ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока: I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока. II. Викторина "Угадай автора" 1. Автор сказок "Золушка", "Кот в сапогах", "Красная шапочка". (Ш. Перро) 2. Автор сказки "Двенадцать месяцев". (С. Маршак) 3. Автор сказки "Лягушка - путешественница". (В. Гаршин) 4. Автор сказки "Золотой ключик". (А.Толстой) 5. Автор "Сказки о потерянном времени". (Е. Шварц) 6. Автор сказки "Конёк - горбунок". (С. Ершов) III. Актуализация информации. Фронтальный опрос: - Сформулируйте определение сказки. - Назовите признаки волшебной сказки. - Назовите основные ситуации в композиции волшебной сказки. - Дайте определение композиции. - Назовите элементы сюжета волшебной сказки. - Что такое сюжет? - Назовите два мира волшебной сказки - Что находится на границе между мирами? - Каковы языковые особенности сказки? - Приведите примеры сказочных зачинов. - Приведите примеры сказочных концовок. IV. Презентация рисунков детей к сказке Жуковского. V. Проверка домашнего задания: изложение сюжета "Сказки о царе Берендее…". Ответы к домашнему заданию: 1. Экспозиция. Жил царь Берендей с женой. Отлучка из дома. Колодец. Обещание царя. Рождение сына. 2. Завязка. Встреча царевича в лесу со стариком. 3. Развитие действия. Иван - царевич уехал из дома. У озера уточки. Встреча с Марьей - царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Иван отслужил две службы Кощея с помощью Марьи. Бегство Ивана и Марьи. 4. Кульминация. Возвращение героев в мир живых людей. Погоня. Марья три раза спасает Ивана от смерти. 5. Развитие действия. Иван в прекрасном городе. Потеря памяти. Марья превратилась в цветок. Марья идёт на свадьбу Ивана. Пирог. Возвращение памяти. Отъезд героев. Возвращение в царство Берендея. 6. Развязка. Свадьба Ивана да Марьи. VI. Формирование умений и навыков 1. Докажите, что "Сказка о царе Берендее…" по жанру волшебная. Ответ: Наличие в сказке таких фрагментов как: два мира - мир живых и мир мёртвых; озеро - граница двух миров; уточки превращаются в красных девушек; подземное царство - иной мир; Кощей Бессмертный - живой мертвец. 2. Композиция "Сказки о царе Берендее…". - Какие сказочные ситуации использовал Жуковский в своей сказке? Краткий пересказ отрывков: отлучка царя, подвох (не знает о сыне), невольное пособничество (обещание царя), Иван покидает дом, Марья испытывает героя, герой переносится в мир иной, герой и антагонист Кощей вступают в борьбу, Кощей побеждён, беда Ивана ликвидируется, возвращение Ивана и Марьи, героев преследует Кощей, герои спасаются от преследования, Иван прибывает в другую страну, решение трудной задачи, герой вступает в брак. 3. Групповая работа. Сравнить сюжет и композицию сказки Жуковского и народной сказки "Морской царь и Василиса Премудрая". Сообщения представителей каждой группы. 4. Рефлексия. Закончите фразы: Я сегодня на уроке узнал… Я сегодня на уроке научился… Самым интересным на уроке было… Мне было трудно… Я хочу похвалить себя… Я сейчас чувствую… IV. Итог урока: - Сегодня мы закрепили знания по теме "Изучение композиции и сюжета волшебной сказки"; проанализировали сюжет и композицию "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи - царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского. V. Комментарии оценок. VI. Домашнее задание: подготовиться к работе в творческой мастерской. Написать черновик сочинения в жанре волшебной сказки. ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ Итак, мы представили 4 урока по изучению композиции и сюжета русской волшебной сказки по темам: "Знакомство с жанром народной волшебной сказки", " Два мира волшебной сказки. Особенности языка народной сказки", "Изучение сюжета и композиции волшебной сказки", "Анализ сюжета и композиции "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи - царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского". С помощью этих уроков ученики приобретут основные умения и навыки работы с сюжетом и композицией волшебной сказки, что поможет им в дальнейшем справляться с заданиями подобного типа, изучая более серьёзные литературные произведения. |
Краткосрочный план урока №29-30
Раздел | Школа | Школа: | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 5 | Количество присутствующих: отсутствующих: | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | Понимание и ответы на вопросы 5. ПО 2., 5. ПО 3., 5. ПО 5. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урок | Что за прелесть эти сказки! | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.) | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха | Учащийся достигает целей обучения, если
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей | Привитие любви и уважительного отношения к народному творчеству – сказкам | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Связь с русским языком, казахской литературой, самопознанием | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ | ИКТ на данном уроке используются для показа слайдов | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания | На данном уроке учащиеся повторят и закрепят те знания и умения анализировать текст, полученные на предыдущих уроках | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку и желает успеха. В начале урока сделать акценты на: - концентрацию внимания учащихся - совместно с учащимися определить цели урока/ЦО - определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока | Подготовка к основной работе. Беседа «Что такое сказка?» Учащиеся выражают свое мнение. В конце беседы учитель приводит к тому, что сказка – это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно! Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Учащиеся заполняют таблицу ЗХУ, чтобы осмыслить то, о чем они знают и хотели бы узнать (заполняют 1 и 2 колонку).
