Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
Как видно из расчетов таблицы 8, значимость экспорта для экономики России в 2014 г. возросла на 3,8% по сравнению с 2014 г. Регионы Дальнего Востока в гораздо большей степени экспортозависимы, о чем свидетельствует повышение данного коэффициента в 2014 г. (на 1,6% по сравнению с предыдущим периодом). Такое положение дел свидетельствует об относительной самообеспеченности регионов ДФО.
Доля «чистого» экспорта в целом по России увеличилась на 4% по сравнению с 2013 г., в регионах ДФО – на 17,9% за тот же период. Однако, как показал анализ, проведенный во второй главе, товарную структуру экспорта (см. рис. 16) составляют вывоза сырья и непереработанной продукции добывающей промышленности в ситуации стагнации высокотехнологичного импорта. Это может свидетельствовать структурной деградации внешней торговли регионов ДФО.
Из приведенной выше статистики следует, что Россия является экспортноориентированной страной, причем в структуре экспорта преобладает экспорт природных ресурсов различной степени переработки (сырья и полуфабрикатов). Негативной закономерностью для России является чрезмерная зависимость от импорта товаров первой необходимости – продовольствия, лекарств и медикаментов, одежды и обуви. Значительная доля в российском импорте приходится на продукцию машиностроения и технологии.
Таким образом, настоящее положение России на мировом рынке, учитывая современные тенденции увеличения в структуре экспорта развитых стран наукоемкой продукции, явно не отвечает коренным национальным интересам страны. Внешняя торговля страны носит ярко выраженный сырьевой характер, свойственный развивающимся странам, причем эта специализация усиливается с каждым годом, что говорит об отрыве структуры и основных качественных параметров российского экспорта все в большей степени от современного направления развития мировой торговли.
Как отмечают исследователи, в дальнейшем развитие внешнеэкономического сектора страны в целом будет осуществляться в принципиально новых условиях, поэтому внешние вызовы и внутренние ограничения требуют их учета при реализации намеченных планов правительства РФ в сфере экспортной политики и неизбежной корректировки этих планов [51, c. 29].
Дальний Восток в большей степени, чем какой-либо другой регион, отличается своей сырьевой направленностью во внешнеэкономической деятельности. В этой связи санкции оказали серьезное влияние на добывающий сектор экономики Дальнего Востока. Схематично направления этого влияния представлены на рисунке 27.
Рисунок 27 - Направленность влияния экономических санкций на развитие ВЭК Дальнего Востока
Рассмотрим влияние выделенных аспектов секторальных экономических санкций на примере внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока.
1. Финансовый аспект. Отсутствие доступа к дешевым зарубежным финансовым рынкам негативно повлияет на реализацию инвестиционных проектов в сфере поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов, производства нефтепродуктов, машин и оборудования и т.д.
Стратегия внешней политики напрямую зависит от степени притока иностранных инвестиций. Существенная доля инвестиций протекает через европейские оффшоры, как в Европу из России, так и наоборот. В случае уменьшения инвестиции со стороны США, в России возможны экономические потери в следующих отраслях:
-
производство кокса и нефтепродуктов (около 12 % инвестиций США); -
производство машин и оборудования (28,1 % инвестиций США) [76].
Необходимо отметить, что экспортноориентированная модель невозможна без привлечения прямых иностранных инвестиций. Российских производителей несырьевых товаров, как правило, никто не ждет на зарубежных рынках. Приход иностранных инвесторов с проектами глубокой переработки российских ресурсов откроет окно возможностей, в том числе и для российских инвесторов.
Помимо прямого эффекта, приход иностранных инвестиций создает стимулы для инвестиционной деятельности российских предприятий (в том же регионе).
