Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 555

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поговорим о самом главном: К. Ушинский. Гусь и журавль (с. 58-59)

Анализ содержания сказки «Еусь и журавль», определение действующих лиц, осмысление их поступков.

  • Как называл себя гусь (Царем всех птиц.) Прав ли он? Как о нем сказал журавль? (Елупая ты птица!) Как журавль объяснил свой ответ? Прочитайте.

  • Сравните оценки: «всем птицам царь» — «глупая птица». Почему оценки такие разные? Как это можно объяснить? (Первую оценку дает себе сам гусь, а вторую — журавль, который смотрит на гуся со стороны).

  • Посмотреть со стороны — это как? А легко ли вам посмотреть на себя со стороны? Кто может помочь в этом? (Друзья, родители или герои сказок и рассказов).

  • Что можно сказать о гусе? Были ли у него какие-либо достоинства? (Да, не мог и ходить по земле, и летать, и плавать...) Почему же журавль назвал его глупой птицей?

  • Сравните, когда гусь выглядит способным, уверенным в себе? (Когда он перечисляет свои способности). А когда он становится хвастливым? (Когда он говорит о себе: «Я всем птицам царь»).

  • Что означает слово «хвастовство»? Объясните, как вы это понимаете.

Главная мысль произведения

  • Есть ли в тексте сказки строки, которые можно назвать важной, главной мыслью сказки? («Лучше знать что-нибудь одно.»).

  • Как вы думаете, изменится ли поведение гуся после разумных слов, сказанных журавлем?

Следует обратить внимание на то, чтобы дети говорили, как выглядит гусь, а не какой он, т.е. есть желание навсегда приклеить к нему какое-то не очень хорошее качество. После разговора с журавлем он, может быть, измениться и станет менее хвастливым.

  • Только ли о животных рассказывает это сказка? Хвастовство — это хорошее качество или нет? (Хвастовство — восхваление своих достоинств, часто слишком преувеличенных или просто придуманных).

Чтение сказки по ролям, выразительное чтение

  • Подготовьтесь к выразительному чтению. С какой интонацией надо читать слова гуся? ( Веселой, грустной, хвастливой). А слова журавля как читать? С интонацией осуждения или сожаления?

Определение учебной задачи завершения раздела

  1. вариант:

  • Ребята, сегодня мы проводим последний урок по изучаемой теме. Откройте 60 страницу учебника. Прочитайте заглавие («Проверим себя»).

  • Что же будет нашей учебной задачей? (Проверить и оценить результаты изучения нашей темы).


Далее урок проводится в соответствии с вопросами и заданиями учебника: «Проверим себя» (с. 60).

  1. вариант: наши цели и результаты

Учащиеся могут вернуться к началу темы. Прочитать ее название и вспомнить те цели, которые они ставили вначале.

  • Проверьте себя, знаете ли вы названия народных сказок. Назовите 2-3 из них. Можете ли определить последовательность событий в сказках «Гуси-лебеди» или «Собака и петух»? Воспользуйтесь вопросами (подсказкой): С чего все началось? Как продолжилось? Чем закончилось?

  • Какие уроки из сказок вы извлекли? Герои какой сказки могли бы сказать: «Друг за друга держаться — ничего не бояться» («Петух и собака»). Какая сказка («Гуси-лебеди») нам подсказал, что нельзя забывать о цели, которую мы ставим перед собой, и очень важно добиваться результатов. Значит, надо быть ответственными.

  • Помогли ли вам герои сказок посмотреть на себя и оценить свои поступки? Подумайте, если хотите, то расскажите.

  • Различаете ли вы сказки, загадки, песенки? Приведите примеры.

Работа с альбомами (книжками) загадок, которые собрали и подготовили дети

На уроке проводится выставка альбомов загадок. Учащиеся знакомятся с ними, рассматривают оформление, выбирают лучшие загадки, читают и отгадывают их. Важно, чтобы дети умели находить сходство между предметом загадки и предметом отгадки.

Выразительное чтение

Учащиеся самостоятельно выбирают стихи, потешки, песенки для показа своих умений, которых они достигли в чтении.

Чтение для радости и удовольствия

Урок заканчивается чтением стихотворных строк из сказок А. С. Пушкина.

Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель...»

Тема, посвященная приходу весны, небольшая, но она может сыграть положительную роль в эмоциональном развитии детей, в формировании у них художественно-образного мышления. Учащиеся познакомятся как с произведениями классиков литературы, так со стихами современных писателей. Важно пробудить в детях желание читать и перечитывать стихи, обратить их внимание на роль слова в художественном тексте, с помощью которого поэт, как художник, рисует картины природы, передает свое отношение, свои эмоции читателю.

Учащиеся будут наблюдать за ритмическим рисунком стихотворения

, где повторяющиеся слова создают впечатление движения и журчание весеннего ручья. Для совершенствования качества чтения следует сделать акцент на отработке приемов выразительного чтения с различными речевыми задачами: передать (голосом, интонацией) удивление, радость, печаль.


