Файл: 2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Угадай по описанию»
Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Воспитатель описывает птиц, дети угадывают.
Упражнения «Звукоподражание»
Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложить из камешков» — выложить из камешков скворечник и птицу.
Труд
Подмести участок.
Индивидуальные физические упражнения
Прыжки через скакалку, резинку.
Подвижная игра «Кузнечики»
На площадке чертят большой круг. Выбирают «скворца» (водящего), он становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает пятнать «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, шагая «гусиным шагом» и т. д. «Кузнечики» должны перемещаться так же, как он.
Поймав «кузнечика», «скворец» ведет его в круг и сам остается там. Пойманный «кузнечик» становится «скворцом». Он должен гоняться за «кузнечиками» другим способом, а они должны двигаться так же, как он.
Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.
Карточка № 9 «Подготовка ко сну, дневной сон»
Цель. Обеспечение отдыха после активного бодрствования, накопление сил для дальнейшей деятельности во второй половине дня, формирование навыков самообслуживания.
Проведение. Во время подготовки ко сну в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищенным от прямого попадания солнечных лучей и яркого света. Перед сном воспитатель проводит релаксацию, читает детям сказки, рассказывает потешки, поет колыбельные песни. Проверяет, как дети расположились в своих кроватках, желает спокойного сна.
Материал.__Упражнение_«Расслабление»'>Материал.
Упражнение «Расслабление»
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени
, ноги слегка расставлены. Воспитатель тихим голосом в замедленном темпе, с длительными паузами произносит:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая — очень легкая, простая:
Замедляется движение, исчезает напряжение...
И становится понятно: расслабление — приятно!
Карточка № 10 «Постепенный подъем, водные процедуры, закаливающие мероприятия»
Цель. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.
Проведение. Подъем после дневного сна происходит постепенно, по мере пробуждения детей. Проводится бодрящая гимнастика, организуются водные процедуры, оздоровительные мероприятия. Продолжается работа по выполнению детьми правил личной гигиены. После сна дети закрепляют навыки последовательного одевания, учатся замечать неполадки в своем внешнем виде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Материал.
Потешка
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Бодрящая гимнастика «Поиграем с ушками»
(с элементами самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Давайте поиграем с ушками. (Звучит спокойная музыка.)
«Покажите ушки». Дети с закрытыми глазами находят уши и слегка дергают за них. По вторить пять раз.
Ушки ты свои найди
И скорей мне покажи.
Вариант — предложить детям правой рукой найти левое ухо, а левой рукой — правое ухо.
«Похлопаем ушами». Завести ладони обеих рук за уши загнуть уши вперед сначала мизинцем, а потом всем остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпустить их. При этом ребенок должен слышать хлопок. Повторить пять раз.
«Надеваем сережки на уши». Захватить кончиками больших п указательных пальцев обеих рук мочки ушей и тянуть их вниз, а затем отпустить. Повторить пять—шесть раз.
«Покрутим козелок». Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок. Захватив таким образом козелок, слегка сдавливать и поворачивать его в течение 20—30 с.
«Красивые ушки». Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла в течение 30 с.
«Моем за ушками». Растирать за ушами до ощущения тепла и течение 20 с.
«Согреем наши ушки». Согреть ладошки, потерев друг о друга до ощущения тепла. Затем приложить к ушам и потереть ими всю раковину.
(Дети встают. Выполняют закаливающие процедуры.)
Закаливающие процедуры
- воздушные ванны;
- полоскание ротовой полости водой комнатной температуры;
- обливание стоп;
- обтирание всего тела влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем.
Стихи об одежде
Карточка № 11 «Игры, самостоятельная деятельность детей»
Цель. Формирование коммуникативных умений детей, развитие интересов и способностей у детей в процессе игровой деятельности.
Проведение. Во второй половине дня c детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации. Большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования. Уделяется особое внимание организации самостоятельной деятельности и формированию положительных отношений между детьми. Воспитатель создает развивающую среду на основе интересов детей, а они сами выбирают деятельность, исходя из своих потребностей.
