Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка результатов чтения с использованием цветных символов, обозначающих качество чтения

  • Кто сумел прочитать текст без ошибок и целыми словами, тот поднимает зеленый светофор (ему путь открыт для движения вперед); кому надо еще подучиться читать текст без ошибок и целыми словами — поднимает желтый светофор, а кто еще читает медленно по слогам — тот поднимает красный светофор и просит помощи друзей, которые помогут ему упражняться в повторном чтении знакомых текстов.


Урок № 2 (26). Определяем смысл произведения и поступков героя. Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • воссоздавать в воображении нравственные ситуации из прочитанных произведений, наблюдать (с помощью учителя) за особенностями поступков героев литературных произведений и сравнивать их;

  • находить в тексте слова, характеризующие героев;

  • размышлять над значением таких слов, как друг, дружба, лучший друг;

  • обращать внимание на ценность умения быстро читать и понимать прочитанное.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты, вносить необходимые коррективы в способы освоения навыка чтения (читать без ошибок и повторов, читать целыми словами в темпе разговорной речи).

Познават елъные:

  • понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам;

  • высказывать свое мнение, свою точку зрения;

  • сравнивать разные точки зрения;

  • делать выводы (с помощью учителя);

  • учиться воссоздавать в воображении (представлять) сюжетные ситуации по тексту.




Коммуникат ивные:

  • уметь вести диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия и внимания к своему собеседнику

Личностные:

  • с помощью учителя осваивать ценностный смысл нравственных понятий: друг, дружба, дружелюбное общение, взаимопомощь, сострадание, сочувствие, использовать их в процессе общения в классе;

  • проявлять интерес к изучаемому произведению;

  • выражать желание запомнить, записать и использовать в общении с детьми и взрослыми важные советы, заложенные в народных пословицах.


Ход урока

Чтение и работа с текстом

Чтение рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» с элементами творческой деятельности (предвосхищение событий). Учитель (или подготовленный ученик) читает текст рассказа до слов: «Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел и...»

  • Как бы вы поступили на месте Вовки? Как вы думаете, что сделал Вовка? Предположите, как поступит Коля. Почему вы так думаете? Чем закончится вся эта история (рассказ)?

Продолжение чтения рассказа детьми и ответ на вопросы из учебника.

  • Оправдались ли ваши предположения? Попробуем представить себе каждого из мальчиков. Какие они?

Повторное чтение текста (Вчитывание в текст, его осмысление и отработка техники чтения)

Учащиеся, перечитывая текст в парах, стараются представить себе всю ситуацию, которая произошла с ребятами.

Осмысление поступков детей (вопрос № 1)

  • Почему Коля смутился и разжал кулаки? (Потому, что Вовка назвал его своим лучшим другом).

  • Изменится ли у Коли его представление о дружбе и друзьях? Из какого предложения это видно? (Что же вы на самокате-то не катаетесь.)

  • Как, с какой интонацией надо прочитать заключительные слова Коли? (резко, грубо или спокойно, доброжелательно, растерянно).

Работа с заглавием рассказа (вопрос № 4)

Систему вопросов учитель может скорректировать, исходя из особенностей детей своего класса.

  • Что рассердило Колю? (Вовка без спроса взял самокат). Прочитайте. А вы рассердились бы? Определите, знал ли Вовка Чуйкова Колю раньше. Что происходило во дворе до ухода Коли? Представьте и расскажите. Вы согласны с Колей, что чужие вещи без спроса брать нельзя? Как намеревался Коля поступить с Вовкой? (Отлупить Вовку). Прочитайте эти строки и передайте голосом настроение мальчика. Что могло произойти, если бы Коля осуществил свое намерение?


Выразительное чтение текста

  • Почему драки удалось избежать? Какие поступки ребят вы бы одобрили, а какие — вам не понравились?

  • Как вы понимаете название рассказа? Будут ли мальчики настоящими друзьями? Прочтите еще раз заглавие, которое выбрал автор для своего рассказа? Вы согласны с ним? Что самое важное для себя (мысли, действия) понял каждый из мальчиков? (1. Чужие вещи без спроса брать нельзя даже у друга; 2. Надо ценить и сохранять дружбу, доброжелательное общение, избегать ссор, не ссориться, т.к. ссора приводит к беде).

  • Можно ли сказать, что Коля проявил терпение, сдержанность, а не полез сразу в драку? Докажите. Что помогло Коле, какие слова помогли ему преодолеть в себе вспышку злобы?

