Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- высокая капиталоемкость, социальная и геополитическая значимость проектов;

- рациональное размещение мест переработки газа и его потребления, включая внешние рынки;

- необходимость создания единой транспортно-логистической инфраструктуры.

Руководство страны принимает решительные шаги по созданию условий ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока. Такие государственные решения обеспечивают стратегические приоритеты России в АТР, реализацию конкурентного потенциала Дальнего Востока в проектах интеграции макрорегиона и участие в международном разделении труда [73].

В настоящее время для администраций всех субъектов Дальневосточного федерального округа стало приоритетной задачей активное привлечение иностранного капитала для дальнейшего устойчивого развития экономики регионов.

Безусловно, лидирующую позицию по притоку прямых иностранных инвестиций среди субъектов ДФО и России в целом, занимает Сахалинская область, которая на фоне сложной сложившейся ситуации в российской экономике в настоящее время, демонстрирует уверенное развитие.

Сахалинская область является сырьевым регионом России, в экономике которой, ведущую роль играет промышленность, а основная доля прямых иностранных инвестиций за последние годы, в связи с реализацией шельфовых проектов, приходится на нефтегазовую отрасль.

Конкурентные преимущества Сахалинской области – это, прежде всего, экономико-географическое расположение в АТР: контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР (Южная Корея, Тайвань и др.).

С 1 января 2014 года главным инструментом реализации Стратегии является утвержденные государственные программы Сахалинской области на 2014 – 2020 годы.

Одним из важнейших условий устойчивого развития экономики Сахалинской области является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, способствующей росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики.

Одним из главных условий реализации Стратегии развития Сахалинской области, необходимым для решения актуальных социальных, экономических и политических проблем области, является наличие благоприятного инвестиционного климата, зависящего от объективных возможностей (инвестиционного потенциала) и конкретных условий деятельности (инвестиционного риска).


Инвестиционная деятельность напрямую влияет на развитие экономики области. Вложение инвестиций в основной капитал – это увеличение производственных мощностей, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, строительство новых объектов жилищно-гражданского назначения [84].

Основным фактором области определяющий высокое экономическое развитие является развитие нефтегазовой отрасли и активное инвестирование в данный сектор создало отраслевой перекос, что формирует в условия для развития монопрофильности региональной экономики.

Объективно оценивая возможность возникновения угроз формирования монопрофильной экономики, Правительство Сахалинской области на протяжении последних лет ведет активную работу по выравниванию отраслевого развития, поддержке отдельных секторов экономики и обеспечению социальной защищенности населения, проводит открытую инвестиционную политику, постоянно совершенствует инвестиционное законодательство [87].

Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Сахалинской области, являются ее экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики.

Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, – еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Сахалинской области.

В целом Сахалинская область, обладая значительными разведанными запасами углеводородов, углей и других полезных ископаемых, водно-биологическими ресурсами, высоким культурным и научным потенциалом, политической, межнациональной и межконфессиональной стабильностью, даже будучи регионом дефицитным по электроэнергетике, имеющим недостаточно развитую, изолированную от общероссийской транспортную инфраструктуру, относится к числу инвестиционно привлекательных регионов [84].

Власти проводят работы по внедрению программ и поиску решений для улучшения инвестиционного климата Дальнего Востока. Так как объемы иностранных инвестиций неравномерно распределены среди субъектов ДФО из-за неблагоприятных факторов региона, социально-экономическое развитие Дальнего Востока является приоритетным для Правительства России. В последние годы среди субъектов ДФО за счет привлечения значительных объемов иностранных инвестиций выделяется и Приморский край, руководство которого активно работает в плане улучшения инвестиционного климата и устранения административных барьеров, с целью формирования привлекательных условий для иностранных инвесторов.



Одним из ключевых факторов повышения интереса иностранных инвесторов к Приморскому краю стал деловой саммит Форума «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество» (далее – АТЭС) в сентябре 2012 года во Владивостоке. Кроме внешнеполитического значения он обеспечил повышение инвестиционной привлекательности Приморского края и, в том числе создание современной деловой инфраструктуры для проведения международных мероприятий на самом высоком уровне, отвечающем мировым стандартам.

Приморский край для инвесторов готов предложить эксклюзивные условия. Приоритетом деятельности органов власти Приморского края является создание не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата, обеспечивающего инвестиционный прорыв и формирование «административного офшора» [87].

Администрация Приморского края в целях создания благоприятного инвестиционного климата на территории края, обеспечения государственного участия в инвестиционных процессах, а также всесторонней поддержки иностранных инвесторов, создало ряд органов отвечающих за повышение эффективности инвестиционной политики:

  • инвестиционное агентство Приморского края;

  • ОАО «Корпорация развития Приморского края»;

  • Совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края;

  • Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край и другие.

Приморский край обладает конкурентными преимуществами по отношению к другим регионам России. Во-первых, географическая близость к экономическим центрам АТР. Во-вторых, современная инфраструктура, созданная в рамках подготовки к саммиту АТЭС [79]. Также в Приморском крае ведется работа по созданию и развитию особых экономических зон: туристско-рекреационного типа «Остров Русский», портового и промышленно-производственного типа под производство автомобильного завода «Соллерс - Дальний Восток».

