Файл: Джеффри Янг, Джанет Клоско.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лучше, не решая основную проблему, и нашел сферу, в которой мог добиться успеха.
Один из способов компенсации Кейтлин – выбор успешного партнера. Уэйн, ее муж, – главный сценарист известного телесериала. С
ним она ходит на коктейльные вечеринки и конференции и вращается в высшем обществе.
Вас могут привлекать другие роли или партнеры, которые успешно компенсируют ваше чувство несостоятельности. На самом деле это еще один способ Побега. Вы все так же пытаетесь избежать испытаний,
которые ведут к достижениям.
Эти компенсации очень непрочны. Они легко разрушаются и ведут к ощущению неудачи. Вам нужно решать проблему напрямую.
Вот способы изменить вашу ловушку:
Изменение ловушки Несостоятельности
1.
Оцените, справедливо ли ваше чувство несостоятельности.
2. Обратитесь к ребенку внутри вас, который чувствовал и по-прежнему чувствует себя неудачником.
3. Помогите внутреннему ребенку понять, что с вами обращались несправедливо.
4. Осознайте свои таланты, навыки, способности и достижения в разных сферах.
Если вы на самом деле несостоятельны по сравнению с
вашими сверстниками:
5. Попробуйте найти закономерности ваших неудач.
6. Как только выявите закономерность, составьте план ее изменения.
7. Напишите карточку, чтобы преодолеть вашу предрасположенность к неудаче. Следуйте своему плану шаг за шагом.
8. Включите своих близких в процесс.
1. Оцените, справедливо ли ваше чувство несостоятельности.
Первым делом нужно оценить, справедливо ли вы считаете себя
неудачником. Как мы уже отмечали, у вас, как у Кейтлин, наверняка найдется реальное подтверждение этому. Вы действительно менее успешны, чем люди вашего круга. Но иногда вы, как Брайан, неверно оцениваете свои провалы и не сможете найти объективных доказательств вашего мнения.
Перечислите людей, с которыми вы ходили в школу, колледж или университет. Выберите худших, средних и лучших учеников. Запишите,
чего добился каждый из них в избранной им сфере. Как далеко они продвинулись? Сколько они зарабатывают? Какова их доля ответственности на работе? Где вы находитесь по сравнению с ними?
2. Обратитесь к ребенку внутри вас, который чувствовал и по-
прежнему чувствует себя неудачником. Постарайтесь вспомнить, как вас критиковали, унижали, сравнивали с другими или лишали уверенности в себе члены вашей семьи или сверстники. Поймите источник своей ловушки.
Когда что-то в вашей нынешней жизни запускает ловушку
Несостоятельности, найдите время, чтобы исследовать это событие с помощью образов. Сядьте в темной и тихой комнате и закройте глаза.
Представьте себе текущее событие. Наполните образ красками и эмоциями. Затем вспомните моменты, когда вы так же чувствовали себя в детстве. Не подгоняйте этот образ. Просто дайте ему всплыть в вашем воображении.
Вот пример из сессии с Кейтлин.
КЕЙТЛИН: Ох, я сильно напортачила. Мне так плохо.
Не могу в это поверить. Я неправильно сказала начальнику,
когда придут грузчики за декорациями. Он нанял кучу народу
для сверхурочной работы, чтобы все перевезти, и они все
приехали не в то время. Начальнику все равно пришлось им
заплатить, и он на меня очень сердит. О господи, мне так
плохо. Не могу перестать об этом думать. (Начинает
плакать.)
ТЕРАПЕВТ: Хочешь поработать с образами?
КЕЙТЛИН: Ладно (плачет).
ТЕРАПЕВТ: Тогда закрой глаза и представь случившееся
с тобой и начальником.
КЕЙТЛИН: Я вижу себя в кабинете начальника. Он
скоро придет поговорить со мной о том, что случилось.


ТЕРАПЕВТ: Что ты чувствуешь?
КЕЙТЛИН: О, я очень нервничаю, просто паникую. Я
хожу из угла в угол, не знаю, куда себя девать. Сердце
колотится. О господи! Мне так страшно.
ТЕРАПЕВТ: Хорошо. Теперь опиши, когда ты
чувствовала себя так же в детстве.
КЕЙТЛИН: Я в шестом классе. Моя учительница ходит
по классу, и все показывают свои доклады о книге. Нам надо
было накануне прочитать часть книги об Африке и сделать
небольшую презентацию. Только я, конечно, ничего не
сделала. Она подойдет, и мне нечего будет показать.
