Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 579
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЕСЕДЫ
«У кого мастерок, у кого молоток»
Оформление:
-
Юмористические плакаты о различных профессиях. -
Малоизвестные пословицы о труде, строчки из отдельных стихотворений. -
Наборы картинок с изображениями людей разных профессий в спецодежде, разных инструментов, соответствующих этим профессиям.
Оборудование:
-
Простые инструменты — напильник, клещи, наждак, ножницы, циркуль и т.п. -
Какой-нибудь ученический инструмент, как приз в аукционе.
Примерный сценарий беседы
Ведущий: Ребята, вам, наверное, доводилось слышать слово «инструмент». Для каждой работы требуется свое орудие, свой инструмент. Что вы достаете из портфеля, когда приходите в класс? (Ручки, тетради, карандаши.) Это ваши «инструменты».
Вспомните, какие «инструменты» есть у ваших мам на кухне (Кастрюли, сковороды, чайники, поддоны, банки, бидоны, поварешки, доски, сита, дуршлаги, мясорубки, ножи, консервные ключи и т.п.).
Отлично, теперь видно, что вы помогаете своим мамам. И каждый инструмент ей нужен для конкретного дела.
А какое хозяйство у ваших пап? (Молоток, напильник, отвертки, сверла, наждак, плоскогубцы, паяльник, пила, кисти и пр.).
Каких только инструментов нет! И каждый из них помогает в определенном деле. Что нужно использовать, чтобы починить электрическую розетку, выключатель? (Отвертку, нож, плоскогубцы, изоленту). А чтобы забить гвоздь для картины? (Дрель, сверло, долото, молоток, деревянную пробку, гвоздь шуруп). Покрасить балкон вам поможет... (кисть, полиэтиленовый накатывающийся валик).
Попробуйте теперь перечислить свои инструменты. У кого личных инструментов больше, тот выиграл!
(Пауза. Победитель получает какой-нибудь ученический инструмент)
Об орудиях труда написано немало книг. О первом каменном топоре, которым человек свалил дерево и выдолбил из него первую лодку, о первой мотыге, компасе, микроскопе. Знаете ли вы, как появились первые ножницы?..
Раньше, когда первобытные люди хотели что-нибудь разрезать, они использовали каменные ножи. Когда люди научились извлекать из руды металл, выплавлять и обрабатывать его, они сделали металлические ножи. Но вот однажды, приблизительно 3,5 тысячи лет назад, кто-то соединил «запястья» ручек двух ножей пружинящим мостиком... и получились первые ножницы. Их стали использовать для стрижки овец, поэтому до сих пор называют «овечьими». Сегодня овец стригут электрическими «ножницами».
Шло время,и орудия труда усовершенствовались. Больше тысячи лет назад другой «кто-то» придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка. Помните, какая? (2 кольца, 2 конца, посредине гвоздик). А про что говорит вот эта загадка: «Где пройдут два ножа, там рвутся стены, образуется межа»?
По такому же принципу устроены и садовые ножницы — секатор, щипцы для раскалывания орехов. Какие еще инструменты вы можете назвать?
(Пауза)
А теперь история об утюге. Электрический утюг знаком всем. Но знает ли кто-нибудь из вас, какие были утюги, когда люди еще не умели пользоваться электричеством?
Сначала — никаких. Гладили холодным способом. Мокрую материю перед сушкой старательно расправляли и растягивали, и в таком виде оставляли до высыхания. Грубые ткани наматывали на валик и водили по нему рифленой доской-рубелем. Теперь эти предметы можно увидеть только в музее.