Наряду с плюсами в Приморском крае существует ряд барьеров для иностранных инвесторов, устранение которых является стратегической задачей для администрации в целенаправленной политике по привлечению инвестиций в край.

В ДФО присутствуют субъекты со схожими инвестиционными преимуществами, претендующие на капитал инвесторов, что усиливает работу властей Приморья в направлении развития экономики и реализации стратегии развития региона.


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года определены приоритеты развития Приморского края:

  • транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья.

  • развитие транспортно-логистического комплекса.

  • формируется система особых экономических зон с бондовыми складами в районе морского портов.

Одним из важных направлений развития Приморского края является сфера туризма, которая призвана обеспечить ребрендинг территории на международном уровне.

В перспективе на роль инвестиционного флагмана претендует Приморский край. Во-первых, Приморье уже составляет конкуренцию Сахалинской и Амурской областям по объему прямых иностранных инвестиций. Во-вторых, в регионе намечается ряд многообещающих проектов, которые могут заинтересовать зарубежный капитал.

Также зарубежные инвесторы проявляют интерес к проекту создания сервисного центра на базе международного аэропорта Владивостока для обслуживания воздушных судов стран АТР.

Нельзя не отметить успехи Приморского края, которому удалось привлечь иностранных инвесторов благодаря сочетанию выгодного географического положения и грамотной политики региональных властей, направленной на прорывное развитие инфраструктуры и создание работающих институтов. Можно надеяться на то, что в случае продолжения работы по этим направлениям в Приморском крае и соседних регионах, на Дальнем Востоке может возникнуть еще один «центр притяжения» для прямых иностранных инвестиций [87].

Интерес иностранных инвесторов на определенных регионах Дальнего Востока определяется не только богатыми перспективными месторождениями, но важной составляющей инвестиционного климата является географическое положение и инфраструктура. Поэтому Хабаровский край имеет все возможности стать районом интенсивного экономического роста и, учитывая значительный инвестиционный потенциал, правительство края в условиях жесткой конкуренции усиленно работает на привлечение иностранных инвестиций.

Экономика края представляет собой многоотраслевой промышленно-сервисный комплекс, базирующийся на использовании конкурентных преимуществ региона: богатых и разнообразных природных ресурсов, выгодного экономико-географического положения, высокого образовательного уровня населения. Ведущими секторами региональной экономики являются промышленность, транспорт и связь, торговля.

Экономический потенциал края размещается очень неоднородно. Подавляющая часть экономической активности сосредоточена вдоль русла реки Амур, остальная часть экономической жизни края распределена по
разряженной сети очагов хозяйственной деятельности, расположенных во внутренних горных районах края и вдоль побережья Охотского моря и Татарского пролива.

С точки зрения перспективного развития края выделяются четыре экономических района различной специализации: Хабаровская агломерация, промышленная зона «Комсомольск – Амурск – Солнечный», Верхнебуреинский энергопромышленный узел и Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел [80].

Дальний Восток является самым большим по площади федеральным округом России, который обладает огромным потенциалом для развития внешнеэкономических связей. Однако инвестиционный потенциал регионов ДФО не используется в полном объеме из-за неблагоприятных географических факторов округа, что являются основным влияющим препятствием для прихода иностранного инвестора в регион.

Основные проблемы Дальнего Востока связаны с тем, что реализация инвестиционных проектов по освоению крупных месторождений полезных ископаемых, происходит на труднодоступных и высокорискованных территориях с суровыми климатическими условиями и с совершенно неразвитой инфраструктурой, что оборачивается необходимостью дополнительных расходов со стороны иностранных инвесторов.

Самыми труднодоступными в транспортном отношении субъектами ДФО, являются северные регионы Дальнего Востока России: Республика Саха (Якутия) (далее – Якутия) и Чукотский автономный округ (далее – Чукотский АО). Практически вся территория Якутии и Чукотского АО находится в зоне вечной мерзлоты. Но, несмотря суровые природно-климатические и экстремально дискомфортные для проживания условия, высокую удаленность, низкую плотность транспортно-коммуникационной инфраструктуры и низкую социально-экономический потенциал, эти регионы обладают значительным инвестиционным потенциалом в виде огромного запаса всех видов общих природных ресурсов, позволяющих рассчитывать на высокий спрос со стороны иностранных инвесторов.

Так как присутствуют факторы удорожания инвестиционной и хозяйственной деятельности, полностью инвестиционный потенциал регионов остается пока нереализованным, но власти регионов целенаправленно работают над созданием инвестиционной инфраструктуры.

Главной движущей силой быстро развивающейся экономики Якутии являются инвестиции. Сегодня до трети валового регионального продукта республики составляют именно они. Однако для сохранения набранных темпов требуются дополнительные инвестиционные ресурсы. Якутия чрезвычайно богата природными ресурсами, разработка которых сулит солидную прибыль любому инвестору. Даже несмотря на суровые природно-климатические условия и инфраструктурные сложности [83].