Образы помогут вам понять источник вашей ловушки. Ребенок,
который чувствовал себя неудачником, все еще живет внутри вас.
3. Помогите внутреннему ребенку понять, что с вами обращались
несправедливо. Много раз мы терпим в детстве неудачу, потому что нас толкают в направлении, которое нам не подходит. Некоторые родители лелеют свои тайные планы и хотят, чтобы ребенок преуспел в определенных сферах, несмотря на его личные склонности и таланты.
Отец Брайана был иммигрантом в первом поколении и стремился дать детям хорошее образование. Он хотел, чтобы Брайан стал врачом.
Даже когда Брайан был совсем маленьким, отец говорил всем, что его сын станет врачом.
БРАЙАН: Беда была в том, что естественные науки и
математика давались мне не особенно хорошо. Меня больше
привлекало творчество – рисование и писательство. Отец
снисходительно смотрел на мое увлечение живописью. «На
билет в метро хватит, если еще немножко денег
добавить», – язвил он.
Да, я попробовал записаться на вводный курс медицины в
колледже. Но я просто не смог пробиться. Мне тогда
пришлось очень тяжело. Как бы я ни старался, я не получал
выше тройки ни по одному из предметов. Со мной чуть не
случился нервный срыв.
Когда я перешел на факультет литературы, отец
рассердился и перестал платить за мое обучение. Мне
пришлось брать кредиты. Он ужасно злился: (изображает

голос отца) «Это так непрактично, ты не сможешь этим
зарабатывать».
Отец до сих пор критикует мою профессию. Несмотря
на то что у меня хорошая работа, меня уважают, обо мне
пишут в газетах, я зарабатываю много денег, но он все равно
ругает мое дело. Он рассказывает о соседском сыне,
который стал хирургом и зарабатывает настоящие деньги.
Какие у вас в детстве были сильные стороны и таланты? От вас ждали того, на что вы были способны? Чего бы вы добились, если бы вас хвалили, поддерживали и направляли в тех сферах, в которых вы обладали потенциалом?
Разозлитесь на людей, которые заставили вас почувствовать себя неудачником. Огрызнитесь на свою ловушку. Заступитесь за себя. Вы можете сделать это, написав письма, поговорив с людьми напрямую или с помощью образов.
ТЕРАПЕВТ: В своем образе скажи отцу, что ты
чувствуешь. Скажи ему, как его отношение влияет на тебя.
БРАЙАН: Папа, когда ты ругаешь меня за мою
профессию и твердишь о том, как успешны доктора, меня
это очень расстраивает. Во-первых, меня бесит, что я
кажусь успешным человеком всем, кроме тебя. Каждый раз,
когда я тебя вижу, я чувствую себя неудачником. И это
безумие! У меня все прекрасно! Ты можешь это понять?
Представьте себе родителя или сверстника и скажите ему, что вы чувствуете.
Вам решать, будете ли вы разговаривать с этим человеком напрямую, в реальной жизни. Но если вы решили с кем-то поспорить,
убедитесь, насколько вы эмоционально готовы к тому, что этот человек начнет отрицать ваши обвинения. Не надейтесь понапрасну, что он внезапно изменит свое мнение из-за ваших слов. Прекрасно, если так произойдет, – но не рассчитывайте на это.
Вам важно провести разговор так, чтобы вы смогли гордиться собой. Ведите себя достойно. Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Просто и коротко приводите аргументы. Если с вами начнут спорить, отстаивайте свою позицию, пока не выскажетесь до конца.


Расскажите этому человеку, что вы чувствуете из-за него и чего вы хотели бы от него на самом деле.
ТЕРАПЕВТ: Что ты сказал отцу?
БРАЙАН: Что его критика была несправедливой, что
ребенком я понимал больше и был намного талантливее, чем
он внушал мне. Я сказал, что он сильно навредил мне,
заставив меня чувствовать себя неумелым. Он все время
пытался перебить меня, но я вежливо просил его дать мне
закончить. Я сказал, что отныне хочу, чтобы он
поддерживал меня в том, что касается моей работы. Я
хотел, чтобы он признал, что я чего-то добился.
ТЕРАПЕВТ: Что ты почувствовал?
БРАЙАН: Это было сначала трудно, но потом приятно.
Я все еще испытываю удовольствие, когда об этом думаю.
Вы обнаружите, что спорить приятно, если вы держите себя в руках и говорите уверенно.
