Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 587

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТБ!



  • уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения;

  • включаться в диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).

Личностные:

  • проявлять интерес и желание читать книги;

  • осмысливать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно;

  • стремиться подражать позитивным примерам (людей, героев), проявляя доброжелательность, терпение, внимание, радостное общение.


Ход урока

Подготовка к восприятию стихотворения Г. Кружкова

  • Сейчас, ребята, мы познакомитесь с одним очень интересным стихотворением с необычным названием. Решите, какое это стихотворение: смешное, веселое, поучительное, необычное.

Основная часть урока

Чтение учителем стихотворения Г. Кружкова (Учитель не говорит детям название)

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

  • Как бы вы озаглавили стихотворение? Теперь откройте учебник на с. 12 и прочтите стихи самостоятельно.

Самостоятельное чтение

  • Вас удивило название стихотворения? Поделитесь своими впечатлениями.

  • Дайте внимательнее перечитаем стихотворение и сделаем для себя маленькие открытия.

  • Кто ведет разговор (диалог)? (Птицы и лев). Что молвил лев, какие звуки издавал лев? (Он рычал).

  • Как птица какаду поняла его? (Она решила, что лев угрожает всем, хочет распугать и даже разорвать всех). А что имел в виду лев? (Он просто был рад встрече). Почему возникло недопонимание? (Какаду поспешила, сделав неправильный вывод).

  • Подумайте, может быть, поэт своим веселым стихотворением «Ррры!» намекает нам, чтобы мы не спешили со своим «ррры!», как какаду.

Подготовка к выразительному чтению

  • Прочитайте слова, в которых вы слышите повторяющиеся звуки? Какую окраску эти звуки придают словам? (Грозную, угрожающую). А где они звучат не страшно, а радостно?

  • Как надо произносить слова какаду? (С испугом и страхом, спокойно, весело). А слова льва? (Грозно, приветливо, радостно).

  • Правильно ли поняли лев и птица друг друга? Почему? (Каждый вложил в слова свой смысл).

  • Вспомните случай общения с друзьями, когда вы не поняли друг друга. Вы говорили об одном, а друг имел в виду (подразумевал) другое.

  • Сделайте вывод: если вы что-то не поняли, надо переспросить. Важно увидеть не только действия кого-либо, но и подумать о намерениях человека (хотел ли он обидеть вас, или получилось все не нарочно?).


Знакомство с произведением К. Чуковского

  • Кому нравится читать сказки Чуковского? Какие из них вы знаете?

  • Сегодня, ребята, мы вспомним и почитаем еще одно произведение К. Чуковского, которое многие знают и любят. Всем известно первая строка стихотворения: «У меня зазвонил телефон». Вспомните название этого стихотворения («Телефон»).

Чтение сказки учителем

  • Какие истории рассказывали звери по телефону? Что вам понравилось, что удивило? Перечитайте эти строки.

Выборочное чтение

  • Знаете ли вы что такое калоши? (Калоши (галоши) — это резиновая обувь, которую надевают поверх какой-либо обуви, чаще всего валенок. Также они носятся отдельно, как самостоятельная обувь).

  • Почему Крокодил просил прислать ему калоши? Что он с ними делал? (Они их ели). Кто из зверей, звонивших по телефону, оказался самым болтливым? (Газели), Прочтите эти строки выразительно. Прочитайте их слова хором в быстром темпе, постарайтесь передать их надоедливость («Неужели в самом деле...»)

  • Какие строки автора ярко показывают, что ему страшно надоели звонки, («И такая дребедень.»), что он очень устал («Я три ночи не спал.»). Однако он не отказал в помощи бегемоту. Прочитайте заключительный эпизод выразительно. Постарайтесь передать свое отношение к действующим лицам этой истории.

Обобщение

  • Подумайте и сформулируйте ответ на вопрос: «Что вам нравится в стихотворении К. Чуковского «Телефон»? Как вы думаете, почему у писателя возникла такая мысль, написать стихотворение «Телефон»? Кого он сделал главными действующими лицами этой истории? Похожа ли ситуация, изображенная в стихотворении, на общение людей по телефону? Какие правила общения по телефону вам известны?

Подведение итогов и оценка результатов

  • Что нового вы узнали на уроке? С какими произведениями познакомились? Какие строки стихотворения вы хотели бы выучить наизусть? Объясните свой выбор.

  • Оцените свое чтение. Покажите с помощью каких-либо условных обозначений (цветных полосок, фишек), каким оно было: 1, Чтение слоговое. 2, Чтение целыми словами. 3, Чтение без ошибок. 4, Чтение осознанное, с пониманием. 5, Выразительное чтение.


