Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 596
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поговорим о самом главном: К. Ушинский. Гусь и журавль (с. 58-59)
Анализ содержания сказки «Еусь и журавль», определение действующих лиц, осмысление их поступков.
-
Как называл себя гусь (Царем всех птиц.) Прав ли он? Как о нем сказал журавль? (Елупая ты птица!) Как журавль объяснил свой ответ? Прочитайте. -
Сравните оценки: «всем птицам царь» — «глупая птица». Почему оценки такие разные? Как это можно объяснить? (Первую оценку дает себе сам гусь, а вторую — журавль, который смотрит на гуся со стороны). -
Посмотреть со стороны — это как? А легко ли вам посмотреть на себя со стороны? Кто может помочь в этом? (Друзья, родители или герои сказок и рассказов). -
Что можно сказать о гусе? Были ли у него какие-либо достоинства? (Да, не мог и ходить по земле, и летать, и плавать...) Почему же журавль назвал его глупой птицей? -
Сравните, когда гусь выглядит способным, уверенным в себе? (Когда он перечисляет свои способности). А когда он становится хвастливым? (Когда он говорит о себе: «Я всем птицам царь»). -
Что означает слово «хвастовство»? Объясните, как вы это понимаете.
Главная мысль произведения
-
Есть ли в тексте сказки строки, которые можно назвать важной, главной мыслью сказки? («Лучше знать что-нибудь одно.»). -
Как вы думаете, изменится ли поведение гуся после разумных слов, сказанных журавлем?
Следует обратить внимание на то, чтобы дети говорили, как выглядит гусь, а не какой он, т.е. есть желание навсегда приклеить к нему какое-то не очень хорошее качество. После разговора с журавлем он, может быть, измениться и станет менее хвастливым.
-
Только ли о животных рассказывает это сказка? Хвастовство — это хорошее качество или нет? (Хвастовство — восхваление своих достоинств, часто слишком преувеличенных или просто придуманных).
Чтение сказки по ролям, выразительное чтение
-
Подготовьтесь к выразительному чтению. С какой интонацией надо читать слова гуся? ( Веселой, грустной, хвастливой). А слова журавля как читать? С интонацией осуждения или сожаления?
Определение учебной задачи завершения раздела
-
вариант:
-
Ребята, сегодня мы проводим последний урок по изучаемой теме. Откройте 60 страницу учебника. Прочитайте заглавие («Проверим себя»). -
Что же будет нашей учебной задачей? (Проверить и оценить результаты изучения нашей темы).
Далее урок проводится в соответствии с вопросами и заданиями учебника: «Проверим себя» (с. 60).
-
вариант: наши цели и результаты
Учащиеся могут вернуться к началу темы. Прочитать ее название и вспомнить те цели, которые они ставили вначале.
-
Проверьте себя, знаете ли вы названия народных сказок. Назовите 2-3 из них. Можете ли определить последовательность событий в сказках «Гуси-лебеди» или «Собака и петух»? Воспользуйтесь вопросами (подсказкой): С чего все началось? Как продолжилось? Чем закончилось? -
Какие уроки из сказок вы извлекли? Герои какой сказки могли бы сказать: «Друг за друга держаться — ничего не бояться» («Петух и собака»). Какая сказка («Гуси-лебеди») нам подсказал, что нельзя забывать о цели, которую мы ставим перед собой, и очень важно добиваться результатов. Значит, надо быть ответственными. -
Помогли ли вам герои сказок посмотреть на себя и оценить свои поступки? Подумайте, если хотите, то расскажите. -
Различаете ли вы сказки, загадки, песенки? Приведите примеры.
Работа с альбомами (книжками) загадок, которые собрали и подготовили дети
На уроке проводится выставка альбомов загадок. Учащиеся знакомятся с ними, рассматривают оформление, выбирают лучшие загадки, читают и отгадывают их. Важно, чтобы дети умели находить сходство между предметом загадки и предметом отгадки.
Выразительное чтение
Учащиеся самостоятельно выбирают стихи, потешки, песенки для показа своих умений, которых они достигли в чтении.
Чтение для радости и удовольствия
Урок заканчивается чтением стихотворных строк из сказок А. С. Пушкина.
Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель...»
Тема, посвященная приходу весны, небольшая, но она может сыграть положительную роль в эмоциональном развитии детей, в формировании у них художественно-образного мышления. Учащиеся познакомятся как с произведениями классиков литературы, так со стихами современных писателей. Важно пробудить в детях желание читать и перечитывать стихи, обратить их внимание на роль слова в художественном тексте, с помощью которого поэт, как художник, рисует картины природы, передает свое отношение, свои эмоции читателю.
Учащиеся будут наблюдать за ритмическим рисунком стихотворения
, где повторяющиеся слова создают впечатление движения и журчание весеннего ручья. Для совершенствования качества чтения следует сделать акцент на отработке приемов выразительного чтения с различными речевыми задачами: передать (голосом, интонацией) удивление, радость, печаль.
Урок № 1 (16). Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».
