Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 581
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
выражать готовность к сотрудничеству на основе доброжелательности и внимания к своему собеседнику.
Личностные:
-
проявлять интерес к чтению произведений о семье; -
осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл понятий: семья, родители, родня; -
осмысливать ценность отношений в семье на основе взаимопонимания, поддержки, любви, взаимопомощи, терпения, общих интересов; -
определять (с помощью учителя) выбор в пользу вежливого общения, дружелюбия и взаимопомощи.
Ход урока
Этот урок учитель использует для формирования понятий и представлений о дружной семье, доброжелательных отношениях членов семьи друг с другом. Желательно на урок пригласить родителей и побудить их использовать в общении с детьми те доброжелательные отношения, о которых дети говорят на уроках.
Чтецкая разминка
-
Ребята! Сегодня нам предстоит прочитать произведение о семье. Для этого мы должны хорошо подготовить наш «инструмент», помощник в чтении — навык чтения. -
Знаете ли вы, как научиться читать слова целиком, не разделяя их на слоги? Вспомните наши секретные подсказки «Как научиться читать целыми словами?»
Учитель вместе с детьми определяет последовательность подготовительных действий: прочитать слово медленно по слогам; повторить его еще раз шепотом, поставить в нем ударение; прочитать слово целиком, быстро; проверить, понятен ли его смысл. Повторить те же действия с другими словами.
У доски работают два ученика с двумя группами слов. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания (прочитать слова в быстром темпе без ошибок).
Учимся читать | |
1. Родня — родные — родное | 2. Братик — братишка |
Дарить — подарю — подарок | Сестра — сестренка |
Говорить — говорю | Любить — люблю |
Говорю хорошо | Люблю читать |
Хоровое чтение слов в быстром темпе.
Вводная беседа (беседа о семье)
— Знаете ли вы слово, которое объединяет: маму, папу, братьев, сестер, дедушек и бабушек? (Семья, моя семья). Подумайте о своей семье, и расскажите о родных людях, как вы дружите с ними и помогаете друг другу. Прочитайте пословицу.
-
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
О чем говорит нам эта пословица? (Надо любить и уважать своих родителей: отца и мать).
Чтение стихотворения С. Маршак «Хороший день»
-
Посмотрите, какое произведение, написанное С. Маршаком, мы сегодня будем читать («Хороший день»). Легко ли будет его читать ребятам, которые еще читают по слогам? Давайте поможем им (первые два восьмистишия читают дети, а остальное — учитель). -
Понравилось ли вам стихотворение С. Маршака? Какие планы на выходной день обсуждали мальчик и папа? Прочитайте эти строки. -
Строите ли вы со своими родителями планы на выходной день? Какие? Сравните: построить план — построить дом. Составить план — это значит определить последовательность действий. -
Какое настроение у вас бывает, если вы проводите выходные с родителями? -
Как автор назвал свое стихотворение? Почему? (Работа с вопросом № 1). Действительно ли у мальчика был хороший день. А у вас бывает такой хороший день? Расскажите.
Различение процесса чтения и учебной задачи
-
Что мы делали сегодня уроке? (Читали). Какая задача стояла перед нами? (Не просто читать, а учиться читать правильно, целыми словами, постепенно убыстряя темп). Кроме того, мы познакомились с несколькими произведениями. Назовите их.
Оценка и корректировка результатов
-
Выполнили ли мы эту задачу? Оцените сами свои результаты в овладении навыком чтения. Помогла ли вам наша подсказка (памятка) «Как научиться читать целыми словами?» Над чем еще надо поработать каждому из вас? Подумайте, обсудите в парах.
Урок № 6 (30). Главная мысль рассказа. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Составление плана рассказа.
Целевые установки урока Предметные цели:
-
уметь читать плавно, целыми словами без ошибок; -
овладевать выразительным чтением диалога; -
расширять свое представление о дружбе и дружелюбии; -
уметь подбирать слова из текста для характеристики героя, высказывать о нем свое впечатление; -
осмысливать понятие «вежливость» (в речевом общении); -
различать вежливость настоящую и показную; -
наблюдать за авторскими приемами изображения героев. Метапредметные цели:
Регулятивные:
-
определять цель чтения текста и его результат (с помощью учителя); -
учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения; -
осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения;
Познават елъные:
-
понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам; -
сравнивать поступки героев, делать выводы; -
сравнивать и различать понятия: «доброе слово — грубое слово»; -
высказывать свое мнение; -
учиться воссоздавать в воображении, представлять сюжетные и морально-нравственные ситуации по тексту.
Коммуникат ивные:
-
уметь вести диалог при взаимодействии в парах; -
уметь слушать ответы одноклассников; -
выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия;
-
использовать формулы речевого этикета.
Личностные:
-
проявлять интерес к чтению и изучению произведения; -
осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл нравственных понятий о дружбе; -
осознавать последствия негативных форм общения (с помощью учителя); -
определять (с помощью учителя) выбор в пользу вежливого общения; -
понуждать себя к проявлению дружелюбия и внимания.
Ход урока
Подготовка к восприятию новых произведений
Актуализация знаний и умений знаний
-
Ребята, припомните произведения (автора и название), которые мы читали на прошлых уроках. В чем они убедили вас? Как лучше общаться: ссориться или дружить, быть вежливыми со всеми или грубить? Расскажите.
Проблемная ситуация
-
С какими ребятами вам хотелось бы общаться? Выбрали ли вы в свои друзья человека, который при встрече улыбается, внимателен к вам, «здравствуй» говорит, или того, кто хмурится, грубит, говорит неприятные слова.