Урок № 4 (23). Как оценить поступок героя. Н. Артюхова «Саша- дразнилка». Составление рассказа по иллюстрации.


Целевые установки урока Предметные цели:

  • осмысливать учебную задачу при работе с текстом;

  • проявлять интерес к чтению произведения и высказывать свое мнение;

  • осваивать приемы выборочного чтения (с помощью учителя);

  • размышлять над значением слов «обижаться, дразнить, прощать»;

  • уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение к событиям, героям.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • осваивать умение формулировать цель при работе с текстом (с помощью учителя) и удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении осознанного и плавного чтения целыми словами;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • понимать содержание текста (с помощью учителя);

  • уметь сопоставить и осмыслить поступки действующих лиц и делать выводы;

  • приучаться задумываться над значением слов собеседника и уметь приходить к взаимопониманию.

Коммун икат ивные:

  • уметь читать по ролям;

  • включаться в диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;



  • уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).

Личностные:

  • уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному;

  • стремиться подражать позитивным примерам (людей, героев): находчивости, дружелюбия, терпения;

  • осознавать смысл слов: обижаться — прощать, дружить — ссориться, радоваться — грустить;

  • понимать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно.


Ход урока

Чтение рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»


Текст читает учитель (можно использовать комбинированный способ чтения: учитель и подготовленные ученики),

  • Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе? Чем? Какой мы видим Лялю в начале рассказа и в конце? Давайте прочитаем рассказ и подумаем, почему с Лялей произошла такая перемена?

Чтение рассказа цепочкой

  • Почему Ляля постоянно обижалась и плакала? (Ее дразнил брат Саша), Стал ли папа ругать Сашу? (Нет), Какой совет он дал Ляле? («А ты не дразнись!»),

Выборочное чтение

  • Как Ляля воспользовалась советом папы? Прочитайте эти строки. Помог ли папин совет девочке? (Да), Как Саша сам себя наказал? (Он очень обиделся и заплакал), Перестанет ли он дразнить сестренку?

Чтение по ролям, ответы на вопросы в учебнике (с. 19-20)

Обобщение

  • Какая из пословиц помогла вам понять смысл рассказа? Какой совет вы дали бы Саше? Ответьте пословицей. Обидчивость — это хорошее или плохое качество?

  • В рассказе есть важная подсказка папы для всех ребят, для тех, кто дразнит, и тех, кто обижается (А ты не дразнись. А ты не обижайся),

В заключение учитель, если хочет, может пояснить: «Слова «не дразнись» означают: не играй по правилам обидчика, а играй по другим правилам, своим».


Урок № 5 (24). Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».

Целевые установки урока:

Предметные цели:

  • осмысливать название темы, соотносить ее с изученными произведениями;

  • называть фамилии 2-3 детских писателей;

  • проявлять интерес к повторному чтению произведения;

  • понимать содержание сказки, воспроизводить его по вопросам;

  • находить в тексте слова для характеристики действующих лиц;

  • овладевать приемами выборочного чтения;

  • высказывать свое мнение о прочитанном;

  • уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение к событиям, героям.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • уметь обобщить (с помощью учителя) свои знания, полученные при изучении темы;

  • сравнивать поступки героев;

  • делать выводы и формулировать ответ;

  • находить в произведениях общее и отличия;

  • соотносить содержание пословиц с основной мыслью произведения;




  • уметь классифицировать слова нравственно-этического содержания («хорошо - плохо»);

  • представлять (рисовать в воображении) смешные ситуации из сказки;

  • уметь сравнивать свое мнение с другими (мнением одноклассников, авторов).

Коммуникат ивные:

  • уметь читать по ролям, менять интонацию в соответствии с речевой задачей;

  • включаться в диалог;

  • уметь слушать мнение друзей;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание и доброжелательность.

Личностные:

  • осмысливать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно;

  • уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному;

  • стремиться подражать позитивным примерам (людей, героев произведений);

  • стремиться освоить положительные качества: трудолюбие, усердие, терпения;

  • осознавать различия понятий: трудолюбие — лень, зло — добро, честность — обман, грубость — вежливость.


Ход урока

Актуализация знаний и умений, полученных на прошлом уроке

  • Интересно ли вам было читать рассказ Н. Артюховой «Саша- дразнилка»? Этот рассказ грустный или смешной? Что в нем можно принять всерьез? Что вам может пригодиться в общении с друзьями? Порекомендуйте своим друзьям прочитать это рассказ.

Основная часть урока