Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 587
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТБ!
-
уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения; -
включаться в диалог и взаимодействовать в парах; -
говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы; -
уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).
Личностные:
-
проявлять интерес и желание читать книги; -
осмысливать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно; -
стремиться подражать позитивным примерам (людей, героев), проявляя доброжелательность, терпение, внимание, радостное общение.
Ход урока
Подготовка к восприятию стихотворения Г. Кружкова
-
Сейчас, ребята, мы познакомитесь с одним очень интересным стихотворением с необычным названием. Решите, какое это стихотворение: смешное, веселое, поучительное, необычное.
Основная часть урока
Чтение учителем стихотворения Г. Кружкова (Учитель не говорит детям название)
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
-
Как бы вы озаглавили стихотворение? Теперь откройте учебник на с. 12 и прочтите стихи самостоятельно.
Самостоятельное чтение
-
Вас удивило название стихотворения? Поделитесь своими впечатлениями. -
Дайте внимательнее перечитаем стихотворение и сделаем для себя маленькие открытия. -
Кто ведет разговор (диалог)? (Птицы и лев). Что молвил лев, какие звуки издавал лев? (Он рычал). -
Как птица какаду поняла его? (Она решила, что лев угрожает всем, хочет распугать и даже разорвать всех). А что имел в виду лев? (Он просто был рад встрече). Почему возникло недопонимание? (Какаду поспешила, сделав неправильный вывод). -
Подумайте, может быть, поэт своим веселым стихотворением «Ррры!» намекает нам, чтобы мы не спешили со своим «ррры!», как какаду.
Подготовка к выразительному чтению
-
Прочитайте слова, в которых вы слышите повторяющиеся звуки? Какую окраску эти звуки придают словам? (Грозную, угрожающую). А где они звучат не страшно, а радостно? -
Как надо произносить слова какаду? (С испугом и страхом, спокойно, весело). А слова льва? (Грозно, приветливо, радостно). -
Правильно ли поняли лев и птица друг друга? Почему? (Каждый вложил в слова свой смысл). -
Вспомните случай общения с друзьями, когда вы не поняли друг друга. Вы говорили об одном, а друг имел в виду (подразумевал) другое. -
Сделайте вывод: если вы что-то не поняли, надо переспросить. Важно увидеть не только действия кого-либо, но и подумать о намерениях человека (хотел ли он обидеть вас, или получилось все не нарочно?).
Знакомство с произведением К. Чуковского
-
Кому нравится читать сказки Чуковского? Какие из них вы знаете? -
Сегодня, ребята, мы вспомним и почитаем еще одно произведение К. Чуковского, которое многие знают и любят. Всем известно первая строка стихотворения: «У меня зазвонил телефон». Вспомните название этого стихотворения («Телефон»).
Чтение сказки учителем
-
Какие истории рассказывали звери по телефону? Что вам понравилось, что удивило? Перечитайте эти строки.
Выборочное чтение
-
Знаете ли вы что такое калоши? (Калоши (галоши) — это резиновая обувь, которую надевают поверх какой-либо обуви, чаще всего валенок. Также они носятся отдельно, как самостоятельная обувь). -
Почему Крокодил просил прислать ему калоши? Что он с ними делал? (Они их ели). Кто из зверей, звонивших по телефону, оказался самым болтливым? (Газели), Прочтите эти строки выразительно. Прочитайте их слова хором в быстром темпе, постарайтесь передать их надоедливость («Неужели в самом деле...») -
Какие строки автора ярко показывают, что ему страшно надоели звонки, («И такая дребедень.»), что он очень устал («Я три ночи не спал.»). Однако он не отказал в помощи бегемоту. Прочитайте заключительный эпизод выразительно. Постарайтесь передать свое отношение к действующим лицам этой истории.
Обобщение
-
Подумайте и сформулируйте ответ на вопрос: «Что вам нравится в стихотворении К. Чуковского «Телефон»? Как вы думаете, почему у писателя возникла такая мысль, написать стихотворение «Телефон»? Кого он сделал главными действующими лицами этой истории? Похожа ли ситуация, изображенная в стихотворении, на общение людей по телефону? Какие правила общения по телефону вам известны?
Подведение итогов и оценка результатов
-
Что нового вы узнали на уроке? С какими произведениями познакомились? Какие строки стихотворения вы хотели бы выучить наизусть? Объясните свой выбор. -
Оцените свое чтение. Покажите с помощью каких-либо условных обозначений (цветных полосок, фишек), каким оно было: 1, Чтение слоговое. 2, Чтение целыми словами. 3, Чтение без ошибок. 4, Чтение осознанное, с пониманием. 5, Выразительное чтение.
Урок № 4 (23). Как оценить поступок героя. Н. Артюхова «Саша- дразнилка». Составление рассказа по иллюстрации.