Дифференцированное деление на группы (по усмотрению учителя) Учащиеся в группах должны будут провести учебное исследование на основе предложенных учителем ресурсов. Учитель может помочь учащимся, заранее подготовив необходимые ресурсы: словарь литературоведческих терминов / фрагмент статьи о литературной сказке и другие материалы для учебного исследования, цель которого – актуализация уже известной информации и извлечение новой. 1 группа выполняет следующее задание:
а) определение сказки; б) виды народных сказок; в) характерные признаки народных волшебных сказок; г) добрые и злые герои русских народных волшебных сказок; д) добрые и злые герои казахских народных волшебных сказок. 3) создать ментальную карту, отражающую ключевую информацию учебного исследования. 2 группа проводит исследование композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки. Задание можно сформулировать так:
3 группа исследует своеобразие литературной сказки. Задание:
После выполнения задания каждая группа презентует свою работу, остальные учащиеся внимательно слушают и задают вопросы, интересующие их. Задание сопровождается обсуждением в классе для обобщения результатов выполненных работ. Затем учащиеся заполняют третью колонку таблицы ЗХУ, чтобы осмыслить то, о чем они узнали.
1.И. Задание Учащиеся должны вспомнить устойчивые выражения и фразы из сказок. Например, «жили-были», «за тридевять земель», три раза, три брата (сестры), «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «кашу маслом не испортишь», «сказка ложь, да в ней намек…», «в некотором царстве, не в нашем государстве», «стали они жить — поживать и добра наживать», «избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом», «избушка на курьих ножках», «и я там был, мёд — пиво пил… по усам текло, а в рот не попало», хитрая лисица, косолапый медведь, голодный волк, «скоро сказка сказывается… да не скоро дело делается», «долго ли коротко ли…» и т.д. Можно также предложить учащимся иллюстрации. Учитель дает пять полезных советов, как сочинить сказку.
Например:
1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором. 2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить. 3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок. Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса, микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима). Творческая работа. И. Задание. Пользуясь советами и используя опорные слова, придумайте собственную сказку (одну)- волшебную/бытовую/о животных. В своей работе можете использовать изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) Критерии успеха:
По желанию учащихся можно зачитать сказки и оценить. Ф. Взаимооценивание или оценивание учителя. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока | В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию (они могут выборочно закончить 3-4 предложения)
Домашнее задание: Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. | Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? | | |
Краткосрочный план урока № 22
Раздел 2 Литературная поэтическая сказка | Школа: ОСШГ №2 | |||||||||||
Дата: 24.11.2017 | ФИО учителя: Буденко Т.Я. | |||||||||||
Класс 5 «Г» | Количество присутствующих: 29 отсутствующих | |||||||||||
Тема урока | А. С. Пушкин- сказочник | |||||||||||
Цели обучение | ПО2 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливая тему АИ1 определять жанр и его признаки при поддержки учителя АИ 3 выделять в тексте основные элементы композиции при поддержки учителя | |||||||||||
Цель урока | Все смогут: осмыслить тему, определять жанр и его признаки при поддержки учителя Большинство смогут: выделять в тексте основные элементы композиции при поддержки учителя Некоторые смогут: выделять в тексте основные элементы композиции без поддержки учителя | |||||||||||
Языковой цели | Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. | |||||||||||
Привитие ценностей | продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся | |||||||||||
Межпредметные связи | история | |||||||||||
Предварительные знания | Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет. | |||||||||||
Ход урока: | ||||||||||||
Начало урока | 1.Организайионный момент. Приветствие. 2.Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. - Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте, которого все знают и любят читать его произведения. Вы узнали его по портрету? - Стратегия «Ассоциации» к слову «Пушкин» (устно) -Прочитайте эпиграф к нашей теме. Это слова самого А.С.Пушкина. Назовите тему наших уроков. (сказки) - А к какому типу сказок вы отнесете сказки Пушкина? Почему? (литературные) Назовите отличие двух видов сказок. | Портрет Пушкина на доске СПОСОБ поддержки Страница 87 | ||||||||||
Середина урока | 3. Стратегия « Жигсо». Цель нашей работы - познакомиться с биографическими сведениями жизни поэта.
