Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 591

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Актуализация знаний и умений

  • Удалось ли вам, ребята, прочитать новые стихи о весне? Расскажите.

Постановка учебной задачи

  • Сегодня мы продолжим знакомиться со стихами русских поэтов. Вы узнаете, как интересно о ней рассказывают русские поэты, как они умеют передать свои чувства и настроение.

Основная часть урока

Чтение стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась...»

  • Прочитайте стихи А. Майкова медленно, не торопясь.

  • Что услышал поэт в пении ласточки? Что означает выражение «весною пахнет»? А вы можете рассказать, как «пахнет весна»?

  • Прочитайте стихотворение друг другу (в парах). Обратите внимание на последнее восклицательное предложение. Как его надо прочитать?

Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет.»

  • Это стихотворение называют еще «Сельской песенкой». Почему?

  • Найдите слова, которые передают радость человека, который ждет весну. Перечитайте эти строки.

  • Кто украшает весну? (Ласточка: с ней солнце краше и весна милей).

  • Какая речевая задача будет стоять перед нами? Передать при чтении стихов радость от видимых примет наступления весны, ожидание радостного приветствия ласточки (ее радостного щебетания).

Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Весна»

  • Рад ли поэт приходу весны? Нравится ли ему цветок? Можно ли догадаться об этом? (Поэт называет его ласково «голубенький, чистый»).

  • Какое слово находит поэт, чтобы у нас возникла картинка тающего снега? (Сквозистый снежок).

Восприятие стихотворения Т. Белозерова «Подснежники». Читает учитель.

  • Приходилось ли вам видеть подснежники? Опишите его.

  • Я прочту вам стихотворение, а вы постарайтесь представить картину, в нем изображенную, и рассказать о ней.

  • О чем это стихотворение? Похоже ли оно на сказку? Как поэт говорит о Снегурочке? Какие слова помогают читателю ярко ее представить? (Печальная, чужая, плакала.)

  • С чем поэт сравнивает подснежники? Нравится ли вам такое сравнение?

Самостоятельное чтение стихотворения « Подснежники».

Выбор стихотворения для выразительного чтения и заучивания наизусть

  • Объясните свой выбор. Подумайте, в каком темпе лучше читать стихотворение.

Подведение итогов

Осмысление результатов с помощью использования цветных фишек или полосок.



Урок № 3 (18). Особенности стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему. С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи...».

Целевые установки урока Предметные;

  • проявлять интерес к чтению стихов русских поэтов;

  • уметь создавать картинки по словесному описанию (с помощью учителя);

  • уметь эмоционально откликаться на выразительность поэтического слова;

  • уметь читать плавно, целыми словами, выбирать темп чтения. Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • понимать содержание художественного текста (с помощью учителя);

  • осмысливать значение образного изображения (без терминов) природы в стихах;

  • уметь высказывать свое мнение о стихах, сравнивать его с другими точками зрения.

Коммун икат ивные:

  • уметь вести диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать ответы одноклассников;



  • уметь договариваться;

  • уметь сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику (партнеру).

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению стихов;

  • уметь эмоционально выразить отношение к поэтическому изображению природы;

  • понимать смысл и значение слов, используемых поэтом;

  • выражать радость, удивление в процессе чтения стихов, в которых можно «увидеть» живые картины природы (с помощью учителя).



Беседа о «Поэтической тетради»

  • Какие стихи вы записали в свою тетрадь? Что хотите прочитать наизусть?

Постановка учебной задачи

  • Сегодня, ребята, вас ждет сюрприз. Вы будете слушать стихи. Обычно вы представляли картины, которые рисует поэт словами. А теперь ваша задача определить, какие веселые звуки весны можно услышать в стихотворении? Чья песенка звучит звонки и весело?

Самостоятельное чтение стихотворения С. Маршака «Апрель»

  • Вы хорошо знаете это стихотворение. Прочитайте стихи самостоятельно.

  • Как в стихотворении изображен постепенный приход весны? Опишите своими словами. Сравните, какое настроение создает ваш пересказ и стихи поэта? Г де звучит больше радости, удивления?

  • Прочитайте стихи С. Маршака выразительно. Обратите внимание на восклицательный знак в начале стихотворения.

Первичное восприятие стихотворения И. Токмаковой. Название стихотворения «Ручей» учитель не называет

  • Понравилось ли вам стихотворение? Какие живые картины вы «увидели» (представили, нарисовали в воображении) при чтении стихов? Чья же песенка звучала? Как можно озаглавить стихотворение? («Ручей»).

Самостоятельное чтение стихов (чтение для себя). Ответы на вопросы учебника (с. 69)

  • Найдите слова, которые помогли вам «оживить» ручей, представить его радостное движение.