Неважно, решитесь ли вы высказать возражения лицом к лицу, но вам жизненно необходимо сделать это в вашем сердце. Пишите письма,
которые вы не собираетесь отправлять, или делайте мысленные упражнения. Дайте слово той сильной части вас, которая сможет сорвать с вас ярлык неудачника.
4. Осознайте свои таланты, навыки, способности и достижения
в разных сферах. Помните: способности бывают разными. Успешная учеба свидетельствует только об одном из видов одаренности. Есть также вербальный интеллект, математические, зрительно- пространственные, музыкальные, физические способности,
конструкторский талант, межличностный интеллект и т. д. Все эти виды одаренности имеют свою ценность.
Каковы ваши особые способности? Может быть, вы рисуете,
разбираетесь в механике или решаете логические задачи? Вы талантливы в спорте или в танцах? Занимаетесь ли вы творчеством? Вы хорошо ладите с окружающими? Крайне редко встречаются люди, у которых совсем нет способностей.
Подумайте, чего вы добились в тех сферах, где у вас есть способности. Постарайтесь дать себе полную, объективную оценку. Мы знаем, что это трудно – вы склонны преуменьшать свои достижения и
преувеличивать неудачи. Сопротивляйтесь. Перестаньте подчеркивать в себе отрицательные черты. Как можно четче осознайте свою ценность.
Чтобы понять, правильно ли вы используете свои способности,
нужно иметь о них четкое представление. Мы уверены, что самые успешные люди – это те, кто способен обнаружить свои таланты и извлечь из них выгоду.
Составьте список своих навыков, умений и достижений в различных сферах, особенно отметьте врожденные способности.
Каждый день просматривайте его, чтобы напомнить себе о своем потенциале. Пусть важные для вас люди помогут вам составить этот список.
Вот список, который составил Брайан:
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   34

Мои таланты и достижения
1. Я хороший писатель.
2. У меня хорошие идеи. Я творческий человек.
3. Я могу убедительно защищать свою точку зрения.
4. В политике я многому научился самостоятельно.
5. У меня хорошее чувство юмора, особенно когда дело касается политики.
6. Когда я не слишком сильно нервничаю, я могу многого добиться в работе.
7. Я заметная фигура на политической сцене Нью-Йорка.
Для тех из вас, кто, как Брайан, неоправданно считает себя неудачником, шагов с 1 по 4 должно быть достаточно. Они изменят ваше мнение о себе.
Но большинство считают себя неудачниками вполне оправданно.
Вы пройдете шаги с 1 по 4, и ваше плохое в целом мнение о себе не изменится. Вы определите свои таланты и способности, вы поспорите с людьми, причинившими вам боль, вы научитесь сопереживать своему внутреннему ребенку и точно оцените, чего уже добились. Но в итоге вы не перестанете сомневаться в своих неудачах.
Большинству из вас требуется больше. Вам нужно изменить свое
поведение, перестать убегать и научиться пробиваться и достигать высот. Даже у Брайана были сферы, в которых он не развился, – он
любил писать рассказы, но из-за отношения отца никогда не пытался этого делать всерьез. Даже Брайан был склонен откладывать дела и отлынивать от работы, когда сталкивался с заданиями, вызывавшими у него тревогу.
Если вы действительно несостоятельны по сравнению с людьми вашего круга, выполните следующие шаги.
5. Попробуйте увидеть закономерности ваших неудач.
Хорошенько задумайтесь о своей жизни. Начните с самого начала.
Оцените учебу и карьеру. Вы всегда были неудачником? Или у вас был скрытый потенциал, который поблек из-за недостатка поддержки?
Как ваши родители относились к вашим успехам и неудачам? Они критиковали, поддерживали, поощряли вас? В детстве вы избегали заданий или доводили их до конца? Вы уходили от трудностей?
Постарайтесь разглядеть закономерности вашего поведения в своей карьере. Может быть, вы выбрали слишком трудное для себя поле деятельности? Вы метались между несколькими направлениями? Вы работаете в сфере, которая не использует ваш потенциал? Вы боялись брать ответственность, проявлять инициативу или просить повышения?
Вы прокрастинировали, вели себя недостойно, плохо выполняли работу? Вы избегали дисциплины, которая нужна, чтобы вырабатывать навыки, получать опыт или как следует обучаться?
Скорее всего, ваше поведение связано с привычкой избегать трудностей. Ваша неудача – прямое следствие избегания, а не врожденный недостаток, отсутствие таланта или глупость.