1.Чтение на месте 2.Собирание по группам и обговаривание 3.Рассказывание своей группе ФО: оцените ответ каждого в группе по 3-балльной системе 3-все понятно 2- не все ясно 1-старайся! 4. Стратегия «Деформированный текст» Групповое задание: записать в правильном виде и прочитать всему классу. 1. Пушкин учился в Михайловском лицее. (Царскосельском) 2. Детство будущего поэта прошло в Самаре. (Москве) 3. Младшего брата Пушкина звали Петруша (Левушка) 4. Ольга- младшая сестра Пушкина (старшая) 5. Юный Пушкин вечерами любил читать в своем кабинете (в домашней библиотеке) 6. «Подруга дней моих милых» - так ласково называл Пушкин свою няню. (суровых) 7.Замечательные русские сказки Пушкин услышал от своих друзей. ( от няни) 8.ПО приказу царя Пушкин был сослан в Царское село (Михайловское) 9. Нянины сказки Пушкин писал чернилами (гусиным пером) 10. Пушкин часто ходил на выставки (ярмарки) ФО: самооценивание, чья группа правильно выполнила задание? 5.Составление синквейна «Пушкин», «Сказочник», «Няня» ФО: «Две звезды и одно пожелание» 6.Работа над названием сказки -Назовите героев сказки. - О чем вам рассказало название сказки? Какие вопросы возникли у вас? ( почему-то царевна умерла, кто такие семь богатырей) -Кто такие богатыри? Как вы думаете, почему Пушкин использует этих героев в своей сказке? Что или кого они должны охранять? | СПОСОБ поддержки страница 87-88 Ответы на доске интерактивной СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ: на доске, как писать синквейн | ||||||||||
| 7. Комментированное чтение начала сказки. 1 строфа - Чем отличается сказка Пушкина от народной? (нет зачина Жил-был) - У Пушкина сразу завязка действий. Что мы узнали? Назовите эпизоды сюжета. (царица ждала царя, родила дочь, царь вернулся, царица умерла) -Назовите речевые обороты, которые передают движение художественного времени (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит, в сочельник, в ночь, день и ночь, к обедне) - Как автор изображает художественное пространство? (путь-дорога, окно поле, поля, зима) | | ||||||||||
Конец урока | 8.Рефлексия: «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
9.Домашнее задание: страница 89- 91 прочитать самостоятельно А:составить 2 тонких и два толстых вопроса по прочитанному В: выписать непонятные слова и объяснить их значение ( не меньше 3 слов) С:персказ любого эпизода | | ||||||||||
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||||||||||
Домашнее задание, способы поддержки, | Самооценивание, оценивание по баллам, «Две звезды и одно пожелание» | Используемые активные виды деятельности. |
Краткосрочный план урока № 24-25
Раздел 2 «Литературная поэтическая сказка» | Школа: ОСШГ №2 | ||||||||||||||||||
Дата:04.12.2017 | ФИО учителя: Буденко Т.Я. | ||||||||||||||||||
Класс 5 «Г» | Количество присутствующих: 29 отсутствующих: нет | ||||||||||||||||||
Тема урока | Стихи и проза. Отличие стихотворной речи от прозаической. Характеристика героев. | ||||||||||||||||||
Цели обучение | ПО2 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливая тему ПО5 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка АИ2 определять основную мысль текста при поддержки учителя АИ 3 выделять в тексте основные элементы композиции при поддержки учителя | ||||||||||||||||||
Цель урока | Все смогут: осмыслить тему, определять основную мысль текста при поддержки учителя Большинство смогут: кратко пересказывать содержание произведения или отрывка Некоторые смогут: выделять в тексте основные элементы композиции без поддержки учителя | ||||||||||||||||||
Языковой цели | Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. | ||||||||||||||||||
Привитие ценностей | продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся | ||||||||||||||||||
Межпредметные связи | история | ||||||||||||||||||
Предварительные знания | Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ литературных поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет. | ||||||||||||||||||
ИКТ | Интерактивная доска | ||||||||||||||||||
Ход урока: | |||||||||||||||||||
Этапы | Ход урока | ресурсы | |||||||||||||||||