Иностранные предприятия могут влиять на инновационную деятельность российских предприятий через несколько каналов:
-
усиление конкуренции заставляет отечественные предприятия использовать более продвинутые методы производства; -
отечественные предприятия могут копировать товары и услуги, которые производят иностранные предприятия, а также наблюдать методы работы иностранных предприятий и копировать их; -
отечественные предприятия становятся поставщиками товаров или услуг для иностранных предприятий и должны использовать новые технологии и методы управления, чтобы соответствовать требованиям и стандартам иностранных компаний; -
мобильность рабочей силы, т. е. переход уже обученных работников из иностранной компании в российскую, приводит к тому, что они переносят полученные знания и умения в отечественное производство.
Основной интерес иностранных инвесторов на Дальнем Востоке сосредоточен на добыче полезных ископаемых. По данным 2011 года, на эту отрасль приходится 85 % всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регион, 69 % из которых направлено в топливодобывающую отрасль, в основном на реализацию нефтегазовых проектов в Сахалинской области. Только 2 % всех инвестиций в ДВФО идет в обрабатывающее производство, а инвестиции в оптовую и розничную торговлю, составляющие десятую часть всех иностранных инвестиций в РФ, в ДВФО практически отсутствуют. ПИИ на Дальнем Востоке сосредоточены в сфере добычи полезных ископаемых.
Инвестиционный потенциал российского Дальнего Востока реализуется недостаточно. В 2013 году в экономику Дальнего Востока было вложено всего $2,4 млрд. прямых иностранных инвестиций и их доля в АТР при округлении равна 0%. Всего 2,5% ПИИ, пришедших в Российскую Федерацию, вложено на Дальнем Востоке [49]. Экономически безопасным может быть уровень иностранных инвестиций до 50% всех капиталовложений с учетом их страновой диверсификации. Таким образом, в абсолютном измерении среднегодовой объем привлекаемых иностранных инвестиций может достигнуть 15 млрд. долларов США.
Темпы роста Дальнего Востока ориентированы на развитие экспорта. Перспективы создания производств, нацеленных на вывоз продукции за рубеж, являются основной мотивирующей силой для привлечения инвесторов на территории опережающего социально-экономического развития.
Несмотря на политическую обстановку в отношениях с Западом все основные игроки АТР проявляют заинтересованность к инвестиционному сотрудничеству с Россией на Дальнем Востоке. Прежде всего, речь идет о ближайших соседях - Китай, Япония и Южная Корея. Также перспективно сотрудничество с Сингапуром, Индией, Австралией, Канадой. Кризис вокруг Украины оказал незначительное влияние на общую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, хотя Соединенными Штатами предпринимались значительные усилия для того, чтобы пристегнуть своих азиатских союзников к общей линии давления на Россию.
В свою очередь, деятельность Минвостокразвития и институтов международного сотрудничества со странами АТР (см. табл. 3), проведение различного рода саммитов, форумов, двусторонних встреч и конференций принесли свои плоды. Так, по в 2014 году на Дальнем Востоке отмечен значительный прирост иностранных инвестиций. Этот показатель один из самых высоких по стране, за первый квартал 2015 года он вырос на 10,4%. Об этом сообщил глава Минвостокразвития А. Галушка в рамках итоговой коллегии министерства в Москве [46].
Основными инвесторами стали японские, сингапурские и китайские компании. Например, японская компания JGC и сингапурско-китайская Baoli Bitumina приступили к строительству своих предприятий на территории Хабаровского края.
В 2014 г. был решен целый ряд важных задач:
-
созданы закон о территориях опережающего развития и механизм поддержки инвестиционных проектов; -
началось привлечение компаний-резидентов ТОСЭР.
Таким образом, финансовый аспект санкционной политики западных стран оказывает опосредованное влияние на внешнеэкономический комплекс Дальнего Востока. С одной стороны, создаются определенные трудности для работы банковского сектора на Дальнем Востоке, уменьшается доля европейских компаний в структуре ПИИ.
С другой, появляются новые возможности и создаются реальные механизмы по расширению географии ПИИ за счет стран Юго-Восточной Азии, прежде всего, входящих в АСЕАН. Каких-то ощутимых санкций в отношении России они не вводили, а в отношении Дальнего Востока демонстрируют устойчивый интерес. Бесспорные экономические лидеры региона – Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия – давние партнёры России, связи с которыми пусть и не настолько насыщены в торгово-экономическом и инвестиционном планах, однако имеют огромный потенциал развития. К слову, товарооборот ДВФО со странами АСЕАН в 2013 году составил порядка 600 млн. долл., из которых половина приходится на Вьетнам и Сингапур [24].
