правил поведения на концерте2.

На выбор или факультативно:

«Как на концерте» — выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения. Посещение концерта классической музыки

Б)

2—6

уч. часов

Компози торы — детям

Детская музыка

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др.

Понятие жанра.

Песня, танец, марш

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.

Музыкальная викторина.

Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен.

Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера

В)

2—6

уч. часов

Оркестр

Оркестр — большой

коллектив музыкантов.

Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное

соревнование

солиста с

оркестром1

Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.

«Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.

Разучивание и исполнение песен соответствующей тематики.

Знакомство с принципом расположения партий в партитуре. Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2—3 ударных инструментов.

На выбор или факультативно:

Работа по группам — сочинение своего варианта ритмической партитуры

Г)

1—2

уч. часа

Музыкал ьные инструме нты.

Фортепи

ано

Рояль и пианино.

История изобретения фортепиано,

«секрет» названия инструмента (форте

Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.

«Я — пианист» — игра — имитация исполнительских движений во время звучания музыки.

Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся







+ пиано). «Предки» и «наследники»

фортепиано (клавесин, синтезатор)

учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем2.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта фортепианной музыки.

Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино.

«Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей и т. д.)

Д)

1—2

уч. часа

Музыкал ьные инструме нты.

Флейта

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты

в сопровождении фортепиано, оркестра3

Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.

Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов.

Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления

Е)

2—4

уч. часа

Музыкал ьные инструме нты. Скрипка,

виолонче

ль

Певучесть тембров

струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.

Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.

Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта инструментальной музыки.

«Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём

Ж)

2—6

уч. часов

Вокальна я музыка

Человеческий

голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы.

Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер.

Кантата. Песня, романс, вокализ,

кант

Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.

Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков.

Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона.

Проблемная ситуация: что значит красивое пение?

Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов.

Разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта вокальной музыки.

Школьный конкурс юных вокалистов

З)

Инструм

Жанры камерной

Знакомство с жанрами камерной инструментальной





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

2—6

уч. часов

ентальна я музыка

инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната.

Квартет

музыки. Слушание произведений композиторовклассиков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия.

Музыкальная викторина.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта инструментальной музыки.

Составление словаря музыкальных жанров

И) 2—6

уч. часов

Програм мная музыка

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф

Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.

На выбор или факультативно:

Рисование образов программной музыки.

Сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе

К)

2—6

уч. часов

Симфони ческая музыка

Симфонический оркестр. Тембры,

группы инструментов. Симфония, симфоническая картина

Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.

Слушание фрагментов симфонической музыки.

«Дирижирование» оркестром. Музыкальная викторина

На выбор или факультативно:

Посещение концерта симфонической музыки.

Просмотр фильма об устройстве оркестра

Л)

2—6

уч. часов

Русские композит орыклассики

Творчество выдающихся отечественных композиторов

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов

(картины природы, народной жизни, истории и т. д.).










М)

2—6

уч. часов

Европейс кие композит орыклассики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.

Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.

Вокализация тем инструментальных сочинений. Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.

На выбор или факультативно:

Посещение концерта. Просмотр биографического фильма

Н)

2—6

уч. часов

Мастерст во

исполнит

еля

Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония,

Конкурс имени

Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.

Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов. Дискуссия на тему «Композитор — исполнитель — слушатель».

На выбор или факультативно:

Посещение концерта классической музыки.

блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся







П. И. Чайковского

Создание коллекции записей любимого исполнителя. Деловая игра «Концертный отдел филармонии»


Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.


блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А) 1—4 учебных часа

Совреме нные

обработк и классиче ской музыки

Понятие обработки,

творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

Различение музыки классической и её современной обработки.

Слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки.

Вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента.

На выбор или факультативно:

Подбор стиля автоаккомпанемента (на клавишном синтезаторе) к известным музыкальным темам

композиторов- классиков

Б)

2—4 учебных часа

Джаз

Особенности джаза: импровизационност ь, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них.

Творчество джазовых музыкантов1

Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.

Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию. Разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах. Сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами.

На выбор или факультативно:

Составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов

В)

1—4 учебных часа

Исполни тели современ ной

Творчество одного или нескольких

исполнителей современной

Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой).

На выбор или факультативно:

блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся




музыки

музыки, популярных у молодёжи2

Составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-одноклассников (для проведения совместного досуга).










Съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций

Г)

1—4 учебных часа

Электрон ные музыкаль ные инструме нты

Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор,

электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные

музыкальные

инструменты в компьютерных программах

Слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах. Сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения.

Подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму. На выбор или факультативно:

Посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов).

Просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах.

Создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (Garage Band и др.)