Целевые установки урока Предметные цели;
-
иметь представление о цели и планируемых результатах изучения темы, обозначенных на шмуцтитуле (без термина); -
уметь выразительно читать и слушать стихи русских поэтов о весне и находить их в библиотеке; -
сравнивать стихи на одну тему; -
рисовать словесные картинки с опорой на текст; -
овладевать приемами целостного чтения слов; -
уметь читать диалоги.
Метапредметные цели:
Регулятивные:
-
слушать чтение стихов; -
ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); -
стремиться к достижению положительных результатов; -
оценивать результаты, вносить необходимые изменения.
Познават елъные:
-
представлять образное изображение природы в стихах (с помощью учителя); -
отбирать слова для словесных картин и анализировать их значение; -
осмысливать свои достижения и успехи (с помощью учителя).
Коммун икативные:
-
уметь передавать слушателям свое настроение при чтении стихов; -
уметь взаимодействовать в парах: говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы.
Личностные:
-
проявлять интерес к поэтическому творчеству; -
уметь находить сборники стихов о природе в библиотеке и брать их для самостоятельного чтения; -
выражать желание заучить и записать понравившееся стихотворение в свой альбом стихов.
Ход урока
Коллективное формулирование учебной цели
Учащиеся работают со страницей 61 учебника,
-
Какие цели мы поставим при изучении темы « Апрель, Апрель!..»? Какие учебные задачи мы будем решать? Чему научимся?
Желательно на уроке использовать репродукции картин известных художников о весне.
-
Знаете ли вы, к какому времени года относится апрель? Сколько месяцев длится весна? Наблюдали ли вы, как приходит весна, с какого месяца она начинается? (С марта.) Чем интересен месяц март? (Природа только начинает просыпаться: тает снег, бегут ручьи, с юга начинают прилетать птицы). -
Подумайте, почему раздел о весне начинается не с марта, а с апреля? Что радует людей в апреле? (В апреле появляется зеленая трава, подснежники, лес окутывается зеленой дымкой...) -
Русские поэты обладают не только поэтическим даром, но и умеют передать в стихах свои наблюдения, свою радость, которую пробуждает весна. Поэтому у нас так много стихов о природе, стихов о весне и весеннем настроении. -
Любите ли вы весну? Расскажите. Где вы наблюдали приход весны?
Основная часть урока
Рубрика «В мире книг»
-
Знаете ли вы книги посвященные природе? Какие из них вы читали? Кто их автор? -
Рассмотрите страничку «В мире книг». (Учитель может сделать небольшую выставку книг, посвященную временам года. Желательно, чтобы и учитель прочитал свои любимые стихи о весне). -
Докажите, что книги помогают нам больше узнать о мире, о природе, о тех чудесах, которые мы не замечаем.
Рубрика «Разноцветные страницы». Осмысление цели чтения.
Прочитайте веселые стихи В. Лунина. Оно поддержит ваше хорошее настроение.
-
С какой целью вы читали стихи В. Лунина? (Чтобы получить удовольствие!) Однако это стихотворение помещено в разделе «Разноцветных страниц». Значит, здесь мы должны решить какую-то учебную задачу. Какую?
Обобщение
-
Предлагаю завести «Поэтическую тетрадь» и записывать туда понравившиеся вам стихи. Записывание стихов поможет вам легче заучить их. (Подобная форма работа со стихами имеет давнюю историю, которая уходит корнями в глубокую методическую традицию и многократно подтвердила свою результативность. А записывание выученных наизусть стихов по памяти помогает приобрести также и устойчивые орфографические навыки).
Подведение итогов и оценка результатов
-
Понравился ли вам урок? Что именно? Чему мы научились? Что узнали нового? Выполнили ли вы нашу учебную задачу на уроке? Каковы наши результаты? Оцените результаты и ваше настроение с помощью знаков-символов и «Барометра настроений».
Урок № 2 (17). Слово как средство создания картины природы. А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна». Т. Белозёров
«Подснежники». А. Плещеев «Травка зеленеет.»
Целевые установки урока Предметные цели;
-
понимать учебную задачу при работе с текстом; -
проявлять интерес к чтению стихов русских поэтов; -
уметь передать голосом различные интонации при чтении стихов; -
уметь создавать картинки по словесному описанию (с помощью учителя); -
эмоционально откликаться на выразительность поэтического слова; -
размышлять над значением слов и выражений; -
уметь читать плавно, целыми словами.
Метапредметные цели:
Регулятивные:
-
уметь формулировать цель изучения темы и ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти; -
стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения; -
контролировать и оценивать результаты.
Познават елъные:
-
сравнивать разные стихи на одну тему; -
понимать содержание художественного текста (с помощью учителя); -
высказывать свое мнение, свою точку зрения и делать выводы. Коммуникат ивные:
уметь читать стихи друг другу;
уметь вести диалог и взаимодействовать в парах;
говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;
-
уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).
Личностные:
-
проявлять интерес к чтению стихов русских поэтов; -
понимать значение заучивания стихов; -
уметь проявить внимание к поэтическому слову; -
выражать желание заучить наизусть стихи русских поэтов.