Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 17

  1. Использовать обществоведческие знания для взаимодей- ствия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определе- ния личной гражданской позиции, осознания значимости здо- рового образа жизни, роли непрерывного образования; ис- пользовать средства информационно-коммуникационных тех- нологий в решении различных задач при изучении разделов

«Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества» .

  1. Формулировать, основываясь на социальных ценностях и приобретенных знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об экономической жизни общества, собственные суждения и аргументы по проблемам влияния социокультур- ных факторов на формирование личности; противоречивых последствий глобализации; соотношения свободы и необходи- мости в деятельности человека; значения культурных ценно- стей и норм в жизни общества, в духовном развитии лично- сти; роли государства в экономике; путей достижения эконо- мического роста; взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности;

конкретизировать теоретические положения, в том числе о (об) типах общества; многообразии путей и форм обществен- ного развития; человеке как результате биологической и со- циокультурной эволюции; многообразии видов деятельности и ее мотивации; этапах социализации; особенностях научного познания в социально-гуманитарных науках; духовных цен- ностях; субкультуре и контркультуре; диалоге культур; кате-
гориях морали; возможностях самовоспитания; особенностях образования и науки в современном обществе; свободе сове- сти; значении поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразии функций искусства; до- стижениях современного российского искусства; использова- нии мер государственной поддержки малого и среднего пред- принимательства в Российской Федерации; выборе способов рационального экономического поведения людей, особенно- стях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке тру- да, фактами социальной действительности, модельными ситу- ациями, примерами из личного социального опыта .

  1. Применять знания о финансах и бюджетном регулиро- вании при пользовании финансовыми услугами и инструмен- тами, в том числе находить, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений по дости-

18 Федеральная рабочая программа среднего общего образования

жению финансовых целей и управлению личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансо- вых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности .

  1. Оценивать социальную информацию по проблемам раз- вития современного общества, общественного и индивидуаль- ного сознания, потребностей и интересов личности, научного познания в социально-гуманитарных науках, духовной куль- туры, экономической жизни общества, в том числе поступаю- щую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации; соотносить различные оценки со- циальных явлений, содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных (модельных) си- туациях с точки зрения социальных норм .

  2. Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения, выявлять с помощью полученных зна- ний наиболее эффективные способы противодействия корруп- ции; определять стратегии разрешения социальных и меж- личностных конфликтов; оценивать поведение людей и соб- ственное поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, включая нормы морали и права, экономической рацио- нальности; осознавать неприемлемость антиобщественного по- ведения, опасность алкоголизма и наркомании .


11 класс


  1. Владеть знаниями

о социальной структуре общества, критериях социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях соци- альной политики в Российской Федерации, в том числе в об- ласти поддержки семьи;

о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федера- ции; конституционном статусе и полномочиях органов госу- дарственной власти;

о (об) праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской Федерации, системе прав, сво- бод и обязанностей человека и гражданина в Российской Фе- дерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Рос- сийской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, админи- стративных, уголовных правовых отношений; экологическом

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 19

законодательстве, гражданском, административном и уголов- ном судопроизводстве .

  1. Характеризовать российские духовно-нравственные цен- ности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотиз- ма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Ро- дины, осознания ценности культуры России и традиций на- родов России, общественной стабильности и целостности го- сударства на примерах из разделов «Социальная сфера», «По- литическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» .

  2. Владеть умениями определять смысл, различать призна- ки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при изложении соб- ственных суждений и построении устных и письменных вы- сказываний, включая понятия: социальные общности, соци- альные группы и отношения между ними, социальная стра- тификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, семья и брак, эт- нические общности, нация, социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт, политиче- ская власть, политический институт, политические отноше- ния, политическая система, государство, национальная безо- пасность, политическая культура, политическая элита, поли- тическое лидерство, политический процесс, право, источник права, система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая ответственность, норма- тивный правовой акт, закон, подзаконный акт, законодатель- ный процесс, правовой статус, гражданство Российской Феде- рации, налог;


определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть, социальная справедливость, социальный институт;

классифицировать и типологизировать на основе предло- женных критериев используемые в социальных науках поня- тия и термины, отражающие социальные явления и процес- сы, в том числе: социальные общности и группы; виды со- циальной мобильности; типы семьи; социальные нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в современном мире; формы госу- дарства; политические партии; виды политического лидер-

20 Федеральная рабочая программа среднего общего образования

ства, избирательных и партийных систем, политических идео- логий; правовые нормы; отрасли и институты права; источ- ники права; нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения; виды юридической ответствен- ности; права и свободы человека и гражданина Российской Федерации; конституционные обязанности гражданина Рос- сийской Федерации; способы защиты гражданских прав, пра- воохранительные органы; организационно-правовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности работников и работодателей; дисципли- нарные взыскания; налоги и сборы в Российской Федерации; права и обязанности налогоплательщиков; виды администра- тивных правонарушений и наказаний; экологические право- нарушения; способы защиты права на благоприятную окру-