Слушание стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает...»

  • Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Как вы себе представляете картину, в нем изображенную? Вам было смешно, грустно или вас совсем не затронуло это стихотворение?

  • Давайте прочтем его и разберемся. Может быть тот, кого не затронули эти стихи, изменит свое мнение?

Чтение и разбор произведения

  • Прочитайте первые четыре строки. Какой изображена весна в стихах: как явление природы (как обычная весна) или она оживлена и представлена в виде какой-то волшебницы, которая быстро шагает и под ее ногами тают сугробы?

  • Прочитайте второе четверостишие. Догадались ли вы, что у автора есть чувство юмора, она нам улыбается и как бы подшучивает над нами? И мы вместе с ней улыбаемся.

  • Какие строки говорят нам об этом? (Верно, очень теплые ноги у весны.)

  • Понравилось ли вам такое изображение весны? Прочитайте все стихотворение целиком и получите удовольствие от чтения!

  • Изменилось ли у кого-то мнение об этом стихотворении?

Подведение итогов


  • Какие произведения мы читали на уроке? Это рассказы, стихи, загадки?

  • Что больше всего понравилось? Стихи, каких поэтов вы хотели бы выучить наизусть?

Оценка личных достижений каждого. В конце урока дети читают понравившиеся стихи.


Урок № 4 (19). Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • уметь сравнить учебные задачи и результаты изучения темы, обозначенные в учебнике («Проверим себя»);

  • знать несколько имен русских поэтов и уметь выразительно читать их стихи;

  • создавать картинки по словесному описанию загадочного предмета (с помощью учителя);

  • уметь читать плавно, целыми словами.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • соотносить цель и результат (с помощью учителя);

  • уметь удерживать в памяти учебную задачу;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • понимать содержание художественного текста (с помощью учителя);

  • осмысливать значение образного изображения (без терминов) природы в стихах;

  • осмысливать приемы сравнения (с помощью учителя);

  • уметь высказывать свое мнение и сравнивать его с другими точками зрения.

Коммун икативные:

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь взаимодействовать в парах: формулировать общий вопрос и ответ;



  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • уметь проявлять терпение и внимание к своему собеседнику (партнеру).


Личностные:

  • проявлять интерес к поэтическому творчеству;

  • уметь находить сборники стихов о природе в библиотеке и брать их для самостоятельного чтения и обогащения литературного опыта;

  • уметь эмоционально откликаться на выразительность поэтического слова;

  • выражать желание заучить и записать понравившееся стихотворение в свой альбом стихов.



Ход урока

Повторение. Чтение стихов И. Токмаковой по выбору («Ручей», «К нам весна шагает...»)

  • Объясните свой выбор. Почему вы выбрали это стихотворение? Постановка учебной задачи

  • Попробуйте сами поставить и сформулировать учебную задачу, которую сегодня мы будем решать на уроке.

Рубрика «Как хорошо уметь читать»

  • Прочитайте самостоятельно стихотворение Р. Сефа «Чудо» (с. 73).

  • А вы удивились бы такому чуду?

  • Прочитайте стихотворение выразительно друг для друга. Попробуйте сделать большую паузу перед словом «березка». Что удалось вам выразить при чтении стихов? (Удивление и радость от неожиданного чуда: появления росточка, пробившегося сквозь толщу асфальта).

  • Чтение стихотворения В. Берестова «Воробушки» в лицах, как диалог.

  • Кто участвует в диалоге? Давайте представим картину, как поэт ранней весной увидел стайку воробьев, радостно плескавшихся в весенней луже.

— Как он их называет? С какой интонацией надо читать слова каждого действующего лица?

Чтение пословиц из рубрики «Поговорим о самом главном» и объяснение их значения

— Прочитайте пословицы самостоятельно, подумайте над их смыслом. Почему эти пословицы из старинных учебников «живут» и сегодня являются предметом осмысления детей 3-го тысячелетия?

  • Объясните смысл тех пословиц, которые для вас являются очень важными.

  • Почему русский народ создал такую пословицу: «Счастье — спокойная совесть». Знаете ли вы, каких людей всегда ценили и любили на Руси и сейчас ценят? (Людей совестливых — честных, ответственных перед людьми за свое поведение, добрых, тех, кто является хозяином своему слову.)

Определение учебной задачи урока

  • Сегодня, ребята, мы завершаем чтение произведений по весенней теме «Апрель, Апрель...». Какую же учебную задачу, по вашему мнению, мы будем решать сегодня? Давайте вспомним, что мы планировали, что должны были сделать. Расскажите. Загляните на с. 61 и вспомните.