  • А вам приходилось наблюдать, как люди преодолевают свой гнев, злобу, обиду? Вы сами могли победить их в себе? Подумайте. Если хотите, то расскажите.

  • Важно ли для человека умение преодолевать (саморегуляция) плохое настроение, обиду, злобу? Помогает ли это умение в учебе, общении с друзьями и взрослыми?

Хоровое чтение пословиц, объяснение их смысла

— Вы уже знаете, что в своих пословицах русский народ вложил весь свой тысячелетний опыт жизни, сохранил эти пословицы для вас, чтобы вы поступали правильно и жили счастливо.

  • 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14



Настоящему другу цены нет.

С людьми браниться — никуда не годится.
Согласны ли вы с этими пословицами? Приведите примеры из жизни, когда их можно было бы применить, напомнить детям и самому себе, как надо поступать.

  • Какая из пословиц больше подходит к содержанию рассказа? Почему? Какой из пословиц можно было бы закончить рассказ Ю. Ермолаева? Как вы думаете, сохранят ли дружбу эти два мальчика?

    Самостоятельное чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок»

    • Из каких слов видно, что девочке жаль было игрушку? Как она преодолела это чувство? Почему? Как соотносится содержание стихотворения с пословицей?



    О себе заботься, а товарища не забывай.
    — Припомните, был ли у вас подобный случай. Какое настроение было у вас, когда вы что-то отдали свое, поделились с другом (подружкой)?

    Упражнение в выразительном чтении стихотворения

    (работа в парах)

    Учитель напоминает детям о правилах работы в парах, об использовании формул речевого этикета.

    Обобщение (познавательное, нравственно-эстетическое)

    • Какое из прочитанных произведений вам больше понравилось? Назовите авторов рассказа и стихотворения.

    • Что общего в прочитанных произведениях вы нашли? Какой темой вы объединили бы их? Кто из авторов написал рассказ, а кто стихотворение?

    • С какими важными мыслями обратились писатели к вам? Что из них вы хотели бы запомнить на всю жизнь?

    Учитель может предложить детям записать в свою мини-книжку «Важные (мудрые) советы на каждый день» важные для них выводы, мысли и пословицы, чтобы лучше запомнить их и пользоваться ими каждый день. Можно сделать плакат: «Важные правила для каждого». С этой работой детей можно познакомить родителей и привлечь их к совместной деятельности.

    Подведение итогов. Освоение элементов учебной деятельности

    • Какую учебную задачу мы ставили на уроке? (Узнать, кого можно считать настоящим другом.) Справились ли мы с ней? Какие результаты у нас получились? Проверьте себя.

    Оценка результатов чтения с использованием цветных символов, обозначающих качество чтения

    • Кто сумел прочитать текст без ошибок и целыми словами, тот поднимает зеленый светофор (ему путь открыт для движения вперед); кому надо еще подучиться читать текст без ошибок и целыми словами — поднимает желтый светофор, а кто еще читает медленно по слогам — тот поднимает красный светофор и просит помощи друзей, которые помогут ему упражняться в повторном чтении знакомых текстов.



    Урок № 3 (27). Сравнение текстов по содержанию и теме. Поступки героев. В. Орлов «Кто первый». С. Михалков «Бараны».

    Целевые установки урока Предметные цели:

    • использовать на практическом уровне такие понятия, как; стихотворение, рассказ, автор произведения, заглавие рассказа;

    • наблюдать (с помощью учителя) за особенностями изображения (художественно-образного) героев литературных произведений;

    • понимать прочитанное;

    • овладевать приемами интонационного чтения;

    • определять последовательность событий, составлять план. Метапредметные цели:

    Регулятивные:

    • с помощью учителя определять цель чтения текста и его результат;

    • учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения;

    • осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения.

    Познават елъные:

    • понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам;

    • сравнивать поступки героев, делать выводы;

    • сравнивать содержание разных текстов на одну и ту же тему;

    • высказывать свое мнение;

    • учиться воссоздавать в воображении, представлять сюжетные ситуации по тексту.

    Коммуникат ивные:

    • уметь вести диалог и взаимодействовать в парах;

    • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

    • уметь слушать ответы одноклассников; уметь договариваться;



    • учиться читать текст с диалогом;

    • выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия и внимания к своему собеседнику.