Но вот однажды некий бесхитростный мужик случайно поставил горячую сковороду на льняное полотенце. Его жена увидела это и закричала на него. Он с перепугу снял сковороду и уронил ее на пол. То-то грохоту было! Зато жена с удивлением обнаружила, что там, где стояла сковорода, полотенце стало ровным и гладким, хотя и успело чуть-чуть пригореть, а по краям осталось таким же измятым. Мужик тоже удивился и решил попробовать поводить полуостывшей сковородой по полотенцу. И надо же — оно стало гладким! Зато измазалось в саже, и жена снова ворчала на него. Мужик почистил сковороду и попробовал еще раз. И опять полотенце стало гладким! Обрадовался мужик и стал сковородой белье гладить. Да вот беда: то белье марается, то сковорода остывает, и не успеваешь нагревать ее. Решил тогда мужик положить горячих углей прямо в сковороду. Все бы хорошо, но теперь белье пригорать стало, да и копоть летит с углей. Поубавил мужик углей, а сковороду прикрыл сверху доской деревянной. И вроде бы получаться стало. Да и жена тоже довольна.
Давно это было, забыли в деревне про того мужика, но молва людская по миру разнеслась... И утюги вскоре появились. И каких только не было!
Сначала угольные, с поддувалами, а то и с трубой, похожие на печки: в них накладывали и раздували угли, но белье можно было запачкать сажей. Потом наплитные, нагревающиеся прямо на огне либо в печке.
В газовом утюге горел газ из прикрепленного сзади баллончика, в керосиновом — керосин, но белье после глажки изрядно пахло керосином.
Электрический утюг изобрели около 100 лет назад. Он оказался лучше всех. Особенно после того, как «обзавелся» терморегулятором — устройством для регулирования температуры, а также увлажнителем...
Утюги-то разные, но принцип действия у них одинаковый — сначала нагрей, а потом гладь.
(Пауза)
А кто из вас знает, чей инструмент — утюг? (Портных в ателье, гладильщиц в прачечных, магазинах одежды, домах моделей, фотографов, которые используют свой модернизированный «утюг» — электроглянцеватель — для получения зеркальной поверхности фотоснимков).
Инструмент — символ профессии, ее знак. Вспомните форму офицеров. У некоторых на петлицах маленький металлический танк, значит он — танкист, у некоторых — пушка, значит он артиллерист, а у кого-то — труба, значит он музыкант. У железнодорожников на форме — скрещенные разводной ключ и молоток, у летчиков и других работников авиаслужб — тоже свой знак.
(Пауза)
Игра «У кого мастерок, у кого молоток».
На доске заранее прикреплены картинки (в один ряд) с изображением людей разных профессий, а ниже — картинки с изображением инструментов, принадлежащих людям этих профессий. Задача играющих — мелом соединить подходящие картинки: каждому мастеру свой инструмент. Игру можно организовать в форме эстафеты.
Игра.
На столе разложены простые инструменты: отвертка, циркуль, клещи, кисти, мастерок, скальпель и др.
Ведущий дает задание двум вызванным ученикам при помощи сигнальных карточек с названиями профессий. Уйдя в конец класса и встав так, чтобы его видели только вызванные ученики, ведущий показывает сигнальную карточку с названием инструмента, а ребята находят на столе соответствующий инструмент.
Класс называет «хозяина» инструмента.
После игры можно предложить ребятам разгадать два кроссворда-задачки. (В первом по горизонтали пишется ключевое слово «молоток», во втором по вертикали — слово «ткань»).
В саду сломалась скамейка, Дима решил починить ее, взял молоток и отправился в сад. Однако одним молотком ему не отремонтировать сломанную скамейку. Какие инструменты и материалы понадобятся Диме в работе? Заполняя строчки по вертикали, вы узнаете об этом.
Захотела Маша сшить красивый фартук. Ткань у нее есть. А что еще понадобится Маше в работе? Для этого нужно заполнить строчки кроссворда по горизонтали.
Учитель: Есть много разных профессий, а инструментов — еще больше. Вы пока еще не выбрали себе инструменты и работу, но вскоре сделаете это. Главные же ваши «инструменты» — ваше сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, голова — думать, а руки — уметь, вы справитесь с любой работой.
«Труженики леса»
Оформление:
-
Картины и фотографии леса. -
Картина, гербарий для игр. Оборудование:
-
Фонограмма лесных звуков. -
Диапозитивы с изображением лесных массивов, полян. -
Записи песен о лесе.
