Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 544

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению книг;

  • осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл нравственных понятий (дружба, взаимопомощь, сочувствие);

  • осмысливать нравственные понятия (дружба, взаимопомощь, упрямство, ссора);

  • воссоздавать в воображении нравственные ситуации из прочитанных произведений, размышлять над своими поступками и сравнивать их с поступками героев прочитанных произведений;

  • стремиться (с помощью учителя) делать выбор в пользу дружелюбия и взаимопомощи.


Ход урока

Постановка учебной задачи (её формулирует учитель)

  • Сегодня, ребята, мы продолжим изучение темы. Назовите ее («Я и мои друзья»}. В названии темы есть очень короткое, но важное слово «Я». Значит, мы будем говорить не только о своих друзьях, но и размышлять о себе, думать, какие мы. Это наша большая цель. А теперь обратим внимание на очень две важные задачи урока: познакомиться с новыми произведениями, учиться читать правильно и бегло.

  • Интересно, что расскажут нам новые произведения. Сможете ли вы прочитать их целыми словами в темпе нашей разговорной речи, т.е. так, как мы говорим? Давайте подготовимся к чтению.

Подготовка к восприятию произведения В. Орлова « Кто первый?»

  • Подготовьтесь рассказать о своей дружбе:

  • Есть ли у вас друзья?

  • Что вы любите делать вместе?

  • Как умеете договариваться?

  • Бывают ли между вами ссоры? Надолго ли они?

  • В чем причина ваших ссор и споров?

  • Чем заканчиваются ваши споры?

  • Знаете ли вы секреты примирения?

Выразительное чтение стихотворения В. Орлова

  • О чем это стихотворение? Что вы из него поняли? На какую особенность дружбы детей обратил наше внимание автор? (Ссоры у детей часто возникают по пустякам. Причины ссор ребята быстро забывают, а неприятное чувство обиды остается).

Учитель может предложить детям поразмышлять над вопросом: «Как помирить ребят, как им поступить?».

Чтение по ролям, работа с вопросами

  • Как рассказчик относится к детям: он их ругает или что-то подсказывает им, дает совет? Какой? (Из-за пустяковой ссоры не стоит терять дружбу).

  • Что вы можете сказать об авторе произведения? (Он очень наблюдательный человек и очень любит детей).

Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Бараны»


Первичное восприятие

Стихотворение читает учитель.

  • О ком написал свое стихотворение поэт? Почему встреча двух баранов закончилась так печально? Поделитесь своими впечатлениями.

  • Зачем поэт написал это стихотворение? (1. Он хотел рассказать об одном случае, который произошел в горах. 2. Он рассказал детям эту историю, чтобы предостеречь их от чего-то страшного).

Пересказ событий по опорным словам (вопросы № 1-2, с. 36) и составление плана (с. 37)

Чтение стихотворения цепочкой.

  • Соотнесите события с опорными словами (встреча — упрямство — спор — беда). Помогают ли эти слова вам пересказать содержание стихотворения? Почему такие слова называют опорными? (Они, словно опоры у моста, поддерживают наш пересказ, определяют последовательность событий).

  • Правильно ли выстроена последовательность событий в таких опорных словах: упрямство — встреча — спор — беда? Исправьте.

  • Попробуем каждое опорное слово превратить в предложение (они могут быть заранее написаны на доске). У нас получится план. Он поможет вам правильно передать содержание стихотворения.



    1. На горной тропинке повстречались два барашка (встреча).

    2. Они не хотели уступить дорогу друг другу (упрямство).

    3. Бараны стали упираться и крутить рогами (спор).

    4. Два барана утонули (беда).
    Прочитайте план. Попробуйте рассказать эту историю своим знакомым ребятам.

Обобщение

  • Назовите героев стихотворения С. Михалкова.

