Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личностные:
-
проявлять интерес к чтению книг; -
осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл нравственных понятий (дружба, взаимопомощь, сочувствие); -
осмысливать нравственные понятия (дружба, взаимопомощь, упрямство, ссора); -
воссоздавать в воображении нравственные ситуации из прочитанных произведений, размышлять над своими поступками и сравнивать их с поступками героев прочитанных произведений; -
стремиться (с помощью учителя) делать выбор в пользу дружелюбия и взаимопомощи.
Ход урока
Постановка учебной задачи (её формулирует учитель)
-
Сегодня, ребята, мы продолжим изучение темы. Назовите ее («Я и мои друзья»}. В названии темы есть очень короткое, но важное слово «Я». Значит, мы будем говорить не только о своих друзьях, но и размышлять о себе, думать, какие мы. Это наша большая цель. А теперь обратим внимание на очень две важные задачи урока: познакомиться с новыми произведениями, учиться читать правильно и бегло. -
Интересно, что расскажут нам новые произведения. Сможете ли вы прочитать их целыми словами в темпе нашей разговорной речи, т.е. так, как мы говорим? Давайте подготовимся к чтению.
Подготовка к восприятию произведения В. Орлова « Кто первый?»
-
Подготовьтесь рассказать о своей дружбе:
-
Есть ли у вас друзья? -
Что вы любите делать вместе? -
Как умеете договариваться? -
Бывают ли между вами ссоры? Надолго ли они? -
В чем причина ваших ссор и споров? -
Чем заканчиваются ваши споры? -
Знаете ли вы секреты примирения?
Выразительное чтение стихотворения В. Орлова
-
О чем это стихотворение? Что вы из него поняли? На какую особенность дружбы детей обратил наше внимание автор? (Ссоры у детей часто возникают по пустякам. Причины ссор ребята быстро забывают, а неприятное чувство обиды остается).
Учитель может предложить детям поразмышлять над вопросом: «Как помирить ребят, как им поступить?».
Чтение по ролям, работа с вопросами
-
Как рассказчик относится к детям: он их ругает или что-то подсказывает им, дает совет? Какой? (Из-за пустяковой ссоры не стоит терять дружбу). -
Что вы можете сказать об авторе произведения? (Он очень наблюдательный человек и очень любит детей).
Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Бараны»
Первичное восприятие
Стихотворение читает учитель.
-
О ком написал свое стихотворение поэт? Почему встреча двух баранов закончилась так печально? Поделитесь своими впечатлениями. -
Зачем поэт написал это стихотворение? (1. Он хотел рассказать об одном случае, который произошел в горах. 2. Он рассказал детям эту историю, чтобы предостеречь их от чего-то страшного).
Пересказ событий по опорным словам (вопросы № 1-2, с. 36) и составление плана (с. 37)
Чтение стихотворения цепочкой.
-
Соотнесите события с опорными словами (встреча — упрямство — спор — беда). Помогают ли эти слова вам пересказать содержание стихотворения? Почему такие слова называют опорными? (Они, словно опоры у моста, поддерживают наш пересказ, определяют последовательность событий). -
Правильно ли выстроена последовательность событий в таких опорных словах: упрямство — встреча — спор — беда? Исправьте. -
Попробуем каждое опорное слово превратить в предложение (они могут быть заранее написаны на доске). У нас получится план. Он поможет вам правильно передать содержание стихотворения. -
-
На горной тропинке повстречались два барашка (встреча). -
Они не хотели уступить дорогу друг другу (упрямство). -
Бараны стали упираться и крутить рогами (спор). -
Два барана утонули (беда).
-
Обобщение
-
Назовите героев стихотворения С. Михалкова. -
Только ли об упрямых барашках рассказано в стихотворении? Какой вывод вы сделали для себя? Выберите ответ: 1. Стой всегда на своем. 2. Ссора да упрямство до добра не доведут. 3. Важно уметь договариваться. -
Какие советы детских писателей вам хотелось бы запомнить и воспользоваться ими? (Не ссориться, не драться, уметь договариваться, уступать друг другу).
Подведение итогов
-
Какие задачи решали сегодня на уроке? Удалось ли нам их выполнить? Что узнали нового? На какую важную мысль о дружбе натолкнуло вас произведение В. Орлова, а произведение С. Михалкова? -
Оцените свои достижения в освоении навыка чтения (работа в парах).
Учащиеся читают стихотворение в парах, с предварительной установкой для каждой пары: 1. на плавное чтение целыми словами; 2. чтение в темпе разговорной речи; 3. выразительное чтение.
При оценке успехов в овладении навыков чтения можно использовать цветные символы.
Урок № 4 (28). Тема и главная мысль произведения. Р. Сеф «Совет». В. Орлов «Если дружбой дорожить». И. Пивоварова «Вежливый ослик».
Целевые установки урока Предметные цели:
-
понимать прочитанное и овладевать приемами целостного чтения слов; -
овладевать выразительным, интонационным чтением текста; -
углублять представление о дружбе; -
наблюдать за особенностями употребления слов в тексте (переносное значение слов).
Метапредметные цели:
Регулятивные:
-
с помощью учителя определять цель чтения текста и его результат; -
учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения; -
осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения;
Познават елъные:
-
понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам; -
сравнивать поступки героев, делать выводы для использования в своем общении; -
сравнивать содержание разных текстов на одну и ту же тему; -
сравнивать свое мнение с другими мнениями.
Коммуникат ивные:
-
овладевать приемами монологической речи: говорить спокойно,
внятно, четко формулируя свою мысль;
-
уметь вести диалог; -
уметь слушать ответы одноклассников; -
выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия и внимания к своему собеседнику.