Кейтлин нашла в своей биографии много свидетельств Побега. Из- за частых болезней она отстала от учебной программы и не нагнала материал. Школа стала для нее унижением.
КЕЙТЛИН: Я помню, как много раз учитель спрашивал
меня, а я не знала ответ. Мне было так стыдно. Дети надо
мной издевались. На детской площадке меня обзывали
«дебилкой».
Чем хуже становилось в школе, тем сильнее Кейтлин ее избегала.
Ее постоянные болезни и неудачи напоминали вопрос про курицу и яйцо. Одно влекло за собой другое, и получался замкнутый круг.


У Кейтлин были врожденные способности к живописи, хороший вкус и видение дизайна. В детстве, например, она оформляла свою комнату, рисовала и писала красками. Но она не смогла извлечь из этого выгоду. Школа вызывала у нее слишком сильную тревогу.
КЕЙТЛИН: Я помню, как однажды в старших классах
учитель попросил меня оформить декорации к школьной
пьесе. У нас было домашнее задание – придумать дизайн
чего-нибудь, и ему понравилось то, что я сделала.
Но я ответила: «Нет». Я хотела, но слишком боялась.
У Кейтлин не было способностей к некоторым школьным предметам. Она могла обойти свои слабости и сыграть на сильных сторонах, но не сделала этого. Неудачи в школе нанесли ей такую травму, что она стала избегать всего подряд.
6. Как только увидите эту закономерность, составьте план ее
изменения. На начальном уровне вам потребуется решать проблемы,
вместо того чтобы убегать от них. Осознайте свои настоящие таланты,
примите свои недостатки и стремитесь к тем сферам, где будут задействованы ваши сильные стороны.
Продумайте, как вам развиваться в том, что дается вам лучше всего. Вы можете даже начать новую карьеру или просто немного изменить свой нынешний курс.
Что нужно сделать, чтобы добиться цели? Перечислите особенности поведения, которые надо изменить. Составьте график перемен. Каким будет первый шаг? Перестаньте придумывать отговорки и посвятите себя делу. Рискните потерпеть неудачу – это единственный путь к успеху.
Давайте себе небольшие задания. Мы верим старой поговорке:
«Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Составьте иерархию дел, которые вы сможете выполнить. Сделайте каждый шаг разумным и последовательно достижимым. Начните с доступного задания, иначе вы вряд ли добьетесь успеха.
У вас есть потенциал, но вы его не развили. Поскольку вы так долго всего избегали, у вас могут быть реальные пробелы в образовании. Вам понадобится начать сначала, чтобы выработать базовые навыки; возможно, даже снова пойти учиться.

Хвалите себя за прогресс. Награждайте себя. Поощряйте себя.
Осознавайте, какой шаг вперед вы совершили.
Поскольку сильные стороны Кейтлин – образное мышление и способности к дизайну, она поставила себе задачу стать декоратором на телевидении. Странно, что она никогда не пыталась пробиться в этой сфере, хотя сильно ею интересовалась. Вместо этого она стремилась к административным должностям, например планированию или кадровой работе, где ей мешали ее слабые организационные и административные навыки. Она не справлялась с заданиями и с завистью глядела на декораторов за работой.
Кейтлин начала с наблюдения за ними, задерживаясь на работе.
Постепенно она завела дружбу с дизайнерами и пошла к ним волонтером. Она закрепила полученный результат, записавшись на курсы, чтобы освоить базовые навыки. В конце концов ее наняли помощником дизайнера. В краткосрочной перспективе она потеряла в заработке, но Кейтлин знала, что это ее путь наверх.
Она сосредоточилась на задачах, которые использовали ее способности, и позволила другим заниматься административными функциями. Она перестала настраивать себя на неудачу.
Мы знаем, что это трудная часть изменения. Вам придется подталкивать себя. Когда ваша карьера пойдет в гору, позитивный эффект приободрит вас и процесс начнет поддерживать сам себя.
Борьба с избеганием почти всегда приносит позитивные перемены в жизнь человека.
Труднее всего начать. Потом будет легче.
7.
Напишите
карточку,
чтобы
преодолеть
вашу
предрасположенность к неудаче. Следуйте своему плану шаг за шагом.
Осознайте свою ловушку Несостоятельности и историю Побега. Не забудьте перечислить свидетельства того, что у вас есть потенциал.
Заставьте себя сделать еще один маленький шажок к успеху.
Напоминайте себе, что случится, если вы продолжите избегание.
Ниже мы приводим карточку, написанную вместе с Кейтлин.
Карточка Несостоятельности