Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Предлагаемая система профессиональной ориентации при творческом ее применении в состоянии обеспечить надлежащую подготовку учащихся к жизненному самоопределению. Наибольшее внимание при профориентационной работе следует уделять практической подготовке учащихся к сознательному выбору и получению профессии, ибо только на практике вырабатываются качества личности для избираемой профессии.

Вовлечение учащихся в разнообразные виды практической деятельности в состоянии обеспечить фактическую реализацию их профессиональных намерений.

Наконец, любая система профориентационной работы, в конечном счете, замыкается на личности. Поэтому необходим дифференцированный подход к формированию такого интегрального качества личности как профессиональная направленность каждого юноши и девушки. К тому же, всякая система профессиональной ориентации, как совокупность взаимосвязанных форм и методов работы, должна функционировать дифференцированно, с учетом производственного окружения, географических и национальных условий, традиций и других особенностей каждого конкретного региона.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Артюхова К.С. Проблема выбора обучения в старшей школе // Педагогика. 2004. № 2.

  2. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации. СПб., 2003.

  3. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». СПб., 2007.

  4. Бобровская Л.Н., Просихина О.Ю., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М., 2007.

  5. В помощь классному руководителю. Работа с родителями: Методические материалы / Авт.-сост. Л.П.Городенко, С.К.Овсянникова. Нижневартовск, 2005. Ч. 3.

  6. Григоричева И.В. Активизирующие методы в планировании карьеры: Метод. пособие для психологов и профконсультантов.


Барнаул, 2003.

  1. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-метод. пособие. СПб., 2006.

  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10—11 кл). М., 2006.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005.

  4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студ. М., 2005.

  5. Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования: Практикум по профориентации школьников старших классов: Метод. рекомендации. Хабаровск, 2005.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

  7. Климов Е.А., Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. М., 1995.

  8. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.

  9. Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению // Директор школы. 2006. № 3. С. 65.

  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

  11. Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения: Сб. практич. матлов по профессиональному просвещению учащихся 5—8 классов / Сост. Т.А.Матерова. Барнаул, 2007. Ч. 2.

  12. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

  13. Психологическое сопровождение профильного обучения: Метод. мат-лы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса Лонгитэд-ЭДК.

URL: http://www.lnd.pu.ru/index.

  1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., 2006.

  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

  3. Репьева О.В. Сборник методик для отбора в профильные классы: Метод. пособие / Алтайский краев. центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. Барнаул, 2007.

  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М., 2006.

  5. Самчук Е.А., Матерова Т.А. Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Метод. пособие / Алтайский краев. центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. Барнаул, 2007.

  6. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования.

СПб., 2006.

  1. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Минск, 1993.

  2. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.

  3. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Метод. пособие. М., 2005.

  4. Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учеб. пособие. СПб., 2006.

  5. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Под ред. Е.Ананьевой, В.Белоусовой. М., 2003.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

План работы школы по профориентации на учебный год



Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Организационная работа в школе

1

Оформление уголка по профориентации.

Сентябрь

Администрация

2

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX,

XI кл.)

Августсентябрь

Зам. директора по УВР

3

Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год

Сентябрь

Зам. директора по ВР

4

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

В течение года

Библиотекарь

5

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

В течение года

Администрация

6

Введение курсов по выбору

В течение года

Администрация

7

Освещение вопросов профориентации в школьной газете «Пульсар»

В течение года

Редколлегия

8

Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

В течение года

Зам. директора по ВР.,

кл. руководители




9

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

В течение года

Кл. руководители

10

Экскурсии на предприятия города

В течение года

Кл. руководители

11

Участие в «Ярмарке вакансий»

Октябрь, апрель

Администрация, кл. руководители



Работа с педагогическими кадрами





1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работе с учащимися различных возрастных групп

Август

Зам. директора по ВР

2

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности учащихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»,

«Изучение профессиональных намерений и планов учащихся»

В течение года

Психолог Г.И.Аверина

3

Оказание помощи в разработке воспитательных мероприятий

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе



Работа с родителями





1

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов.

«Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»

В течение года

Кл. руководители, психолог

2

Организовать встречи уч-ся с

их родителями —

представителями различных

В течение года

Кл. руководители, учителяпредметники








профессий







3

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и в учебные заведения

В течение года

Кл. руководители

4

Организовать проведение классных родительских собраний по вопросам профориентационной работы

В течение года

Кл. руководители 1—11 классов

5

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

В течение года

Кл. руковод. Психолог

6

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам

В течение года

Зам. директора по ВР,

кл. руководители



Работа с учащимися





1

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

В течение года

Кл. руководители

2

Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности

В течение года

Психолог, кл. руководители

3

Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации

В течение года

Кл. руководители, психолог

4

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся

В течение года

Психолог

5

Организация и проведение с уч-ся выставок «В мире профессий»; викторин, бесед

В течение года

Кл. руководители, библиотекарь

6

Проведение школьной Недели профориентационной работы «Кем быть? Каким быть?»

Октябрь

Кл. руководители, зам. директора по ВР

7

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

В течение года

Кл. руководители

8

Организация экскурсий и встреч со специалистами

В течение года

Зам. директора по ВР




Центра занятости







9

Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений

Март— апрель

Зам. директора по ВР

10

Знакомство с профессиями на уроках.

Расширение знаний учащихся о профессиях

В течение года

Учителя- предметники

11

Проведение курса по выбору

«Основы выбора профес-

сии», 8 классы

В течение года

Г.И.Аверина

12

Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком

труда

9—11 кл.

Зам. директора по ВР,

кл. руководители

13

Работа по созданию портфолио выпускников школы

Постоянно

Кл. руководители, психолог

14

Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад:

— знакомство со строительными профессиями;

— школьный оздоровительный лагерь (педкласс)

Каникулы

Зам. директора по ВР,

кл. руководители

15

Организация общественнополезного труда школьников как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.)

В течение года

Кл. руководители

16

Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

Постоянно

Библиотекарь