Файл: 2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 591
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение. Воспитатель создает условия для организации разных видов детской деятельности, а также индивидуальной работы с детьми. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить детям физкультурный инвентарь для развития движений: скакалки, обручи, мячи, кегли, серсо.
Материал.
Игра «Прищепки в корзинке»
Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего).
Материал: корзинка с деревянными бельевыми прищепками. (Края корзинки не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменить плоской фигуркой из толстого картона.)
Ход игры.
Ребенок ставит на стол корзинку с прищепками. Ведущий берет прищепку тремя пальцами, прицепляет ее на край корзины и предлагает ребенку повторить то, что он сделал.
После того как ребенок это освоит, ему предлагают прицепить все прищепки по краю корзинки.
Можно усложнить игру: прицеплять прищепки на скорость; прицеплять одной рукой, а отцеплять другой.
Многократные повторения движений сжимания и разжимания с усилием служат отличной тренировкой кончиков пальцев рук.
Игра «Тир»
Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп; формирование навыков разнообразного метания мяча.
Материал: мячи, мишень (кольцо или коробка), различные игрушки- мишени.
Ход игры.
На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Ребенок несколько раз пытается попасть в цель. Модифицированный вариант: расставляются игрушки-мишени, и их надо сбить. За сбитую игрушку или попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.
Подвижная игра «Змея»
Дети встают в кружок. Водящий в центре. Он ходит и приговаривает: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу». Останавливается около какого-нибудь ребенка и спрашивает его: «Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок отказывается стать «хвостом», то «змея» спрашивает следующего игрока, а если соглашается, то ведущий широко раздвигает ноги, «хвост» пролезает между ними и встает за спину «змее». Игра продолжается.
После того как «змея» наберет достаточно длинный «хвост», она говорит: «Есть хочу!» Дети разбегаются. Тот, кого водящий поймал, становится «змеей».
Карточка № 6 «Непосредственно образовательная деятельность»
Цель. Развитие познавательной активности детей. Реализация образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе совместной организованной деятельности.
Проведение. Проводится НОД согласно плану, в котором указывается количество занятий, время проведения, их длительность и программное содержание. Воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало, сменялись физкультурными и музыкальными. При возникновении у детей утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.
Материал.
Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток одному ребенку. Тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего сверстника по имени, или произносит «волшебное слово» и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку. Передача продолжается, пока не дойдет очередь до педагога.
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
Участники берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог со словами: «Я передаю вам свою дружбу: она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
Физкультминутка На зарядку становись! Спины ровно, руки вниз! Раз — присели, как бельчонок. Два — привстали, как зайчонок. Три — помчались, как лошадка. И сначала, по порядку. | Дети встают в круг. Выпрямляют спины. Опускают руки. Приседают, согнув руки перед грудью. Встают, сделав «ушки» из пальчиков. Бегут с высоким подниманием колена. Выполняют все движения сначала. |
Карточка № 7 «Подготовка к прогулке»
Цель. Формирование навыков самообслуживания, правильного и последовательного одевания.
Проведение. Прежде чем отправиться на прогулку, необходимо навести порядок в группе. Воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В процессе одевания решает образовательные задачи: уточняет и закрепляет название одежды
, ее деталей, назначение. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки или трудности, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу.
Материал.
Это Оленьке известно Это Оленьке известно: Что взяла – клади на место, Что – в коробку, что – на полку, Убираем очень ловко. Раз, два, три, четыре, пять, А теперь пойдем гулять! | Одевание Раз, два, три, четыре, пять – Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. |
Кофта Приближается зима. Кофту я вяжу сама Из пушистой теплой пряжи. Мама рядом шарфик вяжет. Свитер Скоро зимняя пора, Надеваем свитера. Выбираем шерстяные: И с узором, и простые. Брюки Папы, мамы, деды, внуки – Все, конечно, любят брюки. Потому что это модно, И красиво, и удобно. | Носки Нитки смотаны в клубок. Вяжет бабушка носок. Теплый, толстый, шерстяной, Чтобы ты не мерз зимой. Куртка Куртки носят все на свете – Носят взрослые и дети. Летом, осенью, зимой Носим куртки мы с тобой. Пальто И девчонки, и мальчишки Носят теплые пальтишки. Хорошо в пальто гулять И в снежки зимой играть. |
Карточка № 8 «Прогулка»
Цель. Укрепление здоровья и закаливание организма детей, активизация их двигательной активности и познавательных возможностей.
Проведение. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней. В процессе прогулки воспитатель предоставляет детям время для совместной свободной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь. Правилам обращения с ним воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Обязательно проводятся подвижные игры. Периодически дети привлекаются к выполнению трудовых поручений. За полчаса до конца прогулки воспитатель организует более спокойную деятельность: наблюдает вместе с детьми за происходящими изменениями в природе, проводит беседы, словесные игры. Перед возвращением с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал, проговаривают правила поведения при входе и в раздевалке. В детском саду воспитатель следит за процессом переодевания, прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Материал.
Прогулка «Наблюдаем за птицами»
Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.
Наблюдение
Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы.
Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
Художественное слово
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!» М. Бородницкая | В лесу над росистой поляной Кукушка встречает рассвет. В тиши ее голос стеклянный Звучит как вопрос и ответ. С. Маршак |
Скороговорки
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
М. Бородицкая
Загадки
По весне к нам с юга летит Черная, как ворон, птица, Для деревьев наших врач. Ест букашек разных... (грач). Ф. Талызин На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его... (скворец). Кто приклеил майским днем Рукавичку над окном, Поселив в нее жильцов — Непоседливых птенцов? (Ласточка) Н. Красильников | На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец — Он и летчик, и певец. (Скворечник) В. Орлов |
Дидактическая игра