Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, ознакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.
Одним из важнейших компонентов образовательного процесса в школе является педагогическая диагностика. Сведения, полученные в результате диагностики — исходный материал для профессиональной деятельности педагога. Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.
Можно представить обобщенную технологическую цепочку, позволяющую педагогу грамотно осуществлять процедуру диагностического исследования:
Данные, полученные в результате диагностики, позволяют учащимся задуматься о себе, своих способностях и возможностях, а также способствуют развитию умения строить планы на будущее и в соответствии с ними формулировать цели.
Представленный ниже диагностический инструментарий поможет в определении интересов, склонностей учащихся к определенным видам деятельности, позволит выявить профессиональные установки подростков, их профессиональную готовность.
Анкета для изучения жизненных потребностей
Цель:исследование потребностей старшеклассников на этапе выбора профиля обучения.
Оснащение:бланк ответов.
Примечание. Анкета включает в себя 26 основных жизненных потребностей человека. По итогам ее проведения оценивается субъективный уровень удовлетворенности потребностей человека. Знания такого рода дают возможность прогноза выбора ведущей мотивации профильного обучения [20].
Инструкция
По 7-балльной шкале оцените уровень удовлетворенности каждой из данных потребностей в настоящее время. Величина оценки в 7 баллов означает полное удовлетворение потребности. Оценка в один балл свидетельствует о минимальной удовлетворенности потребности. Ноль баллов означает, что потребность существует, но совершенно не удовлетворена. Если же какая-либо потребность в настоящее время для вас не актуальна, в соответствующей ей графе поставьте прочерк.
Обработка результатов.
Потребности подразделяются на следующие группы:
— материальные потребности (пункты 1—8);
— семейные потребности (9—11);
— потребности в общении (12—16);
— потребности в профессиональной реализации (17—23);
— потребности в самореализации и личностном росте (24—26).
Бланк ответов
Интерпретация результатов
0 баллов — потребность совершенно не удовлетворена; менее 3 баллов — низкий уровень удовлетворенности; 3—5 баллов — средний уровень удовлетворенности; более 5 баллов — высокий уровень удовлетворенности.
Карта интересов
Автор А.Е.Голомшток
Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний).
Особенности процедуры проведения:исследование обычно проводится в групповой форме. Исследователь читает вопросы один за другим, а испытуемые делают пометки в листах (бланках) ответов. Сводная таблица результатов, составленная по итогам проведения диагностики в одном классе, подскажет тематику элективного курса. Например, если окажется, что для учащихся этого класса наиболее предпочтительными оказываются сферы интересов «медицина» и «домоводство», то легко предположить, что элективный курс под названием «Домашний доктор» (фитотерапия) окажется наиболее выбираемым.
Оснащение: лист ответов.
Примечание.Существует более современный вариант опросника, в который включены вопросы по информатике и вычислительной технике. Некоторое время это действительно было популярно само по себе. Но теперь, когда компьютер рассматривается скорее как операциональное средство, а не сфера знаний и интересов, посвященные ему вопросы потеряли былую актуальность.
Инструкция
Для того чтобы лучше понять свои интересы и склонности, мы предлагаем вам перечень вопросов. Постарайтесь дать на каждый из них как можно более точный ответ.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится — два минуса. Если вам нравится или не нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листа ответов.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.
Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам…
Раздел IV. ДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Одним из важнейших компонентов образовательного процесса в школе является педагогическая диагностика. Сведения, полученные в результате диагностики — исходный материал для профессиональной деятельности педагога. Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.
Можно представить обобщенную технологическую цепочку, позволяющую педагогу грамотно осуществлять процедуру диагностического исследования:
-
Постановка диагностируемой цели. -
Постановка конкретных задач на основе диагностируемых целей. -
Отбор диагностического инструментария. -
Осуществление процедуры диагностического изучения с помощью отобранных методик с учетом требований психодиагностической культуры. -
Анализ полученных результатов и их интерпретация. -
Сообщение результатов диагностического обследования учащимся, родителям или педагогам, работающим в данном классе.
Данные, полученные в результате диагностики, позволяют учащимся задуматься о себе, своих способностях и возможностях, а также способствуют развитию умения строить планы на будущее и в соответствии с ними формулировать цели.
Представленный ниже диагностический инструментарий поможет в определении интересов, склонностей учащихся к определенным видам деятельности, позволит выявить профессиональные установки подростков, их профессиональную готовность.