Материал.
Подвижная игра «Музыкальные объятия»
Дети прыгают под музыку по залу. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (вместе с партнерами, если хочется). При следующей паузе в музыке, по крайней мере, три ребенка весело обнимаются. По мере продолжения игры количество обнимающихся увеличивается до тех пор, пока, наконец, все дети не образуют одно большое «музыкальное объятие». Это прекрасный способ помочь застенчивым детям почувствовать себя уверенно.
Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»
Цель: формирование коммуникативных умений.
Воспитатель предлагает совершить морское путешествие.
Что нужно построить, чтобы отправиться в кругосветное плавание? Из чего можно построить корабль? Кто будет капитаном? Какие ещё роли нужно распределить между игроками, чтобы на корабле были люди разных морских профессий? Кто стоит у штурвала и ведёт корабль по морям-по волнам? (Капитан или его помощник.) Кто готовит еду? (Кок.) Кто смотрит вперед, забравшись на высокую мачту? (Юнга.) Что нужно приготовить, чтобы плыть точно по курсу и не заблудиться? (Карту, компас, глобус.)
Считалки для распределения ролей:
Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Воспитатель описывает птиц, дети угадывают.
Упражнения «Звукоподражание»
Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложить из камешков» — выложить из камешков скворечник и птицу.
Труд
Подмести участок.
Индивидуальные физические упражнения
Прыжки через скакалку, резинку.
Подвижная игра «Кузнечики»
На площадке чертят большой круг. Выбирают «скворца» (водящего), он становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает пятнать «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, шагая «гусиным шагом» и т. д. «Кузнечики» должны перемещаться так же, как он.
Поймав «кузнечика», «скворец» ведет его в круг и сам остается там. Пойманный «кузнечик» становится «скворцом». Он должен гоняться за «кузнечиками» другим способом, а они должны двигаться так же, как он.
Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.
Карточка № 9 «Подготовка ко сну, дневной сон»
Цель. Обеспечение отдыха после активного бодрствования, накопление сил для дальнейшей деятельности во второй половине дня, формирование навыков самообслуживания.
Проведение. Во время подготовки ко сну в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищенным от прямого попадания солнечных лучей и яркого света. Перед сном воспитатель проводит релаксацию, читает детям сказки, рассказывает потешки, поет колыбельные песни. Проверяет, как дети расположились в своих кроватках, желает спокойного сна.
Материал.__Упражнение_«Расслабление»'>Материал.
Упражнение «Расслабление»
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени
, ноги слегка расставлены. Воспитатель тихим голосом в замедленном темпе, с длительными паузами произносит:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая — очень легкая, простая:
Замедляется движение, исчезает напряжение...
И становится понятно: расслабление — приятно!
Пижама Это – теплая пижама. Мне ее купила мама. Я пижаму надеваю И спокойно засыпаю. | Сон Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши. |
Карточка № 10 «Постепенный подъем, водные процедуры, закаливающие мероприятия»
Цель. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.
Проведение. Подъем после дневного сна происходит постепенно, по мере пробуждения детей. Проводится бодрящая гимнастика, организуются водные процедуры, оздоровительные мероприятия. Продолжается работа по выполнению детьми правил личной гигиены. После сна дети закрепляют навыки последовательного одевания, учатся замечать неполадки в своем внешнем виде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Материал.
Потешка
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Бодрящая гимнастика «Поиграем с ушками»
(с элементами самомассажа)
Проводится в постели.
Непоседы, хохотушки, Для чего нужны нам ушки? Отвечайте поскорей, Вспоминайте про зверей. Кошка ушки навострила, Мышку взглядом проводила. Приподнимет ухо пес — Словно задает вопрос. | Зайка ушком поведет — Кто с ним рядом, узнает. Жарко. В джунглях ходит слон, И ушами машет он. Есть, представьте, ушки У птиц и у лягушек. Е. Виноградова |
Воспитатель. Давайте поиграем с ушками. (Звучит спокойная музыка.)
