ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 696
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
«Я не такой, как все».
Ловушка Изгнания из общества
Дебра: Двадцать пять лет. Общаясь с людьми, она испытывает тревогу и считает себя хуже всех.
На первой сессии Дебра рассказывает, что страдает от недостатка общения. После окончания колледжа ей трудно заводить новые знакомства.
ДЕБРА: Я семь месяцев не была на свидании. Никто не
хочет со мной встречаться.
ТЕРАПЕВТ: Где ты обычно знакомишься с людьми?
ДЕБРА: Это тоже проблема. Я ненавижу куда-то
ходить, чтобы знакомиться. Я очень стеснительна. Я не
могу говорить с людьми и не надеюсь, что понравлюсь им.
Мы удивлены, что Дебра так себя чувствует, потому что мы находим ее очень привлекательной. И вновь оказывается, что с нами человек не обязательно ведет себя так же, как в обществе. В коллективе люди испытывают гораздо больше стеснения и неловкости.
Как выяснилось, Дебра избегает общения: «Меня это слишком тревожит». Когда ей тревожно, она «не знает, что сказать» и говорит
«глупости». Она считает себя непривлекательной и не верит, что мужчины ею заинтересуются (и вновь мы удивлены, ведь Дебра довольно красива).
Со слезами на глазах она говорит, что иногда чувствует: она «не умеет общаться как нормальный взрослый человек».
Адам: Тридцать пять лет. Страдает от одиночества.
С самого начала в Адаме чувствуется некая обособленность. Он как будто старается держаться в стороне. Ему труднее, чем Дебре,
Опросник изгнания из общества
Этот опросник измерит силу вашей ловушки Изгнания из общества. Оцените каждый пункт в соответствии со шкалой,
приведенной ниже.
Критерии оценки
1 Совершенно не обо мне
2 В основном неверно
3 Скорее верно, чем неверно
4 Верно в небольшой степени
5 В основном верно
6 Идеально описывает меня
Если вы оценили какой-либо из пунктов этого опросника на 5 или
6, ловушка может быть вам свойственна, даже если общий счет получился низким.
Опыт изгнания из общества
Главное чувство, характерное для этой ловушки, – одиночество.
Вам кажется, что вы оторваны от остального мира, потому что вы изгой
или не такой, как все. Существует два типа Изгнания из общества.
Конечно, они часто смешаны, и у вас вполне могут быть оба.
Дебра – это первый тип. Общаясь с людьми, она чувствует себя хуже других и, следовательно, испытывает сильную социальную
тревогу.
ДЕБРА: В прошлую субботу меня пригласили на
вечеринку, и я боялась ее заранее. Что со мной не так?
Другие люди предвкушают веселье на вечеринке, а я всю
неделю не могла выкинуть ее из головы и расслабиться. Я
постоянно чувствовала, что вот-вот расплачусь.
ТЕРАПЕВТ: Чего ты ожидала?
ДЕБРА: Например, я приду и буду нервничать, не найду,
что сказать. Я выставлю себя дурой. И все будут лучше, чем
я, будут выглядеть наряднее, умнее или успешнее, и мне
нечем с ними поделиться.
Именно это и случилось. Вечеринка обернулась
кошмаром. Я не могла дождаться момента, чтобы уйти, и,
придя домой, плакала и плакала.
Дебра чувствует себя изгоем из-за своей внешности. Что-то в ее представлении о себе ей не нравится. Однако у Дебры нет ловушки
Неполноценности. Когда она преодолевает преграду, встречается с людьми и начинает сближаться с ними, у нее все идет хорошо. Ей комфортно в близких отношениях; у нее нет парня, но много друзей.
Дружеские отношения немного облегчают ее чувство одиночества и ущербности по сравнению с другими. Ловушка Изгнания из общества касается внешних качеств; ловушка Неполноценности – внутренних.
Иногда у вас есть и Изгнание из общества, и Неполноценность, но ловушка Неполноценности залегает глубже. В этом случае вам труднее.
У вас может вообще не быть социальных связей. Вы во всех
АДАМ: Я одинок даже в толпе. Точнее сказать, в толпе
я чувствую себя еще более одиноким.
ТЕРАПЕВТ: Там твое одиночество становится
заметнее.
