ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся | ||
| | | молитвы. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений | ||
В) 1—3 часа | уч. | Инструм ентальна я музыка в церкви | Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха | | Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении. Ответы на вопросы учителя. Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств. Игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания). Звуковое исследование — исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа. Наблюдение за трансформацией музыкального образа. На выбор или факультативно: Посещение концерта органной музыки. Рассматривание иллюстраций, изображений органа. Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента. Просмотр познавательного фильма об органе. Литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки |
Г) 1—3 часа | уч. | Искусств о Русской правосла вной церкви | Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы | Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки. Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т. д. Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице. На выбор или факультативно: Посещение храма. Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах | |
Д) 1—3 уч. часа | Религиоз ные праздник и | Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания1 | Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания. Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки. На выбор или факультативно: Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам. Посещение концерта духовной музыки. Исследовательские проекты, посвящённые музыке религиозных праздников |
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 0,5—1 уч. час | Компози тор — исполнит ель — слушател ь | Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале | Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз). Освоение правил поведения на концерте2. На выбор или факультативно: «Как на концерте» — выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения. Посещение концерта классической музыки |
Б) 2—6 уч. часов | Компози торы — детям | Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. Музыкальная викторина. Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен. Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера |
В) 2—6 уч. часов | Оркестр | Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром1 | Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра. «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки. Разучивание и исполнение песен соответствующей тематики. Знакомство с принципом расположения партий в партитуре. Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2—3 ударных инструментов. На выбор или факультативно: Работа по группам — сочинение своего варианта ритмической партитуры |
Г) 1—2 уч. часа | Музыкал ьные инструме нты. Фортепи ано | Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте | Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов. «Я — пианист» — игра — имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении |
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
| | + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор) | учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем2. На выбор или факультативно: Посещение концерта фортепианной музыки. Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей и т. д.) |
Д) 1—2 уч. часа | Музыкал ьные инструме нты. Флейта | Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра3 | Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов. Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов. Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления |
Е) 2—4 уч. часа | Музыкал ьные инструме нты. Скрипка, виолонче ль | Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты | Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов. Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам. На выбор или факультативно: Посещение концерта инструментальной музыки. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём |
Ж) 2—6 уч. часов | Вокальна я музыка | Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант | Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов. Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков. Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона. Проблемная ситуация: что значит красивое пение? Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов. Разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков. На выбор или факультативно: Посещение концерта вокальной музыки. Школьный конкурс юных вокалистов |
З) | Инструм | Жанры камерной | Знакомство с жанрами камерной инструментальной |
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
2—6 уч. часов | ентальна я музыка | инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет | музыки. Слушание произведений композиторовклассиков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия. Музыкальная викторина. На выбор или факультативно: Посещение концерта инструментальной музыки. Составление словаря музыкальных жанров |
И) 2—6 уч. часов | Програм мная музыка | Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф | Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором. На выбор или факультативно: Рисование образов программной музыки. Сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе |
К) 2—6 уч. часов | Симфони ческая музыка | Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина | Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра. Слушание фрагментов симфонической музыки. «Дирижирование» оркестром. Музыкальная викторина На выбор или факультативно: Посещение концерта симфонической музыки. Просмотр фильма об устройстве оркестра |
Л) 2—6 уч. часов | Русские композит орыклассики | Творчество выдающихся отечественных композиторов | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). |
| | | |
М) 2—6 уч. часов | Европейс кие композит орыклассики | Творчество выдающихся зарубежных композиторов | Характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы. Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера. Вокализация тем инструментальных сочинений. Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений. На выбор или факультативно: Посещение концерта. Просмотр биографического фильма |
Н) 2—6 уч. часов | Мастерст во исполнит еля | Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени | Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии. Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов. Дискуссия на тему «Композитор — исполнитель — слушатель». На выбор или факультативно: Посещение концерта классической музыки. |
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
| | П. И. Чайковского | Создание коллекции записей любимого исполнителя. Деловая игра «Концертный отдел филармонии» |
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 1—4 учебных часа | Совреме нные обработк и классиче ской музыки | Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? | Различение музыки классической и её современной обработки. Слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки. Вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента. На выбор или факультативно: Подбор стиля автоаккомпанемента (на клавишном синтезаторе) к известным музыкальным темам композиторов- классиков |
Б) 2—4 учебных часа | Джаз | Особенности джаза: импровизационност ь, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов1 | Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений. Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию. Разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах. Сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами. На выбор или факультативно: Составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов |
В) 1—4 учебных часа | Исполни тели современ ной | Творчество одного или нескольких исполнителей современной | Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой). На выбор или факультативно: |
№ блока, кол-во часов | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
| музыки | музыки, популярных у молодёжи2 | Составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-одноклассников (для проведения совместного досуга). |
| | | Съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций |
Г) 1—4 учебных часа | Электрон ные музыкаль ные инструме нты | Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах | Слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах. Сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения. Подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму. На выбор или факультативно: Посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов). Просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах. Создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (Garage Band и др.) |