Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 581
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра-путешествие | «Я познаю мир!» «Чудо-мастера» «Как хлеб на Земле появился?» | 9—12 9—13 7—10 |
Познавательная игра-развлечение | «Труд — это творчество!» | 10—13 |
Познавательная игра-соревнование | «Умение везде найдет применение» | 9—13 |
Клуб интересных встреч | «Все работы хороши, выбирай на вкус» | 12—15 |
Клуб «Почемучек» | «Чем занимается этот работник?» | 7—12 |
Книжное обозрение | «Скоро поступать — заглянем в справочник» | 14—17 |
Конкурс рисунков | «Кем я буду, когда вырасту» | 7—12 |
Клуб творческих дел | «Город веселых мастеров» «Рукотворный и нерукотворный мир» «Мы — модельеры» | 11—4 11—14 10—14 |
Конкурс | «Таланты среди нас!» | 7—13 |
Конкурс стенгазет | «Самая хорошая профессия!» | 7—14 |
Конкурс литературнохудожественный | «Мир наших увлечений» | 7—14 |
Литературномузыкальная композиция | «Дело мастера боится» | 7—14 |
Конференция литературная | «Каждая вещь трудом создана» | 12—14 |
Компас в книжном мире | «В мире профессий» | 7—14 |
Копилка народной мудрости | Пословицы, поговорки, загадки о труде | 7—12 |
Обозрение книжное | «История возникновения и развития одежды» | 7—12 |
Огонёк | «Учителями славится Россия!» | 11—14 |
Оформление информационного стенда | «Это полезно знать!» | 13—17 |
Праздник | «Талантами русская земля не оскудевает!» «Жизнь замечательных людей» | 10—14 10—14 |
Посиделки вместе с родителями | «История моего трудового рода» | 9—14 |
Практикум | «Трудовое воспитание в семье» | 8—12 |
Путешествие в мир профессий | «Угадай профессию!» | 8—13 |
Поле чудес | «Профессии вокруг нас» | 9—14 |
Собрание родительское | «Профессии в моей родословной» | 8—14 |
Салон | Объединения «по интересу» | 9—14 |
Творческие мастерские (работа) | «Город мастеров» | 10—14 |
Творческий проект (создание) | «Хочу, могу, надо!» | 13—16 |
Утренник | «Мамин труд я берегу, помогаю, как могу!» | 7—10 |
Фестиваль профессий | «Прекрасные дела» | 9—13 |
Час игр и развлечений | «Разные профессии» «Хочу и могу» | 7—12 12—14 |
Тематический классный час | «Чудеса народных промыслов» | 9—12 |
Клубный час | «Что такое экономика?» | 13—15 |
Школа умелых хозяев | «Выбор профессии — важное дело» «Экономика профессии, которую ты выбираешь» | 12—14 14—17 |
Экскурсия | «Трудовое прошлое твоей семьи» «Наше хозяйство» | 10—12 11—15 |
Ярмарка поделок | «Всех на ярмарку зовем, мы поделки продаем» | 7—12 |
|
Приложение 4
Профориентационные игры для младших школьников
«Аукцион»
Оборудование: картинки, изображающие представителей нескольких профессий, предметные картинки, изображающие орудия труда, которым пользуются представители этих профессий.
Цель игры: углубление знаний о трудовом процессе, орудиях производства, активизация деятельного интереса к профессиям.
Ход игры: ведущий раскладывает карточки с изображениями представителей определенных профессий и предлагает детям выбрать из предложенных картинок себе профессию на сегодняшнюю игру. Те, кто выбрал себе профессию, садятся возле соответствующей карточки.
Таким образом, дети делятся на микрогруппы, каждая из которых состоит из представителей одной профессии (например: столяры, портные, повара, врачи). Ведущий объявляет, что на нынешний аукцион выставляются различные орудия труда. Купить их могут представители любой из профессий, кто предоставит больше доказательств того, для чего данный предмет им нужен в трудовой деятельности. Доказательства могут быть даже самыми фантастическими, но обязательное условие — они должны соответствовать выбранной профессии. По ходу аукциона каждой профессии будет предоставлена рекламная пауза. Дети должны заранее продумать и решить, кто и как будет рекламировать их профессию, и подготовиться. (Тут можно использовать стихи, песни о профессии, пантомимы, сочинить сказку, рассказ о том, почему эта профессия является важной и нужной людям, и т.п.).
Когда все карточки с изображениями орудий труда будут «распроданы», победительницей объявляется та команда, которая набрала большее число картинок. Детям предлагается обсудить в своих микрогруппах, кто же из них показал в ходе игры более глубокие знания о выбранной профессии, принимал более активное участие в игре, чем остальные. Эти представители команд награждаются шапочками с надписью «Мастер своего дела».
Затем проводится обсуждение и анализ игры. Детям предлагаются следующие вопросы:
— Что нового вы узнали за сегодняшнюю игру?
— Как вы считаете, какие качества нужны, чтобы победить в этой игре?
— Почему победила именно эта команда?
— Какие бы вы предложили выбрать профессии для такой игры? Почему?
«Ярмарка»
Оборудование: любые предметы: одежда, овощи, фрукты, игрушки и т.д.; бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы.