Примерный вариант вступительной беседы учителя
На экран проецируются диапозитивы с видами леса, включается фонограмма, учитель начинает рассказ:
— Нашу страну можно назвать страной лесов. Велики и необозримы ее лесные просторы. Лес всегда был другом русского народа, щедро делился своими богатствами: грибами, ягодами, орехами, целебными травами, цветами, дровами.
Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». Что это?
(Пауза)
Сейчас люди должны заботиться о лесе, потому что они слишком расточительно использовали его богатства: много леса вырубили для строительства, производства бумаги; неправильно собирали ягоды и грибы, лечебные травы, засорили пригородные леса.
(Отключаются запись и проектор)
— Сегодня вы познакомитесь с профессиями людей — тружеников и помощников леса. А знакомство мы начнем с профессии лесника. Выглядит лесник так: брезентовый плащ (штормовка), резиновые сапоги, на голове — форменная фуражка с зеленым околышком и кокардой — двумя дубовыми листками крест накрест, за спиной — ружье, рюкзак. Фуражка почти как у капитана, да он и есть капитан зеленого лесного моря.
За каждым лесником закрепляется свой участок леса, на котором он — хозяин и сторож одновременно. Сторож потому, что оберегает лес от пожаров, а лесных обитателей — от браконьеров. Большую часть времени лесник проводит в лесу и нередко может там заночевать. Ему приходится следить за «дикими» туристами: после таких на лесных полянах как на свалке — консервные банки, пустые коробки, рваная бумага, полиэтиленовые пакеты, кругом бутылки, яичная скорлупа и пр. Не туристы, а настоящие вредители леса. Лесника еще называют лесным хозяином. Он вовремя заметит заболевшее дерево, сделает кормушки для зверей и птиц, искусственные гнезда для птиц. Для такой работы и длительных походов по лесу нужна хорошая физическая подготовка.
(Пауза)
Назовите зверей и птиц, которые живут в наших лесах.
(Учитель и класс выслушивают ответы учеников)
Лесник должен знать свой участок, уметь ориентироваться в лесу по компасу, муравейникам, стволам деревьев, цветам. Для этого нужно быть наблюдательным человеком.
Давайте проверим вашу наблюдательность.
Тест на наблюдательность.
Ребятам в течение 1—2-х минут показывают картинки с изображением леса и лесных обитателей или проецируют аналогичные диапозитивы на экран. Картинки должны содержать достаточно много предметов и обитателей. Для этого рекомендуется использовать следующие картины: «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках», «Проселок», «Весна», «Радуга»; можно предложить картины Левитана, Шишкина, Васнецова, Саврасова и др. Дети стараются как можно подробнее запомнить, что на них изображено. После этого учитель расспрашивает детей о малопримечательных деталях картин.
Ответившие на все вопросы — самые наблюдательные, их можно поощрить какими-либо призами.
Для проверки наблюдательности можно использовать игры индейцев.
«Игры индейцев».
Соберитесь в середине комнаты, разбейтесь на 2 равноценные команды, встаньте спинами друг к другу, выберите капитанов.
Каждая команда скрытно от другой устанавливает в своем лагере (можно на столе или где-нибудь на кресле) несколько различных предметов в определенном порядке. Затем команды встают лицом друг к другу. Представители за спинами команд противников меняют местами различные предметы. На это дается всего 10—15 секунд. Далее капитаны команд выбирают по одному представителю из своей команды. По сигналу (хлопку) капитанов они поворачиваются на 180 градусов и в течение 5-ти секунд должны рассмотреть и запомнить установленные там предметы, а затем рассказать, что они там видели. Судьями будут капитаны команд. Судьи определяют, чей ответ более полный. Цикл игры повторяется несколько раз. При этом назначаются новые представители, меняются установки различных предметов, а затем последовательно все оставшиеся игроки команд рассказывают о содержании увиденного. Капитаны определяют победителей. Победители получают призы (например, шоколад, книги о животных, открытки и т.д.).
(Пауза. Затем учитель продолжает свой рассказ)
Другая важная профессия в лесу — лесовод.