Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 581

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • выражать готовность к сотрудничеству на основе доброжелательности и внимания к своему собеседнику.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений о семье;

  • осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл понятий: семья, родители, родня;

  • осмысливать ценность отношений в семье на основе взаимопонимания, поддержки, любви, взаимопомощи, терпения, общих интересов;

  • определять (с помощью учителя) выбор в пользу вежливого общения, дружелюбия и взаимопомощи.


Ход урока

Этот урок учитель использует для формирования понятий и представлений о дружной семье, доброжелательных отношениях членов семьи друг с другом. Желательно на урок пригласить родителей и побудить их использовать в общении с детьми те доброжелательные отношения, о которых дети говорят на уроках.

Чтецкая разминка

  • Ребята! Сегодня нам предстоит прочитать произведение о семье. Для этого мы должны хорошо подготовить наш «инструмент», помощник в чтении — навык чтения.

  • Знаете ли вы, как научиться читать слова целиком, не разделяя их на слоги? Вспомните наши секретные подсказки «Как научиться читать целыми словами?»

Учитель вместе с детьми определяет последовательность подготовительных действий: прочитать слово медленно по слогам; повторить его еще раз шепотом, поставить в нем ударение; прочитать слово целиком, быстро; проверить, понятен ли его смысл. Повторить те же действия с другими словами.

У доски работают два ученика с двумя группами слов. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания (прочитать слова в быстром темпе без ошибок).


Учимся читать

1. Родня — родные — родное

2. Братик — братишка

Дарить — подарю — подарок

Сестра — сестренка

Говорить — говорю

Любить — люблю

Говорю хорошо

Люблю читать








Хоровое чтение слов в быстром темпе.

Вводная беседа (беседа о семье)

— Знаете ли вы слово, которое объединяет: маму, папу, братьев, сестер, дедушек и бабушек? (Семья, моя семья). Подумайте о своей семье, и расскажите о родных людях, как вы дружите с ними и помогаете друг другу. Прочитайте пословицу.



  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
    О чем говорит нам эта пословица? (Надо любить и уважать своих родителей: отца и мать).

Чтение стихотворения С. Маршак «Хороший день»

  • Посмотрите, какое произведение, написанное С. Маршаком, мы сегодня будем читать («Хороший день»). Легко ли будет его читать ребятам, которые еще читают по слогам? Давайте поможем им (первые два восьмистишия читают дети, а остальное — учитель).

  • Понравилось ли вам стихотворение С. Маршака? Какие планы на выходной день обсуждали мальчик и папа? Прочитайте эти строки.

  • Строите ли вы со своими родителями планы на выходной день? Какие? Сравните: построить план — построить дом. Составить план — это значит определить последовательность действий.

  • Какое настроение у вас бывает, если вы проводите выходные с родителями?

  • Как автор назвал свое стихотворение? Почему? (Работа с вопросом № 1). Действительно ли у мальчика был хороший день. А у вас бывает такой хороший день? Расскажите.

Различение процесса чтения и учебной задачи

  • Что мы делали сегодня уроке? (Читали). Какая задача стояла перед нами? (Не просто читать, а учиться читать правильно, целыми словами, постепенно убыстряя темп). Кроме того, мы познакомились с несколькими произведениями. Назовите их.

Оценка и корректировка результатов

  • Выполнили ли мы эту задачу? Оцените сами свои результаты в овладении навыком чтения. Помогла ли вам наша подсказка (памятка) «Как научиться читать целыми словами?» Над чем еще надо поработать каждому из вас? Подумайте, обсудите в парах.


Урок № 6 (30). Главная мысль рассказа. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Составление плана рассказа.

Целевые установки урока Предметные цели:

  • уметь читать плавно, целыми словами без ошибок;

  • овладевать выразительным чтением диалога;

  • расширять свое представление о дружбе и дружелюбии;

  • уметь подбирать слова из текста для характеристики героя, высказывать о нем свое впечатление;

  • осмысливать понятие «вежливость» (в речевом общении);

  • различать вежливость настоящую и показную;

  • наблюдать за авторскими приемами изображения героев. Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • определять цель чтения текста и его результат (с помощью учителя);

  • учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения;

  • осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения;

Познават елъные:

  • понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам;

  • сравнивать поступки героев, делать выводы;

  • сравнивать и различать понятия: «доброе слово — грубое слово»;

  • высказывать свое мнение;

  • учиться воссоздавать в воображении, представлять сюжетные и морально-нравственные ситуации по тексту.

Коммуникат ивные:

  • уметь вести диалог при взаимодействии в парах;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия;




  • использовать формулы речевого этикета.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению и изучению произведения;

  • осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл нравственных понятий о дружбе;

  • осознавать последствия негативных форм общения (с помощью учителя);

  • определять (с помощью учителя) выбор в пользу вежливого общения;

  • понуждать себя к проявлению дружелюбия и внимания.


Ход урока

Подготовка к восприятию новых произведений

Актуализация знаний и умений знаний

  • Ребята, припомните произведения (автора и название), которые мы читали на прошлых уроках. В чем они убедили вас? Как лучше общаться: ссориться или дружить, быть вежливыми со всеми или грубить? Расскажите.

Проблемная ситуация

  • С какими ребятами вам хотелось бы общаться? Выбрали ли вы в свои друзья человека, который при встрече улыбается, внимателен к вам, «здравствуй» говорит, или того, кто хмурится, грубит, говорит неприятные слова.

