Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 575
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
человека, создающего условия для жизни растений (агроном); -
врача, следящего за здоровьем пчел, рыб, птиц, животных (ветеринар); -
место, где содержат коров (коровник); -
пастуха овец (чабан); -
специалиста по уборочной технике, рабочее место которого — поля пшеницы, картофеля, моркови (тракторист).
(Ведущий показывает карточку с буквой, с которой начинается слово).
1-й экскурсовод: Путешествие подошло к концу. Свои отзывы и заявки на другие путешествия можете опускать в наш ящик. (Показывает ящичек и вешает его на гвоздь в классе). Наше туристическое бюро желает вам всего хорошего.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ БЕСЕДЫ
«Кто создал книгу»
(для учащихся 4—5-х классов)
Цель: знакомство с профессиями полиграфического производства.
Примерный сценарий беседы
Много интересных, нужных дел на Земле. Над созданием и изготовлением каждой вещи, любого предмета трудятся сотни людей.
От скольких людей я завишу —
От тех, кто посеял зерно,
От тех, кто чинил мою крышу,
Кто вставил мне стекла в окно,
Кто сшил и скроил мне одежду,
Кто прочно стачал сапоги,
Кто в сердце вселил мне надежду, Что нас не осилят враги.
Об одной из таких вещей мы сегодня поговорим. Каждый день мы берем книгу: учебник, словарь, сказки. Без этих книг не обойтись. Книги — наши друзья. Они нас учат русскому языку, учат быть справедливыми. Рассказывают об истории нашей Родины, других стран.
Но, чтобы книга пришла к нам и стала другом, ее надо создать.
Над ее созданием трудятся многие люди.
Например, сказки. Писатель-сказочник долгими вечерами сидел за письменным столом и сочинял интересные сказки. Пусть их прочитают дети. Для этого нужно выпустить книгу. Ребята любят сказки с картинками. Писатель отнес сказку художнику, тот нарисовал иллюстрации. Текст и иллюстрации отнесли в редакцию, где корректор и редактор отредактировали, подумали, каким шрифтом (буквами) будет печататься книга, сколько страниц в ней будет, какая будет обложка. Теперь книгу надо напечатать. На чем? На бумаге. Кто и как готовит бумагу? В изготовлении бумаги принимают участие люди многих профессий:
Лесовод — вырастил лес.
Лесоруб — срубил.
Водитель лесовоза — привез на бумажный комбинат.
Над получением бумаги также трудились:
Варщик древесины;
Машинист бумагоделательной машины;
Сушильщик бумагоделательной машины; Резчик бумаги; Упаковщик.
И повезли бумагу на машине, в поезде, на самолете — водитель автомобиля, машинист, летчик. В огромных рулонах бумагу доставили в типографии. Здесь на печатных машинах отпечатали наши сказки. Переплетчики надели обложку и сшили листы. Получилась книга. Покупайте! Читайте!
Заключительная беседа:
-
Сколько профессий и какие участвовали в создании книги?
(выписать на доске).
-
Можно ли обойтись без кого-либо из них? -
О бережном отношении к книгам.
«Любимое лакомство и кто его нам приготовил»
(для учащихся 4—5 классов)
Цель: знакомство с профессиями пищевого производства.
Примерный сценарий беседы
Речь пойдет о продукции, которая особенно приятна детям. В любое время года, на севере или на юге, в любую погоду мы просим, умоляем, требуем; «Мама, купи мороженое!». И ничего удивительного. Говорят, что еще император Александр Македонский в IV веке до нашей эры, изнемогая от жары во время походов в Индию, приказывал подать мороженого.
Конечно, он не предполагал, каким чудесным лакомством будут наслаждаться дети XX века. Мороженым он называл фруктовые соки со снегом.
Вы, конечно, видели в магазинах множество сортов мороженого: с орехами, с изюмом, «лакомка», торты-мороженое. Мороженое не только вкусно, но и питательно. 1 кг пломбира равен по калорийности 2,5 кг телятины, 3,5 кг молока, 7,2 кг апельсинов.
Производство мороженого — непростое дело. Существует 160 видов сырья для его изготовления. Большинство видов готовят из молочных продуктов: молока, сливок. Молоко — ценный и важный продукт, за ним нужно отправиться в деревню на молочную ферму. Здесь ухаживают за коровами, растят их, получают молоко люди следующих специальностей: пастух, оператор по приготовлению и раздаче кормов, оператор молочного животноводства, мастер машинного доения, слесарь по ремонту оборудования фермы, ветеринарный фельдшер или фермер, который выполняет большинство функций этих специалистов.
Водители машин привезут молоко на предприятие, где производят мороженое. Здесь оно попадает в цех, где с помощью специальной обработки убивают попавшие микробы. Затем молоко поступает в цех, где его смешивают с различными наполнителями. В смеситель в определенной пропорции и особой очередности направляются потоки молока, шоколада или фруктового сиропа, добавляются ароматические эссенции. Большие механические машины перемешивают смесь и отправляют в цех охлаждения, где она вскоре станет мороженым. Автоматы наполняют стаканчики, глазируют брикеты, заворачивают обертки. Получаются самые разные пакеты с мороженым, разных форм и размеров, с прослойками и без. Как же называются профессии чудесной фабрики мороженого?