Адаму кажется, что он идет по жизни сквозь толпу незнакомцев.
Ему нигде нет места.
Большинству людей больно быть настолько иными. Есть те, кто считает себя лучше других, и те, кто отличается от других и при этом чувствует себя неплохо; но для многих это источник несчастья.
Большинство из нас хотят принадлежать к какой-то группе, и нам тяжело, мучительно и одиноко, когда этого не выходит.
В отличие от Дебры, которая чувствует себя отверженной в компании, Адам испытывает отсутствие связи. Для него общение только усиливает ощущение изоляции.
ТЕРАПЕВТ: Но если ты не общался с людьми на
вечеринке, что же ты делал?
АДАМ: Я просто уходил в свой маленький мир.
Адам не злится на мир за то, что тот его отверг. Скорее он чувствует себя чужаком. Он другой. Ему нет места.
Изгнание из общества многолико. Над вами могут издеваться или дразнить. Вы можете быть изгоем – одиночкой и отшельником. Вы держитесь в сторонке, не вступая в клубы и группы. Иногда ваша ловушка почти незаметна и ее нелегко обнаружить. Вы обмениваетесь любезностями с людьми, но внутри вас – одиночество.
В любом случае вы наверняка страдаете от множества психосоматических симптомов. Одиночество часто связывают с проблемами сердца и желудка, расстройствами сна, головной болью и депрессией.
Вот несколько возможных причин того, что в детстве вы чувствовали себя изгоем:
Источники Изгнания из общества
1. Вы казались себе хуже других из-за какого-то внешнего качества (например, наружности, роста, заикания).
Вас дразнили, бойкотировали или унижали другие дети.
2. Ваша семья отличалась от соседей и окружающих.
3. Вы отличались от других детей даже внутри своей семьи.
4. В детстве вы были пассивны; вы делали то, что от вас ожидалось, но у вас не было своих интересов или предпочтений. Теперь вам кажется, что вам не о чем разговаривать с другими.
Один из источников ловушки – детство в семье, которая отличалась от других людей по разным признакам: расовым,
этническим, религиозным, социальным, образовательным,
материальным. Может быть, привычки и традиции в вашем доме были иными или существовал языковой барьер. Возможно, среди ваших родных кто-то страдал от болезни вроде алкоголизма или шизофрении.
Вы переезжали, нигде надолго не задерживаясь, и вам не удалось пустить корни – вы были перекатиполем.
Другой источник – нечто, отличавшее вас от остальных детей,
даже внутри семьи. Иногда это бывает с одаренными детьми. У них другие интересы, им нравится читать или слушать музыку больше, чем играть с ровесниками. У вас могли быть пристрастия, нетипичные для вашего пола, например мальчик любил играть в куклы, а девочка предпочитала шумную мальчишечью возню. Вас изолировала ваша сексуальная ориентация – гомосексуалы часто страдают от ловушки
Изгнания из общества. Может быть, вы были стеснительным,
эмоциональным, задумчивым, интеллектуальным или закомплексованным. Могло случиться, что вы развивались быстрее или медленнее других детей в физическом или сексуальном плане; с точки зрения самостоятельности, умственных и социальных способностей.
Что-то заставляло вас чувствовать, что вы хуже других детей. Вас дразнили или унижали. Пациенты называли множество причин, из-за которых они стали мишенью для атак.
Источники отвержения у детей и подростков
Физические
Полнота, худоба, высокий рост, низкий рост, слабость,
уродство, акне, физическое увечье, маленькая или большая грудь, позднее половое созревание, плохие успехи в спорте,
плохая координация, непривлекательная внешность.
Умственные
Медленное усвоение школьной программы, нарушение обучаемости, «книжный червь», заикание, эмоциональные проблемы.
Социальные
Неловкость, неумение общаться, незрелость,
неспособность поддержать разговор, впечатление странного,
скучного, «некрутого» ребенка.
Из-за того, что вы казались необычным или неприятным, другие дети исключили вас из коллектива. Они не играли с вами, дразнили и унижали вас. Вы слились с фоном, чтобы избежать насмешек. В любой ситуации, связанной с общением, вы начинали стесняться. Вы оставили попытки завести друзей, чтобы вас не отвергали. Вы могли объединиться с детьми, тоже непохожими на других, но вам хотелось попасть в популярную группу. Ваше чувство изоляции становилось все сильнее. У вас развились интересы одиночки, например чтение или компьютерные игры. Возможно, вы стали экспертом в сферах, где не нужно общение, компенсируя свое чувство неполноценности.
