Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
Обобщая двадцатилетний опыт развития государственного управления ВЭД в субъектах РФ, исследователи выделяют два направления административных усилий в этой сфере: законодательные условия и инициативные меры (рис. 3).
Рисунок 3 - Механизмы управления ВЭД региона: законодательная и инициативная составляющие [29, c. 26]
Законодательные условия – возможности и условия проведения мероприятий, акций, программных действий и т.д. в сфере ВЭД, предоставленные федеральным центром регионам в рамках законодательства, обеспеченные методической, организационной, финансовой поддержкой центра, включая: официальные дипломатические и деловые бизнес-контакты; формирование благоприятного имиджа России и регионов за рубежом; привлечение инвестиций; торговые, культурные и научно-образовательные связи.
Инициативные же условия и меры предполагают административную и финансовую ответственность регионов (финансирование из бюджета региона) за инициирование и выполнение мероприятий. По характеру, объему бюджетного финансирования, качеству подготовки и степени эффективности инициативных мер в сфере ВЭД региона возможно оценить использование руководителями преимуществ международного разделения труда, нацеленность на расширение интенсивности его участия в мирохозяйственных процессах, а в целом - внешнеэкономические и инвестиционные перспективы субъекта РФ [29, c. 26].
В научной литературе сформулированы принципы управления развитием региона в соответствующем внешнеэкономическом и инновационном пространстве для обеспечения его эффективности. Например, к ним относятся:
-
принцип инновационности управления ВЭД - означает разработку и внедрение организационно-управленческих новшеств (новых моделей и методов регионального управления), которые будут соответствовать изменяющимся целям и задачам регионального развития в новых экономических условиях. Причем особенно важным принцип инновационности управления ВЭД становится с учетом того, что основополагающей целью в условиях становления экономики знаний становится стратегическая цель - поддержка и стимулирование экспорта наукоемких товаров, технологий и услуг; -
принцип инновационности регионального развития - означает признание ведущей роли инноваций как основной движущей силы регионального развития ВЭД. Знания, наукоемкие товары, технологии, услуги, а также обусловленные их практической реализацией производственные, организационно-экономические, финансовые и другие инновации, становясь предметом экспорта, обеспечивают качественные трансформации в социально-экономической системе региона в целом. -
принцип единого информационно-инновационного пространства региона, в котором свободно могли бы циркулировать информационные потоки, и обеспечивалась бы эффективность функционирования единой цепочки инновационного цикла «идея - фундаментальные исследования - прикладные разработки - конструктивная доработка новаций - маркетинг внешнего рынка - рыночное планирование - опытное производство - рыночные испытания - коммерческое производство - инновационное потребление - экспорт» [59, c. 14].
По мнению Н.Н. Евченко, ВЭК региона объединяет:
1) объекты управления - системы, находящиеся в фокусе государственной и региональной внешнеэкономической политики:
-
предприятия-экспортеры; -
предприятия с иностранными инвестициями; -
трудовые мигранты;
2) субъекты управления – секторы комплексной системы управления ВЭК государства и региона: организационно-управленческий, таможенный, валютно-финансовый, транспортно-логистический, консультационный, обучающий и т.д., обслуживающие международный бизнес субъектов ВЭК и функционирующие под руководством и во взаимосвязи с федеральным уровнем управления (рис. 4).
Рисунок 4 - Общая схема состава и структуры регионального внешнеэкономического комплекса: субъекты (объекты управления) и системы управления [29, c. 31]
ВЭК региона функционирует под влиянием положений региональной политики ВЭД, которая находится в рамках государственной политики, но отражает специфику и роль региона РФ в мировом разделении труда, а также стратегическую и тактическую значимость субъекта РФ в обеспечении ВЭД и функционировании ВЭК России. Позиционирование региона на мировых глобальных рынках формирует внешнеторговую товарную и нетоварную (инвестиционную) специализацию региона, эффективность реализации потенциала которой в виде доходов от внешнеэкономической деятельности субъектов ВЭК региона может усиливаться либо тормозиться посредством использования инструментов и механизмов государственного и регионального управления ВЭД, включая взаимодействие подсистем ВЭК региона.
В последние 10-15 лет в отечественной науке активно разрабатывается кластерный подход к управлению вообще и управлению ВЭК региона в частности.
Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера [45].
Кластеры представляют собой географическую концентрацию на определенной территории совокупности взаимосвязанных между собой компаний и институтов, обеспечивающих конкурентоспособность регионального кластера [65, c. 53].
