Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 580
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущий: Давайте вспомним азбуку. Я буду показывать букву алфавита и одновременно задавать вопрос. Вам нужно назвать профессию, начинающуюся с этой буквы.
А — человек, создающий условия для жизни растений, специалист сельского хозяйства (агроном).
Б — делец, коммерсант, предприниматель (бизнесмен).
В — врач, следящий за здоровьем рыб, птиц, животных (ветеринар).
Г — Человек, поднимающий тяжелые грузы на предприятиях (грузчик).
К — повар на корабле (кок).
М —человек, окрашивающий стены помещений (маляр).
Н — специалист, который дает различным музыкальным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик).
П — человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).
Р — человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).
Описание с помощью мимики и жестов (без слов) какой-либо профессии (специальности). Показывая какой-либо вид деятельности, дети выбирают главное в той профессии и пытаются показать так, чтобы команда соперников отгадала профессию. В этом случае они получают жетон. Если другая команда не отгадала вид деятельности или профессию, то жетон получает загадывающая команда.
«Знакомство с миром профессий»
Оборудование: Карточки, на которых написаны группы слов.
Цель игры: Углубление знаний о мире труда, воспитание интереса к профессиям.
Ход игры: По данным группам слов определить, о каких профессиях идет речь.
Например:
-
Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор). -
Компьютер, программа, текст (программист, оператор). -
Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман). -
Животные, шприц, больница (ветеринар). -
Посуда, продукты, электрическая плита (повар). -
Книги, читатели, библиотека (библиотекарь). -
Сцена, микрофон, зритель (певец, актер).
Приложение 5
Игры для школьников-подростков
«Знатоки профессий»
Участники игры садятся в круг. В центре — ведущий. Он говорит: «Внимание!» и указывает на любого игрока, называя громко и четко любую букву (кроме ь, ъ, ы, й). Игрок, на которого указал ведущий, должен быстро назвать профессию на эту букву. Например: Л — лоцман, Н — нормировщик, К — коммивояжер, Р — рабочий, И — истопник, А — артист, К — кастелянша, Т — телеграфист, Т — токарь, Т — ткач, Р — раклист и т.д.
Тот, кто не успевает в отведенное время назвать профессию, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2—3 участника. Они объявляются победителями. Им присваивается звание «Знаток профессий».
«Найдите себе пару»
В игре участвуют две команды по 3—6 человек в каждой. Командам по числу ее участников предлагаются слова. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов — названий некоторых профессий и экономических понятий.
Побеждает та команда, участники которой за определенное время безошибочно и оперативно найдут себе пару, т.е. из двух частей разных слов составят новое слово. Например: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ. Новое слово — ПРОГНОЗ.
Слова для команд: халиф, леска, броня, контакт, цемент, нарез, бирка, терка, пряник, анкер, антракт, баржа, поток, фермент, арена, рыба, топаз, импульс, самовар, обмер, беда, ребенок, варвар, портрет.
Для наглядности и быстроты прочтения игроками предложенных слов рекомендуется их части написать крупными буквами на отдельных листах бумаги.
Ответы: Первая группа слов (лифтер, лесник, брокер, биржа, контракт, цена). Вторая группа слов (повар, фермер, аренда, рынок, товар, импорт).
«Семь нот»
Перечислите профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛ(Ь), ЛЯ, СИ. Нота ЛЯ используется внутри слова. Например: добытчик, редактор, мимеограф, фармацевт и т.д.
Ответы: ДО — доктор, докер. РЕ — режиссер, револьверщик. МИ — милиционер, микробиолог. ФА — фальцовщик, фармаколог. СОЛ(Ь) — солеварщик, солист. ЛЯ — столяр, маляр. СИ — синоптик, синолог.
«Пантомима»
Все рассаживаются на стульях, расставленных вдоль стены помещения. Один из участников игры — ведущий. Он показывает жестами и мимикой характерные признаки (особенности) одной из профессий.
Каждый игрок поднятием руки заявляет о своем желании правильно назвать профессию. За верные ответы игроки получают жетоны. По окончании игры объявляется победитель.
В игре используются профессии, наиболее доступные для пантомимы. Например, милиционер-регулировщик, маляр, плотник, скрипач, пианист, официант, шофер, почтальон, врач и др.
Приложение 6
Игры, развивающие профессионально важные качества
«Зеркала»
Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение и т.д.
Водящему разрешается показывать разные движения.
«Разведчики»
Из группы детей выбирается «разведчик» и «командир». Остальные — отряд. В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит отряд по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Затем новый «разведчик» «прокладывает» новый путь, и другой «командир» повторяет его, и т.д.
«Найди свою обувь»
Играющие становятся в круг, снимают с ноги левый или правый ботинок, надевают на глаза повязку, несколько раз поворачиваются вокруг своей оси. Обувь в это время перемешивается в общей куче. По команде все игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою обувь и становятся на место, не снимая повязки с глаз. Застегивают обувь, затем снимают повязку. Побеждает тот, кто все сделал правильно.
