Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 677

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/

paideuo – обучаю, т.е. «подготовительное обучение»). Пропедевтика внутренних болезней делится на диагностику и частную патологию. Раздел диагностики делится, в свою очередь, на методологию исследования и семиотику, или симптоматологию.

Этика (от др.-греч. θος – этос, «нрав, обычай») – система норм нравственного поведения людей выполнения ими обязанностей по отношению к обществу, профессии, другим людям.

Деонтология (греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики, определяющий должное поведение медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Ятрогении – любые нежелательные или неблагоприятные последствия медицинского вмешательства, процедур, которые приводят к нарушению функций организма, ограничению повседневной деятельности.

Врачебная тайна – сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Назовите разделы истории болезни.

2. Что изучается в первом разделе истории болезни «Общие сведения»?

3. Как называется второй раздел истории болезни?

4. Что в переводе с греческого обозначает «анамнез»?

5. К какому методу исследования больного относится анамнез?

6. Назовите разделы анамнеза.

7. Как называется первый раздел анамнеза?

8. На какие две группы подразделяются жалобы больного?

9. Что означает детализация жалоб?

10. Как называется второй раздел анамнеза?

11. О чем расспрашивается больной при выяснении истории развития заболевания?

12. Чем заканчивается раздел «история развития заболевания»?

13. Что изучается в разделе «перенесенные заболевания»?

14. О чём необходимо расспросить больного при сборе «эпидемиологического анамнеза»?

15. Что выясняют в разделе «аллергологический анамнез»?

16. Что выясняют в разделе «семейный анамнез и наследственность»?
Тема 1.1.2. Самостоятельная работа студентов с больными: расспрос по схеме.

Разбор анамнеза с преподавателем

Цель занятия:

- самостоятельное проведение расспроса пациента,

- оформление фрагмента студенческой истории болезни после последовательного расспроса.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- этические (деонтологические) принципы общения с пациентами,


- методику расспроса пациента,

- методы детализации жалоб пациента,

- оформление раздела «анамнез» в виде фрагмента истории болезни;

По итогам занятия студент должен уметь самостоятельно:

- собрать анамнез, используя схему истории болезни,

- выделять жалобы главные и второстепенные,

- детализировать жалобы больного,

- написать фрагмент истории болезни.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Самостоятельная работа студентов с больными: расспрос по схеме.

3. Написание фрагмента истории болезни (анамнез).

4. Разбор анамнеза больного с преподавателем.

5. «Исходящий» тестовый контроль.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Перечислите составные части схемы истории болезни.

2. К какому методу исследования относится анамнез?

3. Какой ученый предложил анамнез как научный метод исследования?

4. Какой ученый довел анамнез до высоты искусства?

5. Назовите составные части анамнеза.

6. Назовите правила сбора анамнеза.

7. В чём отличие прямых и косвенных вопросов?

8. Какова последовательность изложения раздела анамнеза «История настоящего заболевания».

9. Каковы возможные причины отказа больного отвечать на вопросы студента (врача) в процессе сбора анамнеза?

10. О чем идет речь в разделе анамнеза «Вредные привычки (привычные интоксикации»?

11. Какое значение имеют сведения о профессиональной деятельности больного?

12. Каково значение внешнего вида студента при опросе пациента?

13. Следует ли привлекать родственников в процесс сбора анамнеза?

14. Что такое главные жалобы больного?

15. Что подразумевается под детализацией жалоб больного?

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Кто впервые ввел метод опроса в схему клинического исследования?

А. Ланг Г.Ф.

Б. Мудров М.Я.

В. Боткин С.П.

Г. Гиппократ

Д. Эйнтховен

2.Детализация жалоб – это:

А. Сопоставление жалоб больного с результатами инструментального обследования больного

Б. Сопоставление жалоб больного с данными лабораторного исследования больного

В. Подробная характеристика жалоб

Г. Обсуждаемый с больным круг вопросов в рамках информированного согласия больного

Д. Выявление главных и второстепенных жалоб



3.Выберите правильную последовательность проведения сбора анамнеза:

А. История настоящего заболевания, история жизни больного, семейный анамнез и наследственность, аллергологический анамнез, жалобы больного, перенесенные заболевания.

