Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
Подводя итог главы, отметим следующее.
В настоящее время в практическом плане перед российской экономической дипломатией стоят задачи активизации участия России во внешнеэкономической жизни стран АТР.
Санкционная политика стран Запада имеет как положительный, так и отрицательный эффект для развития ВЭК ДВФО и страны в целом. Так, сырьевая направленность внешнеэкономической деятельности субъектов региона обусловила зависимость многих проектов по добыче нефти и газа от иностранных инвестиций. Приостановление таких проектов, как «Сахалин-3» и «Сахалин-4», безусловно, повлияют на состояние экономики Дальнего Востока.
Санкции также способствуют нарушению отлаженных внешнеторговых связей. Так, запрет на поставку определенных товаров вынуждает бизнес-структуры искать им замену. В некоторых случаях, найти достойную альтернативу очень сложно.
От разрыва отношений внешнеэкономических связей страдает не только крупный бизнес, но и предпринимательские структуры, которые занимались поставками продовольствия и промышленных товаров из Турции, стран Европы.
С другой стороны, политика санкций послужила катализатором в развитии Дальнего Востока. Активизировались различные проекты, разрабатываемые Правительством Российской Федерации и Минвостокразвитием (ТОР, ТРОЭЗ и т.д.). Возникла необходимость развивать связи и увеличивать внешнеторговый оборот с Китаем, Вьетнамом, Бангладеш и другими странами ЮВА, а также с Ираном, Ираком и Индией.
Говоря о долгосрочных последствиях санкционной войны, нельзя однозначно предсказать положительный или отрицательный эффект. Пока ясно одно. В случае продления санкций на неопределенный период последует глобальная переориентация всех рыночных связей. Это может привести к повышению цен, ухудшению инвестиционного и делового климата Дальнего Востока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства, поскольку создает основы для формирования выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень региональных образований. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.
В ходе исследования нами были проанализированы подходы к определению понятия «регион» следующих авторов: Э.Б. Алаев, Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев, А.Г. Чернышёв, Г.В. Черкашин, А.А. Чуб и других. Ключевыми характеристиками региона являются:
-
наличие цели; -
наличие границ; -
наличие относительной самостоятельности; -
наличие определённой совокупности ресурсов; -
наличие внутренней адаптационной гибкости организационной структуры.
В нашем исследовании мы опираемся на определение понятия «регион», данное Чуб А.А., определяющей регион, как сложную динамическую систему, представляющую собой относительно автономное, локальное, институционально и экономически целостное образование, в рамках которого обеспечиваются процессы расширенного воспроизводства валового регионального продукта и рабочей силы.
Под внешнеэкономическим комплексом региона понимается структурная составляющая национального ВЭК страны, представляющая собой совокупность систем, включающих формы, методы и механизмы регулирования и ведения ВЭД, органы управления, предпринимателей - участников ВЭД, посредников, ресурсы, а также условия для развития внешнеэкономических связей, взаимодействующих в рамках внешнеэкономической политики региона и государства в целом.
В структуру ВЭК региона входят следующие составляющие:
-
внешнеэкономическая политика; -
система органов управления внешнеэкономической деятельностью; -
участники ВЭД, осуществляющие предпринимательскую деятельность; -
система форм международного экономического сотрудничества; -
организации и объединения, способствующие развитию внешнеэкономических связей; -
условия для развития внешнеэкономических связей; -
ресурсы ВЭК.
В широком понимании в качестве субъектов внешнеэкономического комплекса региона можно принимать всех участников внешнеэкономической деятельности региона: от экспортеров-импортеров и посредников до институтов управления региональным ВЭК.
В работе отмечено, что в настоящее время в России формирование системы организационно-управленческой базы ВЭК региона как институционального феномена находится на начальном этапе. Необходимы дальнейшие исследования ВЭК региона, особенностей его структуры, субъектов, идентификация институциональных особенностей и механизма взаимодействия субкомплексов ВЭК для различных уровней управления и субъектов хозяйствования субъектов Федерации РФ в целях укрепления и модернизации регионального уровня международного сотрудничества.
Дальний Восток Российской Федерации - регион чрезвычайно привлекательный с экономической точки зрения: здесь находятся крупнейшие месторождения угля, золота, меди, алмазов, черных, цветных и редких металлов, других полезных ископаемых. Одновременно это регион с протяженным морским побережьем и сухопутной внешней границей, что сулит немалые преимущества для инвестиций и торговли.
Тем не менее для иностранных инвесторов, как для уже реализующих проекты в этом регионе, так и для тех, кто лишь рассматривает перспективы вложений на Дальнем Востоке, ситуация далеко не однозначна: наряду с плюсами существует целый ряд препятствий и барьеров для ведения бизнеса. Эти барьеры не уникальны, как и в ряде других стран, основные проблемы связаны с проблемами защиты прав собственности, плохим качеством институтов, неразвитостью инфраструктуры.
