Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях введения санкций инвестиционные проекты компаний на Дальнем Востоке России будут корректироваться, прежде всего, в сторону сокращения проведения объемов геологоразведочных работ и, соответственно, их финансирования, что самым негативным образом может сказаться на добывающих возможностях региона после 2020 г.

Вторым аспектом является необходимость замещения поставок нефтяного оборудования, поступающего из европейских стран и США, прежде всего собственным оборудованием.

Отметим, что на сегодняшний день существует два подхода к проблеме производства нефтегазового оборудования в России. Так, одни специалисты утверждают, что отечественные производители часто проигрывают зарубежным конкурентам по цене, срокам изготовления и качеству машин, поэтому на российском рынке нефтегазового бурового оборудования поставки из-за рубежа составляют почти 70%. Остро стоит проблема отсутствия производства отдельных видов высокотехнологичных комплектующих. Продукция отечественного нефтегазового машиностроения, созданного практически «с нуля», пока демонстрирует невысокое качество оборудования и его низкую конкурентоспособность [31].

Однако есть мнение, что отечественное оборудование для нефтегазовых компаний практически не уступает своим западным аналогам. Так, Президент Союза производителей нефтегазового оборудования А.В. Романихин отмечает, что нужна грамотная государственная политика в отношении отрасли нефтегазового машиностроения: «Основная задача сегодня - чтобы крупные проекты, реализуемые в нефтегазовом комплексе нашими естественными монополиями, были ориентированы на отечественное, а не иностранное оборудование» [57]. Это также окажет значительное влияние на реализацию новых нефтегазовых проектов на востоке России.

Таким образом, данный фактор прямо влияет на развитие ВЭК региона. Кроме того, стагнация в экономике и, особенно в промышленном секторе РФ ведет к сокращению экспортного производства, прежде всего, несырьевой продукции. Новые экспертные и даже официальные прогнозы прямо указывают на возможное сокращение стоимости вывоза из страны в ближайшей перспективе, в том числе из-за падения цен на нефть.

Подводя итоги, можно отметить, что санкции оказывают серьезное влияние на развитие внешнеэкономического комплекса дальневосточного региона. В основном, дело касается крупных инвестиционных проектов, связанных с добычей газа и нефти. Кроме того, финансовые ограничения, наложенные странами Запада, создают определенные сложности в финансировании проектов других отраслей (строительство, производство оборудования и т.д.). Вместе с тем, появляется возможность еще более тесного сотрудничества с пограничными странами ДВФО – Китаем, Кореей, Японией и др.


3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока



Введение санкций могут проявлять как положительный, так и отрицательный эффект в развитии ДФО.

Так, к положительным моментам можно отнести разного рода государственные программы по развитию регионов Дальнего Востока. Речь идет о создании территорий опережающего развития (ТОР), территории с особым режимом. ТОР является относительно новой моделью управления дальневосточными регионами. Основной целью создания таких территорий провозглашено ускоренное развитие Дальнего Востока, что является достаточно актуальным вопросом в свете переориентации международного сотрудничества России со странами АТР. Для ДФО это станет своеобразным импульсом.

ТОР представляет собой определенную зону с особым налоговым режимом, со своими органами управления (управляющая компания), со своими органами исполнительной власти (полиция, налоговая и миграционная службы и т.д.), подконтрольная Правительству Российской Федерации.

Внешнеэкономическую деятельность в таких территориях планируется осуществлять в виде совместных предприятий, экспорта продукции и услуг, привлечения иностранных инвестиций.

Отметим, что создание ТОРов имеет как своих сторонников, так и противников. Часто говорят и о «сырости» законодательства в этой области2, и о «непрозрачности» управления, однако Правительство Российской Федерации уверено в успехе.

Первой на Дальнем Востоке территорией опережающего развития (ТОР) станет проект промышленного парка в Надеждинском районе Приморья. Основными резидентами станут компании, продукция которых предназначена для экспорта.

Вторым положительным моментом санкция является постепенный отход от сырьевого экспорта. Так, в планах руководства страны и регионов Дальнего Востока строительство нескольких заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Первым таким проектом должен стать завод в рамках проекта «Дальневосточный СПГ». Предполагалось, что первая очередь завода, под который на Сахалине уже подобрана площадка, начнет работать с 2018 г., производя около 5 миллионов тонн СПГ в год.

Санкции стали хорошим стимулом для развития въездного и внутреннего туризма на территорию Дальнего Востока. Субъекты ДФО активно разрабатывают программы по развитию данных видов туризма, работают над созданием брендов своих территорий, создают современную инфраструктуру. В качестве примера можно привести создание на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны.