Личностные:
-
проявлять интерес к чтению книг, к изучаемому произведению; -
осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл нравственных понятий о дружбе; -
воссоздавать в воображении нравственные ситуации из прочитанных произведений, размышлять над своими поступками и сравнивать их с поступками героев прочитанных произведений; -
определять с помощью учителя выбор в пользу дружелюбия и взаимопомощи.
Ход урока
Актуализация знаний и умений (представлений), полученных на предыдущем уроке
-
Вспомните стихотворение В. Орлова «Кто первый?». Объясните, из- за чего прекратилась дружба мальчиков? (Из-за спора, обиды, драки?) -
Как вы считаете, можно ли спорить с другом, надо ли обижаться, если он с вами не согласен? Как можно избежать ссоры? (Не обижаться, выслушивать друга, быть терпеливым, попробовать привести убедительные примеры...).
Самостоятельное чтение стихотворения В. Орлова «Если дружбой дорожить...» (с. 39)
-
Какой совет дает поэт?
Чтение слов с доски в быстром темпе
Дружба, дружить, дорожить; ссора, спор, спорить.
Чтение и осмысление пословиц (с. 39)
Ученики объясняют, как они понимают пословицы.
Знакомство со стихотворением Р. Сефа «Совет»
Стихотворение читают дети вполголоса.
Осмысление названия стихотворения, работа над значением слов
— Можете ли объяснить название стихотворения? Какой мудрый совет дается в произведении? Почитайте последнее предложение хором. Почему поэт считает, что ссора — очень опасна?
-
Какой интересный прием использует поэт в стихотворении, чтобы наглядно представить нам последствия ссоры? (Он как бы сравнивает спор детей и ссору чашки с блюдцем, от которых во время ссоры остались одни осколки). Сравните выражения: «разбитая посуда» и «разбитая дружба». Понаблюдайте, что в них общего?
Выразительное чтение стихотворения в парах
-
С какой интонацией надо прочитать последнее предложение? (С предостережением, спокойно, безразлично).
Выразительное чтение учителем стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик». Прогнозирование развития событий
(Название стихотворения не произносится).
-
Послушайте, друзья, интересное стихотворение И. Пивоваровой, героем которого является ослик. Интересно, на какие мысли оно вас натолкнет, о чем заставить серьезно подумать.
Учитель читает стихотворение выразительно и делает большую паузу после слов «...И «здравствуй» говорил...»
-
Какое впечатление производит такой ослик? Как его можно охарактеризовать? (Вежливый ослик).
Можно спросить среднего или слабого ученика, который не догадался прочитать название стихотворения в учебнике.
Стихотворение дочитывает подготовленный ученик
-
Какое название автор придумал своему стихотворению? («Вежливый ослик»). Справедливо ли оно?
Самостоятельное чтение (вполголоса) стихотворения учащимися
(с. 40)
-
Что вы можете сказать об ослике? Хотелось ли вам назвать его вежливым? Выскажите свое мнение. Перечитайте стихотворение еще раз целыми словами (друг другу в парах). Найдите строки, где автор высказывает свое мнение об этом ослике. В каких словах это выражено? Вы согласным с этим мнением? Докажите. (Учитель может помочь детям, если те затрудняются в подборе аргументов). -
Подумаем вместе, почему автор так назвал свое стихотворение. На что хотел обратить наше внимание автор?
Углубленное понимание смысла стихотворения (с помощью учителя). Работа с вопросами учебника
-
Объясните свое понимание названия стихотворения (вопрос № 1, выбор ответа). -
Подумайте, хотел бы ослик быть вежливым (нравилось ли ему быть вежливым?) Откуда это видно? (Он кланялся, говорил вежливые слова). А использовал ли он в общении добрые слова? -
Чего ослик еще не знал, о чем не догадывался?
Работа с текстом стихотворения. Вопросы для размышления
-
Каким изобразил ослика в своем стихотворении автор? Какой ответ выберите вы? Почему автор назвал свое стихотворение «Вежливый ослик»? (Действительно ли он считает ослика вежливым, или изображает его с юмором, сочувствует ему?) -
Может быть, ослик совсем не злой и не обманщик, а просто он не знает секретов общения? Как вы считаете? Какой совет вы дадите ему, о чем расскажите? Подскажите ему. (Надо не только знать слова вежливости, но и всегда относиться к окружающим доброжелательно, использовать добрые слова, а не злые, грубые).
Подведение итогов
-
Какие задачи стояли перед нами на уроке? Как мы справились с ними? Над чем нам предстоит еще поработать? -
Произведения, каких авторов мы читали на уроке? Какие важные выводы каждый из вас сделал для себя? Какие стихи вы хотели бы выучить наизусть?
Урок № 5 (29). С. Маршак «Хороший день». Учимся выражать свою точку зрения.
Целевые установки урока Предметные цели:
-
расширять и уточнять свое представление о дружбе и дружной семье; -
понимать и уметь объяснять такие понятия, родные, родня, дружить; -
составлять небольшие рассказы о себе и своей семье; -
овладевать умением читать слова без ошибок в темпе разговорной речи.
Метапредметные цели;
Регулятивные:
-
определять цель чтения текста и соотносить его с результатом (с помощью учителя); -
учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения; -
осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения.
Познават елъные:
-
понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его по вопросам; -
сравнивать произведения на одну и ту же тему; -
представлять (воссоздавать в воображении) сюжетные ситуации по тексту; -
объяснять смысл и значение заглавия произведения.
Коммуникат ивные:
-
овладевать монологической речью: уметь составлять небольшие рассказы о маме и папе (с чего начать, как продолжить, чем закончить); -
уметь высказывать свое мнение и уметь выслушивать ответы одноклассников;