Целевые установки урока Предметные цели:
-
осмысливать учебную задачу при работе с текстом; -
проявлять интерес к чтению произведения и высказывать свое мнение; -
осваивать приемы выборочного чтения (с помощью учителя); -
размышлять над значением слов «обижаться, дразнить, прощать»; -
уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение к событиям, героям.
Метапредметные цели:
Регулятивные:
-
осваивать умение формулировать цель при работе с текстом (с помощью учителя) и удерживать ее в памяти; -
стремиться к достижению положительных результатов в освоении осознанного и плавного чтения целыми словами; -
контролировать и оценивать результаты.
Познават елъные:
-
понимать содержание текста (с помощью учителя); -
уметь сопоставить и осмыслить поступки действующих лиц и делать выводы; -
приучаться задумываться над значением слов собеседника и уметь приходить к взаимопониманию.
Коммун икат ивные:
-
уметь читать по ролям; -
включаться в диалог и взаимодействовать в парах; -
говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;
-
уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).
Личностные:
-
уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному; -
стремиться подражать позитивным примерам (людей, героев): находчивости, дружелюбия, терпения; -
осознавать смысл слов: обижаться — прощать, дружить — ссориться, радоваться — грустить; -
понимать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно.
Ход урока
Чтение рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»
Текст читает учитель (можно использовать комбинированный способ чтения: учитель и подготовленные ученики),
-
Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе? Чем? Какой мы видим Лялю в начале рассказа и в конце? Давайте прочитаем рассказ и подумаем, почему с Лялей произошла такая перемена?
Чтение рассказа цепочкой
-
Почему Ляля постоянно обижалась и плакала? (Ее дразнил брат Саша), Стал ли папа ругать Сашу? (Нет), Какой совет он дал Ляле? («А ты не дразнись!»),
Выборочное чтение
-
Как Ляля воспользовалась советом папы? Прочитайте эти строки. Помог ли папин совет девочке? (Да), Как Саша сам себя наказал? (Он очень обиделся и заплакал), Перестанет ли он дразнить сестренку?
Чтение по ролям, ответы на вопросы в учебнике (с. 19-20)
Обобщение
-
Какая из пословиц помогла вам понять смысл рассказа? Какой совет вы дали бы Саше? Ответьте пословицей. Обидчивость — это хорошее или плохое качество? -
В рассказе есть важная подсказка папы для всех ребят, для тех, кто дразнит, и тех, кто обижается (А ты не дразнись. А ты не обижайся),
В заключение учитель, если хочет, может пояснить: «Слова «не дразнись» означают: не играй по правилам обидчика, а играй по другим правилам, своим».
Урок № 5 (24). Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».
Целевые установки урока:
Предметные цели:
-
осмысливать название темы, соотносить ее с изученными произведениями; -
называть фамилии 2-3 детских писателей; -
проявлять интерес к повторному чтению произведения; -
понимать содержание сказки, воспроизводить его по вопросам; -
находить в тексте слова для характеристики действующих лиц; -
овладевать приемами выборочного чтения; -
высказывать свое мнение о прочитанном; -
уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение к событиям, героям.
Метапредметные цели:
Регулятивные:
-
понимать учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти; -
стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения; -
контролировать и оценивать результаты.
Познават елъные:
-
уметь обобщить (с помощью учителя) свои знания, полученные при изучении темы; -
сравнивать поступки героев; -
делать выводы и формулировать ответ; -
находить в произведениях общее и отличия; -
соотносить содержание пословиц с основной мыслью произведения;
-
уметь классифицировать слова нравственно-этического содержания («хорошо - плохо»); -
представлять (рисовать в воображении) смешные ситуации из сказки; -
уметь сравнивать свое мнение с другими (мнением одноклассников, авторов).
Коммуникат ивные:
-
уметь читать по ролям, менять интонацию в соответствии с речевой задачей; -
включаться в диалог; -
уметь слушать мнение друзей; -
говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы; -
уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание и доброжелательность.
Личностные:
-
осмысливать значение (ценность) умения читать быстро и осознанно; -
уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному; -
стремиться подражать позитивным примерам (людей, героев произведений); -
стремиться освоить положительные качества: трудолюбие, усердие, терпения; -
осознавать различия понятий: трудолюбие — лень, зло — добро, честность — обман, грубость — вежливость.
Ход урока
Актуализация знаний и умений, полученных на прошлом уроке
-
Интересно ли вам было читать рассказ Н. Артюховой «Саша- дразнилка»? Этот рассказ грустный или смешной? Что в нем можно принять всерьез? Что вам может пригодиться в общении с друзьями? Порекомендуйте своим друзьям прочитать это рассказ.
Основная часть урока