Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 552

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная часть урока. «Проверим себя». Ответы на вопросы учебника

  • А теперь вам предстоит проверить себя по вопросам и заданиям учебника (с.73)

  • Что вы узнали нового? Что заинтересовало вас при изучении этой темы? Как вы продвинулись в освоении навыка чтения? Можно ли сказать, что вы умеете читать плавно, целыми словами, в темпе не менее 20 слов в минуту?

Определение и оценка своего отношения к стихам

  • Какие стихи русских поэтов вы записали в «Поэтическую тетрадь»? Нравится ли вам читать стихи?

Подведение итогов, оценка результатов

  • Строкам какого стихотворения созвучно название темы? Чему она была посвящена? Чем обогатила вас эта тема? (Раньше не знал, теперь знаю, умею.) Что нового из этой темы вы узнали? Имена, каких поэтов запомнили? Какие стихи выучили наизусть или записали в свою «Поэтическую тетрадь»?

  • Усовершенствовали ли вы свой навык чтения?

  • Оцените каждый свои результаты и личные достижения. Над чем вам еще предстоит поработать? Подумайте.

Раздел «И в шутку и всерьез»


Раздел «И в шутку и всерьез» настраивает детей на чтение веселых, юмористических произведений. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Вот этот скрытый, важный смысл и надо помочь детям увидеть, не нарушая общий стиль произведения. Учащиеся познакомятся с действующими лицами, героями рассказов, сказок, стихов, поведение которых совсем не однозначно, и учащимся надо будет разглядеть мотивы их поступков и осмыслить результаты действий героев произведения, что довольно сложно для младших школьников. Поэтому учителю при анализе произведения совместно с детьми, следует опираться, иметь в виду так называемые обобщенные элементы универсальных действий: мотив

(желание, стремление), цель (как представление о результатах), план действий, их последовательность, результаты, их оценка.

Конечно, нельзя заучивать с детьми эти термины, но сохранить логику при разборе поступка героя эти обобщенные структурные единицы деятельности учителю помогут. При анализе произведение продолжает формироваться у детей навык чтения целыми словами, сознательность и выразительность чтения.


Урок 1 (20). Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • понимать цели и задачи изучения темы;

  • проявлять интерес к чтению юмористических (без термина) произведений и выражать радость при встречи с ними;

  • находить в библиотеке книжки с веселыми, смешными историями (вместе с учителем);

  • уметь читать выразительно.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • осваивать умение формулировать цель изучения темы и ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения.

Познават елъные:

  • наблюдать над приемами сравнения (без термина);

  • представлять (рисовать в воображении) смешные ситуации.

Коммун икат ивные:

  • уметь взаимодействовать, сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).

Личностные:

  • проявлять интерес и желание читать книги;

  • осмысливать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно;

  • уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному;

  • понимать различия в значениях слов: веселый — грустный, скука — радость.



Ход урока

Введение в тему, обсуждение целей и задач темы «И в шутку и всерьёз»

Учащиеся хором читают название темы; обсуждают, с какими произведениями они будут знакомиться, чему научатся,

  • Подумайте, только ли веселые, смешные произведения будут включены в эту тему? О чем наша тема говорит нам? (Мы будем не только шутить, но и серьезно размышлять о прочитанном),

Рубрика «В мире книг»

Учащиеся рассматривают выставку книг, читают название книг и фамилию автора, делятся впечатлением о ранее прочитанных книгах на данную тему.

Чтение веселого произведения Т. Собакина в рубрике

«Разноцветные страницы» (с. 6-7)

  • Почему поэт так необыкновенно назвал свое стихотворение? Какие слова заглавия стихотворения говорят о том, что в комнате, где летала муха, нельзя было повернуться, и даже опасно было это делать? Автор назвал бегемота ловким серьезно или с юмором?

  • Какую картину рисует поэт, используя звукоподражательные слова: бац, бум, дзинь, топ, шлеп. Какие звуки помогают вам услышать, как муха гонялась и приставала к бегемоту? Как дополняют картину слово «дзинь»? (Как надо читать эти слова: тихо, звонко, с паузой от неожиданности?) Что произошло? Как ловкий бегемот сердится и пытается поймать назойливую муху? Чем закончилась эта история?

  • Прочитайте стихотворение в парах выразительно (весело и с удивлением),


Основная часть урока

  • В какие игры вы любите играть?

  • Веселые игры, игры со словом всегда были любимы в России. В народном словесном искусстве сохранилось много шуток, которые придумывали для забавы, чтобы порадоваться веселому слову.

Дети вполголоса читают с доски шутки:

  • Что ты делаешь?

  • Ничего.

  • А ты что?

  • Да я ему помогаю.

  • Кто съел пирог?

  • Не я!

  • А вкусный был?

  • Очень!

***

Одна слеза катилась, а другая воротилась.

У кого ничего, а у нас столько же.


Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была, и не знаю, как бы пошла.


— Какая из потешек вам понравилась больше всего? Прочитайте эту шутку выразительно.

Подведение итогов

Оценка результатов. Использование «Барометра настроений» (©; ©}.


Урок 2 (21). Особенности весёлых, шуточных стихотворений. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • проявлять интерес к чтению юмористических (без термина) произведений и выражать радость при встречи с ними;

  • уметь читать выразительно.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • осваивать умение формулировать цель изучения темы и ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя);

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения.

Познават елъные:

  • понимать содержание текста (с помощью учителя);

  • наблюдать над приемами сравнения (без термина);

  • представлять (рисовать в воображении) смешные ситуации.

Коммун икат ивные:

  • уметь читать по ролям, менять интонацию в соответствии с речевой задачей;

  • уметь взаимодействовать, сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).

Личностные:

  • проявлять интерес и желание читать книги;

  • осмысливать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно;

  • уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному;

  • понимать различия в значениях слов: веселый — грустный, скука — радость.


Ход урока

Основная часть урока

Подготовка к чтению стихотворения И. Токмаковой «Мы играли в


хохотушки»

  • Припомните случаи, когда вам было так весело, что вы не могли сдержать свой смех. Как обычно называют девочек, которые часто и весело смеются (хохотушки)? Можно ли играть в хохотушки?

Чтение стихотворения учителем

  • Услышали ли вы, как смеются дети?

  • Вам было весело слушать эти стихи? Обратите внимание на мастерство поэта. В веселых стихах есть не только такие слова, как хохотушки, смех, но слова, изображающие веселую игру детей. Назовите их (играли, визжали, скакали, смеялись...).

Чтение стихотворения в парах

Как вы объясните детям смысл слов «перехохочет, пересмеет»?

  • Прочитайте стихи и представьте веселую игру детей.

  • Как вы понимаете выражение «скакали, как лягушки»? (Это сравнение помогает нам представить, как играли дети).

Выразительное чтение

Постарайтесь выделить голосом слова: играли, визжали, скакали, захохочет, перехохочет, пересмеет.

  • Подумайте, слово «хохотушки» обидное или доброе? Кого так называют?

  • Постарайтесь услышать веселый смех детей, их радость, и передайте их при чтении (речевая задача).

Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки»

  • Понравилось ли вам это произведение? Как его назвала автор? (Скороговоркой). Объясните, почему.

  • Как его надо читать? (Быстро и весело). Покажите, как вы научились читать быстро, но без ошибок.

  • Чем эта скороговорка похожа на небылицу? Само слово, вынесенное автором в заглавие, имеет какое-то определенное значение? (Нет, это слово придумано автором). А чем оно нам интересно? Можно ли сказать, что автор играет со словом, его звуками? Как оно звучит? Похоже ли оно на игру? И мы поиграем. Попробуем из смешного слова «кулинаки» составить ваше любимое и веселое слово, если прочитаем его задом наперед, уберем и добавим в него по одной букве (Каникулы).

Подведение итогов

Оценка результатов. Использование «Барометра настроений» (©; ©}.


Урок 3 (22). Чтение по ролям. Выбор правильной интонации. Г. Кружков «Ррры!». К. Чуковский «Телефон».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • понимать учебную задачу при работе с текстом;

  • проявлять интерес к чтению юмористических (без термина) произведений и выражать радость при встречи с ними;

  • высказывать свое мнение и уметь слушать мнение друзей;

  • осваивать приемы выборочного чтения (с помощью учителя);

  • уметь соотносить свои взгляды на поступки героев из прочитанных произведений с другими взглядами (друзей и взрослых);

  • уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение и оценки.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • осваивать умение ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • понимать содержание текста (с помощью учителя);

  • сравнивать произведения на одну тему, находить общее и отличия;

  • наблюдать над приемами сравнения (без термина);

  • представлять (рисовать в воображении) смешные ситуации;

  • уметь сравнивать свое мнение с другими (мнением одноклассников, авторов).

Коммун икат ивные:

  • читать по ролям, менять интонацию в соответствии с речевой задачей;