Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................... 4
Раздел I. Организация и планирование профессиональной ориентации в образовательном учреждении.................................. 7
1.1. Введение в профориентацию.
Основные определения и понятия........................................... 7
1.2. Организация работы общеобразовательного учреждения
по профессиональной ориентации........................................ 18 1.3. Формы и методы профориентационной работы ................... 35
Раздел II. Профориентационная работа
со школьниками разных возрастных групп................................. 56
2.1. Профориентация младших школьников................................ 56
2.2. Профориентация подростков................................................128
2.3. Профориентация старшеклассников ....................................179
Раздел III. Работа с родителями
по профориентации школьников.................................................246
3.1. Основные направления и формы работы с родителями ......246
3.2. Сценарии родительских собраний профориентационной направленности ................................251
Раздел IV. Диагностика в профориентационной
работе со школьниками...............................................................266
Заключение ..................................................................................322 Список литературы......................................................................323
Приложения.................................................................................325
ВВЕДЕНИЕ
Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения — не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда — и его судьба.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле — ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые, школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социальнопрофессиональной структуры.
В школе сложилась правильная традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания. Практически все исследователи говорят о необходимости возрастного подхода в организации профориентационной работы.
Характер содержания и объем работы будут, естественно, меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах.
Для решения задач профориентационной работы школа располагает большими возможностями. Прежде всего, нужно использовать возможности учебного процесса. Обучение в школе, как известно, выполняет многочисленные функции, одной из которых является подготовка учащихся к труду, выбору и получению профессии. В этих целях обучение решает две задачи; развивает интересы, склонности и способности учащихся и раскрывает политехнические основы выбора и получения профессии. При изучении общеобразовательных предметов появляются и стабилизируются интересы к содержанию учебного материала и видам познавательной деятельности.
С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется и приобретает специфическую, профессиональную направленность.
Учебный процесс, безусловно, является важнейшим фактором разностороннего развития и подготовки школьников к жизненному самоопределению. Но обучение имеет свои задачи и ограниченные возможности. Поэтому внеучебные занятия могут служить логическим продолжением для углубления общеобразовательных и
политехнических знаний и умений, развития разносторонних интересов, склонностей и способностей, являющихся основой профессиональной ориентации учащихся.
Внеклассные занятия разнообразны по содержанию, формам и методам их проведения, обладают относительной автономией и возможностями использовать материальную базу школы, учебных заведений, предприятий, помощь специалистов различных отраслей народного хозяйства.
Внеучебные занятия создают благоприятные условия для углубления, творческого применения теоретических знаний на практике, способствуют выработке умений и навыков, развитию и дифференциации интересов, склонностей и способностей учащихся, что в конечном счете приводит к формированию устойчивой профессиональной направленности личности. Связь внеучебных занятий с производством, привлечение специалистов различных отраслей народного хозяйства, научных работников, преподавателей учебных заведений к творческой деятельности с учащимися приближает выбор профессии к реальным условиям современности.
В данном методическом пособии представлены организационно-методические основы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении, а также практический материал для осуществления данного вида деятельности с учетом возрастных особенностей школьников.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Введение в профориентацию. Основные определения и понятия
Основная цель профориентационной работы в школе — оказание реальной помощи подростку в выборе вариантов профессионального образования. Обоснованный профессиональный выбор — это собственное решение человека, осознающего ответственность при планировании перспектив своего развития. Такую ответственность готовы принять далеко не все взрослые, поэтому подросток в период выбора профессии особо нуждается в помощи со стороны специалистов: педагогов, родителей, психологов.
Высший уровень профориентации — самостоятельное профессиональное самоопределение учащихся, планирование профессиональной карьеры. На этом уровне человек готов к самостоятельному и осознанному принятию решения о собственной профессиональной самореализации, причем без посторонней помощи. Для достижения такого уровня в учебном заведении должна сформироваться полноценная, системная профориентация, направленная на постепенное формирование личности учащегося как субъекта профессионального самоопределения.
Профессиональная ориентация — организация научно обоснованной системы мер (социально-экономических, психологопедагогических, медико-физиологических), способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и для общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда [12].
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, медицины, права. Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть ее междисциплинарные аспекты и определить общие цели участников этого процесса, их задачи, функции, содержание, виды деятельности по формированию у молодежи эффективных профессиональных планов.
Системный подход предполагает: выявление структуры процесса (субъектов профориентации); анализ структурных элементов, необходимых и достаточных для успешного достижения целей; исследование внутренней организации элементов; определение системообразующих связей.
Структуру системного подхода к профессиональной ориентации учащихся можно представить схематично (табл. 1).
Таблица 1
Структура системного подхода к профессиональной ориентации учащихся
Этапы | Звенья и их функциональные характеристики | |||
Профессиональное просвещение | Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу | Ознакомление с социальноэкономическими аспектами выбора профессии | Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства | Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства |
Профессиональное убеждение | Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии | Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных и общественных интересов и общества | Самовыражение в выборе профессии | Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения |
Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии | Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук | Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе | Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения | Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности |
Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся | Корректирование склонностей и способностей к избираемой профессией | Корректирование избираемой профессии с учетом состояния здоровья | Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста | Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации |
Таким образом, управление профориентацией можно рассматривать как процесс, основой которого являются субъектнообъектные отношения, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности, субъектом же — сама личность и социальные институты, воздействующие на нее: семья, психолого-педагогическая наука, психологические центры и службы, медицинские учреждения, учреждения общего и профессионального образования, средства массовой информации, организации и предприятия, государственные органы власти и управления.