Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 585

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ


3.1. Основные направления и формы работы с родителями

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями.

Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают.

Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка.

Работа любой школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ее осуществлению будет привлечена родительская общественность.

Основными направлениями этой работы являются:

— психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации учащихся — родительские собрания, беседы, конференции;

— активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профпросвещению учащихся (бесед, профинформационных экскурсий, диспутов, участие в профессиографических беседах);

— индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации учащихся.

В процессе проведения индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы [5].

Психолого-педагогическое просвещение родителей организуется с помощью следующих форм:

— университет педагогических знаний;


— лекции, семинары, практикумы;

— родительские конференции;

— педагогическая дискуссия;

— посещение родителей на дому;

— групповые и индивидуальные консультации; — родительские собрания.

Остановимся кратко на перечисленных формах работы.

Родительский лекторий и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности, выработке единых подходов семьи и школы к профессиональной ориентации школьников.

Индивидуальные консультации— одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию дальнейшей индивидуальной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком.

«Университетпедагогических знаний» это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе профориентационной работы школы. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

К ним обычно готовят выставки книг для родителей. Конференция обычно открывается вступительным словом директора учебного заведения (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.



Диспут, дискуссия, обмен мнениями по проблемам профориентации — одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.

Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями, универсальная форма взаимодействия педагога с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.


Родительское собрание будет эффективным, если:

  1. ориентироваться на ресурсы родителей, как интеллектуальные, так и эмоциональные. Значимость первых очевидна, а в отношении эмоциональных существует некоторая недооценка. Приходить на родительское собрание с удовольствием — это не так мало;

  2. удовлетворять принципам:

— активности (следовать желаниям родителей);

— оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

— значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

— результативности;

— сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем будущего детей, их самоопределении);

  1. заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу;

  2. начинать и заканчивать родительское собрание вовремя;

  3. организовывать обмен мнениями и идеями;

  4. стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу;

  5. проводить рефлексию.

Необходимо обратить внимание на важность безоценочных суждений педагога, соблюдение норм профессиональной этики (объективность, беспристрастность, определенность и т.д.). Педагог должен быть конструктивным, уметь находить взаимоприемлемые решения, анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще.

Надо сделать все, чтобы родители поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Весь информационный материал должен быть уложен в 15—20 минут.

Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учебе.

  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  4. На собрании не нужно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.


3.2. Сценарии родительских собраний профориентационной направленности

Предлагаем примерные сценарии родительских собраний профориентационной направленности [8].

Сценарий родительского собрания

«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»

Данное родительское собрание проводится в начале учебного года.

Цель: помощь учащимся 9-х классов в выборе профиля обучения в старшей школе.

Задачи:

  1. Дать родителям информацию о профильном обучении в старшей школе и предпрофильной подготовке в 9-м классе.

  2. Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.

  3. Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9-го класса.

Предварительная подготовка

А) Анкетирование учащихся по следующим вопросам:

  1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?

  2. После окончания 9-го класса:

— ты продолжишь обучение в 10—11-м классах;

— пойдешь учиться в какой-либо колледж; — пойдешь работать; — еще не решил.

  1. Выбрал ли ты уже профессию?

  2. С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения?

— с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем, школьным психологом);

— с родителями; — с друзьями; — сам все решу.

Б) Подготовка (тиражирование) анкеты для родителей, которая предлагается им на собрании:

  1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?

  2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в 10—11-х классах, колледже, другие варианты)?

  3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?

  4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

  5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

Ход собрания

  1. Анкетирование родителей.

Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопросы небольшой анкеты (ее бланки заранее подготовлены). Возможные варианты ответов — «да», «нет».

Обсуждение результатов анкетирования. Желательно, чтобы классный руководитель предоставил желающим родителям высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Таким образом нужно подвести родителей к выводу об актуальности первичного профессионального самоопределения учащихся 9-х классов, предварительного выбора профиля обучения.