Отметим, что правительственные инициативы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, а также меры, предпринимаемые на уровне субъектов Федерации, всячески приветствуют участие иностранных партнёров.
2. Технологический аспект. Формально санкции в области ТЭК направлены на запрет передачи компонентов и технологий для высокотехнологичной добычи – на шельфовых проектах и для разработки трудноизвлекаемых запасов. Этот аспект чрезвычайно актуален для Дальнего Востока, поскольку под понятие «трудноизвлекаемые запасы» попадает разработка карбонатных отложений преображенского, усть-кутского, ербогаченского, осинского горизонтов Непско-Ботуобинского района, с которыми связаны основные приросты предварительно оцененных запасов в Дальневосточном регионе [75].
С другой стороны, западные санкции во многом ударили и по своим же компаниям. Так, в сентябре 2014 года российский гигант «Роснефть» и американская нефтяная компания ExxonMobil объявили об открытии гигантского нового месторождения в Карском море к северо-востоку от Мурманска. Это арктическое месторождение с площадью бурения размером с Москву, содержит около девяти миллиардов баррелей сырой нефти. По сегодняшним ценам она могла бы стоить 43 триллиона долларов, или 43
годовых дохода такой страны, как Австралия.
Соединенные Штаты Америки ввели запрет на экономическое сотрудничество с Россией, который вынудил компанию прервать свои партнерские отношения с «Роснефтью». ExxonMobil пришлось выйти из проекта после окончания наиболее сложных и трудоемких работ по его осуществлению [77].
Минвостокразвития России провело работу по инвентаризации инвестиционных проектов региона. По итогам этой работы были расставлены приоритеты в проектах с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Выбрано 32 инвестиционных проекта в различных секторах экономики, наиболее значимых для Дальневосточного региона.
Практика реализации проектов и процессов взаимодействия инициаторов проектов-инвесторов с органами государственной власти на федеральном и региональном уровне, с государственными инфраструктурными компаниями показывает, что на Дальнем Востоке есть целый ряд неурегулированных вопросов. В связи с этим необходима государственная поддержка, постоянная работа по мониторингу и сопровождению реализации таких проектов.
Одной из ключевых проблем реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке является отсутствие необходимых объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Эта проблема характерна для многих российских регионов. Но для Дальнего Востока она особенно актуальна в связи с масштабами территории, природно-климатическими условиями, существенно меньшей обеспеченностью объектами инфраструктуры по сравнению с остальной частью России.
При этом отсутствует прозрачный и доступный для инвесторов механизм решения проблемы обеспечения необходимой инфраструктурой.
Таким образом, данный фактор оказывает непосредственное влияние на развитие ВЭК региона. Невозможность передачи технологий способствует сворачиванию многих проектов по разработке месторождений, что, в конечном итоге, сказывается на объемах добычи полезных ископаемых и, соответственно, объемах экспорта. Ограничение доступа к некоторым ключевым технологиям в нефтедобыче и оборонной промышленности в перспективе ведет к технологическому отставанию в этих секторах [61].
3. Организационно-технологический аспект. Поскольку под санкции попали практически все основные российские нефтегазовые компании (ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть», ОАО «АК «Транснефть»), то международные корпорации не могут сотрудничать как собственно с компаниями, попавшими под санкции, так и в совместных проектах. В результате сворачивается деятельность практически всех зарубежных крупных нефтесервисных игроков на российском рынке, влияние которых на эту отрасль было доминирующим и определяющим. В результате освободившуюся нишу еще предстоит заполнить. Само по себе создание нового государственного монополиста – Росгеологии позволит сконцентрировать финансовые и технологические ресурсы, но, по сути, является явно недостаточным средством решения этого вопроса.