Файл: Планируемые результаты освоения ооп ноо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне).

Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.


блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А) 2—6 учебных часов

Музыкал ьная сказка на сцене, на экране

Характеры персонажей,

отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль

Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу».

Разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки. На выбор или факультативно:

Постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей.

Творческий проект «Озвучиваем мультфильм»

Б)

2—6 учебных часов

Театр оперы и балета

Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя.

Определение особенностей балетного и оперного спектакля. Тесты или кроссворды на освоение специальных терминов.





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся







музыкальном спектакле

Танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета.

Разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни / хора из оперы.

«Игра в дирижёра» — двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля.

На выбор или факультативно:

Посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр.

Виртуальная экскурсия по Большому театру.

Рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши

В)

2—6 учебных часов

Балет.

Хореогра фия — искусств о танца

Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов1

Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.

Вокализация, пропевание музыкальных тем; исполнение ритмической партитуры — аккомпанемента к фрагменту балетной музыки.

На выбор или факультативно:

Посещение балетного спектакля или просмотр фильмабалета.

Исполнение на музыкальных инструментах мелодий из балетов

Г)

2—6 учебных часов

Опера.

Главные герои и номера оперного

спектакл

я

Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление.

Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов1

Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.

Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.

Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.

Рисование героев, сцен из опер.

На выбор или факультативно: Просмотр фильма-оперы.

Постановка детской оперы

Д)

2—3 учебных часа

Сюжет музыкаль ного

спектакл

я

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы

Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов. Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором.

Вокализация, пропевание музыкальных тем; пластическое интонирование оркестровых фрагментов. Музыкальная викторина на знание музыки. Звучащие и терминологические тесты.

На выбор или факультативно:

Коллективное чтение либретто в жанре сторителлинг.

Создание любительского видеофильма на основе

блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся










выбранного либретто.

Просмотр фильма-оперы или фильма-балета

Е)

2—3 учебных часа

Оперетта , мюзикл

История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт

И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов

Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.

Разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей.

Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла.

На выбор или факультативно:

Посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла.

Постановка фрагментов, сцен из мюзикла — спектакль для родителей

Ж)

2—3 учебных часа

Кто

создаёт музыкаль ный спектакл ь?

Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д.

Диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля. Знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников и др.

Просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках. Обсуждение различий в оформлении, режиссуре.

Создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей.

На выбор или факультативно:

Виртуальный квест по музыкальному театру

З)

2—6 учебных часов

Патриоти ческая и народная

тема в театре и кино

История создания, значение музыкально-

сценических и

экранных произведений, посвящённых

нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов,

музыки к фильмам1

Чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку. Диалог с учителем.

Просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов. Обсуждение характера героев и событий.

Проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка? Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев.

На выбор или факультативно:

Посещение театра/кинотеатра — просмотр спектакля/фильма патриотического содержания.

Участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики


Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения.

Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.


блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А) 1—3 учебных часа

Красота и вдохно вение

Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой.

Музыкальное единство людей —

хор, хоровод

Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.

Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии.

Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку».

Выстраивание хорового унисона — вокального и психологического. Одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижёра.

Разучивание, исполнение красивой песни. На выбор или факультативно:

Разучивание хоровода, социальные танцы

Б)

2—4 учебных часа

Музыкал ьные пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства

человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких

оттенков настроения, которые трудно передать

словами

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Двигательная импровизация, пластическое интонирование.

Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.

На выбор или факультативно:

Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.

Игра-импровизация «Угадай моё настроение»

В)

2—4 учебных часа

Музыкал ьные портреты

Музыка, передающая образ человека,

его походку, движения, характер, манеру речи.

«Портреты», выраженные

в музыкальных

интонациях

Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения.

Разучивание, харáктерное исполнение песни — портретной зарисовки.

На выбор или факультативно:

Рисование, лепка героя музыкального произведения.

Игра-импровизация «Угадай мой характер».

Инсценировка — импровизация в жанре кукольного/теневого театра с помощью кукол, силуэтов и др.

Г)

2—4 учебных часа

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая

настроение праздника1.

Музыка в цирке,

Диалог с учителем о значении музыки на празднике.

Слушание произведений торжественного, праздничного характера. «Дирижирование» фрагментами произведений. Конкурс на лучшего «дирижёра».

Разучивание и исполнение тематических песен к





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся







на уличном шествии, спортивном празднике

ближайшему празднику.

Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?

На выбор или факультативно:

Запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением. Групповые творческие шутливые двигательные

импровизации «Цирковая труппа»

Д)

2—4 учебных часа

Танцы,

игры и

веселье

Музыка —

игра звуками.

Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев2

Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра.

Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях.

Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?

Вокальная, инструментальная, ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра.

На выбор или факультативно:

Звуковая комбинаторика — эксперименты со случайным сочетанием музыкальных звуков, тембров, ритмов

Е)

2—4 учебных часа

Музыка на войне, музыка о войне

Военная тема

в музыкальном

искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана,

трубы и т. д.)

Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики.

Знакомство с историей их сочинения и исполнения. Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?

На выбор или факультативно:

Сочинение новой песни о войне

Ж)

2—4 учебных часа

Главный музыкаль ный символ

Гимн России — главный

музыкальный

символ нашей

страны. Традиции

исполнения Гимна России.

Другие гимны

Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения.

Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны.

Разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы

З)

2—4 учебных часа

Искусств о

времени

Музыка —

временно́е искусство.

Погружение в поток музыкального звучания.

Музыкальные

образы движения, изменения и

Слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения.

Наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки.

Проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека?

На выбор или факультативно:

Программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль»





блока, кол-во часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся







развития




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.