Файл: Банковская деятельность региональные аспекты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 10/2011

35

Российское законодательство: состояние и проблемы





Федеральный закон

«О национальной платежной системе»:

сложности реализации

окуратуре также не ычагами воздействия гей конституционных рбеков отмечает, что сть работы по надзо-нием Конституции — юполнения решений очного Суда РФ (кур-З.)»16. Но в данном слу-iy мнению, речь идет за соблюдением Кон-а скорее о такой обще-тавляющей, как над-:стью правовых актов, неко не все органы, чьи та судебную проверку онность, поднадзорны •ратуры.

е нами исследование в целом можно согла-^лировкой п. 1 ст. 1 За-ггуре, позиционирую-гуру РФ как систему ;ествляющих надзор м Конституции РФ, и ! распространяется на за соблюдением прав гка и гражданина, по-рор согласно ст. 28 За-атуре вправе внести ; об устранении нару-свобод (включая кон-шрепленные). Однако о к надзору за испол-в включение в пред-кой деятельности во-яшя Конституции РФ и органами имеет в за-/Iплане неконкрети-противоречивый ха-ш стороны, до пред-ie дотягивают проку-мочия, что наглядно самом Законе о про-ругой — в отдельных сонодательных актах куроров правом при-эеагирования на фак-Основного закона не олее узким по содер-том надзора. В связи шяется необходимым

У каз. соч. С. 5.

внести корректировки в действую­щие нормы с учетом возлагаемых на органы прокуратуры общественных ожиданий.

Кроме того, в рамках проводя­щейся в настоящее время работы по подготовке проекта нового Фе­дерального закона «О прокурату­ре Российской Федерации» следу­ет четко установить пределы про­курорского надзора за соблюдением Конституции РФ, а также решить вопрос о наделении прокуроров пол­номочиями, позволяющими в бес­спорном порядке осуществлять пол­ноценную надзорную деятельность. Это позволит избежать на практи­ке ненужных спекуляций и исклю­чить коррупциогенный фактор в нормах, регламентирующих над­зорный процесс.

Библиографический список

Ашурбеков Т. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции // Законность. 2006. № 7.

Бессарабов В., Рыбчинский А. Прокурату­ра России: федерализм и конституционная законность // Законность. 2001. № 7.

Борисов А. Б. Большой юридический сло­варь. М., 2010.

Винокуров А. Ю. Соблюдение прав и сво­бод человека и гражданина как межотрас-

БЕЛОБАБЧЕНКО Марина Констан­тиновна, ведущий научный сотруд­ник отдела гражданского законода­тельства и процесса ИЗиСП, канди­дат юридических наук

В сентябре прошлого года всту­пил в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О нацио­нальной платежной системе» (да­лее — Закон о платежной системе). Исходя из названия этого Закона

левой предмет прокурорского надзора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. №11.

Куленко О. И. Соотношение законности и конституционной законности // Консти­туционное и муниципальное право. 2007. №4.

Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 45. М., 1958—1965.

Лопатин В. Н. Конституционная закон­ность и проблемы нормотворчества в Рос­сии // Журнал российского права. 2004. №5.

Рябцев В. П. Предмет надзора нуждает­ся в дополнительной регламентации // За­конность. 2011. № 3.

Савенков А. Н. Актуальные проблемы конституционной законности в Вооружен­ных Силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении: дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002.

Сеченова Р. Р. Состояние конституци­онной законности в сфере избиратель­ных прав граждан // Современное право. 2005. № 7.

Холиков К. Н. Участие прокурора в кон­ституционном судопроизводстве // Россий­ский судья. 2011. № 1.

Ястребов В. Б. Прокурорский надзор за исполнением законов // Прокурорский над­зор: учебник для вузов / под ред. А. Я. Суха­рева. М., 2011.

можно было ожидать, что он должен определять и систематизировать на концептуальном уровне сложив­шуюся в Российской Федерации пла­тежную систему, все многообразие платежных средств, применяемых в практике расчетов юридическими и физическими лицами.