С вами могло случиться что-то одно или все из вышеперечисленного. С Деброй произошло почти все.
ДЕБРА: В детстве я была толстой и противной. На
детской площадке дети смеялись надо мной. Они гонялись за
мной и пытались повалить на землю. Когда я стала старше,
никто из мальчишек не хотел со мной встречаться. Я ни разу
не была на свидании, пока не похудела перед колледжем.
Для Дебры изгнание из общества связано с сильным стыдом. Ее стыд лишнего веса удерживал ее от желания общаться с другими
На протяжении детства Адама финансовый статус семьи ухудшался. Скоро ему стало совсем туго. Они не только много переезжали, но и селились в окружении, в которое не вписывались.
АДАМ: Мои родители всегда считали, что мы лучше
всех вокруг. Они вели себя так, будто мы все еще живем в
хорошем доме и в приличном районе. Они старались создать
впечатление, что с соседями нам якшаться не пристало, что
они плохо на нас влияют. Они одобряли мои попытки быть
не таким, как все, и держаться в стороне от других детей.
Из-за родителей Адам неохотно заводил отношения с окружающими.
Иногда критически настроенные родители провоцируют исключение из общественной жизни. У нас был пациент, которого в семье постоянно критиковали за внешний вид, речь, поведение. Его заставили поверить, что он не вписывается в общество. Он начал скованно вести себя на людях. Он боялся критики и поэтому избегал людей.
Другой источник изгнания из общества связан с ловушками
Зависимости и Покорности. Важный аспект обучения общению –
ощутить себя активным и инициативным. Родители должны поддерживать нас в развитии своей идентичности, интересов и предпочтений. У нас есть уникальная личность. Она дает нам энергию и идеи для разговоров с другими людьми.
Иногда дети пассивны от природы, а порой родители не поощряют развитие индивидуальности. Когда ваша уникальность растоптана, вы делаете то, чего ждут от вас другие. Вы принимаете их лидерство и становитесь ведомым. Но вы не можете развивать свои идеи, интересы или предпочтения. Вам кажется, что вам нечего сказать. Ваша пассивность заставляет вас думать, что у вас нет ничего, что могло бы заинтересовать других. Поддерживать разговор невыносимо. Вам нетрудно слушать, но вы не можете сами завести беседу на определенную тему, поделиться мнением, предложить, чем заняться или куда пойти. Через какое-то время вы вообще перестаете общаться с людьми, потому что это проще, чем все время молчать. Такое поведение, как и другие источники ловушки, которые мы описали,
приводит к тревожности и изоляции.
Почти у всех в какой-то мере присутствует ловушка Изгнания из общества. У нас есть уязвимая часть, не уверенная, что к нам отнесутся по-доброму. Кто из нас никогда не испытывал отторжения со стороны окружающих? Вопрос в том, насколько остро это ощущалось и какой сильный отпечаток оставило. Кроме того, чем раньше вы подверглись изгнанию из общества, тем сильнее ловушка.
У многих людей она развивается в подростковом возрасте, когда давление сверстников сильнее всего и очень легко не вписаться в какую-то группу. Многие подростки чувствуют себя иными,
изолированными, чужими. Это происходит так часто, что считается почти нормой. Однако к концу школы или чуть позже большинство из нас избавляются от такого чувства отчуждения. Мы находим похожих на нас друзей или партнера, или нам уже меньше хочется примкнуть к самой популярной группе.
Но некоторые люди испытывают Изгнание из общества до конца своих дней. Обычно их ловушка появилась еще в детстве. Такие люди помнят, что сверстники никогда их не принимали.
«Я не такой, как все».
Ловушка Изгнания из общества
Дебра: Двадцать пять лет. Общаясь с людьми, она испытывает тревогу и считает себя хуже всех.
На первой сессии Дебра рассказывает, что страдает от недостатка общения. После окончания колледжа ей трудно заводить новые знакомства.
ДЕБРА: Я семь месяцев не была на свидании. Никто не
хочет со мной встречаться.