Развитие туризма идет в разных направлениях. Так, власти Приморского края делают ставку на современную туристскую инфраструктуру и событийный туризм. В этой связи организуются крупные международные и региональные деловые, спортивные и развлекательные мероприятия:

  • Тихоокеанский экономический конгресс;

  • Международный конгресс рыбаков;

  • международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого»;

  • Международный правовой форум стран АТР;

  • Международный молодежный форум по сохранению тигра на Земле;

  • Международный экологический форум «Природа без границ»;

  • международные соревнования.

Немаловажным фактором развития ВЭК ДФО является и строительство космодрома Восточный в Амурской области.

Что же касается отрицательного влияния санкций, то здесь можно отметить следующие моменты.

1. Остановка или замедление проектов в области разведывания и разработки нефтяных и газовых месторождений (участки Северо-Врангелевский-1, Северо-Врангелевский-2, Южно-Чукотский и др.). Это крупные международные проекты, предполагающие привлечение больших объемов инвестиций, в том числе и иностранных.

2. Приостановка нефтегазовых проектов «Сахалин-3», «Сахалин-4».

В целом западные санкции представляют наибольший риск для самого быстро растущего региона Дальнего Востока – Сахалина. Этот же регион является крупнейшим на Дальнем Востоке получателем прямых иностранных инвестиций, объем которых в 2012 г. составил 825,6 миллионов долларов. Для сравнения: в Амурской области этот показатель был на уровне 559,3 миллионов долларов, в Приморском крае – 400,8 миллионов. В остальных регионах прямых иностранных инвестиций гораздо меньше – 126,7 миллионов долларов в Хабаровском крае, 113,1 – в Якутии, 78,8 – в Магаданской области, 48,9 – на Чукотке, 17,9 – в Еврейской АО и лишь 2,1 на Камчатке. Инвестиции приходят из различных стран, но западные составляют существенную их часть [63].

3. Блокировка деятельности российских золотодобывающих компаний, зарегистрированных за рубежом.

4. Удорожание продуктов питания для населения ДФО. Продовольственная безопасность Дальнего Востока обусловлена тремя факторами:

  • высокой зависимостью от внешних поставок продовольствия;

  • высокими ценами на продукты отечественного производства;

  • дешевой, но не очень качественной продукцией из Китая.


В целом санкции Запада не оказывают критического влияния на Дальний Восток, но способны негативно отразиться на отдельных важных проектах.

Стратегическими задачами развития Дальнего Востока являются следующие:

1) в краткосрочном периоде – выдержать мощное давление со стороны стран Запада (за счет мобилизации имеющихся ресурсов, консолидации властной и интеллектуальной элиты, грамотной внешней политики);

2) в среднесрочном периоде – укрепиться экономически (за счет развития высокотехнологичных производств и импортозамещения), идеологически (путем выработки общенациональной идеологической платформы) и в военном отношении;

3) в долгосрочном периоде – победить, то есть выйти в лидеры нового миропорядка (для этого нужно обеспечить максимальные выгоды от перехода к шестому технологическому укладу и предложить концепцию миропорядка, которая будет привлекательна для большинства стран).

Переориентация экономической географии на дальневосточное направление связана, прежде всего, с политическими, а также экономическими причинами. Ситуация в Крыму повлияла на решение об ускоренном создании инфраструктуры на Дальнем Востоке. Уже сейчас основная масса цепочек энергопоставок переориентирована на Восток. В 2013 году импорт нефти составил половину импортируемых из России продуктов. Не смотря на спокойное отношение КНР к событиям на Украине (Китай воздержался от голосования в СБ ООН по ре­золюции, осуждающей референ­дум в Крыму), в экономическом вопросе Китай готов оказывать России максимальное содействие и преодолеть возможные санкции.

Усиление работы по азиатскому направлению является одним из вариантов развития экономики в случае введения жестких санкций против РФ.

Западная экономическая блокада может заставить Россию сделать ряд решительных шагов для построения более тесных взаимоотношений с восточными государствами. В перспективе Восток может стать ключевым рынком сбыта для российского экспорта, а кроме того источником инвестиций и технологий.

Очень важным является обсуждение проблем и перспектив приграничного сотрудничества, социально-демографической и миграционной политики в восточной части России, перспектив развития транспортных систем Дальнего Востока, взаимодействия в экологической сфере.

В общем, можно констатировать, что в Дальневосточном федеральном округе сложилась устойчивая система взаимодействия органов власти всех уровней в сфере международной и внешнеэкономической деятельности. Созданы условия для повышения отдачи от международной и внешнеэкономической деятельности субъектов федерации округа.