Основная часть урока

Чтение произведения М. Пляцковского «Сердитый дог Буль» подготовленными учениками, которые читают перед классом текст по ролям

  • Понравилось ли вам чтение ребят? (Если дети хорошо прочитали текст, то у других учащихся появляется мотив для овладения хорошим навыком чтения).

  • Какую сказочную историю рассказал нам писатель? Похож ли дог Буль на вежливого ослика из стихотворения Пивоваровой? Чем?

Самостоятельное чтение текста учащимися

  • Каким считал себя дог Буль? (Большим, храбрым и сильным). Почему у него не было друзей? Какое объяснение дал утенок? Найдите и перечитайте заключительный ответ утенка.

  • Каким был утенок внешне, по сравнению с догом Булем? А чем он отличался от дога? Почему у него было много друзей?

  • Вы согласны, что в словах утенка выражена очень важная мысль? Попробуем вместе сформулировать ее. Почему никто не хотел дружить с Булем? (Никто не хотел дружить с вредным и злым псом). Что нужно ему сделать, чтоб обрести друзей? (Надо перестать лаять, грубить и бросаться на всех и пугать).

  • Прочитайте выразительно слова утенка. Здесь прячется важная мысль всей сказочной истории. Её обычно называют главной мыслью произведения (сказки, рассказа или стихотворения).

  • Какой прием использует писатель в словах утенка и собаки, что мы чувствуем, что именно они произносят эти слова (дог: много др-р-рузей — утенок: прекря-крятишь).


Перечитывание эпизодов из сказочной истории (чтение для удовольствия). Выборочное чтение, работа в парах

  • На чьей стороне вы: вы думаете так же, как утенок, или вам нравится сила и храбрость Буля? Может ли сила и храбрость сочетаться с вежливостью?

Подведение итогов, осмысление прочитанного

  • Понравилось ли вам произведение, которое мы прочитали?

  • Подумайте, можно ли эту сказочную ситуацию перенести на общение некоторых людей? С какими людьми трудно жить, как надо им измениться, чтобы у них появилось много друзей, чтобы всем было легко, хорошо, спокойно? О чем заставили он нас призадуматься, чему мы можем научиться, какие важные умения мы должны в себе воспитывать сами?

  • Расширилось ли ваше представление о дружбе? Сравните и расскажите. Прочитайте выразительно строки, которые произвели на вас впечатление.

Оценка результатов

  • Подумайте, улучшился ли у вас навык чтения, в чем он стал лучше.

  • Достигли ли вы намеченных результатов в навыке чтения. Оцените их самостоятельно с помощью цветных символов.


Урок № 7 (31). Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • иметь представление о цели и достигнутых результатах изучения темы, находить их на шмуцтитулах (без термина);

  • знать авторов и названия прочитанных произведений;

  • иметь представление о содержании понятий «дружба, дружить, друзья»;

  • понимать ценность умения быстро читать и понимать прочитанное;

  • проявлять творческую активность при составлении своих текстов и ответов на вопросы.

  • понимать содержание прочитанного текста, отвечать на вопросы;

  • осмысливать нравственные понятия: ответственность, забота,

сочувствие;

  • уметь находить слова в тексте для характеристики героя рассказа;

  • уметь определять последовательность событий в рассказе;

  • принимать участие в коллективном составлении плана рассказа. Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • сравнивать цели изучения раздела с результатом (с помощью учителя);

  • определять (с помощью учителя) последовательность действий при реализации учебной задачи;

  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • оценивать результаты и вносить необходимые изменения.

  • определять цель чтения текста и его результат (с помощью учителя);

  • учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения;

  • осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения.




Познават елъные:

  • понимать содержание вопросов, выделять главное;

  • понимать, что такое цель и результат (с помощью учителя), осмысливать свои достижения и успехи.

  • понимать значение слов «сравнить», «сделать вывод»;

  • высказывать свое мнение;

  • учиться воссоздавать в воображении (представлять) сюжетные ситуации по тексту.

Коммуникат ивные:

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь договариваться;

  • пользоваться правилами речевого этикета.

  • уметь вести диалог при взаимодействии в парах;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия и внимания к своему собеседнику.

Личностные:

  • иметь желание анализировать свои поступки с помощью учителя и героев прочитанных книг);

  • выражать желание сотрудничать с детьми в парах, проявляя к ним внимание, терпение, доброжелательность;

  • проявлять интерес к чтению и изучению произведения;

  • различать противоположные качества характера людей (заботливый — равнодушный, добрый — злой, ответственный — безответственный);

  • осваивать (с помощью учителя) приемы вежливого общения, дружелюбия и взаимопомощи.


Ход урока

Выборочное чтение стихотворных строк из произведения С. Маршака «Хороший день» (с. 42)

  • Прочитайте, как мальчик с папой побывали в зоопарке. Кого они там видели, каких животных? Знаете ли вы правила общения с животными, которые там находятся? Чего нельзя делать?

Беседа об отношении к животным

  • Есть ли разница в жизни животных на воле и в зоопарке? Каких животных нельзя держать дома? Что делать с животными, которые вы нашли на улице, в лесу? Как к ним надо относиться? Могут ли быть животные, которые живут у вас дома, быть друзьями? Приведите примеры.