ТЕРАПЕВТ: Где ты обычно знакомишься с людьми?
ДЕБРА: Это тоже проблема. Я ненавижу куда-то
ходить, чтобы знакомиться. Я очень стеснительна. Я не
могу говорить с людьми и не надеюсь, что понравлюсь им.
Мы удивлены, что Дебра так себя чувствует, потому что мы находим ее очень привлекательной. И вновь оказывается, что с нами человек не обязательно ведет себя так же, как в обществе. В коллективе люди испытывают гораздо больше стеснения и неловкости.
Как выяснилось, Дебра избегает общения: «Меня это слишком тревожит». Когда ей тревожно, она «не знает, что сказать» и говорит
«глупости». Она считает себя непривлекательной и не верит, что мужчины ею заинтересуются (и вновь мы удивлены, ведь Дебра довольно красива).
Со слезами на глазах она говорит, что иногда чувствует: она «не умеет общаться как нормальный взрослый человек».
Адам: Тридцать пять лет. Страдает от одиночества.
С самого начала в Адаме чувствуется некая обособленность. Он как будто старается держаться в стороне. Ему труднее, чем Дебре,
объяснить, в чем дело, но его проблема тоже заключается в одиночестве.
Адам ощущает, что отличается от других людей. «Мне как будто нигде нет места», – говорит он. У него есть несколько близких друзей, с которыми он периодически встречается, но это происходит все реже.
АДАМ: Я боюсь, что останусь совершенно один. С
коллегами у меня мало общего, а в моей личной жизни редко
что-то происходит. Я просто не чувствую, что для меня
где-то есть место. Я как будто всегда стою снаружи и лишь
заглядываю внутрь общества.
Адам способен заводить близкие отношения. В прошлом у него были любовницы и друзья. Однако он перестал встречаться с людьми и,
помимо работы, ни с кем не общается. Как и Дебра, он избегает компаний.
Адам ощущает, что отличается от других людей. «Мне как будто нигде нет места», – говорит он. У него есть несколько близких друзей, с которыми он периодически встречается, но это происходит все реже.
АДАМ: Я боюсь, что останусь совершенно один. С
коллегами у меня мало общего, а в моей личной жизни редко
что-то происходит. Я просто не чувствую, что для меня
где-то есть место. Я как будто всегда стою снаружи и лишь
заглядываю внутрь общества.
Адам способен заводить близкие отношения. В прошлом у него были любовницы и друзья. Однако он перестал встречаться с людьми и,
помимо работы, ни с кем не общается. Как и Дебра, он избегает компаний.
Опросник изгнания из общества
Этот опросник измерит силу вашей ловушки Изгнания из общества. Оцените каждый пункт в соответствии со шкалой,
приведенной ниже.
Критерии оценки
1 Совершенно не обо мне
2 В основном неверно
3 Скорее верно, чем неверно
4 Верно в небольшой степени
5 В основном верно
6 Идеально описывает меня
Если вы оценили какой-либо из пунктов этого опросника на 5 или
6, ловушка может быть вам свойственна, даже если общий счет получился низким.
Опыт изгнания из общества
Главное чувство, характерное для этой ловушки, – одиночество.
Вам кажется, что вы оторваны от остального мира, потому что вы изгой
или не такой, как все. Существует два типа Изгнания из общества.
Конечно, они часто смешаны, и у вас вполне могут быть оба.
Дебра – это первый тип. Общаясь с людьми, она чувствует себя хуже других и, следовательно, испытывает сильную социальную
тревогу.
ДЕБРА: В прошлую субботу меня пригласили на
вечеринку, и я боялась ее заранее. Что со мной не так?
Другие люди предвкушают веселье на вечеринке, а я всю
неделю не могла выкинуть ее из головы и расслабиться. Я
постоянно чувствовала, что вот-вот расплачусь.
ТЕРАПЕВТ: Чего ты ожидала?
ДЕБРА: Например, я приду и буду нервничать, не найду,
что сказать. Я выставлю себя дурой. И все будут лучше, чем
я, будут выглядеть наряднее, умнее или успешнее, и мне
нечем с ними поделиться.