  • Только ли об упрямых барашках рассказано в стихотворении? Какой вывод вы сделали для себя? Выберите ответ: 1. Стой всегда на своем. 2. Ссора да упрямство до добра не доведут. 3. Важно уметь договариваться.

  • Какие советы детских писателей вам хотелось бы запомнить и воспользоваться ими? (Не ссориться, не драться, уметь договариваться, уступать друг другу).

Подведение итогов

  • Какие задачи решали сегодня на уроке? Удалось ли нам их выполнить? Что узнали нового? На какую важную мысль о дружбе натолкнуло вас произведение В. Орлова, а произведение С. Михалкова?

  • Оцените свои достижения в освоении навыка чтения (работа в парах).

Учащиеся читают стихотворение в парах, с предварительной установкой для каждой пары: 1. на плавное чтение целыми словами; 2. чтение в темпе разговорной речи; 3. выразительное чтение.



При оценке успехов в овладении навыков чтения можно использовать цветные символы.


Урок № 4 (28). Тема и главная мысль произведения. Р. Сеф «Совет». В. Орлов «Если дружбой дорожить». И. Пивоварова «Вежливый ослик».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • понимать прочитанное и овладевать приемами целостного чтения слов;

  • овладевать выразительным, интонационным чтением текста;

  • углублять представление о дружбе;

  • наблюдать за особенностями употребления слов в тексте (переносное значение слов).

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • с помощью учителя определять цель чтения текста и его результат;

  • учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения;

  • осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения;

Познават елъные:

  • понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам;

  • сравнивать поступки героев, делать выводы для использования в своем общении;

  • сравнивать содержание разных текстов на одну и ту же тему;

  • сравнивать свое мнение с другими мнениями.

Коммуникат ивные:

  • овладевать приемами монологической речи: говорить спокойно,

внятно, четко формулируя свою мысль;

  • уметь вести диалог;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • выражать готовность к сотрудничеству на основе дружелюбия и внимания к своему собеседнику.



Личностные:

  • проявлять интерес к чтению книг, к изучаемому произведению;

  • осваивать (с помощью учителя) ценностный смысл нравственных понятий о дружбе;

  • воссоздавать в воображении нравственные ситуации из прочитанных произведений, размышлять над своими поступками и сравнивать их с поступками героев прочитанных произведений;

  • определять с помощью учителя выбор в пользу дружелюбия и взаимопомощи.



Ход урока

Актуализация знаний и умений (представлений), полученных на предыдущем уроке

  • Вспомните стихотворение В. Орлова «Кто первый?». Объясните, из- за чего прекратилась дружба мальчиков? (Из-за спора, обиды, драки?)

  • Как вы считаете, можно ли спорить с другом, надо ли обижаться, если он с вами не согласен? Как можно избежать ссоры? (Не обижаться, выслушивать друга, быть терпеливым, попробовать привести убедительные примеры...).

Самостоятельное чтение стихотворения В. Орлова «Если дружбой дорожить...» (с. 39)

  • Какой совет дает поэт?

Чтение слов с доски в быстром темпе



Дружба, дружить, дорожить; ссора, спор, спорить.
Чтение и осмысление пословиц (с. 39)

Ученики объясняют, как они понимают пословицы.

Знакомство со стихотворением Р. Сефа «Совет»

Стихотворение читают дети вполголоса.

Осмысление названия стихотворения, работа над значением слов

— Можете ли объяснить название стихотворения? Какой мудрый совет дается в произведении? Почитайте последнее предложение хором. Почему поэт считает, что ссора — очень опасна?

  • Какой интересный прием использует поэт в стихотворении, чтобы наглядно представить нам последствия ссоры? (Он как бы сравнивает спор детей и ссору чашки с блюдцем, от которых во время ссоры остались одни осколки). Сравните выражения: «разбитая посуда» и «разбитая дружба». Понаблюдайте, что в них общего?

Выразительное чтение стихотворения в парах

  • С какой интонацией надо прочитать последнее предложение? (С предостережением, спокойно, безразлично).

