ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
форм, методов, приемов, средств обучения.
При проведении урока учитель осуществляет воспитание средствами:
Учитель использует воспитательные возможности урока, опираясь на следующее:
Воспитывающим фактором является высокая квалификация учителя, его ответственное отношение к своей работе.
Само пространство класса, внешний вид учителя, его речь, стиль общения должны являть собой образцы современной культуры.
Задачи воспитания решатся на каждом уроке и средствами всех учебных предметов. Вместе с тем, можно говорить об определенной «воспитательной» специализации учебных предметов.
Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе помогает сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся возлагается, прежде всего, на уроки предметной областей «Филология», «Искусство».
Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, решается всеми учебными предметами, но в первую очередь - на уроках предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы».
Урок имеет воспитывающий характер, если он формирует у обучающихся познавательный интерес. Такой интерес стимулируют:
Воспитательные возможности урока заключены не только в содержании, но и в способах, формах деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Формы обучения (работа в коллективе сверстников) включают школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы. Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается применением необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по заявкам и т. п.
Примерами отдельных форм, видов, приемов деятельности, позволяющих реализовать возможности урока являются:
-применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся (законными представителями). Работа с классным коллективом:
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
Разработка и реализация социальных проектов.
Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач.
Посещение театральных постановок, музеев, выставок.
Коллективное посещение спортивных соревнований.
Посещение производственных предприятий, научных, образовательных организаций (в том числе дистанционно).
Организация праздников.
Проведение встреч с ветеранами, общественными деятелями.
Организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся.
Проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания
Подготовка и проведении бесед: «О любви, верности и дружбе», «О принципиальности и искренности», «О чистоте мысли и бескорыстии поступка» и др.
Участие в общественно полезном труде в помощь школе, поселку, родному краю.
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
При проведении урока учитель осуществляет воспитание средствами:
-
создания условий для активной, эмоционально-окрашенной деятельности учащихся на уроке; -
формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу; -
оптимального сочетания различных методов обучения:
-
репродуктивных методов (воспитание организованности, исполнительности, ответственности); -
методов организации познавательной самостоятельности и активности (воспитание творческого начала, формирование познавательного интереса); 4) сочетания различных форм обучения: -
групповая форма (воспитание умения достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах); -
индивидуальная форма (воспитание трудолюбия, настойчивости, упорства, самостоятельности, аккуратности, ответственности, умений трудиться, преодолевать сложности, формирование у обучающегося понимания важности опоры на свои силы);
-
использования воспитательной функции оценки; -
рационализации использования времени на уроке (воспитание внутренней организованности, собранности, дисциплинированности);
Учитель использует воспитательные возможности урока, опираясь на следующее:
-
обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться); -
создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении; -
создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы; -
поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.
Воспитывающим фактором является высокая квалификация учителя, его ответственное отношение к своей работе.
Само пространство класса, внешний вид учителя, его речь, стиль общения должны являть собой образцы современной культуры.
Задачи воспитания решатся на каждом уроке и средствами всех учебных предметов. Вместе с тем, можно говорить об определенной «воспитательной» специализации учебных предметов.
Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе помогает сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся возлагается, прежде всего, на уроки предметной областей «Филология», «Искусство».
Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, решается всеми учебными предметами, но в первую очередь - на уроках предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы».
Урок имеет воспитывающий характер, если он формирует у обучающихся познавательный интерес. Такой интерес стимулируют:
-
новизна учебного материала, демонстрация новых граней ранее изученного материала, показ достижений современной науки, анализ практической роли знаний; -
многообразие самостоятельных работ и сменяемость их форм, проблемность, исследовательский подход, творческие работы, практические работы; -
эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм учителя, соревнование.
Воспитательные возможности урока заключены не только в содержании, но и в способах, формах деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Формы обучения (работа в коллективе сверстников) включают школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы. Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается применением необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по заявкам и т. п.
Примерами отдельных форм, видов, приемов деятельности, позволяющих реализовать возможности урока являются:
-
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -
демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в различных ситуациях; -
организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -
подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; -
этическая интерпретация художественных, научных, публицистических текстов;
-применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
-
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
-
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; -
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; -
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; -
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; -
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; -
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; -
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; -
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся (законными представителями). Работа с классным коллективом:
-
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; -
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. -
Классные дела:
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
Разработка и реализация социальных проектов.
Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач.
Посещение театральных постановок, музеев, выставок.
Коллективное посещение спортивных соревнований.
Посещение производственных предприятий, научных, образовательных организаций (в том числе дистанционно).
Организация праздников.
Проведение встреч с ветеранами, общественными деятелями.
Организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся.
Проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания
Подготовка и проведении бесед: «О любви, верности и дружбе», «О принципиальности и искренности», «О чистоте мысли и бескорыстии поступка» и др.
Участие в общественно полезном труде в помощь школе, поселку, родному краю.
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.