Существующая на сегодня и за­крепленная в гл. 46 ГК РФ система расчетов не вполне отвечает совре­менным требованиям развития эко-




21










Журнал российского права № 11 — 2012^

номики и складывающимся рыноч­ным правоотношениям. Конечно, платежные средства, поименован­ные в ГК РФ, сейчас применяются в полном объеме при осуществлении расчетов юридическими и физиче­скими лицами. Например, платеж­ные поручения, отчасти аккредити­вы до сих пор являются основными расчетными инструментами во взаи­моотношениях между юридически­ми лицами. Вместе с тем техниче­ское развитие обусловило появление новых платежных средств (кредит­ные и дебетовые карты и др.) и спо­собов расчетов (электронные денеж­ные средства, электронные кошель­ки, смарт-карты и т. п.). В работах юристов, исследующих тему безна­личных расчетов, а также в Законе о платежной системе появились новые понятия — «электронные денежные средства», «электронные деньги», «безналичные деньги» и т. п.

Все это оправдано и отвечает тре­бованиям времени, но, учитывая раз­нообразие средств и способов осуще­ствления расчетов, представляется, что и закон, заявленный как норма­тивный акт системного уровня, дол­жен концептуально определять и ин­ституционально закрепить сущест­вующую платежную систему Рос­сийской Федерации, включающую как традиционные, так и новые сред­ства и способы расчетов.

Однако отметим, что принятый Закон, хотя и содержит нормы, ре­гулирующие действующий порядок безналичных расчетов (ст. 4, 6, 8, 11 и др.), в большей степени акценти­рует внимание на новых средствах и способах осуществления расче­тов. В Законе о платежной системе не детализируются вопросы тради­ционных способов расчетов, в основ­ном он направлен на регулирование отношений, возникающих при ис­пользовании электронных способов и средств платежа, которые по фор­ме относятся к безналичным расче­там. Вместе с тем, если безналич­ные расчеты в традиционной фор­ме осуществляются с участием трех

лиц — плательщика, получателя платежа и банка, — то в случае пе­ревода денежных средств электрон­ным способом кроме указанных лиц в этом процессе участвуют несколь­ко лиц-посредников, оказывающих в силу определенных необходимых процедур технические услуги для осуществления платежа. Этот вид безналичных расчетов, безусловно, нуждается в урегулировании. По­этому Законом о платежной систе­ме вводятся такие новые понятия и определения, как «оператор элек­тронных денежных средств», «без­отзывность перевода денежных средств», «окончательность перевода денежных средств», «значимая и со­циально значимая платежные систе­мы» и др. На сегодня формально юри­дически названный Закон является действующим, однако о возможно­сти его реального применения гово­рит тот факт, что в отношении более 20 статей (из 39) сроки вступления в силу были отложены на 180 дней и даже на год. Это касается прежде всего ст. 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» и ст. 2 «Нормативно-правовое регу­лирование отношений в националь­ной платежной системе». Понятно, что введение данного Закона потре­бует пересмотра и приведения в со­ответствие с ним действующей нор­мативной базы, а также принятия новых подзаконных актов, регули­рующих порядок осуществления платежей с использованием элек­тронных средств и взаимодействия всех новых участников данных отно­шений. В то же время, если не дей­ствуют статьи, в которых определя­ются круг регулируемых правоот­ношений и субъекты, деятельность которых является предметом регу­лирования данного закона, то, воз­можно, принятие его в таком виде было поспешным.

Между тем российская платеж­ная система существует и полно­стью нормативно обеспечена. Конеч­но, наиболее урегулированы безна­личные расчеты в отношении тех

платежных средств, кот

смотрены банковскими

прежде всего Положен!

личных расчетах в Росс

дерации, утвержденн

России 3 октября 2002

Положением о порядке с

ния безналичных расче1

скими лицами в Росси»

рации, утвержденным ]

сии 1 апреля 2003 г. № 22

касается электронных я

они пока еще недостаток

лены нормативной базо£

ра финансовых услуг ка

но действующей национ

тежной системы должна

законотворческой деяте

принятия специальны:

ных актов для гармонич:

вания их в уже сложив

тежную систему.