Цель игры: углубление знаний о процессе производства, стимуляция поискового интереса к трудовому процессу; развитие творческого подхода к делу.
Ход игры:
Ведущий играет роль покупателя. Дети разбиваются на подгруппы, каждая из которых будет продавать свой товар. Детям заранее объясняют, что для того чтобы продать товар, его нужно разрекламировать. Рекламу можно делать различными способами: сочинить стихи, песню, нарисовать плакат, сделать яркую упаковку и т.д. Можно комбинировать разные формы рекламы, но она обязательно должна отражать следующее:
— название товара;
— для чего он предназначен;
— из чего он изготовлен;
— где его произвели;
— представители каких профессий принимали участие в его производстве;
— какие стадии производства он прошел (если их было несколько);
— почему покупателю нужно купить именно этот товар, а не какой-нибудь другой.
Затем дети выбирают себе любые предметы для продажи и готовятся к ярмарке. Для подготовки отводится определенное время, после чего ярмарка открывается. Когда одна из подгрупп представляет свой товар, остальные «продавцы» вместе с покупателем смотрят и оценивают рекламу своих товарищей. После представления товара покупатели имеют право задавать вопросы продавцам по поводу их товара. Игра закончена, когда «куплены» все товары.
После этого проводится обсуждение игры, в ходе которого можно задать следующие вопросы:
— Что нового вы узнали в ходе игры?
— Как вы считаете, чья реклама была самой лучшей?
— Почему?
— Кто сегодня показал самые глубокие знания о процессе производства своего товара?
«Кто нужнее?»
Оборудование: картинки с изображением представителей нескольких профессий, молоток для судьи.
Цель игры: углубление знаний о наиболее распространенных профессиях, формирование понимания роли труда в жизни человека и общества.
Ход игры:
Ведущий выступает в роли судьи, дети — защитников и присяжных. На столиках разложены картинки с изображением представителей различных профессий. Те, кто хочет защищать эти профессии, рассаживаются за соответствующие столы. Можно, чтобы дети сами предложили профессии, которые бы они хотели защищать. Присяжные садятся на свои места. Судья ударяет молоточком и объявляет, что сегодня суд должен решить, какая же из профессий самая важная и нужная людям. И предупреждает, что высказываться можно только тогда, когда предоставлено слово; нельзя перебивать выступающего; когда будет предоставлена возможность, можно задавать вопросы защитникам.
Затем «судья» дает возможность подумать и обсудить всем защитникам профессий, что они будут говорить. После чего каждой подгруппе предоставляется слово.
Защитники каждой профессии стараются доказать, что их профессия самая интересная, важная и нужная людям. Для этого они должны привести как можно больше доказательств этому и опровергнуть своих оппонентов.
Судья и присяжные, выслушав всех, выносят решение, кто более убедительно доказал необходимость своей профессии. И если это необходимо, судья помогает им прийти к выводу о том, что все же любая профессия — самая интересная для тех, кто ее выбрал, и все профессии нужны людям.
По окончании игры проводится ее обсуждение, в ходе которого можно предложить ответить на вопросы:
— Что было бы, если б исчезла какая-либо профессия?
— Какие еще профессии вы знаете и для чего они нужны людям?
«Предприятие»
Оборудование: таблички или шапочки с надписями: «Директор», «Инженер-конструктор», «Бухгалтер», «Кассир», «Водитель», «Рабочий», «Кладовщик», «Продавец», «Дизайнер», «Рекламный агент», «Товаровед», плакат с изображением структуры производства, «деньги», бланки с должностными обязанностями сотрудников предприятия, контракты, клей, кисточки, ножницы, краски, бумага, картон, карандаши, фломастеры, пособие по работе «оригами».
Цель игры: Дать представление о работе предприятия в целом и отдельных его звеньев; углубление знаний о процессе производства, предметах и орудиях труда; формирование у детей интереса к различным профессиям; дать понятие о качествах, необходимых для успешного овладения этими профессиями.
Ход игры:
Ведущий выступает в роли директора. Он открывает предприятие по производству бумажных игрушек (в технике «оригами») и ведет прием на работу. Дети знакомятся со структурой фабрики и рекламой, после чего выбирают, кем бы они хотели работать. Устройство на работу осуществляется в соответствии с имеющимися вакансиями, желанием устраивающегося и с его умениями (которые работодатель может проверить, если сочтет нужным). Каждый участник старается преподнести себя так, чтоб его взяли именно на ту должность, которую он хочет. Если это место уже занято, то он выбирает из оставшихся профессий.
Когда «трудовой коллектив» сформирован, предприятие начинает свою работу.
Рабочие в цехе изготавливают поделки по эскизам и чертежам. Конструкторское бюро разрабатывает новые модели. Бухгалтер считает, сколько каждому сотруднику положено заплатить. Кассир выдает «деньги», шоферы «привозят» сырье (бумагу, клей, краски) в цех и доставляют готовую продукцию на склад или в магазин. Кладовщик выдает товар заведующему магазином. Товаровед выбирает товар на базе для продажи, дизайнер оформляет витрины. Координирует работу всех звеньев производства директор. Рекламный агент рекламирует товар, а продавец его продает. По окончании рабочего дня все работающие на предприятии получают «зарплату» и с ней могут пойти в магазин.