«Узнай по носу»
В углу комнаты вешают плотную раздвигающуюся занавеску. За ней на стул садится водящий. Участники поочередно, чуть раздвигая ее, показывают ему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п. Если водящий узнает товарища сразу же, он получает пять очков, если при повторном показе — четыре очка, при третьем — три, при четвертом — два, при пятом — одно очко. Игра повторяется несколько раз, причем водящие все время меняются.
«Только на одну букву»
Ведущий: «Вероятно, вы знаете очень много песен и стихотворений. Интересно, кто знает больше других? Давайте выясним это. Я сейчас назову букву, а каждый из вас будет говорить строчку стихотворения или песни, которая с этой буквы начинается. Как только я услышу строчку, буду считать до трех. Прежде, чем я закончу, назовите новую строчку из другого стихотворения или песни. Чем дальше, тем труднее отыскивать строчки. Наконец, наступит такой момент, когда я сосчитаю до трех, и никто уже не сможет вспомнить ни одной новой строчки. Выигрывает тот, кто последний скажет строчку стихотворения или песни».
Разновидности усложненной игры: песни и стихи должны быть только о труде. Также можно провести музыкальный конкурс на основе правил этой игры. Дети играют командами, и каждая команда по очереди поет по одному куплету из песни (или рассказывает стихотворение), где говорится о какой-либо профессии или роде деятельности человека.
«Иголка и нитка»
Из детей выбирается ведущий. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» — за ней.
Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
«Дракон кусает свой хвост»
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот — уворачивается от нее.
Замечания: следите, чтобы дети не отпускали друг друга, следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.
«Волшебное слово»
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1—5 движений.
«Запрещенное движение»
Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре — ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) — запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.
«Запретный номер»
Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза.
7
Описание профессии учащимися
-
Описание процесса труда:
— содержание трудового процесса (что и как делает рабочий); — инструменты, орудия труда, изделия; — организация рабочего места, условия труда.
-
Человек в процессе труда:
— особенности здоровья, необходимые для данной работы, медицинские противопоказания;
— физические и психические качества, требуемые для данной специальности (особенности характера, темперамента, памяти, внимания, мышления).
-
Требуемый уровень общей и специальной подготовки рабочего (раскрыть на конкретных примерах). -
Справочная информация об особенностях профессии:
— потребность в специалистах данной профессии на предприятиях, место и значение ее в производственном процессе; связь с другими профессиями;
— где можно обучиться данной профессии, сроки и условия обучения;
— перспективы развития профессии, возможности повышения квалификации.
-
Как готовить себя к выбранной профессии? -
Литература о профессии.
8
Схема описания профессии учащимися
1. Наименование профессии____________________________ 2. Краткое описание отрасли____________________________ 3. Характеристика профессии:
а) содержание труда;
б) инструменты, орудия труда и место работы;
в) санитарно-гигиенические условия;
г) требования профессии к состоянию здоровья человека и его
психофизиологическим особенностям;
д) необходимый уровень образования;
е) где можно приобрести данную профессию, специальность;
ж) перспективы и возможности роста;
з) на каких предприятиях работают по данной профессии.
9
Анкета
для учащихся, посетивших предприятие
-
Какая профессия (специальность) данного предприятия тебе нравится? -
Кем ты хочешь стать? -
Укажи, почему. __________________________________ _________________________________________________ -
Что ты узнал об избираемой профессии (содержание, орудия, условия труда, требования данной профессии к человеку)?_______________________________________________
_________________________________________________
-
Считаешь ли ты себя пригодным для данной профессии? 1 — да; 2 — нет; 3 — затрудняюсь ответить. -
Как ты готовишься к данной профессии? ________________ ______________________________________________________ -
С представителем какой (каких) профессии(ий) ты бы хотел встретиться?________________________________________
_________________________________________________
-
О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее?________ ______________________________________
_________________________________________________
Приложение 10
Примерный план отчета учащихся об экскурсии на предприятие
-
На каких участках, в каких цехах предприятия вы были? Опиши, что тебе запомнилось: а) машины и механизмы; б) характер работы; в) передовики производства. -
Что происходит с деталью (сырьем, полуфабрикатами) в процессе ее обработки (сборки и т.д.) на данном участке производства? -
Какими профессиями, специальностями владеют рабочие данного производства? Какие из них больше тебе понравились и почему. Опиши одну из них. Какие качества необходимы для овладения ею и успешной работы по данной специальности? Есть ли у тебя эти качества? Кого из передовиков производства вы узнали во время экскурсии? -
Какую продукцию выпускает предприятие (цех), на котором вы побывали? Куда она поставляется и где находит применение в народном хозяйстве, быту?
Приложение 11 План профориентационной беседы
-
Понятие о профессии, ее месте и значении в народном хозяйстве. Краткая характеристика профессии. Потребности в профессии на рынке труда. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма). -
Требования, предъявляемые к поступающим в профессиональное учебное заведение. -
Школьные предметы, лежащие в основе профессиональных знаний. -
Склонности, способности, особенности характера. -
Требования, предъявляемые к здоровью. -
Условия работы. Условия труда, характер работы, ответственность, особенности труда, требуемый уровень образования. -
Перспективы развития профессии и профессионального роста. Смежные профессии. Возможность совмещения профессий