Выразительное чтение учителем стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик». Прогнозирование развития событий

(Название стихотворения не произносится).

  • Послушайте, друзья, интересное стихотворение И. Пивоваровой, героем которого является ослик. Интересно, на какие мысли оно вас натолкнет, о чем заставить серьезно подумать.

Учитель читает стихотворение выразительно и делает большую паузу после слов «...И «здравствуй» говорил...»

  • Какое впечатление производит такой ослик? Как его можно охарактеризовать? (Вежливый ослик).

Можно спросить среднего или слабого ученика, который не догадался прочитать название стихотворения в учебнике.


Стихотворение дочитывает подготовленный ученик

  • Какое название автор придумал своему стихотворению? («Вежливый ослик»). Справедливо ли оно?

Самостоятельное чтение (вполголоса) стихотворения учащимися

(с. 40)

  • Что вы можете сказать об ослике? Хотелось ли вам назвать его вежливым? Выскажите свое мнение. Перечитайте стихотворение еще раз целыми словами (друг другу в парах). Найдите строки, где автор высказывает свое мнение об этом ослике. В каких словах это выражено? Вы согласным с этим мнением? Докажите. (Учитель может помочь детям, если те затрудняются в подборе аргументов).

  • Подумаем вместе, почему автор так назвал свое стихотворение. На что хотел обратить наше внимание автор?

Углубленное понимание смысла стихотворения (с помощью учителя). Работа с вопросами учебника

  • Объясните свое понимание названия стихотворения (вопрос № 1, выбор ответа).

  • Подумайте, хотел бы ослик быть вежливым (нравилось ли ему быть вежливым?) Откуда это видно? (Он кланялся, говорил вежливые слова). А использовал ли он в общении добрые слова?

  • Чего ослик еще не знал, о чем не догадывался?

Работа с текстом стихотворения. Вопросы для размышления

  • Каким изобразил ослика в своем стихотворении автор? Какой ответ выберите вы? Почему автор назвал свое стихотворение «Вежливый ослик»? (Действительно ли он считает ослика вежливым, или изображает его с юмором, сочувствует ему?)

  • Может быть, ослик совсем не злой и не обманщик, а просто он не знает секретов общения? Как вы считаете? Какой совет вы дадите ему, о чем расскажите? Подскажите ему. (Надо не только знать слова вежливости, но и всегда относиться к окружающим доброжелательно, использовать добрые слова, а не злые, грубые).

Подведение итогов

  • Какие задачи стояли перед нами на уроке? Как мы справились с ними? Над чем нам предстоит еще поработать?

  • Произведения, каких авторов мы читали на уроке? Какие важные выводы каждый из вас сделал для себя? Какие стихи вы хотели бы выучить наизусть?


Урок № 5 (29). С. Маршак «Хороший день». Учимся выражать свою точку зрения.

Целевые установки урока Предметные цели:

  • расширять и уточнять свое представление о дружбе и дружной семье;

  • понимать и уметь объяснять такие понятия, родные, родня, дружить;

  • составлять небольшие рассказы о себе и своей семье;

  • овладевать умением читать слова без ошибок в темпе разговорной речи.

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • определять цель чтения текста и соотносить его с результатом (с помощью учителя);

  • учиться различать процесс чтения и учебную задачу, решаемую в процессе чтения;

  • осмысливать свои достижения и успехи в овладении навыками чтения.

Познават елъные:

  • понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его по вопросам;

  • сравнивать произведения на одну и ту же тему;

  • представлять (воссоздавать в воображении) сюжетные ситуации по тексту;

  • объяснять смысл и значение заглавия произведения.

Коммуникат ивные:

  • овладевать монологической речью: уметь составлять небольшие рассказы о маме и папе (с чего начать, как продолжить, чем закончить);

  • уметь высказывать свое мнение и уметь выслушивать ответы одноклассников;