Именно это и случилось. Вечеринка обернулась
кошмаром. Я не могла дождаться момента, чтобы уйти, и,
придя домой, плакала и плакала.
Дебра чувствует себя изгоем из-за своей внешности. Что-то в ее представлении о себе ей не нравится. Однако у Дебры нет ловушки
Неполноценности. Когда она преодолевает преграду, встречается с людьми и начинает сближаться с ними, у нее все идет хорошо. Ей комфортно в близких отношениях; у нее нет парня, но много друзей.
Дружеские отношения немного облегчают ее чувство одиночества и ущербности по сравнению с другими. Ловушка Изгнания из общества касается внешних качеств; ловушка Неполноценности – внутренних.
Иногда у вас есть и Изгнание из общества, и Неполноценность, но ловушка Неполноценности залегает глубже. В этом случае вам труднее.
У вас может вообще не быть социальных связей. Вы во всех
отношениях одиноки. Изгнание из общества само по себе переносится тяжело, но в сочетании с Неполноценностью все гораздо сложнее.
В этом замкнутом круге Дебра кажется себе хуже других из-за своей тревоги.
ДЕБРА: Когда я вхожу в комнату, то уже знаю, что мне
будет страшно. Очень стыдно так бояться. Мне неудобно, а
другим людям неудобно из-за меня. Я знаю – стоит мне
войти, как я что-нибудь порчу. Я говорю не то или веду себя
не так. Мне хочется спрятаться в нору.
Дебра постоянно сравнивает себя с другими людьми. Эта лучше выглядит, тот умнее и интереснее. Ее тревога фиксирована на неспособности поддерживать разговор. Она хочет свободно говорить,
улыбаться, смеяться и задавать вопросы. Но она не может этого делать,
потому что слишком много думает о своей проблеме.
ДЕБРА: Это так бесит, потому что стоит мне
познакомиться с человеком поближе – и мне уже нетрудно с
ним общаться. Но с незнакомцами я так не могу. Меня
парализует страх.
ТЕРАПЕВТ: Похоже на боязнь сцены.
Страх быть у всех на виду – фундаментальная часть ваших переживаний. Вы боитесь, что вас станут разглядывать, оценивать и осуждать. Вы одержимы чужим мнением. Независимо от того, что именно служит вашим чувствительным местом: внешность, карьера,
статус, ум или красноречие – вы в ужасе, что все узнают об этом недостатке.
Из-за тревожности Дебре неловко в обществе. Хотя в комфортной ситуации она способна спокойно общаться, чаще всего она слишком нервничает, чтобы использовать свои навыки. Она теряет самообладание и смущается. Она просто кажется себе белой вороной.
Напротив, проблемы Адама не связаны с навыками общения – они у него хорошо развиты. Но Адам чувствует, что он кардинально отличается от других людей. Его основная характеристика –
отчужденность. Он выглядит скорее равнодушным, чем тревожным. У
него аура «недоступного».
В этом замкнутом круге Дебра кажется себе хуже других из-за своей тревоги.
ДЕБРА: Когда я вхожу в комнату, то уже знаю, что мне
будет страшно. Очень стыдно так бояться. Мне неудобно, а
другим людям неудобно из-за меня. Я знаю – стоит мне
войти, как я что-нибудь порчу. Я говорю не то или веду себя
не так. Мне хочется спрятаться в нору.
Дебра постоянно сравнивает себя с другими людьми. Эта лучше выглядит, тот умнее и интереснее. Ее тревога фиксирована на неспособности поддерживать разговор. Она хочет свободно говорить,
улыбаться, смеяться и задавать вопросы. Но она не может этого делать,
потому что слишком много думает о своей проблеме.
ДЕБРА: Это так бесит, потому что стоит мне
познакомиться с человеком поближе – и мне уже нетрудно с
ним общаться. Но с незнакомцами я так не могу. Меня
парализует страх.
ТЕРАПЕВТ: Похоже на боязнь сцены.
Страх быть у всех на виду – фундаментальная часть ваших переживаний. Вы боитесь, что вас станут разглядывать, оценивать и осуждать. Вы одержимы чужим мнением. Независимо от того, что именно служит вашим чувствительным местом: внешность, карьера,
статус, ум или красноречие – вы в ужасе, что все узнают об этом недостатке.