Б. История жизни больного, аллергологический анамнез, жалобы больного, перенесенные заболевания, история настоящего заболевания, семейный анамнез и наследственность

В. Жалобы больного, история настоящего заболевания, перенесенные заболевания, аллергологический анамнез, семейный анамнез и наследственность, история жизни больного

Г. Жалобы больного, семейный анамнез и наследственность, история жизни больного, аллергологический анамнез, история настоящего заболевания

Д. Семейный анамнез и наследственность, жалобы больного, история жизни больного, аллергологический анамнез, история настоящего заболевания

4.Какие выделяют факторы риска?

А. Ранние и поздние

Б. Групповые и индивидуальные

В. Модифицируемые и немодифицируемые

Г. Гендерные и возрастные

Д. Врожденные и приобретеннные

5. К основным жалобам относят жалобы, которые:

А. Выясняют после расспроса родственников больного

Б. Свойственны сопутствующему заболеванию

В. Наиболее типичны для данного заболевания

Г. Выясняют после ответа больного на дополнительные вопросы

Д. Возникли раньше других

6. На какие две важнейшие составляющие разделяются все методы обследования больного?

А. Практические и теоретические

Б. Субъективные и объективные

В. Субъективные и инструментальные

Г. Объективные и физикальные

Д. Лабораторые и инструментальные

7. Кому принадлежит высказывание «Правильно собранный анамнез – это половина диагноза»?

А. Мудрову М.Я.

Б. Галену

В. Захарьину Г.А.

Г. Боткину С.П.

Д. Гиппократу

8. В каком проценте случаев в терапевтических отделениях можно установить диагноз уже на этапе расспроса?

А. 80%

Б. 60%

В. 40%

Г. 20%

Д. 30%

9. К второстепенным жалобам относят жалобы, которые:

А. Выясняют после расспроса родственников больного

Б. Свойственны сопутствующему заболеванию

В. Наиболее типичные для данного заболевания

Г. Выясняют после ответа больного на дополнительные вопросы

Д. Возникли раньше других

10. Что не выясняют при расспросе истории жизни больного?


А. Бытовой анамнез

Б. Трудовой анамнез

В. Половой анамнез

Г. Аллергологический анамнез

Д. Вредные привычки

11. Каким образом необходимо вести беседу с больным?

А. Постоянно задавать вопросы

Б. Предложить больному изложить свои жалобы

В. Беседовать и одновременно проводить физикальное обследование больного

Г. Расспрашивать больного следует после проведения объективного обследования

Д. Расспрашивать больного следует после получения результатов инструментальных и лабораторных методов исследования

12. Кому принадлежит высказывание «Чем опытнее врач, тем больше он выносит из анамнеза»?

А. Хегглину

Б. Бальвини

В. Захарьину Г.А.

Г. Мудрову М.Я.

Д. Боткину С.П.

13. Каким образом необходимо завершать раздел «история настоящего заболевания»?

А. Описанием препаратов, которые больной принимал в амбулаторных условиях

Б. Описанием настоящего ухудшения состояния больного

В. Описанием последней госпитализации

Г. Описанием отношения больного к своему заболеванию

Д. Описанием вредных привычек

14. Какому ученому принадлежит высказывание « Кто хорошо расспрашивает, тот хорошо диагностирует»?

А.Бальвини

Б.Гиппократу

В Галену

Г.Г.А. Захарьину

Д.М.Я. Мудрову

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Б

В

В

В

В

Б

В

Б

Б

Г

А

А

Б

А


Практическое занятие № 2 (Модуль 1, тема 1.2)

Общий (наружный) осмотр больного

Цель занятия:

- изучение методики общего осмотра пациента,

- практическое освоение методики и техники проведения общего осмотра больного.

После изучения данной темы студент должен знать:

- порядок и последовательность общего осмотра,


- типы телосложения,

- типы температурных кривых,

- понятия о положении пациента (активном, пассивном, вынужденном),

- характерные для некоторых заболеваний особенности лица.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- методику общего осмотра пациента,

- правила проведения общего осмотра,

- описание данных осмотра в истории болезни.

По итогам занятия студент должен уметь:

- дать оценку общего состояния больного,

- оценить положение больного,