Урок № 1 (16). Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • иметь представление о цели и планируемых результатах изучения темы, обозначенных на шмуцтитуле (без термина);

  • уметь выразительно читать и слушать стихи русских поэтов о весне и находить их в библиотеке;

  • сравнивать стихи на одну тему;

  • рисовать словесные картинки с опорой на текст;

  • овладевать приемами целостного чтения слов;

  • уметь читать диалоги.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • слушать чтение стихов;

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя);

  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • оценивать результаты, вносить необходимые изменения.

Познават елъные:

  • представлять образное изображение природы в стихах (с помощью учителя);

  • отбирать слова для словесных картин и анализировать их значение;

  • осмысливать свои достижения и успехи (с помощью учителя).

Коммун икативные:

  • уметь передавать слушателям свое настроение при чтении стихов;

  • уметь взаимодействовать в парах: говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы.



Личностные:

  • проявлять интерес к поэтическому творчеству;

  • уметь находить сборники стихов о природе в библиотеке и брать их для самостоятельного чтения;

  • выражать желание заучить и записать понравившееся стихотворение в свой альбом стихов.


Ход урока

Коллективное формулирование учебной цели

Учащиеся работают со страницей 61 учебника,

  • Какие цели мы поставим при изучении темы « Апрель, Апрель!..»? Какие учебные задачи мы будем решать? Чему научимся?

Желательно на уроке использовать репродукции картин известных художников о весне.

  • Знаете ли вы, к какому времени года относится апрель? Сколько месяцев длится весна? Наблюдали ли вы, как приходит весна, с какого месяца она начинается? (С марта.) Чем интересен месяц март? (Природа только начинает просыпаться: тает снег, бегут ручьи, с юга начинают прилетать птицы).

  • Подумайте, почему раздел о весне начинается не с марта, а с апреля? Что радует людей в апреле? (В апреле появляется зеленая трава, подснежники, лес окутывается зеленой дымкой...)

  • Русские поэты обладают не только поэтическим даром, но и умеют передать в стихах свои наблюдения, свою радость, которую пробуждает весна. Поэтому у нас так много стихов о природе, стихов о весне и весеннем настроении.

  • Любите ли вы весну? Расскажите. Где вы наблюдали приход весны?

Основная часть урока

Рубрика «В мире книг»

  • Знаете ли вы книги посвященные природе? Какие из них вы читали? Кто их автор?

  • Рассмотрите страничку «В мире книг». (Учитель может сделать небольшую выставку книг, посвященную временам года. Желательно, чтобы и учитель прочитал свои любимые стихи о весне).

  • Докажите, что книги помогают нам больше узнать о мире, о природе, о тех чудесах, которые мы не замечаем.

Рубрика «Разноцветные страницы». Осмысление цели чтения.

Прочитайте веселые стихи В. Лунина. Оно поддержит ваше хорошее настроение.

  • С какой целью вы читали стихи В. Лунина? (Чтобы получить удовольствие!) Однако это стихотворение помещено в разделе «Разноцветных страниц». Значит, здесь мы должны решить какую-то учебную задачу. Какую?

Обобщение

  • Предлагаю завести «Поэтическую тетрадь» и записывать туда понравившиеся вам стихи. Записывание стихов поможет вам легче заучить их. (Подобная форма работа со стихами имеет давнюю историю, которая уходит корнями в глубокую методическую традицию и многократно подтвердила свою результативность. А записывание выученных наизусть стихов по памяти помогает приобрести также и устойчивые орфографические навыки).

Подведение итогов и оценка результатов

  • Понравился ли вам урок? Что именно? Чему мы научились? Что узнали нового? Выполнили ли вы нашу учебную задачу на уроке? Каковы наши результаты? Оцените результаты и ваше настроение с помощью знаков-символов и «Барометра настроений».



Урок № 2 (17). Слово как средство создания картины природы. А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна». Т. Белозёров

«Подснежники». А. Плещеев «Травка зеленеет.»

Целевые установки урока Предметные цели;

  • понимать учебную задачу при работе с текстом;

  • проявлять интерес к чтению стихов русских поэтов;

  • уметь передать голосом различные интонации при чтении стихов;

  • уметь создавать картинки по словесному описанию (с помощью учителя);

  • эмоционально откликаться на выразительность поэтического слова;

  • размышлять над значением слов и выражений;

  • уметь читать плавно, целыми словами.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • уметь формулировать цель изучения темы и ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • сравнивать разные стихи на одну тему;

  • понимать содержание художественного текста (с помощью учителя);

  • высказывать свое мнение, свою точку зрения и делать выводы. Коммуникат ивные:


  • уметь читать стихи друг другу;

  • уметь вести диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;



    • уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).

    Личностные:

    • проявлять интерес к чтению стихов русских поэтов;

    • понимать значение заучивания стихов;

    • уметь проявить внимание к поэтическому слову;

    • выражать желание заучить наизусть стихи русских поэтов.