В качестве положит* мента Закона о плате* ме следует отметить, ч роль в нем отводится Б; как органу, обеспечива бильность национальн ной системы, с наделен!' ветствующими дополн

1 Утратило силу с 21 июля

2 Утратило силу с 9 июля
екте федерального закона «С
менений в части первую, втс
четвертую Гражданского кс
ской Федерации, а также в
конодательные акты Россш
ции», внесенного в Государ
му 3 апреля 2012 г., значител
гл. 45 «Банковский счет» и гл
В статье 863, касающейся обп
о расчетах платежными пору
усмотрена возможность пере
мать к исполнению и исполш
поручения в электронной фо

3 См.: Федеральный закон с № 103-ФЗ «О деятельности i тежей физических лиц, ос; платежными агентами»; «] эмиссии банковских карт и совершаемых с использовани карт», утвержденное Банкои кабря 2004 г. № 266-П.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


22

Российское законодательство: состояние и проблемы

а, получателя го в случае пе-дств электрон-указанных лиц 'вуют несколь-оказывающих с необходимых ие услуги для ■ежа. Этот вид ов, безусловно, ировании. По-тежной систе->вые понятия и шератор элек-средств», «без-да денежных >ность перевода (значимая и со-атежные систе-эормально юри-Закон является со о возможно-именения гово-'ношении более ки вступления ны на 180 дней 1сается прежде регулирования льного закона» •правовое регу-ш в националь--еме». Понятно, 5 Закона потре-эиведения в со-гствующей нор-1кже принятия актов, регули-существления юванием элек-юаимодействия ов данных отно-1Я, если не дей-орых определя-'емых правоот->i, деятельность редметом регу-закона, то, воз-'0 в таком виде

[йская платеж-твует и полно-:спечена. Конеч-ированы безна-отношении тех

платежных средств, которые преду­смотрены банковскими правилами, прежде всего Положением о безна­личных расчетах в Российской Фе­дерации, утвержденным Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П1, и Положением о порядке осуществле­ния безналичных расчетов физиче­скими лицами в Российской Феде­рации, утвержденным Банком Рос­сии 1 апреля 2003 г. № 222-П2. Что же касается электронных платежей, то они пока еще недостаточно подкреп­лены нормативной базой3, и эта сфе­ра финансовых услуг как новое зве­но действующей национальной пла­тежной системы должна стать целью законотворческой деятельности для принятия специальных норматив­ных актов для гармоничного встраи­вания их в уже сложившуюся пла­тежную систему.

В качестве положительного мо­мента Закона о платежной систе­ме следует отметить, что большая роль в нем отводится Банку России как органу, обеспечивающему ста­бильность национальной платеж­ной системы, с наделением его соот­ветствующими дополнительными

1 Утратило силу с 21 июля 2012 г.

2 Утратило силу с 9 июля 2012 г. В про­
екте федерального закона «О внесении из­
менений в части первую, вторую, третью и
четвертую Гражданского кодекса Россий­
ской Федерации, а также в отдельные за­
конодательные акты Российской Федера­
ции», внесенного в Государственную Ду­
му 3 апреля 2012 г., значительно дополнены
гл. 45 «Банковский счет» и гл. 46 «Расчеты».
В статье 863, касающейся общих положений
о расчетах платежными поручениями, пред­
усмотрена возможность передавать, прини­
мать к исполнению и исполнять платежные
поручения в электронной форме.

3 См.: Федеральный закон от 3 июня 2009 г.
№ 103-ФЗ «О деятельности по приему пла­
тежей физических лиц, осуществляемой
платежными агентами»; «Положение об
эмиссии банковских карт и об операциях,
совершаемых с использованием платежных
карт», утвержденное Банком России 24 де­
кабря 2004 г. № 266-П.

