Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 371

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вать выполнению текущего действия. Такие персеверации ино- гда называют всплывающими со дна.

В некоторых видах деятельности нарушения гнозиса и прак- сиса выступают совместно, одновременно, и поэтому их трудно отделить друг от друга. К ним относятся конструктивная, сомато- пространственная деятельность, рисование, пространственно- ориентировочные действия. Действительно, часто трудно опре- делить, из-за чего человек неспособен нарисовать что-либо: отсутствует у него образ того, что нужно изобразить (гностический момент), или же он неспособен выполнить это рукой (праксический момент). Аналогично этому неясно, из-за чего труд- но выполнить сомато-пространствсные пробы из-за нарушений
ориентировки в пространстве или же неуправления рука ми, ко- торые должны воспроизвести заданную позу. Такие нарушения называют апрактоагнозиями.
Вопросы и задания

  1. Дайте определение праксису, какие типы праксиса суще- ствуют?

  2. Охарактеризуйте виды неречевой апраксии и перечислите ученых, изучавших данную проблему.

  3. Укажите, какая связь существует между афазией и её фор- мами и видами неречевой апраксией.


Литература

  1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. М. : АСТ : Транзиткнига, 2006.

  2. Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В. Чирки- ной. М.: ВЛАДОС, 2005.

  3. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанце- ва, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. – Ростов-на-Дону: Фе- никс, 2005.

  4. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.




ТЕМА 3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ: МИМИЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ
План

    1. Обследование произвольной мимической моторики.

    2. Обследование речевой моторики.




    1. Обследование произвольной мимической моторики

Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:

  • обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

  • обследование речевой моторики (сила, точность, объем, пе- реключаемость движений губ, языка, щек);




  • состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики статическая и динамическая координация, одно- временность, отчетливость движений;

  • обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и сте- пени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

Одним из значимых этапов изучения моторной сферы явля- ется обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек), так как при различных речевых нарушениях выявляются разные варианты изменения состояния мимики ребенка. Например, ребенок с дизартрией за- трудняется поднять брови, прищурить глаза, сморщить нос, на- хмуриться, надуть щеки, лицо остается амимичным. Проблемы, выявленные при обследовании произвольной мимической мото- рики фиксируется в речевой карте ребенка.

      1. Обследование произвольной мимической моторики.

Для обследования детей от 4 до 6 лет обычно используется тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адап- тирована

применительно к разным возрастам):

  1. Поднять брови («Удивление»).

  2. Слегка сомкнуть веки.

  3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).

  4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

  5. Сжать губы.

  6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

  7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».

  8. Надуть щеки.

  9. Оскалить зубы («Заборчик»),

  10. Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточ- но четкое 2 баллами; невыполнение более 7 заданий 3 баллами.

Дается общая характеристика мимики: живая, вялая, напря- женная, спокойная, отсутствие – амимия, гримасничанье, диф- ференцированная и недиференцированная.
Вопросы и задания

    1. Охарактеризуйте, какие нарушения произвольной мими- ческой моторики свойственны при разных формах дизартрии.

    2. Перечислите, какие тесты будут трудны для детей с от- крытой ринолалией.

    3. Укажите, какие нарушения произвольной мимической мо- торики выявляются при тестировании детей с моторной алалией.

    4. Заполните таблицу, исходя из анализа результатов обсле- дования состояния произвольной мимической моторики при тя- желых речевых расстройствах:




Виды речевых

нарушений

Состояние

произвольной мимической моторики

Дислалия




Ринолалия




Дизартрия




Алалия




Афазия








    1. Обследование речевой моторики

Данный этап обследования является обязательным компо- нентом комплексного обследования ребенка, его результаты обя- зательно вносятся учителем – логопедом в речевую карту, в ка- ком бы варианте она не использовалась в практической работе. Обследование речевой моторики организуется после изучения состояния артикуляционного аппарата. Обследование речи чаще всего проходит по классическим методикам, предложенным Т. Б. Филичевой и Н. А. Чевелёвой.

При обследовании артикуляционного аппарата учитывает- ся, что правильное произношение звуков во многом определяет- ся сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носо- глотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, выясняется, есть ли у детей органические дефекты перифериче- ского речевого аппарата. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подража- нию выполнить ряд упражнений:


  1. Открывание и закрывание рта.

  2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

  3. Имитация жевательных движений;

  4. Попеременное надувание щек.

  5. Втягивание щек.

  6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», за- тем губы сделать круглыми «о»; вытянуть губы «у».

  7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание за- данной позы на счет до пяти.

  8. Покусывание кончика языка.

  9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).

  10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выги- банием спинки языка («Кошка сердится»).

  11. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание


«Поцокаем», «Поехали на лошадке»).

  1. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»).

  2. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. За- дания преподносятся в игровой форме, каждое движение по- вторяется 3 раза.

Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и пере- ключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкине- зий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – не- значительные изменения объема, силы и точности движений; 3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения си- лы, точности, объема; трудности переключении речевых движе- ний; девиация языка.
Вопросы и задания

    1. Укажите, какие отличия существуют между твердой и мяг- кой атаками звуков речи.

    2. Обоснуйте, почему обследование речевой моторики прово- дится после обследования строения артикуляционного аппарата.




    1. Заполните таблицу, исходя из анализа результатов обследо- вания состояния речевой моторики при разных нарушениях речи:




Виды речевых

нарушений

Состояние

произвольной речевой моторики

Дислалия




Ринолалия




Дизартрия




Алалия




Афазия