Из-за тревожности Дебре неловко в обществе. Хотя в комфортной ситуации она способна спокойно общаться, чаще всего она слишком нервничает, чтобы использовать свои навыки. Она теряет самообладание и смущается. Она просто кажется себе белой вороной.
Напротив, проблемы Адама не связаны с навыками общения – они у него хорошо развиты. Но Адам чувствует, что он кардинально отличается от других людей. Его основная характеристика –
отчужденность. Он выглядит скорее равнодушным, чем тревожным. У
него аура «недоступного».
АДАМ: Я одинок даже в толпе. Точнее сказать, в толпе
я чувствую себя еще более одиноким.
ТЕРАПЕВТ: Там твое одиночество становится
заметнее.
Адаму кажется, что он идет по жизни сквозь толпу незнакомцев.
Ему нигде нет места.
Большинству людей больно быть настолько иными. Есть те, кто считает себя лучше других, и те, кто отличается от других и при этом чувствует себя неплохо; но для многих это источник несчастья.
Большинство из нас хотят принадлежать к какой-то группе, и нам тяжело, мучительно и одиноко, когда этого не выходит.
В отличие от Дебры, которая чувствует себя отверженной в компании, Адам испытывает отсутствие связи. Для него общение только усиливает ощущение изоляции.
ТЕРАПЕВТ: Но если ты не общался с людьми на
вечеринке, что же ты делал?
АДАМ: Я просто уходил в свой маленький мир.
Адам не злится на мир за то, что тот его отверг. Скорее он чувствует себя чужаком. Он другой. Ему нет места.
Изгнание из общества многолико. Над вами могут издеваться или дразнить. Вы можете быть изгоем – одиночкой и отшельником. Вы держитесь в сторонке, не вступая в клубы и группы. Иногда ваша ловушка почти незаметна и ее нелегко обнаружить. Вы обмениваетесь любезностями с людьми, но внутри вас – одиночество.
В любом случае вы наверняка страдаете от множества психосоматических симптомов. Одиночество часто связывают с проблемами сердца и желудка, расстройствами сна, головной болью и депрессией.
Вот несколько возможных причин того, что в детстве вы чувствовали себя изгоем:
Источники Изгнания из общества
1. Вы казались себе хуже других из-за какого-то внешнего качества (например, наружности, роста, заикания).
Вас дразнили, бойкотировали или унижали другие дети.
2. Ваша семья отличалась от соседей и окружающих.
3. Вы отличались от других детей даже внутри своей семьи.
4. В детстве вы были пассивны; вы делали то, что от вас ожидалось, но у вас не было своих интересов или предпочтений. Теперь вам кажется, что вам не о чем разговаривать с другими.
Один из источников ловушки – детство в семье, которая отличалась от других людей по разным признакам: расовым,
этническим, религиозным, социальным, образовательным,
материальным. Может быть, привычки и традиции в вашем доме были иными или существовал языковой барьер. Возможно, среди ваших родных кто-то страдал от болезни вроде алкоголизма или шизофрении.
Вы переезжали, нигде надолго не задерживаясь, и вам не удалось пустить корни – вы были перекатиполем.
Другой источник – нечто, отличавшее вас от остальных детей,
даже внутри семьи. Иногда это бывает с одаренными детьми. У них другие интересы, им нравится читать или слушать музыку больше, чем играть с ровесниками. У вас могли быть пристрастия, нетипичные для вашего пола, например мальчик любил играть в куклы, а девочка предпочитала шумную мальчишечью возню. Вас изолировала ваша сексуальная ориентация – гомосексуалы часто страдают от ловушки
Изгнания из общества. Может быть, вы были стеснительным,
эмоциональным, задумчивым, интеллектуальным или закомплексованным. Могло случиться, что вы развивались быстрее или медленнее других детей в физическом или сексуальном плане; с точки зрения самостоятельности, умственных и социальных способностей.
Что-то заставляло вас чувствовать, что вы хуже других детей. Вас дразнили или унижали. Пациенты называли множество причин, из-за которых они стали мишенью для атак.
Источники отвержения у детей и подростков
Физические
Полнота, худоба, высокий рост, низкий рост, слабость,
уродство, акне, физическое увечье, маленькая или большая грудь, позднее половое созревание, плохие успехи в спорте,
плохая координация, непривлекательная внешность.