Анкета для изучения жизненных потребностей
Цель:исследование потребностей старшеклассников на этапе выбора профиля обучения.
Оснащение:бланк ответов.
Примечание. Анкета включает в себя 26 основных жизненных потребностей человека. По итогам ее проведения оценивается субъективный уровень удовлетворенности потребностей человека. Знания такого рода дают возможность прогноза выбора ведущей мотивации профильного обучения [20].
Инструкция
По 7-балльной шкале оцените уровень удовлетворенности каждой из данных потребностей в настоящее время. Величина оценки в 7 баллов означает полное удовлетворение потребности. Оценка в один балл свидетельствует о минимальной удовлетворенности потребности. Ноль баллов означает, что потребность существует, но совершенно не удовлетворена. Если же какая-либо потребность в настоящее время для вас не актуальна, в соответствующей ей графе поставьте прочерк.
Обработка результатов.
Потребности подразделяются на следующие группы:
— материальные потребности (пункты 1—8);
— семейные потребности (9—11);
— потребности в общении (12—16);
— потребности в профессиональной реализации (17—23);
— потребности в самореализации и личностном росте (24—26).
Бланк ответов
№ п/п | Потребности | Балл |
1 | 2 | 3 |
1 | Жилищные условия | |
2 | Детский сад, ясли, школа | |
3 | Медицинское обслуживание | |
4 | Общественный транспорт | |
5 | Снабжение продовольствием и промышленными товарами | |
6 | Услуги службы быта | |
7 | Возможности приобретения крупных материальных ценностей | |
8 | Состояние здоровья | |
9 | Совместные сексуальные отношения | |
10 | Рождение и воспитание детей | |
11 | Создание сплоченной семьи | |
12 | Наличие друзей, отсутствие врагов | |
13 | Интересный круг общения | |
14 | Возможность быть лидером | |
15 | Возможность постоянно находиться среди людей | |
16 | Возможность уединения | |
17 | Возможность учиться | |
18 | Возможность повышать квалификацию | |
19 | Возможность узнать что-то новое | |
20 | Возможность овладеть разносторонними знаниями | |
21 | Возможность творчества | |
22 | Возможность быть хорошим специалистом | |
23 | Возможность быть мастером своего дела | |
24 | Возможность достижения совершенства, гармонии в чем-либо | |
25 | Возможность иметь авторитет, престиж | |
26 | Возможность быть первым | |
Интерпретация результатов
0 баллов — потребность совершенно не удовлетворена; менее 3 баллов — низкий уровень удовлетворенности; 3—5 баллов — средний уровень удовлетворенности; более 5 баллов — высокий уровень удовлетворенности.
Карта интересов
Автор А.Е.Голомшток
Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний).
Особенности процедуры проведения:исследование обычно проводится в групповой форме. Исследователь читает вопросы один за другим, а испытуемые делают пометки в листах (бланках) ответов. Сводная таблица результатов, составленная по итогам проведения диагностики в одном классе, подскажет тематику элективного курса. Например, если окажется, что для учащихся этого класса наиболее предпочтительными оказываются сферы интересов «медицина» и «домоводство», то легко предположить, что элективный курс под названием «Домашний доктор» (фитотерапия) окажется наиболее выбираемым.
Оснащение: лист ответов.
Примечание.Существует более современный вариант опросника, в который включены вопросы по информатике и вычислительной технике. Некоторое время это действительно было популярно само по себе. Но теперь, когда компьютер рассматривается скорее как операциональное средство, а не сфера знаний и интересов, посвященные ему вопросы потеряли былую актуальность.
Инструкция
Для того чтобы лучше понять свои интересы и склонности, мы предлагаем вам перечень вопросов. Постарайтесь дать на каждый из них как можно более точный ответ.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится — два минуса. Если вам нравится или не нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листа ответов.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.
Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам…
-
Уроки физики. -
Уроки математики. -
Уроки химии. -
Читать книги или статьи по астрономии. -
Читать об опытах и животных. -
Читать о жизни и работе врачей. -
Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных. -
Читать о лесе. -
Читать произведения классиков мировой литературы. -
Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор. -
Уроки истории. -
Посещать театры, музеи, художественные выставки. -
Читать литературу о геологических экспедициях. -
Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве. -
Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими. -
Читать о работе милиции. -
Читать о моряках, летчиках. -
Читать о работе воспитателя. -
Знакомиться с устройством и работой станков. -
Готовить обеды. -
Читать о строителях. -
Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете. -
Читать о достижениях техники (например, журналы «Техника молодежи», «Юный техник» и т.д.). -
Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов. -
Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике. -
Читать научно-популярную литературу о математике. -
Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.). -
Смотреть телепередачи о космонавтах. -
Изучать биологию. -
Интересоваться причинами и способами лечения болезней. -
Изучать ботанику. -
Проводить время в лесу. -
Читать литературно-критические статьи. -
Активно участвовать в общественной жизни. -
Читать книги об исторических событиях. -
Слушать симфоническую музыку. -
Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых. -
Узнавать о географических открытиях. -
Обсуждать текущие дела и события. -
Устанавливать дисциплину среди сверстников или ребят, младших по возрасту. -
Путешествовать по стране. -
Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др. -
Знакомиться с различными инструментами. -
Уроки домоводства. -
Узнавать о новых достижениях в области строительства. -
Посещать фабрики. -
Знакомиться с устройством механизмов машин. -
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники. -
Разбираться в теории физических явлений. -
Решать сложные математические задачи. -
Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций. -
Наблюдать за небесными светилами. -
Вести наблюдения за растениями. -
Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах. -
Выращивать животных и ухаживать за ними. -
Собирать гербарий. -
Писать рассказы и стихи. -
Наблюдать за поведением и жизнью людей. -
Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого. -
Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене. -
Собирать минералы, интересоваться их происхождением. -
Изучать природу родного края. -
Организовывать общественные мероприятия в школе. -
Обращать особое внимание на поведение людей. -
Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль. -
Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо). -
Изготавливать различные детали и предметы. -
Организовывать питание во время походов. -
Бывать на стройках. -
Шить одежду. -
Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п. -
Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы. -
Заниматься в физическом кружке. -
Заниматься в математическом кружке. -
Готовить растворы, взвешивать реактивы. -
Посещать планетарий. -
Посещать кружок биологии. -
Наблюдать за больными, оказывать им помощь. -
Наблюдать за природой и вести записи наблюдений. -
Сажать деревья и ухаживать за ними. -
Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками. -
Быстро переключаться с одной работы на другую. -
Выступать с докладами на исторические темы. -
Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву. -
Составлять описания минералов. -
Участвовать в географических экспедициях. -
Выступать с сообщениями о международном положении. -
Помогать работникам милиции. -
Посещать кружок юных моряков. -
Выполнять работу воспитателя. -
Уроки труда. -
Давать советы знакомым при покупке одежды. -
Наблюдать за работой строителя. -
Знакомиться со швейным производством. -
Делать модели самолетов, планеров, кораблей. -
Собирать радиоприемники и электроприборы. -
Участвовать в олимпиадах по физике. -
Участвовать в математических олимпиадах. -
Решать задачи по химии. -
Участвовать в работе астрономического кружка. -
Проводить опыты на животных. -
Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней. -
Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур. -
Быть членом обществ охраны природы. -
Участвовать в диспутах, читательских конференциях. -
Анализировать явления и события жизни. -
Интересоваться прошлым нашей страны. -
Проявлять интерес к теории и истории развития искусства. -
Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе. -
Составлять географические карты и собирать другие географические материалы. -
Изучать политический строй различных стран. -
Работа юриста. -
Посещать кружок юных космонавтов. -
Работа учителя. -
Бывать на заводах. -
Оказывать людям различные услуги. -
Принимать участие в строительных работах. -
Знакомиться с изготовлением промышленных товаров. -
Разбираться в технических чертежах и схемах. -
Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным. -
Проводить опыты по физике. -
Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул. -
Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии. -
Собирать сведения о других планетах. -
Читать о деятельности известных биологов. -
Быть активным членом санитарных дружин. -
Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда. -
Знакомиться с ведением лесного хозяйства. -
Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний. -
Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты. -
Изучать историческое прошлое других стран. -
Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу. -
Читать о жизни и деятельности известных геологов. -
Изучать географию нашей планеты. -
Изучать биографии выдающихся политических деятелей. -
Правильно оценивать поступки друга, знакомого, литературного героя и т.д. -
Читать книги о средствах передвижения. -
Обучать и воспитывать детей. -
Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего. -
Постоянно общаться со многими людьми. -
Проектировать строительные работы. -
Посещать выставки легкой промышленности. -
Выполнять чертежи, проектировать машины. -
Разбираться в радиосхемах.