Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, который преобладает при рассмотрении содержания ВЭД и ее отдельных форм, поскольку на этом уровне внешнеэкономическая деятельность рассматривается с точки зрения того, как она организована, новую определенность получают и ее формы. Они становятся секторами (звеньями) внешнеэкономического комплекса, т.е. его составными частями, соответствующим образом организованными.

Проведение анализа внешнеэкономического комплекса региона предполагает использование определенных методик оценки эффективности и / или результативности внешнеэкономической деятельности региона. Отметим, что общепризнанных и широко распространенных методик в экономической литературе пока не разработано. В этой связи для последующей оценки внешнеэкономического комплекса выбранного региона нами выбрана методика, предложенная Е.Д. Обориной [50]. Алгоритм проведения оценки представлен на рисунке 8. Расчет показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона представлен в таблицах Приложения Б.



Рисунок 8 - Алгоритм оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона
На наш взгляд, данная методика является наиболее универсальной и простой в применении из всех, разработанных на сегодняшний день.

Поскольку внешнеэкономический комплекс представляет собой сложное образование, факторы, оказывающие влияние на его формирование, лежат не только на стороне центрального звена, внешней торговли, но и других звеньев, в частности, финансово-кредитных и валютных операций, которые, как известно, производятся банками. Поэтому от уровня развития банковской сферы в регионе зависит рассматриваемый процесс. Причем здесь имеется в виду не только и не столько ее общее состояние, сколько уровень развития тех направлений банковской деятельности, которое имеет непосредственное отношение к обслуживанию экспорта и импорта, международной производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества. Из таких направлений можно выделить два основных: международные расчеты и кредитование. По их масштабам и качеству, по тому, в какой мере зависит от них внешняя торговля региона, как они влияют на усиление конкурентных преимуществ предприятий, выпускающих экспортную продукцию, можно судить о главном: насколько тесно связаны между собой отдельные формы ВЭД, т.е. в какой степени они осуществляются как звенья внешнеэкономического комплекса региона.



2 Анализ внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока


2.1 Управление внешнеэкономическим комплексом Дальнего Востока, общая характеристика субъектов внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока



Дальневосточный федеральный округ является уникальным территориальным образованием в составе Российской Федерации. Как уже отмечалось во введении, уникальность его заключается как в экономико-географическом положении региона, так и в его социально-экономическом развитии. Все это в соответствии с внешнеторговой политикой, проводимой Российской Федерацией, обусловило необходимость ведения активной внешнеэкономической деятельности ДВФО.

В данном параграфе будет дана общая характеристика структуры внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока в соответствии со структурой, представленной на рисунке 1.

Система органов управления внешнеэкономической деятельностью.

Структура внешнеэкономического потенциала региона, в зависимости от функционального назначения включает структурные компоненты социально-экономической системы, которые можно условно разделить на три группы:

1. Элементы, обеспечивающие эффективное функционирование внешней торговли региона (инфраструктурные институты);

2. Элементы, обеспечивающие расширенное региональное воспроизводство (развитие промышленности, ресурсная база);

3. Элементы, обеспечивающие решение проблем внешнеэкономической сферы.

Количественная и качественная характеристика структурных составляющих ВЭК региона позволяет:

  • проанализировать уровень развития региональной экономики;

  • выявить диспропорции между отдельными элементами потенциала;

  • выделить приоритетные направления региональной политики в области внешнеэкономического развития.

К институциональному управлению ВЭК Дальневосточного федерального округа можно, прежде всего, отнести институт полномочного представителя Президента РФ, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) и координационные и совещательные органы в лице Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» (рис. 9).



Рисунок 9 – Институциональная организация управления ВЭК Дальнего Востока
Рассмотрим выделенные институты подробнее.

В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждённым Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (далее - Положение о полномочном представителе) [3], институт полномочных представителей Президента РФ в регионах России преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Цели такого преобразования - обеспечение исполнения главой государства своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.


В сфере управления ВЭК региона полномочия полпреда Президента Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу распространяются на:

  • разработку программ социально-экономического развития (в сфере ВЭД);

  • контроль исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

  • координацию работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области внешнеэкономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также разработки и реализации государственных инвестиционных проектов и повышения инвестиционной привлекательности субъектов ДВФО.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие) было учреждено в 2012 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» [6].

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции в области развития ВЭД на территории Дальневосточного федерального округа:

  • координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (например, Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная Правительством Российской Федерации в 2014 г. [7]);

  • управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации);

  • контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации [86].

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (далее - Ассоциация) относится к числу первых межрегиональных объединений в России. Она была создана в августе 1990 года. Поначалу - как совещательный орган руководителей дальневосточных территорий [85].


Высшим руководящим органом Ассоциации является Совет, в состав которого входят руководители органов законодательной и исполнительной государственной власти регионов, генеральный директор Ассоциации. Совет рассматривает ключевые вопросы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Выбирает из своего состава председателя и заместителя председателя Совета, утверждает генерального директора исполнительного органа Ассоциации - Дирекции, обеспечивающей деятельность Ассоциации между заседаниями Совета.

Основное рабочее звено Ассоциации - профильные координационные советы. В настоящее время действуют координационные советы по:

  • экономическим вопросам;

  • внешнеэкономической деятельности;

  • промышленности, науке и инновационным технологиям;

  • транспорту и транспортной инфраструктуре;

  • агропромышленному комплексу;

  • социальной политике; туризму;

  • Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур.

Ассоциация взаимодействует с Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, с Аппаратом полномочного представителя Президента России в ДФО, с международными организациями и зарубежными представительствами. Участвует в организации международных и межрегиональных форумов, конференций, семинаров и выставок.

На уровне местных органов власти Дирекция Ассоциации является координатором деятельности следующих органов:

  • Российско-Американского Тихоокеанского партнерства;

  • Российско-Китайского Координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству;

  • Постоянной смешанной комиссии «Дальний Восток России-Хоккайдо»;

  • Российско-Японской инициативной рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству.

Отметим, что Ассоциацией была разработана Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (далее – Стратегия-2025) и План ее реализации, программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2018 гг. и на период до 2025 года».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р Стратегия-2025 была утверждена [9]. Проект Плана реализации Стратегии-2025 неоднократно прорабатывался на заседаниях Совета Ассоциации, совместных совещаниях Координационного совета по экономическим вопросам Ассоциации и аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе с участием представителей Министерства регионального развития и Министерства экономического развития Российской Федерации.