«Покажите ушки». Дети с закрытыми глазами находят уши и слегка дергают за них. По вторить пять раз.
Ушки ты свои найди
И скорей мне покажи.
Вариант — предложить детям правой рукой найти левое ухо, а левой рукой — правое ухо.
«Похлопаем ушами». Завести ладони обеих рук за уши загнуть уши вперед сначала мизинцем, а потом всем остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпустить их. При этом ребенок должен слышать хлопок. Повторить пять раз.
«Надеваем сережки на уши». Захватить кончиками больших п указательных пальцев обеих рук мочки ушей и тянуть их вниз, а затем отпустить. Повторить пять—шесть раз.
«Покрутим козелок». Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок. Захватив таким образом козелок, слегка сдавливать и поворачивать его в течение 20—30 с.
«Красивые ушки». Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла в течение 30 с.
«Моем за ушками». Растирать за ушами до ощущения тепла и течение 20 с.
«Согреем наши ушки». Согреть ладошки, потерев друг о друга до ощущения тепла. Затем приложить к ушам и потереть ими всю раковину.
(Дети встают. Выполняют закаливающие процедуры.)
Закаливающие процедуры
- воздушные ванны;
- полоскание ротовой полости водой комнатной температуры;
- обливание стоп;
- обтирание всего тела влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем.
Умывание Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. | Расчесывание Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. Что мы делаем расческой? Вите делаем прическу. Витя в зеркало глядит: Нет вихров – приятный вид. |
Стихи об одежде
Майка Летний день сухой и жаркий. Хорошо быть в легкой майке. А зимой холодной, снежной Носим майку под одеждой. Платье Очень любит Катя Наряжаться в платья. На платьях у Катюши Кружева и рюши. Юбка Юбка пышная у Лены. А длиною – по колено. Сшита модно, аккуратно, И носить ее приятно. | Футболка Может сшита быть футболка И из хлопка, и из шелка. В ней играть в футбол удобно: И не жарко, и свободно. Рубашка Вот рубашка с рукавами И с прямыми полосами. Полосатая, она В гардеробе нам нужна. Шорты Миша шорты надевает И по улице гуляет. А когда бывает это? Ну конечно, жарким летом. |
Карточка № 11 «Игры, самостоятельная деятельность детей»
Цель. Формирование коммуникативных умений детей, развитие интересов и способностей у детей в процессе игровой деятельности.
Проведение. Во второй половине дня c детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации. Большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования. Уделяется особое внимание организации самостоятельной деятельности и формированию положительных отношений между детьми. Воспитатель создает развивающую среду на основе интересов детей, а они сами выбирают деятельность, исходя из своих потребностей.
Материал.
Подвижная игра «Музыкальные объятия»
Дети прыгают под музыку по залу. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (вместе с партнерами, если хочется). При следующей паузе в музыке, по крайней мере, три ребенка весело обнимаются. По мере продолжения игры количество обнимающихся увеличивается до тех пор, пока, наконец, все дети не образуют одно большое «музыкальное объятие». Это прекрасный способ помочь застенчивым детям почувствовать себя уверенно.
Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»
Цель: формирование коммуникативных умений.
Воспитатель предлагает совершить морское путешествие.
Что нужно построить, чтобы отправиться в кругосветное плавание? Из чего можно построить корабль? Кто будет капитаном? Какие ещё роли нужно распределить между игроками, чтобы на корабле были люди разных морских профессий? Кто стоит у штурвала и ведёт корабль по морям-по волнам? (Капитан или его помощник.) Кто готовит еду? (Кок.) Кто смотрит вперед, забравшись на высокую мачту? (Юнга.) Что нужно приготовить, чтобы плыть точно по курсу и не заблудиться? (Карту, компас, глобус.)
Считалки для распределения ролей:
Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. | Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, На диване сидел слон. Кто не верит, выйди вон! |