Координация деятельности кластеров в сфере инновационного развития регионов дополняется технологическими платформами, сформированными в целях эффективного взаимодействия научно-технического сектора и бизнеса. Кластерный подход, нацеленный также на повышение конкурентоспособности региона как внутри страны, так и за ее пределами, является одним из приоритетных методов реализации экономической политики в регионах РФ. Отличительной чертой технологических платформ от кластеров является реализация механизма формирования и функционирования ТП на федеральном уровне, а кластерных моделей – на региональном, что способствовало взаимодействию многих кластеров и профильных технологических платформ, близких по технологической направленности.
Необходимым условием развития кластерных структур является наличие региональной стратегии, реализация которой способствует приобретению и внедрению критических технологий, новейшего оборудования; получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям; получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.
Субъектом управления внешнеэкономической деятельности являются органы исполнительной власти, которые отвечают за создание благоприятных условий для прорывного развития ВЭД региона. В качестве объекта ВЭД выступают отдельные отрасли и инфраструктурные элементы внешнеторговой деятельности региона, а также предприятия, входящие в кластер, образующие сетевую модель и производящие продукцию для внешних рынков, совместные предприятия, зарубежные инвесторы, экспортно-импортные операции, экономические ресурсы региона, инновационный и инвестиционный потенциал региона, инфраструктурные объекты.
Основой формирования торгово-экономических отношений и создания благоприятного инвестиционного климата является развитие внешнеэкономического комплекса и разработка собственной внешнеэкономической политики и стратегии региона. Следует отметить, что Стратегия ВЭД и Программа ВЭД, программы по развитию международных отношений, стратегии и программы социально-экономического развития регионов, разработанные на федеральном уровне, основываются на ресурсном и производственном потенциале регионов РФ.
Одной из стратегических задач является выявление приоритетных форм ВЭД на территории конкретного региона, разработка комплексных и отраслевых программ развития по каждой форме ВЭД, дорожные карты с мероприятиями по реализации намеченных задач, с указанием исполнителей, источников финансирования, прогнозируемых результатов.
Проводимый анализ внешнеэкономического потенциала региона должен содержать оценку уровня социально-экономического развития территории, специализацию данного субъекта в производстве, анализ инновационного и инвестиционного потенциала. Следует также указать государственные программы (федеральные и региональные) по стимулированию развития инноваций, внешнеэкономической деятельности и кластеров.
В систему управления ВЭК региона исследователи включают и механизмы государственного регулирования (рис. 5). При этом под государственным макрорегулированием понимается система взаимосвязанных регулирующих воздействий государственных органов и структур разного уровня иерархии на субъектов внешнеэкономического комплекса [27, c. 12].
Данный механизм призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро-, мезо- и микроуровнях регулирования.
В последние десятилетия во внешнеэкономическую деятельность активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Во многих регионах были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ - министерства внешнеэкономических связей [33, c. 54].
Рисунок 5 - Механизм государственного макроэкономического регулирования внешнеэкономического комплекса региона
Регулирующее воздействие органов власти региона (субъекта регулирования) на внешнеэкономический комплекс объективно подразделяется на оперативное и стратегическое [54, c. 48].
Оперативное регулирование связано с позиционной конкурентоспособностью комплекса, с реализацией возможностей сложившихся конкурентных позиций его предприятий и структур на внешних рынках, прежде всего – с реализацией естественных конкурентных преимуществ. Практически его результаты проявляются в показателях увеличения внешнеторгового оборота региона, прироста внешних инвестиций, роста валового регионального продукта.
Оперативное регулирование по своему содержанию должно быть, прежде всего, координационно-аналитическим, т. е. оперативно согласующим текущую внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность предприятий и структур в регионе. Поэтому данный аспект регулирования должен выступать как производный, вторичный от стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона.
Стратегическое регулирование ориентировано на выявление и развитие стратегических конкурентных способностей региона, на формирование его новых конкурентных преимуществ и превращение их в ключевые факторы конкурентного успеха. Практически его результаты отражаются в показателях структурной динамики внешнеторгового оборота региона, увеличении в экспорте доли продукции с высокой добавленной стоимостью [54, c. 46].
Исходя из представленной функциональной направленности, управление внешнеэкономическим комплексом со стороны региональных органов власти представляет собой систематическую и конструктивную деятельность, осуществляемую институтами государственной власти и управления, которая базируется на специфических факторах воздействия на проблемные процессы и явления, и основывается на общих принципах государственного управления, с целью согласования интересов субъектов хозяйствования, региона, государства и общества.
Таким образом, в настоящее время в России формирование системы организационно-управленческой базы ВЭК региона как институционального феномена находится на начальном этапе. Необходимы дальнейшие исследования ВЭК региона, особенностей его структуры, субъектов, идентификация институциональных особенностей и механизма взаимодействия субкомплексов ВЭК для различных уровней управления и субъектов хозяйствования субъектов Федерации РФ в целях укрепления и модернизации регионального уровня международного сотрудничества.