Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 371
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вать выполнению текущего действия. Такие персеверации ино- гда называют всплывающими со дна.
В некоторых видах деятельности нарушения гнозиса и прак- сиса выступают совместно, одновременно, и поэтому их трудно отделить друг от друга. К ним относятся конструктивная, сомато- пространственная деятельность, рисование, пространственно- ориентировочные действия. Действительно, часто трудно опре- делить, из-за чего человек неспособен нарисовать что-либо: отсутствует у него образ того, что нужно изобразить (гностический момент), или же он неспособен выполнить это рукой (праксический момент). Аналогично этому неясно, из-за чего труд- но выполнить сомато-пространствсные пробы – из-за нарушений
ориентировки в пространстве или же неуправления рука ми, ко- торые должны воспроизвести заданную позу. Такие нарушения называют апрактоагнозиями.
Вопросы и задания
Литература
ТЕМА 3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ: МИМИЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ
План
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
Одним из значимых этапов изучения моторной сферы явля- ется обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек), так как при различных речевых нарушениях выявляются разные варианты изменения состояния мимики ребенка. Например, ребенок с дизартрией за- трудняется поднять брови, прищурить глаза, сморщить нос, на- хмуриться, надуть щеки, лицо остается амимичным. Проблемы, выявленные при обследовании произвольной мимической мото- рики фиксируется в речевой карте ребенка.
Для обследования детей от 4 до 6 лет обычно используется тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адап- тирована
применительно к разным возрастам):
Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.
Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточ- но четкое – 2 баллами; невыполнение более 7 заданий – 3 баллами.
Дается общая характеристика мимики: живая, вялая, напря- женная, спокойная, отсутствие – амимия, гримасничанье, диф- ференцированная и недиференцированная.
Вопросы и задания
Данный этап обследования является обязательным компо- нентом комплексного обследования ребенка, его результаты обя- зательно вносятся учителем – логопедом в речевую карту, в ка- ком бы варианте она не использовалась в практической работе. Обследование речевой моторики организуется после изучения состояния артикуляционного аппарата. Обследование речи чаще всего проходит по классическим методикам, предложенным Т. Б. Филичевой и Н. А. Чевелёвой.
При обследовании артикуляционного аппарата учитывает- ся, что правильное произношение звуков во многом определяет- ся сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носо- глотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, выясняется, есть ли у детей органические дефекты перифериче- ского речевого аппарата. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подража- нию выполнить ряд упражнений:
«Поцокаем», «Поехали на лошадке»).
Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и пере- ключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкине- зий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
Оценка: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – не- значительные изменения объема, силы и точности движений; 3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения си- лы, точности, объема; трудности переключении речевых движе- ний; девиация языка.
Вопросы и задания
В некоторых видах деятельности нарушения гнозиса и прак- сиса выступают совместно, одновременно, и поэтому их трудно отделить друг от друга. К ним относятся конструктивная, сомато- пространственная деятельность, рисование, пространственно- ориентировочные действия. Действительно, часто трудно опре- делить, из-за чего человек неспособен нарисовать что-либо: отсутствует у него образ того, что нужно изобразить (гностический момент), или же он неспособен выполнить это рукой (праксический момент). Аналогично этому неясно, из-за чего труд- но выполнить сомато-пространствсные пробы – из-за нарушений
ориентировки в пространстве или же неуправления рука ми, ко- торые должны воспроизвести заданную позу. Такие нарушения называют апрактоагнозиями.
Вопросы и задания
-
Дайте определение праксису, какие типы праксиса суще- ствуют? -
Охарактеризуйте виды неречевой апраксии и перечислите ученых, изучавших данную проблему. -
Укажите, какая связь существует между афазией и её фор- мами и видами неречевой апраксией.
Литература
-
Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М. : АСТ : Транзиткнига, 2006. -
Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В. Чирки- ной. – М.: ВЛАДОС, 2005. -
Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанце- ва, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. – Ростов-на-Дону: Фе- никс, 2005. -
Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
ТЕМА 3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ: МИМИЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ
План
-
Обследование произвольной мимической моторики. -
Обследование речевой моторики.
-
Обследование произвольной мимической моторики
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
-
обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек); -
обследование речевой моторики (сила, точность, объем, пе- реключаемость движений губ, языка, щек);
-
состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики статическая и динамическая координация, одно- временность, отчетливость движений; -
обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и сте- пени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).
Одним из значимых этапов изучения моторной сферы явля- ется обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек), так как при различных речевых нарушениях выявляются разные варианты изменения состояния мимики ребенка. Например, ребенок с дизартрией за- трудняется поднять брови, прищурить глаза, сморщить нос, на- хмуриться, надуть щеки, лицо остается амимичным. Проблемы, выявленные при обследовании произвольной мимической мото- рики фиксируется в речевой карте ребенка.
-
Обследование произвольной мимической моторики.
Для обследования детей от 4 до 6 лет обычно используется тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адап- тирована
применительно к разным возрастам):
-
Поднять брови («Удивление»). -
Слегка сомкнуть веки. -
Прищурить глаза («Яркое солнце»). -
Плотно сомкнуть веки («Стало темно»). -
Сжать губы. -
Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте. -
Вытянуть губы как для произнесения звука «о». -
Надуть щеки. -
Оскалить зубы («Заборчик»), -
Вытянуть губы, как для свиста.
Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.
Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточ- но четкое – 2 баллами; невыполнение более 7 заданий – 3 баллами.
Дается общая характеристика мимики: живая, вялая, напря- женная, спокойная, отсутствие – амимия, гримасничанье, диф- ференцированная и недиференцированная.
Вопросы и задания
-
Охарактеризуйте, какие нарушения произвольной мими- ческой моторики свойственны при разных формах дизартрии. -
Перечислите, какие тесты будут трудны для детей с от- крытой ринолалией. -
Укажите, какие нарушения произвольной мимической мо- торики выявляются при тестировании детей с моторной алалией. -
Заполните таблицу, исходя из анализа результатов обсле- дования состояния произвольной мимической моторики при тя- желых речевых расстройствах:
Виды речевых нарушений | Состояние произвольной мимической моторики |
Дислалия | |
Ринолалия | |
Дизартрия | |
Алалия | |
Афазия | |
-
Обследование речевой моторики
Данный этап обследования является обязательным компо- нентом комплексного обследования ребенка, его результаты обя- зательно вносятся учителем – логопедом в речевую карту, в ка- ком бы варианте она не использовалась в практической работе. Обследование речевой моторики организуется после изучения состояния артикуляционного аппарата. Обследование речи чаще всего проходит по классическим методикам, предложенным Т. Б. Филичевой и Н. А. Чевелёвой.
При обследовании артикуляционного аппарата учитывает- ся, что правильное произношение звуков во многом определяет- ся сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носо- глотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, выясняется, есть ли у детей органические дефекты перифериче- ского речевого аппарата. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подража- нию выполнить ряд упражнений:
-
Открывание и закрывание рта. -
Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть. -
Имитация жевательных движений; -
Попеременное надувание щек. -
Втягивание щек. -
Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», за- тем губы сделать круглыми – «о»; вытянуть губы – «у». -
Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание за- данной позы на счет до пяти. -
Покусывание кончика языка. -
Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»). -
Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выги- банием спинки языка («Кошка сердится»). -
Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание
«Поцокаем», «Поехали на лошадке»).
-
Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»). -
Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. За- дания преподносятся в игровой форме, каждое движение по- вторяется 3 раза.
Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и пере- ключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкине- зий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
Оценка: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – не- значительные изменения объема, силы и точности движений; 3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения си- лы, точности, объема; трудности переключении речевых движе- ний; девиация языка.
Вопросы и задания
-
Укажите, какие отличия существуют между твердой и мяг- кой атаками звуков речи. -
Обоснуйте, почему обследование речевой моторики прово- дится после обследования строения артикуляционного аппарата.
-
Заполните таблицу, исходя из анализа результатов обследо- вания состояния речевой моторики при разных нарушениях речи:
Виды речевых нарушений | Состояние произвольной речевой моторики |
Дислалия | |
Ринолалия | |
Дизартрия | |
Алалия | |
Афазия | |