-
Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока. -
Аппаратчик по сгущению молока. -
Газировщик. -
Дозаторщик. -
Изготовитель шоколадной массы. -
Машинист-наполнитель автоматов. -
Наладчик машин и оборудования.
Говоря об изготовлении мороженого, нельзя забыть о садоводах. Они вырастили фрукты и ягоды, из них приготовили сиропы для мороженого «Фруктовое», «Ароматическое», «Клубничное», «Ягодное» и др.
Контрольные вопросы:
-
Кто нам готовит любимое лакомство? (выписать на доске). -
Можно ли обойтись без кого-либо из них?
Путешествие по станциям «Кем быть?»
(для учащихся 4—5-х классов)
Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий.
1. Вступительное слово ведущего. Сегодня мы с вами проводим игру-путешествие по станциям «Кем быть?». Каждый из вас, когда вырастет, захочет стать полезным человеком для нашей Родины. Пусть наша игра немного поможет вам в этом. Каждая профессия требует знаний и умений. Свои знания и умения вы должны сегодня показать.
(Ведущий говорит, какие станции будут работать. Знакомит с условиями игры. Учащиеся делятся на группы и каждая занимает свою станцию).
Станция № 1: Общественное питание. Представлены профессии: повар, кондитер, официант; рисунки учащихся о профессиях общественного питания.
Задание: Повару — подобрать набор продуктов для приготовления блюда по выбору (из продуктов, имеющихся на столе).
Кондитеру — рассказать рецепт приготовления выпеченного изделия.
Официанту — сервировать стол по выбору к обеду, чаю, завтраку (набор посуды на столе).
Ведущий дает оценку выполненной работе.
Ведущий обыгрывает эти рисунки, предлагая сочинить рассказ, историю о той или иной профессии общественного питания. Подводит итоги с учетом баллов, заработанных на данной станции.
Станция № 2: Бытовое обслуживание населения. Представлены профессии: закройщик, портной, сапожник, парикмахер; рисунки учащихся о профессиях бытового обслуживания.
Задание: Для закройщика — раскроить из кусочка ткани изделие на куклу; объяснить, какое изделие выбрано.
Портному предлагается пришить пуговицу, заплатку.
Сапожнику — рассказать о профессии.
Парикмахеру предлагается сделать прическу.
Ведущий задает вопросы: Из чего вырабатывают ткань, нитки?
Рассказы о понравившейся профессии. Подводятся итоги с учетом полученных баллов.
Станция № 3: Клуб любознательных. Представлены различные рисунки техники, приборы (песочные часы, весы, спидометр, термометр).
На этой станции ведущий задает вопросы по технике:
— Назовите конструктора первого самолета (Можайский).
— Виды самолетов.
— Как называется окно в самолете, место, где сидят пассажиры, лестница, место нахождения экипажа?
— Первый космонавт планеты (Гагарин).
— Какая космическая станция сейчас на орбите («Мир»).
— Чем отличается паровоз от электровоза?
— Назовите и расскажите о профессиях транспорта.
Ведущий подводит итоги по данной станции.
Станция № 4: Угадайка! На данной станции представлены различные инструменты: молоток, пила, рубанок, мастерок, отвертка, доски, гвозди и др. Нужно назвать профессии, связанные с использованием этих инструментов в работе.
Отгадать загадки о технике, орудиях труда, профессиях. Учащиеся отгадывают загадки.
Ведущий подводит итоги по данной станции и по игре в целом. Группа-победитель награждается сувенирами.
Дополнительная информация для организатора игры
Загадки
Кричит горлан через море-океан, Получает ответ через весь свет (Радио).
Висит груша, нельзя скушать,
Не бойся, тронь, хоть внутри огонь (Электрическая лампочка).
Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит (Трактор).
Бежит конь вороной, много тащит за собой (Паровоз).
Летит — гудит, а как сядет — замолчит (Самолет).
Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (Коса).
Зубасты, а не кусаются (Грабли).
В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).
Огородник Федос, у него длинный нос,
Где ни поклонится — вода течет (Лейка).
Конь стальной, хвост льняной (Иголка с ниткой).
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведет, там заметку кладет (Карандаш).
Белый зайчик прыгает по черному полю (Мел и доска).
И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.
Умещается в кармане, а ведет нас за собой (Компас).
Две стройные сестрицы в руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки и вот он — шарф для Петеньки (Спицы).
Он и Волк, и Дед Мороз, и смешит ребят до слез,
Был сегодня педагогом, послезавтра — машинист, Должен знать он очень много, потому что он... (Артист).
Чтоб тебя я подвез, мне не нужен овес.
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,