Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 580

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведущий: Давайте вспомним азбуку. Я буду показывать букву алфавита и одновременно задавать вопрос. Вам нужно назвать профессию, начинающуюся с этой буквы.

А — человек, создающий условия для жизни растений, специалист сельского хозяйства (агроном).

Б — делец, коммерсант, предприниматель (бизнесмен).

В — врач, следящий за здоровьем рыб, птиц, животных (ветеринар).

Г — Человек, поднимающий тяжелые грузы на предприятиях (грузчик).

К — повар на корабле (кок).

М —человек, окрашивающий стены помещений (маляр).

Н — специалист, который дает различным музыкальным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик).

П — человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).

Р — человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).

Описание с помощью мимики и жестов (без слов) какой-либо профессии (специальности). Показывая какой-либо вид деятельности, дети выбирают главное в той профессии и пытаются показать так, чтобы команда соперников отгадала профессию. В этом случае они получают жетон. Если другая команда не отгадала вид деятельности или профессию, то жетон получает загадывающая команда.

«Знакомство с миром профессий»

Оборудование: Карточки, на которых написаны группы слов.

Цель игры: Углубление знаний о мире труда, воспитание интереса к профессиям.

Ход игры: По данным группам слов определить, о каких профессиях идет речь.

Например:

  1. Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор).

  2. Компьютер, программа, текст (программист, оператор).

  3. Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман).

  4. Животные, шприц, больница (ветеринар).

  5. Посуда, продукты, электрическая плита (повар).

  6. Книги, читатели, библиотека (библиотекарь).

  7. Сцена, микрофон, зритель (певец, актер).

Приложение 5

Игры для школьников-подростков

«Знатоки профессий»

Участники игры садятся в круг. В центре — ведущий. Он говорит: «Внимание!» и указывает на любого игрока, называя громко и четко любую букву (кроме ь, ъ, ы, й). Игрок, на которого указал ведущий, должен быстро назвать профессию на эту букву. Например: Л — лоцман, Н — нормировщик, К — коммивояжер, Р — рабочий, И — истопник, А — артист, К — кастелянша, Т — телеграфист, Т — токарь, Т — ткач, Р — раклист и т.д.

Тот, кто не успевает в отведенное время назвать профессию, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2—3 участника. Они объявляются победителями. Им присваивается звание «Знаток профессий».

«Найдите себе пару»

В игре участвуют две команды по 3—6 человек в каждой. Командам по числу ее участников предлагаются слова. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов — названий некоторых профессий и экономических понятий.

Побеждает та команда, участники которой за определенное время безошибочно и оперативно найдут себе пару, т.е. из двух частей разных слов составят новое слово. Например: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ. Новое слово — ПРОГНОЗ.

Слова для команд: халиф, леска, броня, контакт, цемент, нарез, бирка, терка, пряник, анкер, антракт, баржа, поток, фермент, арена, рыба, топаз, импульс, самовар, обмер, беда, ребенок, варвар, портрет.

Для наглядности и быстроты прочтения игроками предложенных слов рекомендуется их части написать крупными буквами на отдельных листах бумаги.

Ответы: Первая группа слов (лифтер, лесник, брокер, биржа, контракт, цена). Вторая группа слов (повар, фермер, аренда, рынок, товар, импорт).

«Семь нот»

Перечислите профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛ(Ь), ЛЯ, СИ. Нота ЛЯ используется внутри слова. Например: добытчик, редактор, мимеограф, фармацевт и т.д.

Ответы: ДО — доктор, докер. РЕ — режиссер, револьверщик. МИ — милиционер, микробиолог. ФА — фальцовщик, фармаколог. СОЛ(Ь) — солеварщик, солист. ЛЯ — столяр, маляр. СИ — синоптик, синолог.

«Пантомима»

Все рассаживаются на стульях, расставленных вдоль стены помещения. Один из участников игры — ведущий. Он показывает жестами и мимикой характерные признаки (особенности) одной из профессий.

Каждый игрок поднятием руки заявляет о своем желании правильно назвать профессию. За верные ответы игроки получают жетоны. По окончании игры объявляется победитель.

В игре используются профессии, наиболее доступные для пантомимы. Например, милиционер-регулировщик, маляр, плотник, скрипач, пианист, официант, шофер, почтальон, врач и др.

Приложение 6

Игры, развивающие профессионально важные качества

«Зеркала»

Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение и т.д.

Водящему разрешается показывать разные движения.

«Разведчики»

Из группы детей выбирается «разведчик» и «командир». Остальные — отряд. В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит отряд по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Затем новый «разведчик» «прокладывает» новый путь, и другой «командир» повторяет его, и т.д.

«Найди свою обувь»

Играющие становятся в круг, снимают с ноги левый или правый ботинок, надевают на глаза повязку, несколько раз поворачиваются вокруг своей оси. Обувь в это время перемешивается в общей куче. По команде все игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою обувь и становятся на место, не снимая повязки с глаз. Застегивают обувь, затем снимают повязку. Побеждает тот, кто все сделал правильно.

«Узнай по носу»

В углу комнаты вешают плотную раздвигающуюся занавеску. За ней на стул садится водящий. Участники поочередно, чуть раздвигая ее, показывают ему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п. Если водящий узнает товарища сразу же, он получает пять очков, если при повторном показе — четыре очка, при третьем — три, при четвертом — два, при пятом — одно очко. Игра повторяется несколько раз, причем водящие все время меняются.

«Только на одну букву»

Ведущий: «Вероятно, вы знаете очень много песен и стихотворений. Интересно, кто знает больше других? Давайте выясним это. Я сейчас назову букву, а каждый из вас будет говорить строчку стихотворения или песни, которая с этой буквы начинается. Как только я услышу строчку, буду считать до трех. Прежде, чем я закончу, назовите новую строчку из другого стихотворения или песни. Чем дальше, тем труднее отыскивать строчки. Наконец, наступит такой момент, когда я сосчитаю до трех, и никто уже не сможет вспомнить ни одной новой строчки. Выигрывает тот, кто последний скажет строчку стихотворения или песни».

Разновидности усложненной игры: песни и стихи должны быть только о труде. Также можно провести музыкальный конкурс на основе правил этой игры. Дети играют командами, и каждая команда по очереди поет по одному куплету из песни (или рассказывает стихотворение), где говорится о какой-либо профессии или роде деятельности человека.

«Иголка и нитка»

Из детей выбирается ведущий. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» — за ней.

Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

«Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот — уворачивается от нее.

Замечания: следите, чтобы дети не отпускали друг друга, следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.

«Волшебное слово»

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

Замечание: «волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1—5 движений.

«Запрещенное движение»

Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре — ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) — запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

«Запретный номер»

Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза.


7

Описание профессии учащимися

  1. Описание процесса труда:

— содержание трудового процесса (что и как делает рабочий); — инструменты, орудия труда, изделия; — организация рабочего места, условия труда.

  1. Человек в процессе труда:

— особенности здоровья, необходимые для данной работы, медицинские противопоказания;

— физические и психические качества, требуемые для данной специальности (особенности характера, темперамента, памяти, внимания, мышления).

  1. Требуемый уровень общей и специальной подготовки рабочего (раскрыть на конкретных примерах).

  2. Справочная информация об особенностях профессии:

— потребность в специалистах данной профессии на предприятиях, место и значение ее в производственном процессе; связь с другими профессиями;

— где можно обучиться данной профессии, сроки и условия обучения;

— перспективы развития профессии, возможности повышения квалификации.

  1. Как готовить себя к выбранной профессии?

  2. Литература о профессии.

8

Схема описания профессии учащимися

1. Наименование профессии____________________________ 2. Краткое описание отрасли____________________________ 3. Характеристика профессии:

а) содержание труда;

б) инструменты, орудия труда и место работы;

в) санитарно-гигиенические условия;

г) требования профессии к состоянию здоровья человека и его

психофизиологическим особенностям;

д) необходимый уровень образования;

е) где можно приобрести данную профессию, специальность;

ж) перспективы и возможности роста;

з) на каких предприятиях работают по данной профессии.

9

Анкета

для учащихся, посетивших предприятие

  1. Какая профессия (специальность) данного предприятия тебе нравится?

  2. Кем ты хочешь стать?

  3. Укажи, почему. __________________________________ _________________________________________________

  4. Что ты узнал об избираемой профессии (содержание, орудия, условия труда, требования данной профессии к человеку)?_______________________________________________


_________________________________________________

  1. Считаешь ли ты себя пригодным для данной профессии? 1 — да; 2 — нет; 3 — затрудняюсь ответить.

  2. Как ты готовишься к данной профессии? ________________ ______________________________________________________

  3. С представителем какой (каких) профессии(ий) ты бы хотел встретиться?________________________________________

_________________________________________________

  1. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее?________ ______________________________________

_________________________________________________

Приложение 10

Примерный план отчета учащихся об экскурсии на предприятие

  1. На каких участках, в каких цехах предприятия вы были? Опиши, что тебе запомнилось: а) машины и механизмы; б) характер работы; в) передовики производства.

  2. Что происходит с деталью (сырьем, полуфабрикатами) в процессе ее обработки (сборки и т.д.) на данном участке производства?

  3. Какими профессиями, специальностями владеют рабочие данного производства? Какие из них больше тебе понравились и почему. Опиши одну из них. Какие качества необходимы для овладения ею и успешной работы по данной специальности? Есть ли у тебя эти качества? Кого из передовиков производства вы узнали во время экскурсии?

  4. Какую продукцию выпускает предприятие (цех), на котором вы побывали? Куда она поставляется и где находит применение в народном хозяйстве, быту?

Приложение 11 План профориентационной беседы

  1. Понятие о профессии, ее месте и значении в народном хозяйстве. Краткая характеристика профессии. Потребности в профессии на рынке труда. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма).

  2. Требования, предъявляемые к поступающим в профессиональное учебное заведение.

  3. Школьные предметы, лежащие в основе профессиональных знаний.

  4. Склонности, способности, особенности характера.

  5. Требования, предъявляемые к здоровью.

  6. Условия работы. Условия труда, характер работы, ответственность, особенности труда, требуемый уровень образования.

  7. Перспективы развития профессии и профессионального роста. Смежные профессии. Возможность совмещения профессий