полномочиями (регистрация и веде­ние реестров операторов платежной системы, признание платежной си­стемы значимой или социально зна­чимой, надзор и наблюдение в це­лях обеспечения стабильности на­циональной платежной системы) не только надзорного, но и организаци­онного характера, что вполне логич­но и совпадает с задачами и функ­циями Банка России, предусмот­ренными Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Цен­тральном банке Российской Феде­рации (Банке России)».

Поскольку существенно расшири­лись технические возможности пе­ревода денежных средств путем ис­пользования электронных средств платежа, что привело к увеличе­нию объема совершаемых опера­ций, встает вопрос о необходимости определения с позиции гражданско-правовых отношений понятия «элек­тронные денежные средства». При­менимы ли к данному понятию пра­вила о вещах или речь идет о правах требования и о порядке учета и фик­сации этих прав на различных эта­пах процесса перевода электронных денежных средств?

Этот вопрос неоднократно обсуж­дался в юридической литературе4. От формулировки определения по­нятия «безналичные денежные сред­ства» или «электронные денежные средства» зависят и последствия, связанные с исполнением каждым из участников данных правоотно-

4 См.: Новоселова Л. А. Денежные расче­ты в предпринимательской деятельности. М., 1996; Она же. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отно­шений: автореф. дис.... д-ра юрид. наук, М., 1997; Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 5. Т. 2. М., 2006; Ефи­мова Л. Г. Спорные вопросы теории безна­личных расчетов // Цивилист. 2010. № 2,3; Башкатов М. Л. «Вещная» концепция безна­личных денежных средств и реформа граж­данского законодательства: сб. ст. «Част­ное право и финансовый рынок». Вып. 1. М., 2011. С. 82.


23

№6/2012

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

РОССИЙСКАЯ

ККТИЦЮ)


инвестиционных отношений и стимулирования ин­вестиционной деятельности для экономическо­го развития страны; е) важность структурирования и стабилизации инвестиционного законодательства, обе­спечивающих эффективность правового регулирования инвестиционных отношений на различных стадиях, прежде всего путем информационного и ценностно­го воздействия инвестиционного права на инвесторов и иных участников; ж) интернационализация инвести­ционных отношений и усиление взаимодействия меж­дународного и национального инвестиционного права. Кодифицированный инвестиционный акт должен состоять из общей и особенной частей и включать сле­дующие разделы: а) общие положения; б) инвестицион­ные отношения; в) осуществление и защита прав инве­сторов; г) полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области инве­стиционных отношений; д) государственное регулиро­вание и контроль за инвестиционной деятельностью в

отдельных сферах; е) договорные формы осуществле­ния инвестиционной деятельности; ж) государственная и муниципальная поддержка инвестиционной деятель­ности; з) ОЭЗ; и) применение инвестиционного зако­нодательства к иностранным лицам; к) заключитель­ные положения.

Совершенствование правового регулирования ин­вестиционных отношений должно идти и на междуна­родном уровне путем унификации норм инвестицион­ного права. Особую важность этот процесс приобретает сегодня, когда в отношении многих развитых и развива­ющихся стран действует право Всемирной торговой ор­ганизации, направленное на устранение ограничений в международном движении капитала, и формирует­ся единое экономическое пространство на территории ряда стран, в первую очередь Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана. Таможенный кодекс таможен­ного союза13 подтверждает необходимость принятия со­ответствующих правил и в инвестиционной сфере.

1 Ведомости. 1991. № 29. Ст. 1005. ! СЗРФ. 1996. № 1.Ст. 18. 1 СЗРФ. 1999. №9. Ст. 1096. < СЗРФ. 1999. № 10. Ст. 1163. s СЗРФ. 1999. №28. Ст. 3493. 6 СЗРФ. 2005. № 1.Ст. 40. 1СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3126.

I СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3127.
' СЗРФ.2005.№ 1.Ст. 40.

10 Более подробно см.: Понтер, Р. Синтетическая секьюритизация с деривативами — игра ли это? Размышления постороннего онорме статьи 1062 ГК РФ / Р. Понтер, Ш. Йоханн// Закон. 2008. № 12. С. 108, 109.

II Там же.

пСЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

I См.: Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г. // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.