Основная часть урока
Чтение произведения М. Пляцковского «Сердитый дог Буль» подготовленными учениками, которые читают перед классом текст по ролям
-
Понравилось ли вам чтение ребят? (Если дети хорошо прочитали текст, то у других учащихся появляется мотив для овладения хорошим навыком чтения). -
Какую сказочную историю рассказал нам писатель? Похож ли дог Буль на вежливого ослика из стихотворения Пивоваровой? Чем?
Самостоятельное чтение текста учащимися
-
Каким считал себя дог Буль? (Большим, храбрым и сильным). Почему у него не было друзей? Какое объяснение дал утенок? Найдите и перечитайте заключительный ответ утенка. -
Каким был утенок внешне, по сравнению с догом Булем? А чем он отличался от дога? Почему у него было много друзей? -
Вы согласны, что в словах утенка выражена очень важная мысль? Попробуем вместе сформулировать ее. Почему никто не хотел дружить с Булем? (Никто не хотел дружить с вредным и злым псом). Что нужно ему сделать, чтоб обрести друзей? (Надо перестать лаять, грубить и бросаться на всех и пугать). -
Прочитайте выразительно слова утенка. Здесь прячется важная мысль всей сказочной истории. Её обычно называют главной мыслью произведения (сказки, рассказа или стихотворения). -
Какой прием использует писатель в словах утенка и собаки, что мы чувствуем, что именно они произносят эти слова (дог: много др-р-рузей — утенок: прекря-крятишь).
Перечитывание эпизодов из сказочной истории (чтение для удовольствия). Выборочное чтение, работа в парах
-
На чьей стороне вы: вы думаете так же, как утенок, или вам нравится сила и храбрость Буля? Может ли сила и храбрость сочетаться с вежливостью?
Подведение итогов, осмысление прочитанного
-
Понравилось ли вам произведение, которое мы прочитали? -
Подумайте, можно ли эту сказочную ситуацию перенести на общение некоторых людей? С какими людьми трудно жить, как надо им измениться, чтобы у них появилось много друзей, чтобы всем было легко, хорошо, спокойно? О чем заставили он нас призадуматься, чему мы можем научиться, какие важные умения мы должны в себе воспитывать сами? -
Расширилось ли ваше представление о дружбе? Сравните и расскажите. Прочитайте выразительно строки, которые произвели на вас впечатление.
Оценка результатов
-
Подумайте, улучшился ли у вас навык чтения, в чем он стал лучше. -
Достигли ли вы намеченных результатов в навыке чтения. Оцените их самостоятельно с помощью цветных символов.
Урок № 7 (31). Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».
Целевые установки урока Предметные цели;
-
иметь представление о цели и достигнутых результатах изучения темы, находить их на шмуцтитулах (без термина); -
знать авторов и названия прочитанных произведений; -
иметь представление о содержании понятий «дружба, дружить, друзья»; -
понимать ценность умения быстро читать и понимать прочитанное; -
проявлять творческую активность при составлении своих текстов и ответов на вопросы. -
понимать содержание прочитанного текста, отвечать на вопросы; -
осмысливать нравственные понятия: ответственность, забота,
сочувствие;
-
уметь находить слова в тексте для характеристики героя рассказа; -
уметь определять последовательность событий в рассказе; -
принимать участие в коллективном составлении плана рассказа. Метапредметные цели;
Регулятивные:
-
сравнивать цели изучения раздела с результатом (с помощью учителя); -
определять (с помощью учителя) последовательность действий при реализации учебной задачи; -
стремиться к достижению положительных результатов; -
оценивать результаты и вносить необходимые изменения. -
определять цель чтения текста и его результат (с помощью учителя); -
учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения; -
осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения.
Познават елъные:
-
понимать содержание вопросов, выделять главное; -
понимать, что такое цель и результат (с помощью учителя), осмысливать свои достижения и успехи. -
понимать значение слов «сравнить», «сделать вывод»; -
высказывать свое мнение; -
учиться воссоздавать в воображении (представлять) сюжетные ситуации по тексту.
Коммуникат ивные:
-
говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы; -
уметь договариваться; -
пользоваться правилами речевого этикета. -
уметь вести диалог при взаимодействии в парах; -
уметь слушать ответы одноклассников; -
выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия и внимания к своему собеседнику.
Личностные:
-
иметь желание анализировать свои поступки с помощью учителя и героев прочитанных книг); -
выражать желание сотрудничать с детьми в парах, проявляя к ним внимание, терпение, доброжелательность; -
проявлять интерес к чтению и изучению произведения; -
различать противоположные качества характера людей (заботливый — равнодушный, добрый — злой, ответственный — безответственный); -
осваивать (с помощью учителя) приемы вежливого общения, дружелюбия и взаимопомощи.
Ход урока
Выборочное чтение стихотворных строк из произведения С. Маршака «Хороший день» (с. 42)
-
Прочитайте, как мальчик с папой побывали в зоопарке. Кого они там видели, каких животных? Знаете ли вы правила общения с животными, которые там находятся? Чего нельзя делать?
Беседа об отношении к животным
-
Есть ли разница в жизни животных на воле и в зоопарке? Каких животных нельзя держать дома? Что делать с животными, которые вы нашли на улице, в лесу? Как к ним надо относиться? Могут ли быть животные, которые живут у вас дома, быть друзьями? Приведите примеры.