Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 577

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После того, как продукция будет распродана, игра заканчивается. Для младших школьников целесообразно, чтобы роли начальника цеха по производству игрушек, транспортного цеха, конструкторского бюро взяли на себя взрослые. Товар из цеха можно доставлять прямо в магазин.

По окончании игры проводится ее обсуждение, анализ.

«Биолог»

Оборудование: Лото «Что где растет?», лото «В мире животных», игра «Схожие — несхожие», пакет молока, банка томатного сока, две корзинки, шишки или желуди.

Цель игры: Дать представление о профессиях типа «человек — природа», развивать интерес к этим профессиям, показать важность их для людей и для нашей земли.

Ход игры:

Вначале ведущий проводит беседу с детьми о том, что биология — наука, изучающая природу: от простейших растений до животных и человека. Само по себе понятие «природа» очень широкое, без нее невозможно было бы жить. Можно предложить детям подумать и сказать, что они относят к понятию «природа», почему человек не может обойтись без нее. Как он берет от природы то, что ему нужно для жизни? Представители каких профессий работают с природой?

Затем ведущий просит ребят разделиться на две команды для проведения викторины «Юный биолог».

1-й конкурс: каждой команде предлагают придумать название и девиз, которые должны соответствовать теме викторины.

Судьи (которыми могут быть сами представители профессий типа Ч-П) за наиболее интересный девиз и оригинальное название присуждают определенное количество очков, которые можно учитывать при помощи желудей, шишек, каштанов или орехов, положенных в корзинку каждой команды.

2-й конкурс «Кто назовет больше профессий?». Каждой команде достается по 4 большие карты из лото «Что где растет?»: № 5, № 8 — поле; № 4, № 3 — огород; № 1, № 7 — сад; № 2, № 6 — лес. Одной команде выдается набор карточек «поле, сад», другой — «лес, огород». Дети рассматривают их и говорят, каким словом можно назвать то, что изображено на каждой карточке. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Затем детям предлагают подумать и назвать профессии людей, работающих в поле, огороде, саду, лесу. Кто назовет больше, получает 1 балл.

3-й конкурс «Всезнайки». Ведущий поочередно достает и показывает карточки из лото от картинок № 5, 8, 4, 3, 1, 7, 2, 6. Дети из той команды, у которой находится соответствующая картинка, должны назвать это растение (более старшие дети могут сказать о нем что-нибудь, например: роза бывает разных цветов, колючая, хорошо пахнет, может виться или расти кустарником; клевер любят коровы, растет в поле, на лугу, бывает белый, розовый, лекарственное растение).


После чего они получают эту карточку и накрывают в ней соответствующую картинку у себя. За каждую полностью собранную картинку лото команда получает 1 балл.

4-й конкурс «Описания». Каждая команда выбирает по 2 представителя, которые подходят к ведущему, он им дает карточки с названием растения, которое они должны описать (не называя) так, чтоб его команда догадалась, что это за растение. За каждое правильно угаданное растение команде присуждается

1 балл.

5-й конкурс «Песни». По жеребьевке любая команда начинает петь 1 куплет песни, в которой упоминается о любом растении, по окончании куплета они 3 раза хлопают в ладоши и после третьего хлопка поет другая команда. Проигрывает команда, у которой быстрее иссякнет репертуар. Выигравшие получают

1 балл.

6-й конкурс «Зоопарк». Для младших школьников проводится аналогично конкурсу «Всезнайка», но используются картинки из лото «В мире животных». Для учащихся среднего звена используется игра «Схожие — непохожие». Каждой команде дается по одной любой карточке из нее, и зачитываются поочередно вопросы, соответствующие этой картинке. Если дети отвечают правильно, выбирая нужное животное, они получают 1 балл.

7-й конкурс «Пантомима». Проводится аналогично конкурсу «Описания», но вместо описания растения нужно изобразить животное с помощью мимики и жестов.

8-й конкурс «Письма от старичка-лесовичка». Каждой команде поочередно зачитываются вопросы, при ответе на которые они должны применить свои знания о живой природе. Например:

  1. «На листьях одного куста встретились летом в лесу 2 жука: оранжевый и зеленый. Посмотрели они друг на друга и; удивились. Оранжевый спросил у зеленого: “Ты, почему весь такой зеленый?” — Чтобы птицы не съели! — Вот чудак! Чтобы птицы не съели, надо быть таким, как я, оранжевым! “Нет”, — сказал зеленый жук. “Да”, — сказал оранжевый. Долго Жуки спорили, кто из них прав. А вы как думаете?». (За правильный ответ команда получает 1 балл).

  2. «На одной полянке встретились подорожник и вьюнок. Подорожник посмотрел на стебель вьюнка и говорит: “Какой у тебя тонкий и гибкий стебель. Мне бы очень хотелось иметь такой. Давай поменяемся на 1 день стеблями!”. “Мой стебель тебе не подойдет”, — ответил Вьюнок. Но Подорожник так долго уговаривал Вьюнок, что тот согласился. И вот на следующее утро они поменялись стеблями. Подумайте и скажите, ребята, смогут ли теперь Подорожник и Вьюнок прожить со своими новыми стеблями и почему?»


9-й конкурс «Фермер». Одной команде вручается пакет молока, другой — банка томатного сока. Выигрывает та команда, которая более полно расскажет, как произвести пакет молока, банку томатного сока (последовательно перечислит все этапы производства, назовет профессии, которые принимали в этом участие).