Умственные
Медленное усвоение школьной программы, нарушение обучаемости, «книжный червь», заикание, эмоциональные проблемы.
Социальные
Неловкость, неумение общаться, незрелость,
неспособность поддержать разговор, впечатление странного,
скучного, «некрутого» ребенка.
Из-за того, что вы казались необычным или неприятным, другие дети исключили вас из коллектива. Они не играли с вами, дразнили и унижали вас. Вы слились с фоном, чтобы избежать насмешек. В любой ситуации, связанной с общением, вы начинали стесняться. Вы оставили попытки завести друзей, чтобы вас не отвергали. Вы могли объединиться с детьми, тоже непохожими на других, но вам хотелось попасть в популярную группу. Ваше чувство изоляции становилось все сильнее. У вас развились интересы одиночки, например чтение или компьютерные игры. Возможно, вы стали экспертом в сферах, где не нужно общение, компенсируя свое чувство неполноценности.
С вами могло случиться что-то одно или все из вышеперечисленного. С Деброй произошло почти все.
ДЕБРА: В детстве я была толстой и противной. На
детской площадке дети смеялись надо мной. Они гонялись за
мной и пытались повалить на землю. Когда я стала старше,
никто из мальчишек не хотел со мной встречаться. Я ни разу
не была на свидании, пока не похудела перед колледжем.
Для Дебры изгнание из общества связано с сильным стыдом. Ее стыд лишнего веса удерживал ее от желания общаться с другими
детьми. Она чувствовала, что ее отвергнут, как только увидят ее недостаток.
Чтобы компенсировать отсутствие успеха в обществе, Дебра отлично училась. В связи с этим у нее даже развилась ловушка
Завышенных стандартов. Это частый способ компенсации у детей,
отвергнутых группой. Часть проблем Дебры – ее высокие стандарты в отношении того, как она должна выглядеть в чужих глазах. Она точно знает, что ей нужно быть уравновешенной, умной и привлекательной.
Ей кажется, что, если она не будет соответствовать идеалу, собеседник не даст ей спуску. Она ждет критики. Это одна из причин, по которой она так нервничает.
Как мы уже указали, Изгнание из общества могло развиться как часть более глубинной Неполноценности. Вы так сильно ощущали нелюбовь своей семьи, что спроецировали ее на другие социальные связи. Вам некомфортно в компании и при тесном общении.
Взаимодействуя с людьми, вы готовы к тому, что ваш недостаток станет проблемой, и либо тревожитесь, либо вовсе избегаете неловкой ситуации. Вы не ждете, что вас полюбят или оценят. Ваша ловушка –
часть более глубокого чувства ущербности.
Адам вырос в семье алкоголиков. Оба его родителя выпивали. Он был старшим сыном и взял на себя все домашние заботы. К двенадцати годам он успешно заменил маму и папу четверым младшим братьям и сестрам.
АДАМ: По сравнению с моей домашней жизнью школа
была каким-то нереальным миром. Другие дети переживали,
что им надеть на праздник, как попасть в спортивную
команду, кого пригласить на выпускной, а я думал об оплате
счетов и сохранении крыши над головой.
Хотя Адам в школе казался обычным ребенком, сам он себя таким вовсе не чувствовал. «Я как будто существо совершенно другого вида».
Он не мог пригласить гостей и всегда страшно нервничал, когда друзья контактировали с его родителями. Он старался провести границу между домашней и школьной жизнью и держал свою семью закрытой для других детей.
Чтобы компенсировать отсутствие успеха в обществе, Дебра отлично училась. В связи с этим у нее даже развилась ловушка
Завышенных стандартов. Это частый способ компенсации у детей,
отвергнутых группой. Часть проблем Дебры – ее высокие стандарты в отношении того, как она должна выглядеть в чужих глазах. Она точно знает, что ей нужно быть уравновешенной, умной и привлекательной.
Ей кажется, что, если она не будет соответствовать идеалу, собеседник не даст ей спуску. Она ждет критики. Это одна из причин, по которой она так нервничает.
Как мы уже указали, Изгнание из общества могло развиться как часть более глубинной Неполноценности. Вы так сильно ощущали нелюбовь своей семьи, что спроецировали ее на другие социальные связи. Вам некомфортно в компании и при тесном общении.
Взаимодействуя с людьми, вы готовы к тому, что ваш недостаток станет проблемой, и либо тревожитесь, либо вовсе избегаете неловкой ситуации. Вы не ждете, что вас полюбят или оценят. Ваша ловушка –
часть более глубокого чувства ущербности.
Адам вырос в семье алкоголиков. Оба его родителя выпивали. Он был старшим сыном и взял на себя все домашние заботы. К двенадцати годам он успешно заменил маму и папу четверым младшим братьям и сестрам.
АДАМ: По сравнению с моей домашней жизнью школа
была каким-то нереальным миром. Другие дети переживали,
что им надеть на праздник, как попасть в спортивную
команду, кого пригласить на выпускной, а я думал об оплате
счетов и сохранении крыши над головой.
Хотя Адам в школе казался обычным ребенком, сам он себя таким вовсе не чувствовал. «Я как будто существо совершенно другого вида».
Он не мог пригласить гостей и всегда страшно нервничал, когда друзья контактировали с его родителями. Он старался провести границу между домашней и школьной жизнью и держал свою семью закрытой для других детей.
На протяжении детства Адама финансовый статус семьи ухудшался. Скоро ему стало совсем туго. Они не только много переезжали, но и селились в окружении, в которое не вписывались.
АДАМ: Мои родители всегда считали, что мы лучше
всех вокруг. Они вели себя так, будто мы все еще живем в
хорошем доме и в приличном районе. Они старались создать
впечатление, что с соседями нам якшаться не пристало, что
они плохо на нас влияют. Они одобряли мои попытки быть
не таким, как все, и держаться в стороне от других детей.
Из-за родителей Адам неохотно заводил отношения с окружающими.
Иногда критически настроенные родители провоцируют исключение из общественной жизни. У нас был пациент, которого в семье постоянно критиковали за внешний вид, речь, поведение. Его заставили поверить, что он не вписывается в общество. Он начал скованно вести себя на людях. Он боялся критики и поэтому избегал людей.
Другой источник изгнания из общества связан с ловушками
Зависимости и Покорности. Важный аспект обучения общению –
ощутить себя активным и инициативным. Родители должны поддерживать нас в развитии своей идентичности, интересов и предпочтений. У нас есть уникальная личность. Она дает нам энергию и идеи для разговоров с другими людьми.
Иногда дети пассивны от природы, а порой родители не поощряют развитие индивидуальности. Когда ваша уникальность растоптана, вы делаете то, чего ждут от вас другие. Вы принимаете их лидерство и становитесь ведомым. Но вы не можете развивать свои идеи, интересы или предпочтения. Вам кажется, что вам нечего сказать. Ваша пассивность заставляет вас думать, что у вас нет ничего, что могло бы заинтересовать других. Поддерживать разговор невыносимо. Вам нетрудно слушать, но вы не можете сами завести беседу на определенную тему, поделиться мнением, предложить, чем заняться или куда пойти. Через какое-то время вы вообще перестаете общаться с людьми, потому что это проще, чем все время молчать. Такое поведение, как и другие источники ловушки, которые мы описали,
приводит к тревожности и изоляции.
Почти у всех в какой-то мере присутствует ловушка Изгнания из общества. У нас есть уязвимая часть, не уверенная, что к нам отнесутся по-доброму. Кто из нас никогда не испытывал отторжения со стороны окружающих? Вопрос в том, насколько остро это ощущалось и какой сильный отпечаток оставило. Кроме того, чем раньше вы подверглись изгнанию из общества, тем сильнее ловушка.
У многих людей она развивается в подростковом возрасте, когда давление сверстников сильнее всего и очень легко не вписаться в какую-то группу. Многие подростки чувствуют себя иными,
изолированными, чужими. Это происходит так часто, что считается почти нормой. Однако к концу школы или чуть позже большинство из нас избавляются от такого чувства отчуждения. Мы находим похожих на нас друзей или партнера, или нам уже меньше хочется примкнуть к самой популярной группе.
Но некоторые люди испытывают Изгнание из общества до конца своих дней. Обычно их ловушка появилась еще в детстве. Такие люди помнят, что сверстники никогда их не принимали.