Начало урока | 1.Организайионный момент. Приветствие. 2.Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Тестовые задания по разделу «Литературная сказка» (СМ: Тесты к школьному курсу, страница59,61, 65,67) 3.Проверка домашнего задания. Записываем в тетрадь главное из каждого задания. 1 ряд- выписать все слова, которые характеризуют царевну-мачеху, как закончилась ее история ( царица, баба гневная, царица злая, злая мачеха) 2 ряд- описание царевны-дочери 3 ряд- Композиция сказки
Вспомним, что такое конфликт (противоборство, противоречие). Каков конфликт в «Сказке о царе Берендее»- между царем и образиной. В Былине о Илье Муромце? – между богатырем и Соловьем Разбойником. В сказке Пушкина- между злой мачехой и молодой царевной. ФО: комментирование одноклассников 4. Чтение наизусть ФО: взаимооценивание | СПОСОБ поддержки Страница 65-66 СПОСОБ поддержки: страница 80 учебника | |||||||||||||||||
Середина урока | 5. Индивидуальная работа. Стратегия « Дневник двухчастный». Цель нашей работы - познакомиться со статьей учебника Разделить тетрадь на 2 части: в одной циатат, в другой комментарий, что больше всего удивило. Страница 103-104 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ: помочь детям с низкой мотивацией. Обсуждение: что вам показалось непонятным в статье? Чем отличаются стихи от прозы? Главное отличие- порядок, ритм, строй. | 7 минут | | ||||||||||||||||
Конец урока | 6.Рефлексия: «Оставьте последнее слово мне» 7.Домашнее задание: записать 5 сходства и различия между сказкой братьев Гримм «Белоснежка» и сказкой «Пушкина» | | | ||||||||||||||||
Дифференциация | Оценивание | ТБ | | ||||||||||||||||
способы поддержки, | взаимооценивание, комментирование одноклассников | Используемые активные виды деятельности. |
Краткосрочный план урока № 26
Раздел 2 «Литературная поэтическая сказка» | Школа: ОСШГ №2 | |||
Дата:08.12.2017 | ФИО учителя: Буденко Т.Я. | |||
Класс 5 «Г» | Количество присутствующих: 29 отсутствующих: нет | |||
Тема урока | Конфликт. Художественные особенности сказки. | |||
Цели обучение | ПО2 иметь общее представление о художественном произведении, осмысливая тему ПО5 кратко пересказывать содержание произведения или отрывка АИ2 определять основную мысль текста при поддержки учителя АИ 3 выделять в тексте основные элементы композиции при поддержки учителя | |||
Цель урока | Все смогут: осмыслить тему, определять основную мысль текста при поддержки учителя Большинство смогут: кратко пересказывать содержание произведения или отрывка Некоторые смогут: выделять в тексте основные элементы композиции без поддержки учителя | |||
Языковой цели | Учащиеся смогут:давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. | |||
Привитие ценностей | продолжить работу по формированию навыков нравственного поведения, культуры общения; по развитию культуры речи учащихся | |||
Межпредметные связи | история | |||
Предварительные знания | Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ литературных поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет. | |||
ИКТ | Интерактивная доска | |||
Ход урока: | ||||
Этапы | Ход урока | ресурсы | ||
Начало урока | 1.Организайионный момент. Приветствие. 2.Проверка домашнего задания. 1) Чем отличается сказка Пушкина и Жуковского и братьев Грим? Что общего ме 2) Вспомним, что такое конфликт (противоборство, противоречие). Каков конфликт в «Сказке о царе Берендее»- между царем и образиной. В Былине о Илье Муромце? – между богатырем и Соловьем Разбойником. В сказке Пушкина- между злой мачехой и молодой царевной. ФО: комментирование одноклассников 3. Работа по учебнику. Страница 107 «Художественные особенности сказки Пушкина» Отвечаем на вопросы 1,2,3,4,5 ФО: взаимооценивание | СПОСОБ поддержки: страница 80 учебника | ||
Середина урока | 4. Индивидуальная работа. СОР № 4 ФО: оценивание по дескрипторам | | ||
Конец урока | 5.Рефлексия: «Продолжи предложение» -На уроке мне было легко -На уроке мне понравилось -На уроке вызвало сомнение 7.Домашнее задание: записать 5 сходства и различия между сказкой братьев Гримм «Белоснежка» и сказкой «Пушкина» | | ||
Оценивание | Дифференциация | ТБ | ||
взаимооценивание, комментирование одноклассников оценивание по дескрипторам | способы поддержки | Используемые активные виды деятельности. |