Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 342
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
Экономическая модель, сложившаяся в современной России, характеризуется в настоящее время двумя процессами:
-
рецессией, вызванной кризисными явлениями в мировой экономике, вступлением России в ВТО и санкционной политикой стран Запада; -
настоятельной необходимостью структурных преобразований российской экономики, прежде всего, переориентацией на импортозамещение, внедрение инновационных и наукоемких технологий, уходом от модели сырьевой экономики.
Рассмотрим данные утверждения подробнее.
Современная ситуация в российской экономике характеризуется четкой рецессией, что связано:
-
с замедлением роста ВВП (с 4,8% в 2012 г. до 0,4 на начало 2015 г.) [91]; -
ростом просроченной задолженности по заработной плате (на 10,3% в 2013 г. по сравнению с 2011 г.); -
увеличением безработицы, -
падение прибыли компаний (более чем на 20%) и т.д.
При этом уровень монетизации экономики сохраняется ниже 50% ВВП, насыщение кредитами – примерно 35% ВВП.
Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение правительства от 27 января 2015 года № 98-р) [8]. Документ призван сбалансировать экономику и общество в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
Ключевые направления антикризисных действий правительства, заявляемые планом на ближайшие месяцы, обширны:
-
поддержка импортозамещения и экспорта; -
содействие развитию малого и среднего предпринимательства; -
создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики; -
компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан; -
снижение напряженности на рынке труда; -
оптимизация бюджетных расходов; -
повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций. Об этих направлениях говорится в «Общих положениях» документа.
Отметим, что положения данного документа практически не предполагают привлечение кредитных ресурсов для реализации антикризисных действий правительства. По предварительным подсчетам, на реализацию плана потребуется 2332,2 млрд руб. Отметим, что данная цифра достаточно условна. Во-первых, 1 трлн рублей, заложенный на докапитализацию системно значимых кредитных организаций, уже выделен из бюджета 2014 года. Во-вторых, по большинству мер, где стоимость указана, её значение будет пересматриваться; а по некоторым мерам, требующим финансирования, объём средств пока не обозначен вовсе. В-третьих, утверждённый 27 января план не определяет источников финансирования: предполагается, что это будет федеральный бюджет, Фонд национального благосостояния, облигации федерального займа, госгарантии. Финальные финансовые параметры плана министерству финансов совместно с правительством и законодательной властью ещё предстоит определить.
Как видно из вышеприведённого документа, первоочередными (и самыми затратными статьями) мерами по решению экономических проблем стали докапитализация банков и социальная сфера.
Третье место в списке первоочередных занимают механизмы, обеспечивающие структурные преобразования. Как отмечают исследователи, в России сложились очевидные структурные перекосы, определяющие ее развитие в новейшее время:
-
структурная вилка по линии «процент – рентабельность – риск», когда секторы с наименьшей отдачей характеризуются высоким риском (реальный сектор), а секторы с наибольшей отдачей – меньшим относительно первых секторов риском, при этом относительно высокий процент запирает кредит в одни секторы и открывает его для секторов с наибольшей рентабельностью; -
валютно-процентный рычаг, сформировавшийся благодаря разнице процента в России и западных странах, который наравне с чистым экспортом обеспечивает повышенный отток капитала из страны и порочный круг структурной деградации, когда неэффективная структура экономики не позволяет создавать необходимую товарную массу для внутреннего потребления и внешних рынков, что обеспечивает низкую доходность, деградацию производственного аппарата и закрепляет отсталую в технологическом и институциональном отношении структуру [60].
Отметим интересную деталь, что объем финансирования направлений структурных изменений в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году не указан даже приблизительно (в соответствующих графах стоят прочерки). Однако можно предположить, что формирование новой структуры экономики и инновационной политики страны должны происходить в рамках совместных решений представителей государства и бизнес-групп. Причем участие государства происходит как через прямое финансирование из бюджетов разных уровней, так и через банковскую систему путем кредитования реформируемых секторов экономики.
Россия переживает экономический спад, при этом, по оценкам, темпы роста реального ВВП замедлились до 1,3% по сравнению с 3,4% в 2012 году. Недостаточное внимание к проведению полномасштабных комплексных структурных реформ привело к ослаблению предпринимательского и потребительского доверия.
Для более глубокой оценки процессов регионального развития следует определить предпосылки и факторы развития внешнеэкономического комплекса региона. Уровень ВЭК региона обусловлен взаимодействием ряда компонентов: природно-экологического, политического, общественного, экономического и социального характера. Взаимодействие компонентов развития внешнеэкономического комплекса региона предполагает целостное и равновесное состояние региона в соответствии с заданными критериями: сбалансированность материальных, трудовых и финансовых показателей, выполнение обязательств перед государством, населением, способность осуществлять расширенное воспроизводство и длительную жизнедеятельность с учётом динамики внешней среды [21].
Предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт чего-либо. Выделяют следующие предпосылки развития внешнеэкономического комплекса региона:
-
воздействие глобализации и НТП; -
относительная территориальная близость объединяющихся регионов; -
возможность преодоления ограниченности собственных ресурсов, вызванной административно-территориальным делением, институциональными, историческими, природно-географическими или иными условиями за счёт обмена и кооперационных связей с близлежащими регионами; -
наличие устойчивых организационно-экономических связей с соседними образованиями в форме миграционных потоков труда и капитала; -
возможность адаптации институциональных сред [72, c. 115].
На настоящий момент, развитию внешнеэкономического комплекса, как страны, так и региона способствуют существенные технологические, маркетинговые, инновационные изменения в отраслях экономики.
Внешнеэкономическая деятельность в различных регионах РФ имеет свои специфические черты, которые в той или иной степени влияют на экономику регионов и развитие национальной экономики.
Позиционирование региона на международных рынках базируется на использовании ресурсного потенциала ВЭК региона, включающего:
-
природные ресурсы; -
потоки грузов относительно внешнеторговых путей и транзита; -
услуги и инвестиционно-финансовую привлекательность; -
трудовую миграцию; -
управленческую и институциональную инфраструктуру ВЭД [30, c. 26].
Приграничное положение является дополнительным конкурентным преимуществом региона, так как обеспечивает отрыв приграничного региона от своих конкурентов на локальном рынке с помощью дополнительных рыночных барьеров (барьеров входа, включая инвестиционные, лицензионные, ноу-хау).
Формально основные звенья внешнеэкономического комплекса региона лишены какой-либо отраслевой специфики. Внешняя торговля остается таковой независимо от того, какие конкретно товары поставляются на внешние рынки.
Тем не менее, данная специфика заключена в товарной структуре регионального экспорта, и вместе с динамикой последней в каждом конкретном случае не может не сказываться на формировании ВЭК, мало того, она определяет его возможные направления. Поэтому товарная структура экспорта и ее динамика выступают в качестве фактора, влияющего на процесс формирования внешнеэкономического комплекса региона [39].
Уровень устойчивого развития внешнеэкономических комплексов представляет собой результат сочетания факторов внешней и внутренней среды региона, положительно или отрицательно влияющих на его хозяйственную деятельность и определяющих, например, его конкурентоспособность.
Вообще, фактор - это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе или явлении.
В научной литературе существует несколько подходов к определению факторов, влияющих на ВЭК региона. Условно их можно разделить на пять групп (таблица 1).
Таблица 1 - Факторы, влияющие на ВЭК региона
Группы факторов | Факторы |
Экономические |
|
Социальные |
|
Институциональные |
|
Инновационные |
|
Глобализационные |
|
М.О. Подпругин подразделяет основные факторы устойчивого развития региона на семь блоков (рис. 6). На наш взгляд, данные факторы оказывают существенное прямое или косвенное влияние и на развитие внешнеэкономического комплекса региона.
Рисунок 6 - Основные факторы устойчивого развития региона [53, c. 217]
В.В. Цыганов, Е.Ю. Трунова выделяют внешние и внутренние факторы (рис. 7):
Рисунок 7 - Факторы развития ВЭК региона [69, c. 75]
Таким образом, организация любого комплексного образования в сфере экономики опирается на элемент, который имеет значение его «ядра» или системообразующего элемента. Вокруг него формируются отношения, входящие в интегрированную структуру. Другие ее составляющие дополняют деятельность данного элемента.
Для успешного преобладания на мировом рынке любому региону необходимо найти свою нишу, отражающую особенности внешнеэкономического развития того или иного региона.
Внешнеэкономический комплекс объединяет не отдельные отрасли экономики, а ее секторы. Они базируются на основных формах внешнеэкономической деятельности:
-
внешней торговле; -
международном производственном сотрудничестве; -
международном инвестиционном сотрудничестве; -
валютных операциях; -
финансово-кредитных операциях.
Связи между формами ВЭД имеют рыночный характер и составляют ее содержательную характеристику.
ВЭК региона выполняет важную социальную функцию, обеспечивая сотни тысяч рабочих мест на предприятиях-экспортерах и импортерах, в компаниях контроля, содействия и обеспечения ВЭД.
Как категория управления и функционирования международного сектора региональной экономики ВЭК региона формируется под влиянием региональной политики. Политика ВЭД отражает специфику роли региона России в мировом разделении труда, а также тактическую значимость субъекта Российской Федерации в обеспечении деятельности ВЭК страны.
Анализ внешнеэкономического комплекса представляет собой новый, более конкретный уровень исследования ВЭД региона. Он характеризуется в большей мере структурным подходом, в отличие от процессуального