По окончании подсчитываются шишки (желуди, орехи и т.п.) в корзинках у каждой команды. Побеждает та команда, у которой шишек больше. Вручаются призы, «Удостоверения юных биологов» или медали.

Исходя из времени, отведенного на данное мероприятие, возраста участников, можно сократить некоторые конкурсы, количество карточек в конкурсах «Всезнайка», «Зоопарк». Можно перед викториной устроить встречу ребят с представителями профессий типа «человек — природа».

«Гидроакустики»

Роли: гидроакустик, корабли.

Играющие распределяют между собой типы кораблей: эсминец, тральщик, миноносец и т.д., по типу подбирают свой звук хода (удары ложкой об ложку, карандашом о крышку кастрюли и т.д.). Выбирается гидроакустик (водящий). Каждый корабль называет свой тип и демонстрирует характер звука, гидроакустик запоминает своеобразие хода корабля. Затем водящему завязывают глаза и определяют место стоянки. Корабли расходятся по комнате в разные стороны и по команде одновременно запускают свои моторы, т.е. стучат своими предметами. Гидроакустик внимательно слушает, его задача — определить, где находится то или иное судно, назвать его тип. Затем участники меняются ролями.

Выигрывает тот, кто меньше других сделает ошибок.

СЛОВАРЬ: гидроакустик — военно-морской специалист, занимающийся изучением и улавливанием подводных звуков, шумов, используя специальную аппаратуру.

«Сдаем на права водителя автомобиля»

Роли: автоинспектор, водители.

В игре участвуют несколько человек (не более пяти-семи играющих). Они выбирают водящего (автоинспектора) и рассаживаются на стульях. У водящего есть таблички со знаками уличного движения. Автоинспектор знакомит всех водителей с табличками, объясняя их значение (на обратной стороне таблички написано значение знака). Участники стараются запомнить как можно больше знаков. Игра заключается в следующем: автоинспектор показывает таблички, поочередно меняя их, а водители объясняют значение знака уличного движения. За правильный ответ водитель получает очко (ему выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце подсчитывается, кто из них получил большее количество жетонов. Получившему наибольшее количество жетонов присуждается звание шофера 1 класса, следующим, соответственно, — шофера 2 и 3 класса. Вместо номеров можно использовать этикетки или силуэты машин. Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.


«Автоинспектор 2»

В игре участвуют 5—6 человек.

Па площадке для игры проводится мелом от 3 до 6 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. С противоположной стороны лицом к ним садится автоинспектор, имея при себе таблички со знаками правил движения и гвоздь. У водителей — права шофера (квадратики из картона). Гвоздь нужен для прокалывания прав нарушителей. Автоинспектор поочередно показывает знаки правил уличного движения. Водитель, правильно объяснивший знак, продвигается до следующей черты. Не сумевший объяснить знак, получает прокол и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Получивший три прокола выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором. Игра повторяется. Выбывшие водители получают новые права шофера и включаются в игру. Как и в первом варианте, до начала необходимо познакомить детей со знаками уличного движения.

«На ощупь (водолаз)»

В игре участвуют несколько человек, которые принимают на себя роли водолазов. Им часто приходится работать в полной темноте. Задача игры-упражнения: выполнить несложные операции с завязанными глазами, например, собрать мясорубку. Рекомендуется предварительно проделать эту работу с открытыми глазами. Вариантом упражнения может служить выполнение задания на ощупь в мешке, в ящике и т.д. Выигрывает тот, кто затратил на операцию минимальное время и не совершил ни одной ошибки.

Устные игры

«Ловушка»

Цель: выявить знания учащихся в тех областях знаний, которые необходимы для профессий типа «человек — природа» — ботанике, зоологии, географии и т.д.

Ход игры: ведущий называет пять городов (стран, деревьев, птиц, цветов, животных и т.д.). Одно из утверждений неверное. Дети должны найти ловушку. Например. «Я знаю пять цветов: василек, горицвет, ландыш, бражник, аистник». В данном примере бражник — это не цветок, а бабочка. В этом же задании двойная ловушка: возможны ответы — «аистник не цветок». Задания:

  1. Задание с двумя ловушками:

Я знаю пять деревьев: осина (дерево), пальма (дерево), кукуруза (однолетнее травянистое растение семейства злаков), бамбук (особая группа древовидных растений, т.е. дерево), сосна (дерево).


  1. Задание с одной ловушкой:

Я знаю пять деревьев: береза (дерево), кустарниковая полевка

(животное семейства мышиных), дуб (дерево), пихта (дерево), ель (дерево).

Я знаю пять птиц: кукушка (птица), киви (отряд птиц из надотряда бескилевых (бескрылые)), дятел (птица), иволга (птица), снегирь (птица).

Я знаю пять насекомых: жужелица (насекомое), цикада (насекомое), венерина мухоловка (насекомоядное растение), стрекоза (насекомое), термит (насекомое).

«Нелепая ситуация»

В этой игре, так же как и в игре «Ловушка», можно использовать задания из разных областей знаний о природе. В процессе игры дети углубляют свои знания по выбранному виду деятельности. Задача играющих состоит в нахождении неправильных утверждений.

ЗАДАНИЕ: «Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу: каждое с размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт — “синий налив”. Кожица у него тёмно-синяя, а мякоть — голубая. Собирать “синий налив” пришлось в перчатках, ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений».

«Азбука профессий»