Файл: Пояснительная записка Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начать игру можно так:
«На улице Бассейной
Один художник жил
И иногда рассеянный
Неделями он был.
Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника.
Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?»
Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?
Март
Занятие 1
Д/и «Где чей дом?»
Цель: развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше» - «ниже», «больше» - «меньше», «длиннее» - «короче», «легче» - «тяжелее».
Игровой материал: фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Правила игры:
Посмотри внимательно на рисунок 1. На нем изображены зоопарк, море и лес. В зоопарке живут слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу на дереве сидит белочка. Зоопарк, море и лес назовем «домами».
Возьми из набора: зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый в красный прямоугольники и поставь их около животных там, где они нарисованы (рисунок 2).
Вернись к рисунку 1 и помести каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить и в зоопарк, и в лес.
Когда животные будут размещены, то сосчитай, сколько животных помещается в каждом «доме».
Ответь на вопросы, кто выше: жираф или медведь; слон или лиса; медведь или еж? Кто длиннее: лев или лиса; медведь или еж; слон или медведь? Кто тяжелее: слон или пингвин; жираф или лиса; медведь или белочка? Кто легче: слон или жираф; жираф или пингвин; еж или медведь?
Д/и «Третий лишний»
Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.
Правила игры:
На рисунке 3 изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.
Игра допускает множество вариантов. Возьмем, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместим выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно поместить только к диким зверям, домашних животных – к домашним, ди
ких птиц – к диким, домашних – к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?
Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.
Занятие 2
Д/и «Снеговики»
Цель: развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры:
Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют в парах, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т.д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное).
Начиная игру, взрослый обращается к ребенку так:
«Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках…
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет,
Но что разного у них –
Он понять не может.
А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки…».
«Мальчики»
Цель: закрепить счет и порядковые и числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры:
Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
Как зовутмальчиков?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша – самый толстый из них, а Гриша – самый худой; Коля – самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
Кто где стоит?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто – правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто – левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
Занятие 3
Д/и «Придумай загадку» (о человеке, семье, профессии)
Цель: учить описывать признаки предметов и явлений, узнавать их по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов и явлений, сравнивать их использовать знания классификации.
Мотивация: отгадывание и загадывание загадок.
Игровое правило: придумывание загадок по определенному плану: как выглядит, что делает, на что похоже.
Игровое действие: дети загадывают друг другу загадки и получают за правильно составленную загадку звездочку, а за верно отгаданную загадку – право загадывать самому.
Материал: картинки (человек, семья, профессии, техника).
Методические рекомендации: план можно представить наглядно. Для образца детям предлагаются загадки, составленные по наглядному плану: «Руки в краске, работает кистью, похож на маляра, но не он». (художник)
Д/и «Составь фигуру и палочек по образцу»
Цель: развитие внимания, воображения и образного мышления у детей.
Материал: счетные палочки.
Ход игры:
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек:
-
Составь из палочек корабль по образцу.
-
Составь из палочек танк по образцу.
-
Составь из палочек корову по образцу.
Занятие 4
Д/и «Кому служат приборы – помощники?»»
Цель: учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление о их назначении; учить узнавать по внешнему виду человека род его занятий.
Мотивация: желание найти пару.
Игровое правило: определить у кого какие помощники.
Игровое действие: разложить картинки попарно – кому служит данный прибор-помощник.
Материал: картинки с изображением приборов-помощников (пылесос, утюг, коса и т.д.) и людей работающими с вышеуказанными приборами.
Д/и «Разговор по телефону»
Цель: развитие пространственных представлений, логического мышления и мелкой моторики руки.
И гровой материал: палочка (указка).
Правила игры:
Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
Апрель
Занятие 1
Игровое занятие «Здоровье»
Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления у детей.
Ход игрового занятия:
1. Узнавание признаков.
Дидактическая задача -
отгадывать загадки.
Его не купишь, не украдешь, его закаляясь приобретешь. (Здоровье.)
Розовые щеки, белые зубы, и настроенье отличное! Будильник с утра на зарядку разбудит, закалка - дело привычное. (Здоровый человек.)
2.Описание существенных признаков и сравнение.
Дидактическая задача - придумывать загадки про здорового человека и больного, прослеживая причинно-следственные связи (правильный образ жизни - отличное здоровье; неправильный образ жизни - ухудшение здоровья).
Воспитатель дает образцы: «Обливается холодной водой, делает зарядку - укрепляет здоровье», «Долго спит в постели утром, до ночи смотрит телевизор - ухудшение здоровья» и т.д.
3.Группировка.
Дидактическая задача - разложить сюжетные картинки на две группы по принципу «что полезно для здоровья, а что нет».
-
Обобщение и классификация.
Дидактическая задача – разделить (сгруппировать) все картинки по темам, предложить их назвать режим дня и питания, спорт, закаливание, гигиена, отсутствие вредных привычек).
Детям предлагаются картинки, наглядно изображающие соблюдение режима дня, правильное и неправильное питание, закаливание, занятия спортом, отказ от вредных привычек (пристрастие к сладкому и т.п.), чистоту и гигиену.
5. Формирование суждений.
Дидактическая игра «Объясни сказанное».
-
Каждый день зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым. -
Здоровье в порядке, спасибо зарядке. -
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Дидактическая игра «Если...». Дети продолжают предложения, делая умозаключение, например: «Если не чистишь зубы, то...», «Если есть снег, то...», «Если завязывать зимой шарфом рот, то...» и т.д.
Занятие 2
Д/и «Продолжи узор»
Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей.
Ход игры:
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).