Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Основные направления и формы работы с родителями
Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями.
Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают.
Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка.
Работа любой школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ее осуществлению будет привлечена родительская общественность.
Основными направлениями этой работы являются:
— психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации учащихся — родительские собрания, беседы, конференции;
— активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профпросвещению учащихся (бесед, профинформационных экскурсий, диспутов, участие в профессиографических беседах);
— индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации учащихся.
В процессе проведения индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей.
В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы [5].
Психолого-педагогическое просвещение родителей организуется с помощью следующих форм:
— университет педагогических знаний;
— лекции, семинары, практикумы;
— родительские конференции;
— педагогическая дискуссия;
— посещение родителей на дому;
— групповые и индивидуальные консультации; — родительские собрания.
Остановимся кратко на перечисленных формах работы.
Родительский лекторий и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности, выработке единых подходов семьи и школы к профессиональной ориентации школьников.
Индивидуальные консультации— одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию дальнейшей индивидуальной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком.
«Университетпедагогических знаний» — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей
Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе профориентационной работы школы. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
К ним обычно готовят выставки книг для родителей. Конференция обычно открывается вступительным словом директора учебного заведения (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Диспут, дискуссия, обмен мнениями по проблемам профориентации — одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.
Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями, универсальная форма взаимодействия педагога с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.
Родительское собрание будет эффективным, если:
-
ориентироваться на ресурсы родителей, как интеллектуальные, так и эмоциональные. Значимость первых очевидна, а в отношении эмоциональных существует некоторая недооценка. Приходить на родительское собрание с удовольствием — это не так мало; -
удовлетворять принципам:
— активности (следовать желаниям родителей);
— оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);
— значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);
— результативности;
— сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем будущего детей, их самоопределении);
-
заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу; -
начинать и заканчивать родительское собрание вовремя; -
организовывать обмен мнениями и идеями; -
стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу; -
проводить рефлексию.
Необходимо обратить внимание на важность безоценочных суждений педагога, соблюдение норм профессиональной этики (объективность, беспристрастность, определенность и т.д.). Педагог должен быть конструктивным, уметь находить взаимоприемлемые решения, анализировать ситуацию с различных точек зрения.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще.
Надо сделать все, чтобы родители поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Весь информационный материал должен быть уложен в 15—20 минут.
Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу.
Рекомендации по проведению родительских собраний
-
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учебе. -
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. -
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. -
На собрании не нужно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.
3.2. Сценарии родительских собраний профориентационной направленности
Предлагаем примерные сценарии родительских собраний профориентационной направленности [8].
Сценарий родительского собрания
«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»
Данное родительское собрание проводится в начале учебного года.
Цель: помощь учащимся 9-х классов в выборе профиля обучения в старшей школе.
Задачи:
-
Дать родителям информацию о профильном обучении в старшей школе и предпрофильной подготовке в 9-м классе. -
Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения. -
Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9-го класса.
Предварительная подготовка
А) Анкетирование учащихся по следующим вопросам:
-
Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе? -
После окончания 9-го класса:
— ты продолжишь обучение в 10—11-м классах;
— пойдешь учиться в какой-либо колледж; — пойдешь работать; — еще не решил.
-
Выбрал ли ты уже профессию? -
С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения?
— с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем, школьным психологом);
— с родителями; — с друзьями; — сам все решу.
Б) Подготовка (тиражирование) анкеты для родителей, которая предлагается им на собрании:
-
Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее? -
Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в 10—11-х классах, колледже, другие варианты)? -
Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)? -
Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)? -
Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
Ход собрания
-
Анкетирование родителей.
Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопросы небольшой анкеты (ее бланки заранее подготовлены). Возможные варианты ответов — «да», «нет».
Обсуждение результатов анкетирования. Желательно, чтобы классный руководитель предоставил желающим родителям высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Таким образом нужно подвести родителей к выводу об актуальности первичного профессионального самоопределения учащихся 9-х классов, предварительного выбора профиля обучения.