Дальний Восток имеет стратегическое значение для дальнейшего устойчивого развития Российской Федерации. Дальневосточный регион находится в приоритетной повестке дня Правительства РФ, о чем свидетельствуют меры, принятые за последние несколько лет:
-
утверждение в 2009 году Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; -
создание в 2012 году Министерства РФ по развитию Дальнего Востока; -
разработка и запуск Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года»; -
подписание Федерального Закона от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ, который вводит новые меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа с 1 января 2014 года.
Кроме того, о серьезности намерений государства по ускорению развития региона говорит масштабное ресурсное обеспечение, направленное на реализацию государственных инициатив.
Дальний Восток является регионом, в котором заключен значительный потенциал для экономического роста и развития внешнеэкономических связей. Этот регион по площади включает более трети территории России, на которой находятся огромные запасы природных ресурсов. Кроме того, регион обладает такими преимуществами, как наличие протяженного морского побережья и внешней границы.
Все эксперты сходятся во мнении, что основными потенциальными партнерами для Дальнего Востока являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Южная Корея, Китай, Япония) или крупные транснациональные корпорации (в основном в области добычи полезных ископаемых). Европейские и североамериканские инвесторы реже рассматриваются как потенциальные инвесторы.
Качество государственного регулирования складывается из многих элементов, которые включают прозрачность законодательства, эффективность и прозрачность налогообложения, эффективность работы различных государственных служб и т. п. и представляет собой весомый параметр при принятии инвесторами решения о входе на рынок, особенно когда речь идет о добывающей промышленности.
В результате проведенного анализа автор работы пришел к выводу, что в регионе создан достаточно устойчивый внешнеэкономический комплекс, включающий в себя все необходимые составляющие.
Анализ развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока показал, что основными статьями экспорта товаров являются следующие:
− нефть и нефтепродукты;
− природный газ;
− драгоценные металлы и камни;
− рыба и морепродукты;
− древесина и изделия из неё;
− машины и оборудование.
В 2014 году на территории Дальнего Востока, как и в Российской Федерации, произошло сокращение стоимостных объемов импорта основных товарных групп. Основными факторами снижения импорта стали:
-
девальвация рубля, волны которой продолжались весь 2014 год, что привело к повышению цен на импортные товары; -
снижение производственного и потребительского спроса; -
введение экономических санкций против России.
К основным статьям экспорта Дальнего Востока относятся:
-
машины и оборудование; -
продовольственные товары; -
металлы и изделия из них; -
продукция химической и легкой промышленности.
Руководство страны принимает решительные шаги по созданию условий ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока. Такие государственные решения обеспечивают стратегические приоритеты России в АТР, реализацию конкурентного потенциала Дальнего Востока в проектах интеграции макрорегиона и участие в международном разделении труда.
Иностранные инвестиции играют огромную роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и просто необходимы, чтобы ускорить темпы роста благосостояния региона, так как иностранные инвесторы не только выплачивают значительные суммы в бюджет, но и создают новые рабочие места, чем решают проблему миграции населения, а также привносят новые инновационные технологии и вкладывают средства в развитие инфраструктуры, чем увеличивают инвестиционный потенциал в глазах новых иностранных инвесторов.
Данные статистики указывают на то, что инвестиционный потенциал регионов Дальнего Востока не используется в полной мере. Иностранные инвесторы с большой осторожностью принимают решения об открытии бизнеса в этом регионе.
Основными препятствиями для ведения бизнеса на Дальнем Востоке являются:
-
неразвитость транспортной инфраструктуры; -
дефицит квалифицированной рабочей силы; -
ограниченный доступ к электроэнергии и высокие тарифы на нее.
Эти факторы значительно увеличивают издержки на производство и транспортные услуги по сравнению с производителями в соседних странах и делают невыгодным вложения во многие виды экономической деятельности на Дальнем Востоке.
Другим важным препятствием для прихода иностранных компаний на территорию Дальнего Востока являются, согласно результатам опроса, высокие административные риски, которые связаны с непредсказуемостью изменений законодательства.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются приоритетом для Дальневосточного Федерального округа, ввиду того, что являются самым быстрорастущим целевым рынком товаров и услуг, а также приоритетным регионом для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Дальний Восток нуждается в существенном притоке инвестиций, которые невозможно обеспечить только из российских источников.
Перспективы развития Дальнего Востока основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность и другие факторы.
Ключевыми принципами и направлениями развития ВЭК Дальнего Востока являются:
- создание условий для комфортного проживания населения: формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных минимумов, снижение уровня бедности населения; развитие кадрового потенциала;
- создание условий для эффективного развития экономики региона, благоприятного инвестиционного климата в дальневосточных регионах; повышение надежности энергетической системы, структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи;