Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 637
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У каждого из этих субъектов могут быть свои специфические цели, и диапазон их может быть весьма значительным — от наиболее отдаленных (профессиональная самореализация), до ближайших (посещение школьником элективных курсов). Однако в контексте системного подхода конечной целью профессиональной ориентации в широком смысле является формирование личности профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и для общества применить в своей профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодежи, службой занятости, предприятиями, организациями и др. Цель школьной профориентации — постепенное формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации личных профессиональных планов. Специфической особенностью школьной профориентации является то, что профориентационное воздействие на учащихся со стороны субъектов учебно-воспитательного процесса осуществляется систематически на протяжении всех лет обучения. Именно эта особенность предполагает преемственность, последовательность, дифференцированный подход в процессе управления профориентационным процессом школьников [25].
Профессиональная ориентация является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения и призвана решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач.
Социально-экономические задачи решаются в процессе трудового обучения, реализации образовательной области «Технология», включающей наряду с трудовой подготовкой школьников получение ими знаний основ прикладной экономики, в том числе элементов менеджмента, маркетинга, организацию профессиональных проб; способствующей воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению.
Психолого-педагогические задачи решаются в процессе выявления интересов, склонностей, профессионально важных качеств учащихся, формирования у них устойчивой системы мотивов, интересов, способностей, развития адекватной самооценки, самосознания, потребности самовыражения и самоутверждения в будущей профессиональной деятельности, коррекции профессиональных планов.
Медико-физиологические задачи решаются в ходе систематического наблюдения и контроля уровня физического развития, состояния здоровья школьников с целью выявления медицинских показаний и противопоказаний к избираемой сфере деятельности.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты:
— профессиональное просвещение;
— развитие профессиональных интересов и склонностей;
— профессиональную консультацию;
— психолого-эмоциональную поддержку и оказание помощи в принятии решения.
Профессиональное просвещение условно подразделяется на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.
Важность этого компонента заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии. Чем лучше узнает молодой человек окружающий его мир, тем более оптимальным, оправданным будет его выбор.
В то же время практика работы подтверждает отсутствие четких профессиональных ориентиров у определенной части школьников, их слабую осведомленность о мире труда и профессий, требованиях, которые предъявляет к личности та или иная профессия или специальность.
Поэтому важно, чтобы профессиональное просвещение заняло свое законное место в общей системе профориентационной работы школы как в процессе преподавания основ наук, так и во внеурочное время.
Организацию учебного процесса с учетом задач профпросвещения, ознакомление учащихся с различными видами и технологиями трудовой деятельности необходимо сочетать с дифференцированным подходом к каждому учащемуся с целью развития его интересов, способностей, склонностей.
Профессиональное просвещение следует проводить на всех ступенях общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся и обеспечивая преемственность его содержания.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода давления на учащихся, так как оно может привести лишь к окончательной потере интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно обозначить так:
— профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
— в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного региона, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
— профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
— ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями обучающихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей;
— содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.
Профессиональная информация призвана дать молодежи знания об основах профессионального самоопределения, о взаимосвязи личностных особенностей и требований профессиональной деятельности к человеку. В процессе профессионального информирования школьникам предлагают сведения о мире профессий и специальностей, о содержании профессионального труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях квалификационного и должностного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые данная профессия предъявляет к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки.
Профессиональная пропаганда и профессиональная агитация направлена, прежде всего, на рекламу тех профессий, по которым ощущается дефицит кадров или прогнозируется расширение приема на какие-либо профессии. При правильной организации профессиональная пропаганда должна способствовать формированию положительного отношения к проблеме профессионального выбора и, во избежание ошибок, должна быть: достоверной (полученной от надежного источника), объективной (недопустимо рекламирование отдельных сторон профессиональной деятельности), всесторонней (следует обращать внимание на все стороны профессиональной деятельности, делая особый упор на перспективы профессионального роста и возможности применения творческих способностей).
Участие школьников в различных технических, спортивных, художественных, литературных, экологических и других кружках, факультативах, секциях, а также различных профориентационных мероприятиях, проводимых во внеурочное время, способствует выработке у них положительной мотивации, формированию профессионального самосознания и определению своего места в мире труда и профессий.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и ее значимости иногда могут быть весьма искажены, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой стоит довольно сложная задача — исправить идущее вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана профпропаганда. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Исходя из того, что профпросвещение — процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации.
Какой информацией должен обладать школьник для того, чтобы верно выбрать профессию?
Во-первых, обязательно нужны знания о мире профессий в целом: его сферах, о содержании и требованиях отдельных профессий или групп профессий, способах овладения предпочитаемой профессией, перспективах профессионального роста.
Во-вторых, знания, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют интересам, способностям, ценностным ориентациям личности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор.
В-третьих, важно иметь информацию об источниках получения профессиональной информации. Если человек не замыкается на один источник (семью, друзей и т.д.), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение.
Организуя занятия, педагог не берет на себя функцию служить источником информации. Занятия должны быть построены так, чтобы в ходе их участники понимали, какой информации им не хватает и где ее можно получить.
Профессиональная консультация направлена на оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом возраста, физических и психологических индивидуальных особенностей школьника, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей. При проведении консультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь ребенку самому принять адекватное решение о профессиональном выборе.
Выделяют три основные функции профконсультации: информационную, диагностическую и прогнозную [17].
Информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В этом аспекте профессиональная консультация тесно смыкается с профессиональной информацией.
Диагностическая функция предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы: медицинскую и психологическую.
Медицинская функция — проведение осмотра и освидетельствование всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, костно-мышечной и т.д.), а также уровня функционирования анализаторов. Квалифицированный совет врача по подбору специальностей, отвечающих желаниям, интересам, способностям подростка, что особенно существенно для лиц с отклонениями в здоровье, должен предшествовать окончательному профессиональному выбору.
Психологическая функция строится на основе следующих принципов:
-
Принцип активности субъекта профессиональной деятельности. Это положение указывает на активность субъекта, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следующих требований: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психологапрофконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать решение о способах преодоления проблем профессионального становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий профессионального развития. -
Принцип комплексного подхода к субъекту профессионального становления. Согласно этому принципу должны исследоваться различные по сложности психические свойства и их взаимосвязи. Психодиагностическое обследование проводится на трех уровнях: личностно-мотивационном — уровне исследования мотивов, склонностей и интересов, а также некоторых личностных свойств (экстраверсии — интроверсии, эмоциональных особенностей, коммуникативных способностей); уровне познавательных способностей, т.е. исследования меры выраженности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; уровне нейро- и психодинамических свойств, т.е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента. -
Принцип добровольности участия в консультировании. Недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия человека. Такое обследование, особенно если оно проводится с большим количеством людей, может привести к получению заведомо ложных результатов, так как в условиях принудительного обследования данные подобной диагностики значительно отличаются от данных, полученных при добровольном обследовании. -
Принцип индивидуального подхода. Следует подходить к каждой личности индивидуально и в процессе диагностики и консультирования исходить из ее интересов и склонностей. Психолог при этом должен исходить из интересов консультируемого, не навязывая ему своих суждений и оценок, а содействуя осознанию им собственных интересов и способностей, адекватному выбору профессии. -
Принцип персональной ответственности. В соответствии с ним психолог несет персональную ответственность за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий.